Академик С.Ф. Ольденбург: личность и эпоха

Автор: | 17.11.2014

«Свет Утренней Звезды», № 5(93) от 30 декабря 2013 г.                           

26 сентября 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося ученого–востоковеда, индолога, вдохновителя и организатора востоковедческих исследований в России академика Сергея Федоровича Ольденбурга.

Сергей Федорович происходил из старинного мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре I.
Дед его, Федор Федорович Ольденбург, был русским генералом от инфантерии. Свою службу он закончил в Варшаве.
Отец, Федор Федорович Ольденбург, полковник лейб-гвардии Московского полка, с 1856 года служил в Забайкальском казачьем войске, командовал полком. В 1861 году в возрасте 35 лет он женился на тридцатилетней Надежде Федоровне Берг.


Сергей Федорович Ольденбург

Сергей Федорович родился в 1863 году в селе Бянкино Нерчинского уезда Забайкальской области. Когда он и его брат подросли, отец решил оставить службу и посвятить себя их воспитанию. Он увез мальчиков в Европу. Прожив некоторое время в Париже и на юге Франции, Ольденбурги переехали в Гейдельберг.
По-видимому, Ф.Ф. Ольденбург был не вполне обычным генералом. Он поступил вольнослушателем в Гейдельбергский университет. Уделяя огромное внимание воспитанию сыновей и будучи поклонником идей Руссо, он стремился растить их в близости к природе.
Разговорным языком в семье был французский. Дети также превосходно владели немецким языком. Семья была очень дружная и любящая. Отец воспитывал в сыновьях рыцарский дух – умение защищать слабых, глубокое уважение к женщине и правдивость.

В 1874 году семья переехала в Варшаву. Оба брата поступили во второй класс первой варшавской русской гимназии. Они превосходно учились, увлекаясь в особенности латинским и греческим языками, и вышли из школы с хорошим знанием античных классиков.
Внезапная смерть отца в 1877 году глубоко потрясла семью, но Надежда Федоровна была не только самоотверженной, но умной и деятельной матерью и сумела довершить воспитание сыновей.
В 1881 году братья Ольденбурги с золотыми медалями окончили гимназию, и семья переехала в Петербург, родной город Надежды Федоровны, где Федор поступил на историко-филологический факультет университета, а Сергей на факультет восточных языков по санскритско-персидскому разряду.
С равным увлечением он занимался санскритом, персидским и арабским языками. Но языки не были для него самоцелью — в центре его внимания были история и культура Востока, в особенности темы, связанной с буддизмом.
Ученик профессора И.П. Минаева, он, подобно своему учителю, был увлечен буддизмом, особенно проявив себя в области изучения буддийского искусства, археологии и фольклора. Востоковедческое образование Ольденбурга было действительно энциклопедическим.
В 1885 году Сергей Федорович получил степень кандидата за диссертацию «Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия Magadhi».
После завершения учебы Ольденбург был послан за границу, где работал три года в библиотеках Германии, Франции и Англии.

В шестидесятые годы XIX века родилось особое поколение людей. Душевно и нравственно они формировались в удивительно динамичное время. Отмена крепостного права, развитие промышленности, в жизнь впервые входит электричество, больших высот достигает русское искусство — музыка, живопись, литература. Начиналась совсем новая эпоха. Все раскрепощало сознание молодежи, все звало к действию.
10 ноября 1882 года состоялась знаменитая студенческая сходка, на которой молодые люди протестовали против политики властей.
Здесь будущие члены студенческого кружка, который впоследствии принял высокое наименование «Братство», впервые познакомились друг с другом. В кружок вошли студенты Петербургского университета Александр Корнилов, Сергей и Федор Ольденбурги, Владимир Вернадский, Дмитрий Шаховской, Андрей Краснов, Николай Ушинский, Иван Гревс, Владимир Харламов и другие.
Ни до, ни после начала 1880-х годов в университете не училось сразу столько будущих блестящих ученых и талантливых преподавателей. Известно, что из студенческого общества, которое просуществовало всего шесть лет, вышли семь будущих академиков, в том числе В.И. Вернадский и С.Ф. Ольденбург, двенадцать профессоров, среди них А. Корнилов, А. Краснов, И. Гревс.

Члены кружка (его шутливо называли «Шахвербургом» по фамилии центральных фигур: Шаховской, Вернадский, Ольденбург) стремились к внутреннему совершенству, поиску смысла жизни, цель которой они видели в служении культуре, науке и человечеству.
Эта общая цель объединила их крепче любых клятв и связала членов «Братства» на всю жизнь самой тесной дружбой.
Шаховской вывел для кружковцев самые простые правила для руководства всегда и везде: работай как можно больше; потребляй как можно меньше; на чужие беды смотри как на свои.

В октябре 1886 года Сергей Федорович Ольденбург женился на Александре Павловне Тимофеевой, выпускнице математического отделения Педагогических курсов. В 1888 году у них родился сын Сергей. Через три года Александра Павловна скончалась от туберкулезного менингита, и воспитанием мальчика занимались отец и бабушка.

С 1889 года Сергей Федорович Ольденбург преподавал санскрит на восточном историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Получив степень магистра санскритской словесности за диссертацию «Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpavadana Jatakamala», в 1895 году он был назначен профессором и официально возглавил университетскую и ндологию.
Одним из его величайших достижений, которое принесло Российской Академии наук заслуженную славу, было основание в 1897 году международного издания «Bibliotheca Buddhica», серии, посвященной публикации буддийских текстов и монографий на буддийские темы. Серия включает тридцать томов. В 1937 году издание новых книг было прервано и только в 1960 году вновь возобновилось по инициативе Юрия Николаевича Рериха.

Сергей Федорович Ольденбург играл огромную роль в жизни Российской Академии наук на протяжении тридцати с лишним лет.
Востоковед – индолог по специальности, он был избран академиком в 1900 году, а в 1904 году занял пост непременного секретаря Академии и оставался им до октября 1929 года. Большой ум, энергия, выдержка и неутомимость, широчайший кругозор, редкая культурность и воспитанность, умение общаться с людьми самых разных положений, характеров и взглядов, отзывчивость, доступность и демократизм, все это делало Ольденбурга превосходным администратором и руководителем Академии.
Крупнейшим вкладом Ольденбурга в изучение Востока явились археологические исследования Восточного Туркестана и участие в организации российских научных исследований в Центральной Азии и Тибете.

Обе экспедиции в Восточный Туркестан (1909-1910 и 1914-1915 гг.), которые он возглавлял, способствовали созданию ценнейших коллекций рукописей и памятников древней буддийской культуры.
Предметы искусства экспедиции хранятся в Эрмитаже, а рукописи составили гордость Института востоковедения. Однако научные отчеты не были опубликованы.
Ольденбург также принял участие в организации экспедиций П.К. Козлова в Восточный Тибет (1900-1904 гг.) и Южную Монголию и Амдо (1907-1909 гг.). Обширное собрание буддийской иконописи и рисунков, привезенное П.К. Козловым из экспедиции, было изучено Ольденбургом.
В специальной монографии «Материалы к буддийской иконографии Хара-Хото», содержащей предварительное описание и классификацию памятников буддийского искусства, он подчеркнул важность находок для изучения истории тибетского искусства.

Ольденбург способствовал также посылке двух бурятских ученых из Забайкалья, Гомбожаба Цыбикова и Базара Барадина, в Центральный и Северо-Восточный Тибет.
Экспедиция профессора Цыбикова была организована Русским географическим обществом и длилась три года (1899-1902 гг.) В течение этих лет Цыбиков посетил Центральный Тибет и Лхасу.
Подробный отчет Цыбикова о путешествии «Буддист-паломник у святынь Тибета» был издан в 1919 году.
Путешествие Базара Барадина в 1905-1907 годах в интересах Русского Комитета по изучению Средней и Восточной Азии охватило Монголию и Северо-Восточный Тибет (Амдо).

С.Ф. Ольденбург также принял участие в строительстве буддийского храма в Санкт-Петербурге, который был торжественно освящен в 1913 году. Возведение этого храма, построенного в тибетском стиле, было начато весной 1909 года.
Строительство осуществлялось под наблюдением комитета, созданного Хамбо-ламой Агваном Доржиевым. В состав комитета входили академики В.В. Радлов (председатель) и С.Ф. Ольденбург, профессора В.Л. Котвич, Н.К. Рерих, А.Д. Руднев, Ф.И. Щербатской, художница А. Шнейдер и архитектор Г.В. Барановский.
Росписи внутреннего убранства храма были выполнены художником-иконописцем Осором Будаевым по эскизам Н.К. Рериха, во время работы над которыми Николай Константинович консультировался с бурятскими ламами. Рерих руководил и всем ходом работ по оформлению храма.

Огромная эрудиция и общественный темперамент Ольденбурга обусловили его роль как организатора науки.
Виднейший деятель Географического общества, он являлся председателем Этнографического отделения этого общества, директором Азиатского музея, а впоследствии Института востоковедения, председателем Восточной коллегии издательства «Всемирная литература», организатором краеведения в СССР, председателем комиссии по академическим экспедициям, председателем Тихоокеанского комитета, председателем Комиссии по изучению племенного состава населения России, членом Центрального бюро научных работников.
Популяризация научных достижений была для него органической частью работы ученого. Широчайший кругозор Ольденбурга особенно заметен в его работах по историографии – в биографических очерках о крупнейших востоковедах и в многочисленных рецензиях.

Обширные служебные обязанности помешали ученому опубликовать наиболее значительные из его работ. Он был вынужден жертвовать своими научными интересами.
Затрагивая вопрос о духовном оскудении, к которому пришла западная цивилизация, Ольденбург подчеркивал, что в культуре не должно быть разрыва преемственности и это накладывает особую ответственность на Россию и страны Востока.
Стремясь координировать работу русских фольклористов, Ольденбург в 1912 году организовал Сказочную комиссию при Этнографическом отделении Русского Географического общества и был ее бессменным председателем на протяжении почти двадцати лет.
После Февральской революции стал членом кадетской партии и входил в состав ее ЦК.
С 1912 года был выборным членом Государственного Совета от Академии наук и российских университетов, с 1915 года — член особого совещания по обороне государства. В июле — августе 1917 года назначен министром народного просвещения и был членом Временного правительства.

Приход к власти большевиков первоначально он встретил негативно, но с 1918 года начал активно сотрудничать с советской властью.
После октября 1917 года Ольденбург продолжал играть центральную роль в Академии, и именно на 1920-е годы приходится апогей его деятельности и влияния.
«Воинствующий оптимизм» Ольденбурга, о котором писал академик В.М. Алексеев, воистину был одной из основных и ценнейших черт его характера. В сентябре 1919 года, во время массовых арестов интеллигенции, он был арестован и просидел в заключения три недели.
В 1919 году с целью сохранить и рационально использовать имеющиеся научные кадры под руководством Ольденбурга была учреждена комиссия «Наука и ее работники».

Следует упомянуть о встречах Ольденбурга с Лениным. Когда в 1891 году Ленин приехал в Петербург, он нанес визит Ольденбургу и расспрашивал его о брате и сестре. Сергей Федорович в студенческие годы был знаком с братом Ленина Александром Ульяновым (они вместе входили в студенческое научно-литературное общество), а впоследствии в качестве члена Комитета Бестужевских курсов немного знал его рано умершую сестру Ольгу.
Еще одна встреча с Лениным состоялась 27 января 1921 года. Ольденбург на общем собрании Академии предложил обратиться в правительство с запиской, описывающей катастрофическое положение науки в России и указывающей меры, необходимые для ее спасения.
Беседа была продолжительной, в результате этой встречи Ленин удовлетворил ряд требований, изложенных в записке. «Я лично, — закончил Владимир Ильич беседу, — глубоко интересуюсь наукой и придаю ей громадное значение. Когда вам что-нибудь будет нужно, обращайтесь прямо ко мне». «Это обещание он сдержал много раз», —вспоминал позднее Ольденбург.

В феврале 1923 года после тридцати двух лет вдовства Сергей Федорович женился на Елене Григорьевне Головачевой, урожденной Клеменц. Елена Григорьевна училась на Бестужевских курсах и познакомилась с С.Ф. Ольденбургом еще в 1898 году в доме своего дяди. Позднее она вышла замуж за политического ссыльного статистика и сибиреведа Дмитрия Михайловича Головачева и много лет работала учительницей в Чите.
В конце 1922 года Елена Григорьевна приехала в Петроград, где и вышла замуж за С.Ф. Ольденбурга. Спустя много лет, овдовев и потеряв сына на фронте, Е.Г. Ольденбург в 1942 году оказалась с невесткой и внуком в эвакуации в Саратовской области. Здесь она была главной опорой семьи, работала на совхозном поле, а затем в школе, добилась помощи от Академии наук и реэвакуации. Умерла Елена Григорьевна в 1955 году в Ленинграде и похоронена на Волковом кладбище рядом с С.Ф. Ольденбургом.

С 1924 года Елена Григорьевна вела дневник, в котором каждый день записывала, главным образом, со слов мужа, важнейшие события. Она составила «Записки о работе С.Ф. Ольденбурга в качестве непременного секретаря Академии наук в 1925-1928 гг. и в 1928-1929 гг.».
Уже после смерти мужа она составила «Хронологическую канву для биографии академика С.Ф. Ольденбурга», охватывающую всю его жизнь. Все эти дневники и записи представляют исключительную ценность для истории Академии наук, русской науки и общества.

В 1928 году отношение между советской властью и Академией наук стали быстро ухудшаться, что свидетельствовало о скором конце системы компромиссов, на которой основывалась административная деятельность Ольденбурга.
Начало так называемого «Академического дела» (оно было связано с обвинениями в адрес сотрудников Академии в сокрытии важных документов политического характера, в том числе акта об отречении Николая II, архивов ЦК партии кадетов и эсеров), привело к смещению С.Ф. Ольденбурга с поста непременного секретаря Академии в конце октября 1929 года.
После этого органы советской власти установили полный контроль над Академией, многие сотрудники которой были подвергнуты репрессиям.

В 1930-1934 годах С.Ф. Ольденбург был директором Института востоковедения, созданного в результате объединения Азиатского музея, Института буддийской культуры, Коллегии востоковедов и Тюркологического кабинета.
Сергей Федорович Ольденбург отдал Академии всю свою жизнь, и смещение его стало не только его личной трагедией, но и трагедией Академии, и трагедией науки в целом.
Последние годы его жизни были глубоко трагичны. Начиная с 1932 года он много и подолгу болел, и умер 28 февраля 1934 года – за два месяца до перевода Академии Наук из Ленинграда в Москву.

Со второй половины 1930-х годов на протяжении четверти века не вышло ни одной специальной работы об Ольденбурге, имя его редко упоминалось в печати.
Известный перелом произошел в начале 1960 года, имя С.Ф. Ольденбурга появляется в общих трудах по истории русского востоковедения, выходят и посвященные ему статьи.
Сборник статей об Ольденбурге вышел в 1986 году. Особое место занимает превосходная по обилию и яркости материала работа М.В. Баньковской, дочери академика В.М. Алексеева, о нем и Ольденбурге.

Заслуги С.Ф. Ольденбурга получили международное признание. Он был избран членом-корреспондентом Прусской академии и Геттингенского ученого общества, почетным членом Парижского Азиатского общества, Лондонского Королевского общества и Индийского археологического комитета, почетным председателем Института по изучению буддизма в Гейдельберге, почетным доктором Абердинского университета в Шотландии.

Р.П. Бородина, г. Чита

Библиография
1. Аксенов Г.П. И все великое — не сон // Прометей. – 1988. – 15. С. 35.
2. Жеребцов Г.А. Ольденбург Сергей Федорович // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Т. III. — Новосибирск, 2004. С. 383.
3. Рерих Ю.Н. Индология в России // Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. — Самара, 1999. С. 185-186.
4. Каганович Б.С. // Сергей Федорович Ольденбург. Опыт биографии. — СПб., 2006.
5. Борисов С.К. Ольденбург С.Ф. // Дельфис. – 2002. — № 31(3).
6. Андреев А.И. // Буддийская святыня Петрограда. — Улан-Удэ, 1992. С. 34.
7. Цыбыктарова С. Осор Будаев – мастер Петроградского буддийского храма // Байкал. – 1990. — № 5.
8. Баньковская М. В.М. Алексеев и С.Ф. Ольденбург (В воспоминаниях и характеристиках) // Начало пути: Восточный альманах. — 1981.- Вып. 9. С. 444-548.

(Visited 10 times, 1 visits today)

Добавить комментарий