Библиотека-музей в культурном пространстве Новокузнецка

Автор: | 21.03.2012

Kулакова, Е.С. Библиотека-музей в культурном пространстве Новокузнецка / Е.С. Кулакова // Кузнецк – Сталинск – Новокузнецк. Проблемы города и горожан: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 14 ноября 2008 г.) / под общ. ред. Ф.И. Иванова; отв. ред. И.П. Рещикова, Е.Б. Макарчева. – Новокузнецк: НФИ ГОУ ВПО «КемГУ», 2008. — С. 318–327.

В статье идет речь о современных культурных учреждениях нового типа – библиотеках-музеях. Подробно описывается деятельность Народного музея семьи Рерихов – культурно-образовательного центра библиотеки имени Д.С. Лихачева Новоильинского района г. Новокузнецка, единственной библиотеки-музея города.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, размышляя о путях возрождения культуры в России, писал: «Следует помнить одну забытую истину: в столицах живет по преимуществу «население», народ же живет в стране, в стране многих сотен городов и сел. Самое важное, что нужно сделать, возрождая культуру, это вернуть культурную жизнь в наши небольшие города. <…>
Пусть в них будут любительские хоры, любительские спектакли, клубы врачей или учителей, уютные библиотеки, как своеобразные маленькие культурные центры с постоянно собирающимися читателями, чтобы отметить какую-либо замечательную дату, пусть будут собрания местных коллекционеров, любителей старины, а самое главное, непременно чтобы в каждом маленьком городе или большом селе было свое общество краеведов <…>
А если к этому прибавится в городе хотя бы кружок любителей природы, то будет решен вопрос и с «малой экологией»».
Так, возвращаясь к «структуре небольшого» учреждения культуры, по мнению Д.С. Лихачева, смогут быстрее откликаться на новые веяния жизни, легче «подстраиваться» к человеку, его духовным потребностям. Эти мысли уже находят в пространстве России реальное приложение.

В 1990-х годах культурная жизнь удаленных от столицы городов и сел России заметно оживилась. Наряду с привычными формами работы здесь появились новые комплексные учреждения культуры – библиотеки-музеи, привлекающие к себе детей и молодежь своей открытостью для творчества. Библиотека и музей не просто соседствуют под одной крышей, они стремятся к новому качеству, ищут новые подходы в решении культурных задач.
Такие оазисы знания и просвещения успешно работают в селе Мугай Алапаевского района на Урале, в селе Посад Пермской области и в селе Быстрица Кировской области. Музей и библиотека соединились в небольшом городке Гаврилове-Яме Ярославской области, образовав полнокровный, насыщенный разнообразной художественной и литературной жизнью очаг культуры.
Создание Всеволодо-Вильвенской городской библиотеки-литературного музея (Пермская область) было связано с богатейшей культурной историей села Всеволодо-Вильва, которая вобрала в себя имена А. Чехова, И. Левитана, Б. Пастернака, С. Морозова, архитектора И. Свиязева, ученых В. Берха и Н. Славянова, издателя Ф. Павленкова.

Появились библиотеки-музеи и в Сибири. Например, в Кемеровской области в настоящее время насчитывают около 15 библиотек-музеев. Так в Прокопьевском районе в библиотеке поселка Индустрия открыт мини-музей мордовской избы, а в селе Смышляево библиотека-музей «Русская изба» работает в тесном сотрудничестве с мастерами народных промыслов. В селе Терентьевское можно познакомиться с музеем библиотечного дела района, а о чувашских обычаях и быте расскажут в библиотеке-музее «Чувашская изба» в селе Михайловка. В селе Каменный ключ в здании библиотеки всегда открыты двери музея В.М. Шабалина, известного краеведа, топонимиста, бывшего директора местной школы.

Успешно работает библиотека-музей и в городе Новокузнецке. 20 октября 1996 года в библиотеке имени Д.С. Лихачева Новоильинского района был открыт как культурно-образовательный центр Народный музей семьи Рерихов.

Если музей в селе редкое исключение и функции последнего берет на себя библиотека, то чем объясняется появление библиотеки-музея в Новокузнецке — крупном промышленном городе, где работают и музеи, и театры, и выставочные залы?

Главная причина – расположение библиотеки в отдаленном от центра «спальном» Новоильинском районе, больше напоминающем компактный городок, в котором проживает около 70 тысяч человек, преимущественно молодых представителей населения Новокузнецка. Для подрастающего поколения Новоильинки, где работают 11 школ и 19 дошкольных учреждений, просто необходима благоприятная культурная атмосфера или, говоря словами Д.С. Лихачева, нормальная гомосфера, которая формируется в результате деятельности человека и становится благоприятной лишь при условии сохранения высокой культуры.

Благоприятную культурную среду создают, прежде всего, учреждения культуры. Но в районе нет специального культурного центра. Его функции берут на себя три библиотеки, художественная и музыкальная школы, два школьных музея («Память» в школе № 94 и музей боевой и трудовой славы в школе № 107), музей Новоильинки в здании администрации района, шорское этнографическое объединение «Тазыхан» и Народный музей семьи Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева.

Дмитрий Сергеевич считал, что в современном мире внешняя цивилизация, обладающая свойством высокой агрессивности, заменила духовную жизнь, что привело к кризису всех сфер деятельности человека. «Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную по своей природе культуру, — писал он. – Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку».

О новом подходе к культуре как одному из важнейших устоев эволюции человечества говорил и русский художник, философ и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Его концепция культуры как синтеза научного знания, философии и искусства дает нам возможность осознать культуру как спасительную нить Ариадны, которая соединяет человечество с вершинами духа, и без которой невозможно выбраться из лабиринтов кризиса современной цивилизации.

Рерих писал: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».

Наряду с этой важнейшей концепцией, которую реализовывали в своем творчестве все члены семьи Николая Константиновича, при создании Народного музея семьи Рерихов немаловажное значение имел и краеведческий фактор. Н.К. Рерих вместе с женой, философом, Еленой Ивановной и старшим сыном, востоковедом, Юрием Николаевичем в 1926 году во время научной Центрально-Азиатской экспедиции посетил Алтай. А Новокузнецк (тогда Кузнецк) в начале ХХ века именовался «алтайским городом» наряду с Барнаулом, Бийском и Колыванью . Эти города с 1896 года входили в Алтайский округ Томской губернии, а Кемеровская область, к которой теперь относится Новокузнецк, была образована только в 1943 году.

В письме Валентину Федоровичу Булгакову, уроженцу города Кузнецка, последнему секретарю Л.Н. Толстого, писателю и музейщику, Н.К. Рерих писал: «Глубоко порадовало нас Ваше сведение, что Вы – сибиряк и притом большой патриот своего отечества. Вы ездили по горам Алтайским, а Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Котандою будет местом большого центра. В Париже, когда Вы посещали наш Центр, Вы, наверное, видели мой этюд «Белуха». Там было три этюда прекраснейших высот Азийских: Канченджунга, Белуха и Эльбрус. Итак, когда мы знаем, что Вы – алтаец, Вы нам еще и еще ближе».

Николай Константинович оказал дружескую поддержку В.Ф. Булгакову при создании им Русского культурно-исторического музея в городе Збраславе в Чехословакии в 1930-х годах. Он подарил музею 15 своих картин (Святослав Рерих также передал в дар три своих работы), пропагандировал работу музея в прессе, называя его «маяком русского искусства и науки за рубежом», постоянно был в курсе всех дел, благодаря регулярной переписке с Булгаковым.
После возращения в 1948 году на Родину Валентин Федорович передал все картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов в Третьяковскую галерею, где они представлены в настоящее время в постоянной экспозиции.

Прежде чем развернуть культурно-просветительскую деятельность в Народном музее семьи Рерихов, необходимо было наполнить его пространство экспонатами. Сотрудники библиотеки и энтузиасты-общественники Новоильинского района обратились за помощью в Москву, в Международный Центр Рерихов, и в Новокузнецкий художественный музей.

Московский Центр-Музей отнесся с большим пониманием к задачам библиотечного культурно-образовательного центра в Новокузнецке, и передал в дар книги из личной библиотеки Рерихов, фотографии, факсимильные копии документов Николая Константиновича и Елены Ивановны.
Новокузнецкий художественный музей также не остался в стороне от нового культурного начинания, предоставив для постоянной экспозиции Народного музея семьи Рерихов замечательный скульптурный портрет Н.К. Рериха из красного дерева работы академика И.В. Васильева (г. Рига).Васильев выполнил этот портрет в 1985 году к московской выставке «Художники Миру», включив его в цикл «Многоликая Индия».

Благодаря альпинистам появились в музее и дары, привезенные непосредственно из Индии: буддийская икона-тханка Зеленой Тары, фигурка Будды из сандалового дерева, колокол с мелодичным звоном, а также репринтное издание журнала Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного в долине Кулу Рерихами в 1928 году.
Городское Рериховское общество приобрело специально для музея картину художницы Илзе Рудзите «Белуха» в память о пребывании Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича у подножия царицы белых снегов Алтая. Часть экспонатов разместили в специально изготовленных витринах, дополнив экспозицию репродукциями картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов.

По словам академика Д.С. Лихачева, «на музеях лежит ответственная задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня». А Н.К. Рерих утверждал, что культура должна царить не только в научных лабораториях и философских формулах, но и в душах, и в сердцах людей. «Красота должна сойти с подмостков сцены и проникнуть во всю жизнь и должна зажечь молодые сердца священным огнем», — писал он.

Эти задачи стали главными в работе Народного музея семьи Рерихов – культурно-образовательного центра библиотеки имени Д.С. Лихачева.
Работа музея сразу начала развиваться в нескольких направлениях: выставочной, лекционной, экологической, творческие объединения и культурные акции.

Выставочная работа связана с организацией художественных и фотовыставок в залах библиотеки и с подготовкой тематических выставок репродукций.
Многие новоильинцы специально приходят в библиотеку для знакомства с творчеством новокузнецких авторов. Выставки художников П.П. Рещикова, Л.Н. Арбачаковой, О.Г. Пестеревой, А.Я. Гурьянова, фотографов В.И. Полякова, В.С. Пилипенко, О.Ю. Герасименко, вышивальщиц Н.А. Щербаковой, К.Н. Гавриша, Е.А. Афанасьевой, коллекционера хохломской росписи С.Д. Булганиной, объединения художников «Сибирские просторы» и многих других стали яркими и запоминающимися событиями в художественной жизни района.

Передвижные тематические выставки репродукций произведений мирового искусства предназначены для детей среднего и старшего возраста. Они помогают подрастающему поколению посмотреть на мир глазами мастеров прошлого и рассказать, например, о боевом, трудовом и духовном подвиге русского народа (выставка «Красота Подвига»); об изменении представлений людей о космосе с древних времен до наших дней (выставка «Дети Вселенной»); показать на исторических примерах как женщина может одухотворить и оздоровить человечество, вдохнуть в него стремление к подвигу и красоте (выставка «Свет женщины в веках сияет»); раскрыть значение культуры в жизни человека и необходимость ее охраны и защиты (выставка «Культура и цивилизация») и т.д.

Работа с тематическими выставками ведется в течение всего учебного года, вызывая большой интерес у детей. Не оставляют ребят равнодушными и экскурсии по Народному музею семьи Рерихов. Они любят рассматривать репродукции картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, фотографии в витринах, флажок со снимком Земли, побывавший в космосе, небольшую коллекцию минералов и камней с вершин Гималаев, звонить в «колокольчик счастья».

Лекционное направление включает слайд-лекторий для школьников «От Руси до России» и лекторий для взрослых «Культура и мы». В лекциях для среднего звена и старшеклассников «Культура древних славян», «Древнейшая песнь материнства» (Образ Богоматери в древнерусской живописи), «Сергий Радонежский и Россия», «Лебединая песнь древнего Владимира», «Под сенью «Троицы» Андрея Рублева», «Хрустальные звоны Ростова Великого», «Кострома в истории дома Романовых», «Дворцы и фонтаны Санкт-Петербурга» и других раскрываются былые достижения русской культуры, которые так необходимо знать молодым.
Ведь по мнению Н.К. Рериха новый век будет веком русской культуры, когда «русский народ может показать много былых достижений» и «все подвиги нынешних дней славно возвысятся на празднике русского века».

Значение идей Пакта Рериха по защите культурных ценностей в современном социо-культурном пространстве, приемственная связь этого документа и «Декларации прав культуры» Д.С. Лихачева, наследие русских философов-космистов легли в основу тематики еженедельного лектория«Культура и мы».
Только через осознание сущности культуры как феномена духовного бытия, охранение культурного наследия, нравственных традиций, утверждение свободного творчества и сотрудничества, а также через современные научные открытия можно сохранить связь времен и поколений, единую живую ткань культуры прошлого, настоящего и будущего.

Для привлечения внимания молодежи к современным экологическим проблемам, оказания ей помощи в процессе осознания взаимосвязи и взаимозависимости всего живого на планете Земля, библиотека-музей принимает участие в Международной акции «День Земли». Накануне этого праздника 21 марта проводятся лекции, беседы, выставки книг, журналов и фотографий по экологии и о космосе.
В 2007 году в Народном музее семьи Рерихов начал работать дискуссионный клуб для старшеклассников «Моя Вселенная». Здесь ребята впервые открыли для себя такое явление в мировой науке как «русский космизм», познакомились с его яркими представителями К.Э. Циолковским, А.Л. Чижевским, В.И. Вернадским, задумались о существовании дальних миров и их взаимосвязи с планетой Земля.

Библиотека-музей интересна новоильинцам как культурно-образовательный центр, где есть возможность проявить свои творческие способности.
При Народном музее семьи Рерихов работает сразу несколько объединений: творческая мастерская «Гармония», музейная гостиная «Встречи для Вас», музыкальная гостиная «Арфа Орфея», программа «Войди в мир музыки», детский театральный «ДАРкружок».

В творческой мастерской «Гармония» собираются люди, увлеченные поэзией. Члены Союза писателей России и Кузбасса Т.В. Тудегешева, А.Д. Раевский, Г.В. Косточаков, А.В. Корсуков, А.А. Назаренко, Л.Н. Арбачакова и другие всегда рады поделиться новыми творческими находками с молодежью. Нередко на встречах звучат и песни на стихи новокузнецких авторов в исполнении Сергея Стрельникова и Владимира Боброва, Сергея и Натальи Климовых, ансамбля «Созвучие».

Гостиная «Встречи для Вас» предоставляет молодежи района возможность общения с людьми неординарными, страстно любящими свою профессию.
«Все, что «сделано с душой», «от всей души», «нужно нам для души» — это и есть духовная культура, — писал в письме одному старшекласснику Д.С. Лихачев. — Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее – тем он счастливее, тем ему интереснее жить, а сама жизнь приобретает для него подлинную содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке нет этой «духовной культуры». Такое формальное отношение и есть «бездуховность» — жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы».

Альпинисты, режиссеры телевидения, актеры городского драматического театра, художники, музыканты – частые гости Народного музея семьи Рерихов.
Выступали в музейной гостиной и гости города — академик РАН, профессор психологии Ш.А. Амонашвили, поэтесса, директор культурного центра церкви Св. Петра в Риге Марианна Озолиня, актриса Московского областного камерного театра Нина Добрикова, учитель-естественник Соровский лауреат, Рыцарь Гуманной Педагогики В.Ф. Бак (г.Артемовск, Украина), кандидат филологических наук Академии педагогических наук И.В. Баранова (г. Санкт-Петербург).
В общении с ними молодежь учится смотреть на жизнь оптимистичнее, улыбаться трудностям, любить труд.

Концертная деятельность – еще одна составляющая культурно-просветительской работы Народного музея семьи Рерихов. «Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного.
Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения», — говорит философия космической реальности или Живая Этика.

Первыми кто помог знакомству с миром музыки малышам в стенах библиотеки-музея были сами дети, ученики районной школы искусств № 55. Они наполнили его пространство живительными звуками и звонкими голосами, положив начало многолетней программе для начальной школы «Войди в мир музыки». Регулярное посещение детьми этих занятий помогает обогащению их внутреннего мира, учит умению слушать.
Для старшеклассников всегда открыты двери музыкальной гостиной «Арфа Орфея» с регулярными концертами классической музыки. Ведь классика, оставаясь постоянной в мировой культурной традиции, воспитывает каждого, кто к ней приобщается, причащается ею. Она помогает человеку стать содержательнее и чище.

Детский театральный «ДАРкружок» объединяет школьников, увлеченных искусством театра. Театральные занятия помогают ребятам открыть увлекательный и прекрасный мир творчества. Выступления перед детской аудиторией со спектаклями «Маленький принц», «Принцесса Сентябрь», «Бармалей», «Аленький цветочек», «Золушка», «Принцесса на горошине», литературно-музыкальными композициями всегда рождают в сердцах юных актеров радость и желание творить.

У библиотеки-музея Новоильинского района уже сложились свои традиции, связанные с организацией и проведением культурных акций. Так, ежегодно в Народном музее семьи Рерихов проходит октябрьская Неделя культуры, которая является своеобразным культурным марафоном с участием научных сотрудников университетов, музеев города, писателей, художников, краеведов, творческих коллективов шорского, телеутского, немецкого, еврейского и других народов, проживающих на территории Кемеровской области.

К Международному Дню Культуры 15 апреля организуются выставки, концерты, выступление театрального «ДАРкружка». Акция «Чистое слово», направленная на борьбу со сквернословием, была поддержана администрацией Новоильинского района.
Принято решение сделать акцию бессрочной и ежегодно проводить беседы, лекции, для школьников всех возрастных групп, в которых в доступной форме с использованием иллюстративного и видеоматериала научного характера раскрывается вред бранных слов.

Конечно, такую обширную работу не может проводить один сотрудник библиотеки-музея без поддержки общественности. При Народном музее семьи Рерихов действует общественный совет, как и в народных музеях советского времени , который помогает в реализации ежегодного плана работы.
Члены общественного совета, по роду своей деятельности связанные со сферой образования и культуры, выступают с лекциями на лектории «Культура и мы», участвуют в подготовке тематических выставок и проведении экскурсий в детских лагерях отдыха и сельских школах, различных учебных заведениях города. Общественный совет организует спонсорскую помощь ремонтных работ и реконструкции экспозиции музея, содействует пропаганде культурно-просветительской деятельности библиотеки-музея.

Такое сотрудничество соответствует рериховскому взгляду на роль общественности в культурном созидании: «Общественность, народ должны всемерно сочувствовать культурным построениям.
Если благотворительность является священною обязанностью людей, то тем более просвещение как основание здоровых поколений, всей земной эволюции, является ближайшим и священнейшим долгом каждого обитателя Земли. Культура не есть удел богатых, культура есть достояние всего народа. Решительно каждый в своей мере, в своем добром желании может и должен вносить свое зерно в общую житницу».

Таким образом, библиотека-музей как инновационная отечественная форма сохранения «экологии культуры» является жизненно важной перспективой. Создавая благоприятную культурную среду в удаленном от центра районе крупного города, она содействует нравственной самодисциплине и социальности молодежи, ее «духовной оседлости» и привязанности к родным местам, упорядочивает жизнь, снижает процессы, ведущие к хаосу.
Единственная в Новокузнецке библиотека-музей вносит свой неповторимый вклад в единое культурное пространство города, обогащая и облагораживая его.

Е.С. Кулакова
МУ «Централизованная библиотечная система имени Н.В. Гоголя»,
библиотека имени Д.С. Лихачева, г. Новокузнецк

Литература:
Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. С. 127 – 128.
Горбунов Ю. Музей в объятиях читальни. // Библиотека. – 2000. — №12. С. 40 – 44.
Гомосфера, согласно определению Д.С. Лихачева, – сфера влияния и воздействия на окружающий мир человеческой деятельности – как разумной, так и неразумной.
Лихачев Д., Самвелян Н. Возвращение к Человеку. // Иностранная литература. – 1998. — № 1. С. 212.
Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. С. 124.
Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. С. 63.
Гончаров Ю.М. Уездный город Кузнецк во второй половине XIX – начале XX в. // Алтайский сборник. Выпуск XXI. Барнаул, 2004. С. 75 — 76.
Булгаков В.Ф. Встречи с художниками. – Л., 1969. С. 268.
Подробнее см. Шальнева М.С., Кулакова Е.С. «Маяк русского искусства и науки за рубежом». История первого европейского Русского культурно-исторического музея в Збраславе (1934-1948). // Культура и время. – 2007. — № 1. С. 120 – 139.
Карклиня И. По дорогам Индии. // И. Карклиня. Капли живой воды. – Самара: Издательство «Агни», 1997. С. 186.
Лихачев Д. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. — Л., 1989. С. 286.
Рерих Н.К. Культура и цивилизация. — М.: Международный Центр Рерихов, 1994. С. 28.
Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. С. 220 — 221.
Лихачев Д., Самвелян Н. Возвращение к Человеку. // Иностранная литература. – 1998. — № 1. С. 216.
Живая Этика. Братство. Ч.1. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. — С. 143.
См. Зайцева Г.А. Будущее общественных музеев в России. // Культура и время. – 2005. — №4. С. 78 — 81.
Рерих Н.К. Врата в будущее. — Рига: Виеда, 1991. С. 224.

 
(Visited 3 times, 1 visits today)

Добавить комментарий