«Будем всегда стремиться к Прекрасному»

Автор: | 08.02.2015

         23 октября 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. 30 января 2015 – 21 год со дня его ухода.

        В день памяти С.Н.Рериха встретились сотрудники Кемеровской общественной организации «Лига защиты культуры», Кемеровского рериховского общества «Майтри», представители культурной общественности и почитатели искусства Святослава Николаевича.

       В начале встречи Ю. Руденко рассказала о некоторых узловых этапах жизни и творчества Святослава Николаевича – всемирно известного художника, общественного деятеля, активно работающего в деле продвижения в жизнь Пакта Рериха и Знамени Мира, талантливого литератора, философа, ученого-естествоиспытателя, внесшего свой большой вклад в создание и развитие Гималайского института научных исследований

       «Урусвати», просветителя, воспитателя молодежи. Юлия Петровна познакомила с литературным наследием Святослава Николаевича, которое издал Центр-Музей имени Н.К.Рериха: сборники статей и писем «Стремиться к Прекрасному», «Искусство и жизнь», «К беседе с художниками», «Врата в высшую жизнь», большая исследовательская искусствоведческая работа «Индийская живопись». 

  

       О встречах Людмилы Васильевны Шапошниковой – Генерального директора Центра – Музея имени Н.К.Рериха в Москве со Святославом Николаевичем рассказала Елена Яковлевна Зарипова.

      Людмила Васильевна познакомилась со Святославом Николаевичем в 1968 году, и в последующем, работая 2 года в Мадрасском университете (недалеко от Бангалора), часто общалась с ним, а по ее возвращении в Москву – переписывалсь.

      Вспоминая Святослава Николаевича, Людмила Васильевна в своей статье «Вестник Красоты», (Воспоминания о С.Н.Рерихе. МЦР. Мастер Банк. М., 2004) говорит о нем как о художнике – философе, для которого главной ведущей силой была Красота. Он считал Красоту Космическим законом совершенствования,   «высшим идеалом», к которому стремится вся эволюция мира, вся природа и человек. Если «высший идеал» отсутствует и стремление к Красоте ослабевает,      «то это ведет к обезображиванию жизни и гибели эволюционного стержня в человеческом бытии». Святослав Николаевич накопил в процессе своего творчества «опыт познания» Красоты, об этом говорят его картины, их светоносные краски, их высокая гармония.

       В беседах с Людмилой Васильевной Святослав Николаевич часто говорил о своих родителях – Николае Константиновиче, Елене Ивановне и старшем брате – Юрии Николаевиче, « говорил о самом сокровенном, что несли они в себе. <…> Святослав Николаевич был последним, кто старался передать память и дать представление о них людям». И сам он «был неотъемлемой частью этой семьи, отражал в себе, как в ясном зеркале, каждого из остальных. <…> Осмысливая общечеловеческое значение творчества отца, Святослав Николаевич отмечал одну его важную черту – тесную связь с Россией, подлинный патриотизм и непреходящую любовь к Родине». Л.В. Шапошникова говорит, что можно почувствовать «особую неощутимую, но вполне реальную эманацию русского духа», идущую от картин Н.К.Рериха, написанных им в Индии.

       Людмила Васильевна подчеркивает, что «так же как и остальные Рерихи, Святослав Николаевич любил Россию, был очарован ее культурой, убежден в высокой миссии страны. Он всегда верил в ее будущее и всегда ощущал как свою Родину. <…> России предопределена великая, по существу, Космическая роль на Земле и что Россия – это пространство будущего. Ее избрала сама эволюция, не освободив ни от трудностей, ни от препятствий, ни от страданий, ни от всякого рода противодействий и конфликтов». Святослав Николаевич передал наследие семьи в Россию, по его инициативе создан Музей имени Н.К.Рериха и Международный Центр Рерихов в Москве. Директором Музея он назначил Людмилу Васильевну Шапошникову.

       Людмила Васильевна отмечает большое влияние энергетики Святослава Николаевича на других людей, готовых к внутренним изменениям, подчеркивает его мысли о необходимости самосовершенствования, о том, что «начинать надо с себя» и «меньше стараться обучать друг друга», «ибо научить нельзя, научиться можно». И это зависит от самого человека.

       Вестник Красоты, ее творец, Святослав Николаевич знал о ее преобразующей силе и обращается к нам со словами: «Понесем весть о Красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к Прекрасному будет нашей повседневной молитвой. Поиски Красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные минуты жизни мыслить о Красоте».

       О творчестве С.Н.Рериха как художника – портретиста, отличительной чертой которого было тонкое и глубокое проникновение во внутренний мир человека, рассказала Юлия Руденко в докладе «Портретный жанр в творчестве С.Н.Рериха». За долгую творческую жизнь Святослав Николаевич создал обширную галерею портретов общественных, политических, деятелей, портреты лам, кочевников, жителей деревни. Он говорил: «…Я начал как портретист. Я любил людей. Они меня всегда привлекали. И так случилось, что в моем искусстве я выдвинул человека на первый план». Для Святослава Николаевича каждый человек – встреча, во время которой он как истинный художник, мастер высокого портрета старается глубоко и тонко почувствовать внутренний мир человека, выявить прекрасные грани его души и раскрыть их в портрете. Святослав Николаевич использует огромный цветовой диапазон своей красочной палитры, динамику мазка и тщательно продумывает фон портрета, который дополняет характер портретируемого и, по словам Павла Федоровича Беликова, фон портретов С. Н.Рериха «это зримый образ скрытого в самом человеке его духовного мира». Святослав Николаевич создал около тридцати портретов отца – Николая Константиновича. Его портреты торжественны и репрезентативны. Художник подчеркивает мировую миссию великого гуманиста, принесшего человечеству идею «Мир через Культуру».

                

 Портрет Н.К.Рериха.1937                                                     Портрет Е.И.Рерих.

       Женские портреты   –   Елены Ивановны,    Кэтрин Кэмпбэлл, Дэвики Рани,          Рошан Ваджифдар и других – камерные, утонченные, изысканные.     Святослав Николаевич относился с огромной любовью и уважением к Елене Ивановне и в тех немногих портретах образ ее – воплощение идеальной красоты, женской нежности, мудрости, и в то же время – волевого и мужественного человека, ученого, философа, принесшего миру Учение Света – Живую Этику.

      Святослав Николаевич большую часть жизни прожил в Индии.   Ее природа, культура, народ были источником его творческого вдохновения. Древнеиндийскому племени, о жизни которого рассказала Любовь Семеновна Товкес,    Святослав Николаевич посвятил одну из своих картин – «Женщина из племени гадди.1961». Обитая в горах, занимаясь скотоводством, гадарии живут в гармонии с природой, о чем свидетельствует красота их облика, одежда, украшения. Женские головные накидки подчеркивают статность фигуры, мужские островерхие шапки символизируют пики священных горных вершин. Нередко индийские вельможи и князья, пораженные красотой женщин, их песнями, музыкой, танцами, брали их, простых пастушек, в жены.

 

С.Н.Рерих. Женщина из племени гадди.1968 

       Красоту и радость физического и тонкого миров Святослав Николаевич отражает в своих картинах гармонией и светоносностью красок, изяществом линии, совершенством формы, необыкновенным сиянием неба и причудливостью облаков. Людмила Дмитриевна Трейерова рассказала о своей поездке на Алтай, во время которой ее поразило эллипсовидной формы облако, такое же, как на картине Святослава Николаевича «Священная флейта. 1968».

          

С.Н.Рерих. Священная флейта.1968                                              Алтай. Уймонская долина.

      Судьба людей, их будущее постоянно занимали мысли Святослава Николаевича. Он создал немало картин, в которых затрагивает социальные и нравственные проблемы жизни, указывает на безответственность человечества, которая грозит разрушить все, что создавалось на Земле, включая саму жизнь. «Воззри, человечество!» – так называлась музыкально – поэтическая композиция, подготовленная Ларисой Евгеньевной (ее стихи звучат в программе) и Виктором Михайловичем Вальковыми по картинам философского цикла С.Н.Рериха. Триптих «Распятое человечество», созданный художником в 1939 – 1942г.г., отражает мысли художника о борьбе человека со злом во всех его проявлениях, как во внешней жизни, так и с темными сторонами его внутреннего существа. В картинах, написанных в 60-х годах – «Пиета», «Предупреждение человечеству», «Ближе к тебе, Мать-Земля», триптих: «Ты не должен видеть этого пламени», «Мы сами строим свои тюрьмы»,    «Я двигаюсь среди этих теней» и других, Святослав Николаевич говорит о негативных явлениях нашей цивилизации, которая заменила высокие идеи гуманизма и культуры технократическими принципами.

        

С.Н.Рерих. Предупреждение человечеству. 1962           С.Н.Рерих. Ближе к тебе, Мать-земля. 1968

       Картины философского цикла С.Н.Рериха не только рассказывают о том, что может произойти с человечеством, постоянно нарушающим Законы жизни, но и дают надежду, вдохновляют, указывают путь в будущее через духовное совершенствование каждого человека.

       Фраза Святослава Николаевича – «Будем всегда стремиться к Прекрасному», которую он часто произносил на встречах с людьми, выступая на телевидении, подписывая ею фотографии – это его девиз и наказ нам следовать космическому закону эволюции – Красоте.

Председатель Кемеровской общественной

организации «Лига защиты Культуры»

Ю. Руденко

(Visited 10 times, 1 visits today)

Добавить комментарий