Ведущая Страна

Автор: | 11.06.2020

«Свет Утренней Звезды», № 5(63) от 20 декабря 2007 г.  

На страницах Учения Живой Этики и в трудах семьи Рерихов много говорится о Новом Мире и о Новой Стране. И все же трудно их представить сознанию, взращенному на понятиях и догмах мира старого. Политические амбиции, мелкие выгоды застилают глаза. Но Мир Новый – иной, и он идет новыми путями. «Мир через Культуру», — провозглашает Н.К.Рерих1. «Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык», — утверждает он2.

 Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1943

   С давних времен известны общезначимые ценности Добра, Красоты и Знания. В самобытном восхождении к ним лежит путь каждого народа. Восходит народ через Культуру. Н.К.Рерих писал: «Именно в понятии Культуры как живой каждодневности, зовущей к преуспеянию, все мы сходимся и радуемся каждому национальному проявлению. Именно укрепленные широкими понятиями Культуры, мы обоюдно оберегаем ценности гения человечества»3. Николай Константинович выделял значение национальных достижений, дающих каждому народу собственное неповторимое звучание. В интернационализме он видел негативную сторону обезличивания, «стирания всего ценного», чем богата культура народная, и выступал за «прекрасный хор культур»4.

Для понимания современных общемировых проблем наследие Н.К.Рериха особенно актуально. Идущий ныне процесс глобализации страшит многих людей материальной взаимозависимостью, вовлеченностью в конфликты и бедствия огромного масштаба. Протесты, сепаратизм, террористические действия приобретают общемировой характер. Но выступлениями антиглобалистов этот процесс не остановить. Его можно только возвысить, направив в русло духовного единения народов через Культуру. «Культура и Мир являются священным оплотом человечества. В дни больших потрясений, и материальных, и духовных, именно к этим светлым прибежищам устремляется дух смущенный» — напоминает нам Н.К.Рерих 5.

Все мы знаем, что материальное соединение внутренне несопоставимых элементов губительно. На основах Культуры и общезначимых ценностей человечество выходит на путь духовного единения. На «пашне Культуры» строятся отношения сердечного взаимообогащения и сотрудничества. Для культурного содружества наций тесное соприкосновение в земной жизни не будет губительным, наоборот, оно приведет к синтезу достижений и поднимет все человечество на новый уровень. Человек сможет ощутить себя гражданином Великой планеты, где все народы – братья.

Примером мировой значимости культурного преуспеяния служит Древняя Греция, которая сплачивала народ на основах Культуры и оставила после себя неугасаемое наследие. Древний Рим со всей его военной мощью не смог сравниться по силе влияния на сознание потомков с Древней Грецией, и сам перенимал ее культуру. Так и оплот Нового Мира – Новая Страна, будет притягивать сознание всего человечества не военным потенциалом и материальными выгодами, но силой духа и культурным достоянием своего народа.

Созданный на Высших Планах бытия образ Новой Страны можно постичь только новым сознанием, свободным от разъединяющих межнациональных перегородок и эгоистических интересов ветхого мира. «Мировая мысль сообщает мировое решение, и построение Новой Страны может быть лишь в мировом понимании», — сказано в книге Озарение6. И далее: «Не видим, кому не полезен план Новой Страны»7. Как старый мир отличается от Нового «в сознании, но не во внешних признаках»8, как «по огню сердца и по следствию дел обозначаются новые вехи пути»9, так и Новая Страна отличается не местоположением на карте, а новым космическим сознанием народа, огненной энергетикой и великими делами.

«В Новую Россию Моя первая весть» — такими словами открывается Учение Живой Этики. В России веками создавались условия, способствующие развитию космического сознания. Расположенная на перекрестках путей Запада и Востока, объединяющая в себе северное варяжское и южное византийское начала, широкая, раздольная Русь несет в основе своей принцип всенародного сотрудничества. Под гнетом мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей и татарских набегов, благодаря духовному водительству Сергия Радонежского, выковалась народная воля и могучее единение. Община святого Сергия стала прообразом лучшего мироустройства, основанного на всеобщем труде, духовном и культурном единстве10.

Россия – страна многонациональная, стремящаяся к культурному развитию входящих в нее народов. Неоднократно она несла Европе мир, выполняя освободительную миссию, а на рубеже XIX – XX веков стала оплотом Духовной Революции. Русские поэты-символисты посеяли зерна космического мышления, ища в земном мире отражение иной, духовной реальности. Ученые-космисты раскрыли влияние Космоса на жителей Земли (А.Л.Чижевский), влияние объединенного сознания человечества на планету и Космос (В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский), законы культурного преображения (П.А.Флоренский). Художники-космисты раскрыли перед землянами красоту Дальних Миров. Духовная революция временно отступила под напором революции социальной, но лишь затем, чтобы разгореться еще сильнее.

В 1935 году Е.И. Рерих писала, что Россия «урок свой <…> выучит раньше многих других»11. Испытав на себе следствия разлагающего Европу материалистического мировоззрения и приобретя опыт общинного строительства, народ России многому научился, многое осознал. Проявив массовый героизм и одержав победу над мировым злом в Великой Отечественной войне, Россия приобрела колоссальный энергетический потенциал. Следствия ее дел – осознание значения принципа добровольности в принятии общины, понимание мощи единения и губительности бездуховности, очищение планеты от зла фашизма – дают ей космическое право стать основой Новой Страны и вести объединенное человечество в Новый Мир.

Картина Н.К. Рериха «Настасья Микулична» олицетворяет непобедимую мощь России. Фигурки людей на ее ладони – «символ малых народов и всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира»12. Все творчество Николая Константиновича Рериха пронизано неистребимой верой в светлое будущее Ведущей Страны – России, в великую победу Нового Мира над старым.

Л.Е. Валькова,   г. Кемерово

____________________________

Примечания

  1. Рерих Н.К. Корабль Культуры // Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т.3. — М., 1996. С.288.
  2. Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира // Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. – Рига, 1992. С.78
  3. Рерих Н.К. Звучание народов // Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. – Рига, 1991. С.147.
  4. Там же. С.145-149.
  5. Рерих Н.К. О культуре и мире моление // Н.К.Рерих. Держава Света. – М., 1999. С.330.
  6. Озарение. Ч. 2, VI – 7.
  7. Там же. Ч. 2, VI – 17.
  8. Знаки Агни-Йоги, 55.
  9. Рерих Н.К. Привет нашим обществам Культуры // Н.К.Рерих. Держава Света. – М., 1999. С.104.
  10. Шапошникова Л.В. Град Светлый. — М., 1998. С.22.
  11. Письма Е.И. Рерих (1932-1955). — Новосибирск, 1993. С.115
  12. Грани Агни Йоги. Т.1. — Новосибирск, 1993. С.193-194.
(Visited 8 times, 1 visits today)

Добавить комментарий