«ВЕРШИНЫ». Автор: И. МЕРШИНА. , 16 августа 2012

Автор: | 18.09.2012

    Никогда не верьте, когда говорят, что кто-то покорил вершину. Горы никогда не покоряются человеку. Они могут лишь благосклонно позволить присутствовать на их высотах.
Много вершин на Алтае, безымянных и с названиями, высоких и не очень. Никому даже в голову не придет пересчитать их.
    С древних времен человек давал наименование окружающим его природным объектам. Все: от небольшого родника до великого океана, от пригорка за околицей до высочайших вершин, от одинокого деревца среди степи до непроходимых лесов и болот, – получило в свое время название. Так через слово шло освоение и понимание окружающего мира.
Эта тенденция сохранилась до сегодняшнего дня, только на смену древним топонимам приходят современные названия. Так переименовываются города, на географических картах у безымянных вершин появляются названия, отражающие деятельность настоящей эпохи.
В ряду географических объектов наибольшей популярностью в присвоении наименований пользуются горные вершины. В чем причина такого пристального внимания к ним со стороны человека?
   С одной стороны, вершины, доминирующие над местностью, уже изначально внушают к себе особое почтение, с другой стороны, сложилась традиция – чтобы назвать гору, надо на нее взойти, а это требует от человека мужества и смелости. Наименование горы всегда связано с неким духовным действом со стороны человека, необходимостью «покорить» вершину.
Не стал исключением и ХХ век. Если посмотреть географический атлас или каталог вершин, то мы встретим среди названий много имен выдающихся людей современности, среди которых особое место занимают имена Рерихов.
    В Сибири с именами Рерихов связан Алтай, который они посетили в августе 1926 года во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции. Она продолжалась с 1923 по 1928 год и стала одной из крупнейших в XX-м столетии. Ее путь прошел через Индию, Китай, Монголию, Алтай, Тибет. Часть маршрута пролегала по России, в частности, по Алтаю. Труднейшие условия, в которых проводилась экспедиция, потребовали от ее участников небывалого мужества и терпения.
Спустя пятьдесят лет маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции прошла Людмила Васильевна Шапошникова – известный востоковед, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Именно ее младший сын Рерихов, всемирно известный художник Святослав Николаевич Рерих, назначил своим доверенным лицом.
    Последователи культурно-просветительской деятельности Рерихов, отдавая день исключительной роли этой великой семьи в формировании общемировых культурных ценностей, совершили ряд восхождений на горные пики Алтая и назвали их именами Рерихов.
Так в течение двадцати лет с 1963 по 1983 в горах Алтая получили название вершины и перевалы Николая Рериха и Урусвати (в честь Е.И. Рерих), вершины Юрия и Святослава Рерихов. Все они находятся вблизи Белухи, поэтому достаточно высоки, а перевалы трудны. Инициаторами восхождений на пики, названные в честь Рерихов, были ученые и культурные деятели Новосибирского Академгородка.
    Много лет спустя, в 2008 году состоялась культурная акция, в честь 80-летия Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, которая объединила более девяноста человек из двадцати пяти городов и четырех стран. Участники памятного мероприятия побывали в мемориальных местах, связанных с именами Рерихов в Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске и прибыли в Усть-Коксу. Далее они направились в горы и побывали в тех местах, где проходила алтайская часть экспедиции Николая Рериха.
   В рамках этой акции было запланировано восхождение на безымянный пик в честь Международного Центра Рерихов (МЦР). Эта уникальная организация, созданная по инициативе Святослава Николаевича Рериха, уже более двадцати лет сохраняет и популяризирует на международном уровне наследие великой семьи. МЦР создал один из лучших музеев в Москве, проведя научную реставрацию усадьбы Лопухиных. Здесь ежегодно организуются международные научно-общественные конференции. МЦР поддерживает молодые таланты, ведет большую издательскую деятельность, через передвижные выставки доносит творчество художника до самых отдаленных районов нашей необъятной страны. Картины из фондов МЦР дважды побывали в Верх-Уймоне благодаря усилиям администрации Усть-Коксинского района и Центра Культуры «Беловодье». Сам факт предоставления в село шедевров мировой живописи – уникален…
Выбранный пик находится между вершиной Урусвати и пиком Учителя и украшает собой панораму со стороны Синего озера. Из Алтайского управления геодезии и картографии было получено подтверждение, что вершина не имеет официального названия. С северной стороны ее склон покрыт снегом и льдом, только вершина остается скалистой, с южной – смотрится непреступным почти вертикальным скальным пиком, а если посмотреть сверху – представляет s-образную спираль.
В первом восхождении на безы-мянный пик, которое состоялось 27-го июля с северной стороны через перевал Дивногорцев, участвовала группа из пяти человек под руководством Юрия Мирошникова. Предварительно поработав на склоне, они навесили перила через бергшрунд. Рано утром отправились по уже проторенному маршруту. Обычная работа с попеременной страховкой на леднике и снежном склоне, и группа из четырех человек поднялась на гребень, от которого рукой подать до вершины.
Нагромождение каменных плит обозначает высшую точку горы, куда и направилась группа. Теперь еще одно достаточно сложное дело – прикрепить на прочный гранит табличку в честь Международного Центра Рерихов. Ее разместили с западной стороны вершины, а в туре оставили капсулу с индийской землей с места кремации Николая и Елены Рерихов.
На следующий день состоялось восхождение второй группы из четырех человек под руководством И. Мершиной. Они подняли на пик Знамя Мира, полученное в МЦР и памятные ленточки, приготовленные для всех участников экспедиции.
Маршрут был выбран другой. Сначала группа поднялась на снежно-ледовый перевал Токмак, затем вышла на скалистый южный склон. Траверс склона, небольшой прижим, резкий подъем вверх, и мы оказались на интересном участке с едва заметными скальными полками, по которым и поднялись вверх. Справа – снежной громадой возвышалась Западная Белуха, слева – остроконечный пик Учителя.
Сложили тур для капсулы с обращением в будущее и землей с места рождения Преподобного Сергия Радонежского (поселок Варницы близ Ростова Великого), оставили памятную ленточку и поспешили вниз. За первыми градинами появился дождь, камни быстро намокли, стали скользкими и опасными. На спуске с перевала нас накрыл ливень. Промокшие до нитки, спустились по леднику, и ближе к ночи добрались до нашего приюта – палатки, сиротливо ожидавшей на берегу Синего озера.
Спустя год, мы опять пришли в эти места и совершили еще одно восхождение на пик Международного Центра Рерихов. На этот раз подъем на перевал Дивногорцев осуществлялся со стороны ледника Леонида по скалам. Начавшийся дождь с градом остановил нас на перевале. В считанные минуты мы разбили палатку, окопали ее со всех сторон снегом и забрались внутрь. Снежный залп за полчаса завалил нас снегом.
Зачем люди ходят в горы? Что они хотят найти среди льдов и камней, разреженного воздуха и безлюдья? С огромными рюкзаками, тяжко дыша, они шаг за шагом взбираются по крутому склону все выше и выше. Зачем? Ведь это трудно и опасно! Но, похоже, они к этому готовы. Больше того: они были бы рады остаться в горах навеки. Почему одни идут в горы, а другие смотрят на этих людей с удивлением или с насмешкой? И почему у одних сияющие вершины вызывают восторг, а у других – ужас? А почему так близки, так созвучны два слова – «горный» и «горний»?.. Медленно движутся вверх люди с огромными, тяжелыми рюкзаками. Глядя на них с сочувственным изумлением, праздные горожане, остающиеся внизу, вопрошают:
– Зачем вы туда идете? Вам, наверное, много платят за эти мучения?
– Не платят нисколько. Мы сами оплачиваем эту радость, – отвечают идущие вверх. Мы радостно сидим в палатке от того, что успели до разбушевавшейся стихии обустроить свою жизнь.
Наступило яркое солнечное утро 7 июля 2009 года. Мы шли гребнем хребта по снежному насту. Яркое солнце расплавило и уплотнило снег до прочности асфальта. Пришлось одеть на ботинки кошки, чтобы ненароком не поскользнуться. Последний участок к вершине проходили по скалам.
У Томаса Манна в «Докторе Фаусте» есть любопытное и глубокое суждение: «…Музыка – действенная сила в себе, действенная сила как таковая; и не как идея, а как реальность. Подумай, ведь это чуть ли не определение Бога». Эту характеристику действенной силы в себе можно отнести не только к музыке, но также и к тишине. Божественная тишина – голос Безмолвия – нигде не бывает явственнее, чем в высоких горах в безветреный знойный день.
Расположение пика МЦР просто дивное: в центре между вершинами Н.К.Рериха, Западной Белухой и пиком Учителя. Куда не глянь – яркая белизна заснеженных хребтов, синева неба и тишина. Не торопясь установили памятную пирамидку. «Фотосессия» затягивалась, поскольку уходить с этого сказочного места не хотелось. Где-то, когда-то прочитала: «Философские факультеты должны быть в горах». Да, в тишине и в величии вечности приходят лучшие мысли. Как говорят Учителя Востока, «ляжет смысл в порядок, когда посмотрите с гор».
Всюду в священных писаниях – горы.
Моисей беседует с небожителем на горе Синайской.
В псалмах Давида и Соломона – Песни восхождения.
Гора Грифов – любимое место Будды Гаутамы.
Мухаммед читает ниспосланный ему свиток, небесный Коран, на горе Хира.
Пришедшая с Гималаев, Живая Этика зовет в Гималаи.
Нагорная проповедь Христа. Преображение на горе Фавор. Смерть на Голгофе. И воскресенье и новая жизнь – в горах кедровых.
Человек восходит на вершину. Восходит не для себя, а для того, чтобы почтить память выдающихся людей. Восходит, чтобы закрепить эту память для последующих поколений. Умение быть благодарным – одно из главных качеств, без которых немыслимо формирование современного человека. Особенно актуально оно для нас, россиян, у которых «нет пророка в своем отечестве», и «большое видится на расстоянии», свое родное часто принижается и ущемляется, а чуждое находит поддержку.
«Для народа русского мы трудились», – писал Николай Рерих. И наша задача с благодарностью принять плоды этих трудов.
Зачем шел художник на Алтай? За красотой и знанием. Именно этим богата алтайская земля. Богатейшая природа, мудрость коренного населения и старообрядцев пленили сердце Рериха. За этой территорией он видел будущее планеты. Когда мы говорим слово «будущее», то по-разному представляем его себе. Для кого-то это экономическое благополучие и личное богатство, признание. Будущее у Рериха – это переустройство всей жизни на основе высокой культуры, внесение красоты в повседневную жизнь человека. Не отвлеченных красоты и культуры, а перерождение сознания человека, изменения его поступков, отношения к окружающему. Будущее строится на прочном фундаменте нашей истории, героизме предков, на их преданиях и заветах. Значение истинных сокровищ культуры со временем будет только возрастать. Объединяя усилия на этом поприще, мы можем уже сейчас сделать нашу жизнь полезнее, осмысленнее и интересней.
Автор: И. МЕРШИНА. , 16 августа 2012 
Продолжение следует…

(Visited 4 times, 1 visits today)

Добавить комментарий