Как любить детей

Автор: | 29.03.2012

«Свет Утренней Звезды», № 1(79) от 23.03.2011 г.                             

Под таким названием с 9 по 11 января 2011 года в Москве в здании Московского городского педагогического университета прошли Десятые Международные Педагогические Чтения по гуманной педагогике.
Знаменательно, что событие это происходит в рождественские каникулы, в начале нового года, даря учителю новый импульс в его работе, а значит, в судьбе.
Для тех, кто из года в год приезжает сюда, работа есть служение детям.
Это подтверждают и слова учительского гимна, с которого традиционно начинаются Чтения. В этот раз исполнил его хор из филармонии г. Абакана. Такой подарок к юбилейным Чтениям приготовило правительство Хакасии, отправив в столицу артистов с концертом для участников форума.

С приветственными словами в адрес участников форума выступили М.Н. Русецкая, проректор МГПУ, И. Аул, заместитель министра образования Хакасии, Е.Н. Черноземова, профессор МГПУ, вице-президент Всероссийского Центра Гуманной Педагогики, Д.Д. Зуев, заслуженный профессор МГПУ, член-корреспондент РАО, главный редактор «Антологии Гуманной Педагогики».
А.В. Постников, президент МЦР, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, вручил медаль «Святослав Рерих» активным популяризаторам идей Гуманной Педагогики.


В своем выступлении «Любя творить и творя любить» Шалва Александрович Амонашвили, профессор, академик РАО, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, отметил, что пройдены первые десять ступеней вхождения в гуманную педагогику, и подчеркнул, как темы предыдущих Чтений помогали нам постигать разные аспекты гуманной педагогики.
На десятом уроке Шалва Александрович поставил перед нашим многочисленным (более шестисот человек) и многонациональным классом задачу – осознать, расширить понятие любви.
По убеждению Шалвы Александровича, любовь — скорейший путь к самым трудным достижениям. Насколько будет достижим наш подъем на 30 ступень Лествиничка – Любовь — от нашего труда зависит. Защищать, сорадоваться, сочувствовать, проявлять уважение к личности, защищать от невоспитанных воспитателей, учителей-невежд, от насилия учебников, от скуки, лжи, торгашеского направления в образовании – в этом будет проявляться наша любовь к детям.
К светлому будущему следует направляться учителю, создавая сферу любви вокруг Земли, ведь учитель — космическая профессия.

Альберт Анатольевич Лиханов, прозаик, публицист, педагог и общественный деятель, академик РАО, Председатель Российского детского фонда, с тревогой и болью рассказал в своем выступлении о положении детей в современной России.
Участники Чтений из Новосибирска представили замечательный фильм о Януше Корчаке «Любви связующая нить», в основу которого легли воспоминания о Доре Борисовне Трайман, ученице Корчака, и урок учителя начальных классов Ольги Сафоник, строящей свою деятельность на гуманных принципах педагогики Януша Корчака.

Во второй половине дня состоялись заседания нескольких лабораторий. Это новая форма работы учителей на Чтениях. Она не предполагает заготовленных выступлений. В дружеском живом общении участников и активном обсуждении предложенных лабораториями тем проходила глубокая работа и генерирование идей.

Лаборатория гуманитарных знаний. Руководители: В.Г. Александрова, профессор МГПУ, Рыцарь Гуманной Педагогики (г. Москва), и И.А. Киршин, кандидат педагогических наук, руководитель студии «Солнечный сад», Рыцарь Гуманной Педагогики (г. Калининград), предложили для обсуждения тему «Будить сознание через чувства и чувства через сознание». Ведущей идеей этой лаборатории стали слова К.Д. Ушинского: «Человека можно развить гуманно не только изучением классических языков, но еще гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией, историей, изучением природы и новыми литературами».

Лаборатория естественных наук прошла под руководством В.Ф. Бак, учителя биологии школы № 11, Рыцаря Гуманной Педагогики, (г. Артемовск, Украина), и И.С. Стульпинене, учителя физики, Рыцаря Гуманной Педагогики (г. Клайпеда, Литва). Тема — «Творить пространство, где царствует любовь». Были предложены вопросы: Что такое Любовь? Есть ли место чувствам на уроках естествознания и точных наук? Сочетаемы ли наука и вера? Как Закон Любви проявляется в естественных науках? Можно ли научиться любить? Как учителю естествознания воспитать в себе любовь? Какими способами современный учитель естествознания проявляет любовь к детям? Как проявлять любовь к детям, чтобы они захотели ее принять? Через обсуждение этих вопросов высвечивалась главная идея — «Познание движимо любовью» (Леонардо да Винчи).

Лаборатория руководства образованием предложила тему «Воодушевляющее руководство», в обсуждении которой красной нитью проходила идея любви не на словах, а на деле. Как много зависит от начальника, несущего начала всех начал – Свет, покровительство творчеству учителя. Власть не должна быть грубой силой, но «проявлением воли и любви Создателя». Руководитель этой лаборатории — Талис Яунземис, руководитель Управления образования Смилтенского края, Рыцарь Гуманной Педагогики (Латвия).

Лаборатория работы с родителями рассматривала очень важную тему «Вера и Надежда родителей – Любовь и понимание природы Ребенка». Руководители — К.Ш. Мансурова, председатель Международного общественного движения «Родительская забота», кандидат химических наук (г. Москва), и О.А. Андарало, председатель Белорусского отделения МОД «Родительская забота» (г. Могилев) выбрали ведущую идею для обсуждения: «Жизнь будет там, где будет жить любовь. Где нет ее – там ветхость и забвенье. В любви взращенный – сам несет любовь, взращенный в злобе – смерть и разрушенье» (Серафима).

«Как взрастить в себе спасительную силу любви и окунуть каждого ребенка в ее пламя» — такую тему для разговора предложила лаборатория «Как светлый ангел побеждает». Ее ведущие М.А. Баранюк, руководитель Ласнамяэского детского центра и Эстонского общественного центра гуманной педагогики, и М.А. Кориневская, заместитель директора негосударственной специальной школы «Светлячок» (Литва), озвучили в качестве ведущей идеи слова В.А. Сухомлинского: «Любить ребенка, значит защитить его от того зла, которое еще окружает многих детей в жизни».

На лаборатории художественного развития, руководитель В.А. Кучеровский, журналист, президент Культурно-педагогического Центра «Белый Город» (Украина), обсуждали тему «Как искусство помогает нам раскрывать в себе любовь к детям. Ведущая идея: «Посреди сада растут озарения духа» (Живая Этика).

Для лаборатории начальной школы М.И. Шишова, директор школы № 200 и В.Г. Акимова, руководитель Светомузыкального театра школы № 906 (г. Москва) выбрали тему «Утонченная форма Любви». Вечный жизненный поиск, как любить, как утончать наши отношения, свое сердце, для того чтобы дети были счастливы. Образовательное пространство будет там преобразовываться, где будет учитель. Педагогика в нем самом.

Вот мысли учителей по этой теме:
— совершенствовать себя как учителя, который и рождает такую любовь;
— видеть причины негативных чувств;
— держать светильники чистыми, чтобы Высшее пролилось, быть наичистейшим проводником;
— мера любви к ребенку есть степень устремления к Высшему учителя.
Можно ли любить содержанием материала? О чем мы соразмышляем, что преподаем, какие вопросы ставим? Красота, культура, которой мы наполняем пространство – будет ли от этого утончаться наша любовь к детям? Любим ли мы родителей, должны ли выстраивать духовную общность с коллегами? Это, как пазлы, соединим все – получим одухотворенную картину. Творцы этой картины – мы сами. Главное — не утрачивать поиска.

Второй день Чтений был посвящен мастер-классам.
Мастер-класс Е.Н. Черноземовой, доктора филологических наук, профессора МГПУ, Рыцаря Гуманной Педагогики (г. Москва), «Поговорим о любви к детям». Елена Николаевна подарила нам урок-диспут по Мировой художественной культуре в 10 классе педагогического профиля. Исторически складывались разные отношения к детям. Как и когда детство обратило на себя внимание, стало осознаваться особой эпохой в жизни человека? Что важнее: строгость и требовательность или мягкость и сердечность? Слайды «Образы детей в живописи» служили основой для создания атмосферы, в которой мы пытались ответить на эти вопросы. Е.Н. Черноземова блестяще показала, как создается мотивированная ситуация для развития речи через прием аудирования текста на примере рассказа З. Миркиной «Ангел».

Мастер-класс С.А. Сироижко, учителя русского языка и литературы лицея «Коллеж», Отличника образования Украины (г. Донецк, Украина), «Педагогическое откровение Я. Корчака: уроки высшей любви». Эпиграфом к нему послужили слова Я. Корчака: «Чувствую, во мне сосредоточиваются неведомые силы, которые взметнутся снопом света, и свет этот будет светить мне до последнего вздоха. Чувствую, я близок к тому, чтобы добыть из бездны души цель и счастье».

Мастер-класс А.В. Малыгина, учителя Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, победителя областного тура «Всероссийского конкурса «Лучший учитель года — 2010» (г. Новосибирск). Тема: Примеры христианской любви – основа воспитания.

Мастер-класс Ирины Наркявичене, директора школы им. Максима Горького, Рыцаря Гуманной Педагогики, Елены Семеновой, психолога школы; Анастасии Алексеенко, психолога школы-сад «Пакалнуте» (г. Клайпеда, Литва). Тема: Как любить детей, или мы все родом из детства.

Мастер-класс Ирмине Погребняка, магистра педагогики, руководителя Латвийской ассоциации гуманной педагогики, Рыцаря Гуманной Педагогики (г. Рига, Латвия). Тема: «Путь к совершенству – любовь». Урок для учителей.

Мастер-класс Т.Н. Ким, директора школы № 26, Почетного работника общего образования, Зимнякова Н.Н., зам. директора по учебно-воспитательной работе, Бирюковой Е.Г., учителя истории и обществознания, Почетного работника общего образования (г. Владимир). Тема: «Как научиться любить детей?»

Мастер-класс Ш.А. Амонашвили на тему «Сердце и Любовь» стал особым праздником для участников. Ведущая идея: «Любовь есть творящая энергия». Есть любовь земная, задерживающая, есть любовь небесная, устремляющая. Участники мастер-класса осмысливали опыт классиков педагогики, заложивших величайшую энергию любви. «Где нам сегодня искать для учеников учителей Света?», — обратился Шалва Александрович к нам и предложил попытаться представить себя одним из классиков, чтобы не ушли далеко от нас. Пусть идут через нас Песталоцци, Сухомлинский, Корчак.
Судьба ребенка в наших руках. Как необходимо современному учителю прислушаться к Песталоцци: «Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которые явились бы следствием моей глубокой любви к детям»; не потерять мудрость Корчака: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания. Уважайте неудачи и слезы. Уважайте право ребенка быть тем, кто он есть. Уважайте его текущий час и сегодняшний день!»; обратиться к Сухомлинскому: «Возлюби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда сможешь именоваться Учителем».

После мастер-классов состоялись две встречи: «В поисках смысла жизни» — с Валерией Гивиевной Неорадзе, доктором педагогических наук, профессором МГПУ, академиком АПСН, Рыцарем Гуманной Педагогики (г. Москва), и «Я вас люблю…» — с Талисом Яунземисом, руководителем Управления образования Смилтенского края, Рыцарем Гуманной Педагогики (г. Цесис, Латвия). Эти встречи прошли в такой форме, как Персона в Гуманной Педагогике, где был представлен их опыт работы и жизни.
На заключительной встрече М.В. Богуславский, доктор педагогических наук, профессор, выступая с темой «Любовь как основа мироздания», говорил о пути Ш.А. Амонашвили в Гуманную педагогику как высоком примере служения.
С.Л. Крук, кандидат педагогических наук, президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации, в своем выступлении говорил о воспитании и очищении сердца – вместилища любви, воспитании высших чувств.

Традиционно на заключительной общей встрече была проведена церемония присуждения Международным жюри активным популяризаторам идей Гуманной Педагогики звания «Рыцарь Гуманной Педагогики» и вручен золотой значок «Сердце и Лебедь».

Чтения завершились, обозначена тема одиннадцатых педагогических чтений: «Учитель, вдохнови меня на творчество». Будет обязательно эта следующая встреча – начало нового витка спирали.
И готовиться к ней нужно постоянно, следуя пожеланиям нашего Учителя, Шалвы Александровича — научиться контролировать свой путь Восхождения, не откладывать его на потом.
Путь совершенствования – это путь этой секунды. Возвыситься над событиями, обстоятельствами. Стать светильниками для всех, кто находится рядом, научиться простым вещам – прощать, сопереживать, сорадоваться. Стать убежищем для детей, защищая их от зла.
Залогом победы Гуманной Педагогики является наше сотворчество, единение учительских сердец во имя Ребенка.

И.В. Афанасьева, г. Новокузнецк.

(Visited 5 times, 1 visits today)

Добавить комментарий