Космос Культуры

Автор: | 14.04.2015

«Свет Утренней Звезды», № 2(95) от 23 мая 2014 г.                              

Дорогие друзья! В этот День почитания Света, праздника пахтания его Лучом широкого поля Жизни очень хочется послать привет сердца всем близким сердцам.

В годы ускоренных смещений, перед лицом угрозы извержения Йеллоустонского супервулкана, вызванной деятельностью невежественного человечества, думается, будет совсем не лишним сообща помыслить, – а точнее, всеми чувствами, всем существом своим пережить и осознать, что Культура – важнейший двигатель эволюции, ее спасение от низвержения в бездну инволюционной кривой. Привычно почитаемый научно-технический прогресс, горячо ожидаемые комфортные социальные программы, успешность личной судьбы – все это лишь следствия развития Жизни по пути Культуры. Ибо только Высшее – каким бы эфемерным оно ни представлялось обыденному сознанию – ведет низшее совсем непростыми тропами восхождений. Таков, согласно энергетическому мировоззрению, механизм эволюции.

Будучи прямым, непосредственным отражением Законов Космического Бытия на Земле, уходя корнями в глубину Небес и рождаясь в сферах надземных, энергетические потоки, которые можно назвать волнами излучений Культуры, несут в себе импульсы неслыханных возможностей реального эволюционного изменения самой сущности, самой структуры пространств, которых они касаются, сквозь которые проходят. Попадая в резонанс со струениями Культуры, неся на себе Ее искры, ассимилируя частицы Ее вещества, мы начинаем жить одновременно в двух мирах: в физическом, земном и в пространстве Света, в Мире Огненном, с собою сопрягая и гармонизируя их. Так работает механизм культуротворчества. Так каждый из нас становится культурообразующей силой. Так в созвучии творится История и история.

Не в этом ли заключен один из смыслов столь вдохновенно отзывающегося в душе метаобраза – «Космос Культуры», схватывающего саму сущность Культуры как принципиального метаявления. Не поэтому ли Рерихи писали о сложном многоступенном пути в Культуру: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и осознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры» (Е.И. Рерих. Письма. Т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 198).

В таком контексте Пакт Культуры – Пакт Рериха, подписанный почти 80 лет назад, выступает уже не просто международным юридическим договором об охране художественных памятников, научных учреждений, человека от физического разрушения военными агрессиями или временем от разложения самой Памяти о вечных культурных ценностях.
Другая, активно созидательная сторона миротворческого пафоса Пакта – призыв к творению новой онтологии: новых миров, выстроенных на ценностных смыслах Культуры; это и зов к творчеству принципиально новыми средствами: чувствознанием, психической энергией, мыслеобразами, опирающимися на устремления к Высшему.
Ибо Культуросфера состоит из новых разуплотненных субстанций, складывается новыми утонченными элементами, новым разряженным веществом, атомами, осознанными как место встречи частиц видимого с волнами незримого мира, «место», открытое современной наукой в виде явления квантовой реальности.

Какой простор для постижения эволюционной роли Космоса Культуры в этой связи открывает идущая ныне по России и другим странами Евразии и Америки выставка «Пакт Рериха. История и современность». Этот грандиозный проект Международного Центра Рерихов сегодня нельзя понять иначе, как еще один Дар Эволюции, протянутый человечеству его Учителями на пороге полного краха старого мира и торжественного рождения Мира Нового.
Интересно, что фрагмент величественной картины этого Зарождения был приоткрыт нам еще античным Мастером в рельефах знаменитого «Трона Людовизи».
Из пены морской в образе Афродиты в мир приходит Любовь. Две женские фигуры берегут тайну Рождения, охраняя ее Платом, абрис которого вызывает в памяти формы гирлянд – известного символа Серебряной нити, связующей различные уровни миров.
Песнью флейты духа встречает новое состояние мира девушка-музыкант, молитвой – матрона-хранительница домашнего очага.


Н.К. Рерих. Рождение мистерий. 1924

Позже, почти через две тысячи лет, этот сюжет развернул в грандиозную панораму космогонической мистерии Н.К. Рерих, написав живописное полотно «Рождение мистерий».
В блеске молнии, в грохоте стихий носятся над космическими водами фигуры Огненных Драконов, – так, по свидетельству Е.П. Блаватской, в праисторические времена именовали Учителей, Наставников человечества. На переднем плане, как живое воспоминание, как утверждение непрерывности процессов эволюции, как указание на Великий Закон цикличности Бытия, расположены «цитаты» из «Трона Людовизи».
Так рождение нового состояния мира – «страны Культуры», страны ведущего Женского Начала, страны Любви и Милосердия, хранимой Лучом Матери Мира, открылось Мастеру XX века.
Так «поверх истории» искусство проходит удивительные метаисторические связи, цементирующие пространство Искусства и Бытие в Единосущее.

Завершая размышления, вызванные Днем Культуры, хочется пожелать всем нам – участникам грандиозного миротворческого проекта Культуры, живой и вдох-новенной его реализации как внутри себя, так и в программах, идущих через различные города, страны и континенты.

В год Культуры – с Днем Культуры, друзья!

О.А. Уроженко, председатель
Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
Сайт Совета
(Visited 9 times, 1 visits today)

Добавить комментарий