Круглый стол по гуманной педагогике

Автор: | 01.03.2014

«Свет Утренней Звезды», № 1(89) от 21 марта 2013 г.                          

27 февраля 2013 года в Прокопьевском филиале Кузбасского государственного технического университета прошел круглый стол «Гуманизация образовательно-воспитательного процесса в целях сохранения духовно-нравственного здоровья молодежи».

Организаторами встречи выступили кафедра социально-гуманитарных дисциплин университета и Прокопьевское отделение Международной Лиги защиты культуры. Активное участие в работе круглого стола приняли кандидат педагогических наук Е.В. Емец, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Н.М. Крыгина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Р.Р. Мухомедьянова, старший преподаватель кафедры Н.М. Колесникова. Вела круглый стол Н.П. Романцова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин.


Круглый стол по гуманной педагогике в Прокопьевском филиале Кузбасского государственного технического университета

В работе круглого стола и обсуждении вышеобозначенной проблемы приняли участие не только преподаватели ВУЗа, но и педагоги, воспитатели, представители общественных организаций, студенты.

Встреча началась с просмотра видеозаписи выступления академика РАО, доктора психологических наук, президента Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. Шалва Александрович говорил об уникальном документе — Манифесте гуманной педагогики, направленном не на внешнее, а внутреннее духовное совершенствование образования и воспитания, о том, что Манифест — живое творение, он может меняться, обновляться, каждый из педагогов имеет возможность вносить свой вклад и оживлять пространство гуманной педагогики своими творческими нахождениями.
Собравшиеся познакомились с Манифестом гуманной педагогики, который был провозглашен деятелями Международного движения гуманной педагогики 17 июля 2011 года в Бушети (Грузия).
Размышляя о том, какая школа нужна современным детям, Р.Р. Мухомедьянова в своем выступлении акцентировала внимание на необычных детях — детях Света. «Им присущи ранняя развитость, открытость, уверенность в себе, но они уязвимы перед грубостью и насилием. В авторитарной среде у детей не может проявиться и развиться потенциал, заложенный природой. Современной школе нужна атмосфера взаимопонимания, любви, уважения. Детям Света нужны учителя Света», — подчеркнула педагог.

Участники круглого стола затронули вопрос подготовки кадров будущих учителей.
От того, какой учитель будет нести знание детям, зависит будущее. Необходимо при зачислении в ВУЗ учитывать такой фактор, как призвание. Будущий педагог, прежде всего, должен любить детей.
Н.П. Романцова в своем выступлении отметила, что духовная составляющая в жизни общества уходит на задний план, а само понятие духовности очень размыто.
Гуманная же педагогика признает наличие понятий души и духа, помогает ребенку найти себя, свое предназначение в жизни. Затрагивая вопрос речевого поведения преподавателя, Наталья Петровна призвала уходить от штампов. Речь педагога должна быть позитивной, вдохновляющей ученика на стремление стать лучше, вселяющей в него веру в свои силы и способности.
Е.Н. Долгополова, педагог эстетической школы ДК им. В.В. Маяковского, коснулась темы духовности и гуманности как фундаментальных понятий в гуманной педагогике. Именно эти понятия определяют жизненную направленность человека – деятельность на общее благо, альтруизм, гармонизацию окружающей жизни. Поэтому необходимо менять самого себя, питая свои лучшие качества. Елене Николаевна привела пример раковины, которая творит внутри себя прекрасную жемчужину, вбирая из морской воды для ее строительства все необходимые полезные вещества и минералы. «Если хотим, чтобы жизнь вокруг улучшилась, — подчеркнула Е.Н. Долгополова, — нам необходимы вдохновение, радость, любовь».

Н.А. Пермякова, член Прокопьевского отделения Международной Лиги защиты культуры, посвятила свое выступление книге Януша Корчака «Как любить ребенка». Она заметила, что изучение трудов педагогов-классиков способствует более глубокому осмыслению сути гуманной педагогики. Януш Корчак первый из педагогов, который смог научно доказать, что родившийся ребенок это не чистый лист и что ребенок приходит в этот мир с собственными качествами, склонностями и способностями.
В книге Корчак призывает родителей и педагогов к размышлению, к пристальному изучению способностей ребенка, к уважению прав ребенка быть тем, кто он есть. Вся жизнь Януша Корчака – это воплощение евангельской заповеди. «Заповедь: возлюби ближнего своего — это гармония, простор, свобода. Глянь вокруг – улыбнись!», — пишет великий педагог.

Презентацию книг «Антология гуманной педагогики» издательского Дома Ш.А. Амонашвили провела Н.А. Регузова, председатель Прокопьевского отделения Международной Лиги защиты культуры. Надежда Александровна нацелила присутствующих познакомиться с мудростью любви к детям Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Ш.А. Амонашвили и других светочей педагогического мастерства. Глубина и мудрость бесценных книг помогут современному учителю проникнуть в тонкий, трепетный мир Ребенка.
Участники круглого стола отметили такие негативные тенденции в сфере современного образования, как сокращение времени на преподавание базовых предметов, отход образовательной системы от классической педагогики, расхождение между теорией и практикой, излишнюю загруженность учителя заполнением бумаг, раннюю специализацию в школе. Современная авторитарная школа отказывается от воспитания ребенка, а результаты ЕГЭ становятся единственным критерием работы учителя.

Участники круглого стола поддержали положение Манифеста о том, что между гуманной педагогикой и педагогикой авторитарной не может быть золотой середины.
Гуманная педагогика, в основании которой лежит классическая педагогика, способна преодолеть кризис авторитаризма, потому учителям, преподавателям необходимо начинать с себя и вносить принципы гуманной педагогики в свою жизнь и работу.
В заключение работы круглого стола его участники подписали резолюцию Съезда Родительского Всероссийского сопротивления от 9 февраля 2013 года в поддержку новой Стратегии детства.

Н.А. Регузова, Н.А Пермякова, г. Прокопьевск.
Фото А.Г. Осадчего
(Visited 3 times, 1 visits today)

Добавить комментарий