К вопросу о смыслах общественного статуса Центра-Музея имени Н.К. Рериха

Автор: | 11.03.2017

«Свет Утренней Звезды», № 4(107) от 30 ноября 2016 г.                 

Девятого октября 1997 года на планете Земля, а именно в столице России (Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5) состоялось открытие общественного Музея имени Н.К. Рериха, великого художника, ученого, мыслителя, поборника мира и Культуры.

 

 

Общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве

Почему Музей имени Н.К. Рериха называется общественным? Слово «общественный» в словаре русского языка С.И. Ожегова означает: «связанный с деятельностью людей в обществе; относящийся к работе по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд коллектива». Музей имени Н.К. Рериха с первых дней своего существования и по настоящее время тесно связан c деятельностью общества людей, объединенных единством взглядов на Культуру как главнейшего рычага преуспеяния и благоденствия нашей многонациональной страны. Н.К. Рерих называл Культуру «источником жизни», «оздоровлением всей жизни» [1, c. 73, с. 86], «прибежищем, где дух человеческий находит путь к религии и ко всему просветительному и прекрасному» [1, с. 113].

Музей имени Н.К. Рериха – общественный и потому, что он носит имя выдающегося общественного деятеля. Действительно, Николай Константинович был не только великим ученым, мыслителем и художником. «Он был истинным патриотом и горячо любил Родину, но он принадлежал и всему миру. Весь мир был полем его деятельности [2, с. 5]. <…> Яркой нитью в деятельности Николая Константиновича прошла его борьба за охрану памятников Культуры» [2, с. 9].

Идея создания в России общественного Музея имени Н.К. Рериха принадлежит младшему сыну Николая Константиновича и Елены Ивановны – известному художнику, ученому, писателю и общественному деятелю Святославу Николаевичу Рериху. 29 июля 1989 года С.Н. Рерих в газете «Советская Культура» опубликовал открытое письмо «Медлить нельзя!», адресованное советской общественности, с изложением концепции создания общественного Музея имени его отца. Совет Министров СССР поддержал инициативу Святослава Николаевича Постановлением от 4 ноября 1989 года «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К. Рериха». Святослав Николаевич встречается и ведет переговоры с представителями общественности Москвы, заслуживающими уважения и доверия: с митрополитом Волокаламским и Юрьевским его преосвященством Питиримом, с руководителем МНТК «Микрохирургия глаза» С.Н. Федоровым, с первым заместителем министра иностранных дел Ю.М. Воронцовым, с руководителями Советского Фонда Культуры и Советского Фонда Мира, с президентом АН СССР Г.И. Марчуком, с главным архитектором Москвы и с председателем Моссовета В.Т. Cайкиным [3, с. 283 – 284]. Все участники этих встреч поддержали С.Н. Рериха, и он из семи предложенных зданий для размещения Музея выбрал Усадьбу Лопухиных. 28 ноября 1989 года было принято решение исполкома Моссовета о предоставлении для размещения Музея в Москве на территории архитектурного памятника «Усадьба Лопухиных» [4, с. 284].

Усадьба находилась в аварийном состоянии. Правительство уклонилось от обещаний выделить необходимые средства. Тем не менее, восстановительные работы состоялись. Поддержка пришла от общественности. Помощь волонтеров, средства меценатов, народные пожертвования из России, стран СНГ и от соотечественников за рубежом сделали возможным 9 октября 1997 года – в день рождения Н.К. Рериха – открытие Музея. Так Музей имени Н.К. Рериха стал по праву именоваться Музеем общественного значения. Понятие «общественный» убедительно обогатилось и смыслом «международный». Действительно, когда мы добавляем к названию Музея слово «общественный», мы утверждаем еще и смысл «принадлежащий обществу содружников из других стран». «Содружество – какое милое и сердечное слово. В нем есть и от взаимопонимания, и от взаимоуважения, и от сотрудничества. <…> Не может жить содружество, если люди, сошедшиеся в нем, не знают, что такое взаимная помощь, не понимают, что есть самоусовершенствование. <…> В содружестве непременно будет сердечное желание помочь и поддержать друг друга. <…> Пусть живут и множатся Содружества, Сотрудничества, Очаги Блага» [1, с. 318 – 320].

Центральным залом Музея является зал Учителей – Космических Иерархов планеты Земля. «Явление Иерархии обеспечивает превращение обычного в ценное и претворение малого в значительное. Можно видеть, как последователи Иерархии обогащались истинными ценностями. Так можно будет когда-нибудь издать жизнеописание последователей Иерархии; получится убедительная картина. Но для следствий нужно действительное признание Иерархии всем сердцем, без оговорок» [5, п. 266]. Как мы знаем, все четверо: Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи и их сыновья, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич, являются истинными последователями Иерархии Света. Так в контексте вышесказанного понятие «общественный» обретает еще один смысл, смысл уникального, высочайшего значения. Этот смысл говорит о причастности Музея к Космической Иерархии Света. Именно благодаря такому уникальному явлению в России как общественный Музей имени Н.К. Рериха рождается и утверждается мысль о Со-обществе: Россия, вместе с ней весь Земной мир, и – Космическая Иерархия Света. Путешествие по залам Музея рождает у посетителей «чувство причастности к Космосу», осознание «своей неотъемлемости от Космоса, его энергетических процессов, его законов» и понимание необходимости «развития космического сознания», которое «начинается с признания Земли космическим телом, а себя самого – разумной и одухотворенной силой этого Космоса» [6, с. 357, 358].

Не будем смущаться необоснованными нападками, которыми Министерство культуры атакует Музей имени Н.К. Рериха. Пожелаем чиновникам этого Министерства посетить Музей, проникнуться его историей и предназначением и стать истинными служителями культуры.

В центре Москвы есть то, что безраздельно принадлежит народу России: Кремль – символ непобедимости, стойкости и могущества страны; Храм Христа Спасителя – символ единства религиозных верований народов России, символ верности заветам Христа; общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха – земной филиал Космической Иерархии Света, храм Культуры. «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку… Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» [1, с. 86]. Каждое из этих достояний россиян имеет «свою благодатную миссию», при этом «можно сохранить потенциал индивидуальности и настроить созвучие сознаний» [7, Ч. 2, XII, 11], созвучие миссий. Каким образом? Для этого необходимо устремить «себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, не групповое, но абсолютно полезное дело» [7, Ч. 2, X, 23].

Н.И. Ляная, г. Екатеринбург

Примечания:

  1. Рерих Н.К. О Вечном… М.: Политиздат, 1991.
  2. Рерих С.Н. Слово об отце // Н.К. Рерих. О Вечном… М.: Политиздат, 1991. С. 5 – 10.
  3. Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М.: МЦР, 2004.
  4. Молчанова К.А. Хронология жизни и творчества С.Н. Рериха // П.Ф. Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М.: МЦР, 2004. С. 263 – 286.
  5. Живая Этика. Иерархия.
  6. Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов. М.: МЦР, 2011.
  7. Живая Этика. Община.

 

(Visited 94 times, 1 visits today)

Добавить комментарий