Лекция «Исторические взгляды Василия Ключевского»

Автор: | 25.01.2021

28 января исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося отечественного ученого-историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911). Этой дате на лектории «Культура и мы» в Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева была посвящена лекция «Исторические взгляды Василия Ключевского». Лекцию прочла общественный библиотекарь, член Новокузнецкого городского Рериховского общества В.С. Третьякова.

 

Заслуги российского историка В.О. Ключевского были признаны при жизни. Он был профессором Московского университета, академиком Петербургской Академии наук, тайным советником. Также был избран членом Общества истории и древностей российских, Московского археологического общества, Общества любителей российской словесности, Московского литературно-художественного кружка. Сам же Василий Осипович считал: «В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли».

До Ключевского ученые делили историю России на три периода, связанных с укреплением государственной власти: время феодальной раздробленности, эпоха объединения княжеств в Московское государство и Российская империя, начиная с правления Петра I. А Ключевский в своих монографических исследованиях и в «Курсе русской истории» дает свое, строго субъективное понимание русского исторического процесса. По Ключевскому исторический процесс – это «ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах». Свою концепцию Ключевский называл «исторической социологией», понимая ее как «историческое изучение <…> свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие».

«Основные исторические силы, которые строят людское общежитие: человеческая личность, людское общество и природа страны». Каждая из этих сил вносит в состав общежития свой запас элементов или связей, в которых проявляется ее деятельность.

«Народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона».

«В государстве народ становится не только юридическим лицом, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения».

Новаторство Василия Осиповича заключалось в том, что он обнаруживал общие закономерности всемирно-исторического процесса, где главная роль отдавалась народу. В связи с этим появился новый термин «историческая личность народа».

Двигателем истории, по мысли Ключевского, выступают «умственный труд и нравственный подвиг» человека. «Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития», – говорил он. По мысли другого российского историка М.М. Богословского, «Курс русской истории» В.О. Ключевского – итог мыслительной работы русского народа над своим прошлым, подведенный одним из талантливейших его сынов».

Творчество В.О. Ключевского представляет интерес не только как яркая страница истории отечественной исторической науки, но и как явление русской культуры. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX – начала XX в.

В.С. Третьякова рассказала слушателям лектория, что в 1892 году в Сергиевом Посаде, в торжественном собрании Московской Духовной Академии, В.О. Ключевский произнес свою знаменитую речь о Сергии Радонежском. Она была опубликована в «Богословском вестнике» (1892) под названием «Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства». «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. – говорилось в речи. – Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна… Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

Речь академика В.О. Ключевского под названием «Благодатный воспитатель русского народного духа» вошла в сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», изданный под редакцией Н. Яровской (псевдоним Е.И. Рерих) в 1934 году.

Художественный дар Ключевского нашел воплощение в его афоризмах, репликах, оценках, часть которых была широко известна в интеллектуальных кругах России. Вот некоторые из них.

«История не учительница, а надзирательница, наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

«История учит даже тех, кто у нее не учится: их она их проучивает за невежество и пренебрежение».

«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

Главным делом для Ключевского всегда оставалось изучение истории. Без ее знания, считал ученый, «мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…».

Лекция сопровождалась богатым иллюстративным рядом. Ее дополнил замечательный историко-документальный фильм «Планета Ключевский», созданный при поддержке Российского исторического общества.

Слушатели были благодарны Вере Сергеевне за прикосновение к жизни и творчеству выдающегося ученого-историка В.О. Ключевского.

Опубликовано:

Лекция «Исторические взгляды Василия Ключевского». // Библиотека им. Н.В. Гоголя МБУ «МИБС» г. Новокузнецка, 23.01.2021 – https://libnvkz.ru/news/23.01.2021

(Visited 39 times, 1 visits today)

Добавить комментарий