Лекция о творчестве Андрея Рублёва

Автор: | 09.02.2015

27 января 2015 года лидеры женской общественной организации ОАО ЕВРАЗ ЗСМК посетили Народный музей семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва, где прослушали слайд-лекцию на тему «Культура Руси рубежа XIV-XV веков. Творчество Андрея Рублева».
Академик Д.С. Лихачев отмечал, что национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа об идеальной человеческой красоте.
Эпоха А.С. Пушкина была эпохой возвышения национального русского духа после победы над Наполеоном.
Эпоха, в которой формировалась личность А.Рублева, была ознаменована победой над силами Золотой Орды на Куликовом поле. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времен былой независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. На рубеже XIV-XV веков после победы Дмитрия Донского в Куликовской битве и объединения Руси наступает культурный национальный подъем. Крепнет единство русского языка. Русская литература строго подчинена теме государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие. Именно в этот период Москва выдвигается на первый план среди русских городов и служит объединяющим центром Руси. В Москве идет интенсивная художественная жизнь. И именно в это время прославился своим творчеством выдающийся художник Андрей Рублев, живопись которого оказала огромное влияние на характер русской культуры последующих веков. Поражающие возвышенной красотой, глубокой содержательностью и удивительной человечностью созданные им библейские образы положили начало особой «сердечности» русского искусства.
Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной силой сказались национальные черты.

Живописных произведений Андрея Рублева сохранилось немного, но то, что известно о его деятельности, свидетельствует, что все его творчество было неразрывно связано с Москвой и ближайшими к ней городами и монастырями. В 1405 году Андрей Рублев вместе со старцем Прохором и Феофаном Греком расписывают Благовещенский собор Московского Кремля. Иконостас Благовещенского собора был первым русским иконостасом с фигурами в рост (специалисты предполагают, что их выполнил Феофан Грек). И отличался тем, что в этих фигурах несравненно больше свободы.

Особой гармонией отличаются иконы праздничного чина этого иконостаса. «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» и «Преображение». Здесь художник не выходит за пределы уже устоявшихся иконографических решений, но он как бы воспринимает их заново, раскрывает их подлинный, глубинный смысл, наполняет новым человеческим содержанием. Известные всем сюжеты из жизни Христа запечатлены в простых и ясных образах, полных человечности и гармонии, изящества и грации движений человеческого тела. Его иконы как бы светятся изнутри мягким серебристым свечением, как будто они излучают из себя теплоту и несут на себе отблески солнечного света. Они одушевлены чувствами, мыслями, и это находит свое выражение во взгляде, жестах. Это и дает право говорить о реализме искусства Рублева и его круга. Все краски последовательно загораются или же затухают в своем красочном величии. Чистый цвет то пробивается, то блекнет, то сияет отдельными яркими тонами или же бликами, служащими расцветке целого. Это и есть отличительные особенности его творчества.

Андрей Рублёв также участвовал в росписи Успенского собора во Владимире (сцена «Страшный суд»), Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, Успенского собора на Городке в Звенигороде (здесь же были найдены три знаменитых его иконы, известные под названием Звенигородского чина), Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. В состав иконостаса Троицкого собора вошла знаменитая икона Андрея Рублёва «Троица» (в настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее). «Троице», как и большинству икон художника, свойственна особая задушевность и светлая грусть. Это лучшее из его произведений.
Гениальное творчество Андрея Рублева всегда привлекало исключительное внимание последующих поколений. Оно стало предметом легенд и страстных споров. С именем А. Рублева соединилось все лучшее, что было в древнерусской живописи. Его живописным произведениям дивились современники и отдаленные потомки.

Все это мы узнали благодаря руководителю музея Елене Станиславовне Кулаковой. Имея большой опыт и глубокие познания, она щедро делится ими со своими слушателями, преподносит материал умело, доходчиво, живо, заинтересовывая женскую аудиторию все больше и больше.
Мы черпаем здесь духовные и культурные знания, обогащаясь новыми чувствами и эмоциями, связанными с внутренним духовным миром человека.

Л.Н. Сыч, председатель Комитета по вопросам досуга женщин
Женской общественной организации ОАО ЕВРАЗ ЗСМК.
(Visited 12 times, 1 visits today)

Добавить комментарий