Международное Рериховское движение на новый лад

Автор: | 22.06.2016

«Свет Утренней Звезды», № 5(103) от 24 декабря 2015 г.                    

Ответ на статью А. Пузикова «Как организовать единое Рериховское движение?»
2 декабря 2015 года на сайте Андрея Пузикова (г. Калининград) была опубликована авторская статья «Как организовать единое Рериховское движение?» В предисловии под названием «Актуальность момента» А. Пузиков претендует на исторический анализ развития Рериховского движения в России. Однако то, что автор выдает за «анализ», имеет весьма однобокий клеветнический характер и не раскрывает сути самого процесса.

Например, касаясь организации Рериховского движения, Пузиков ничего не пишет о цели этого движения. Вместе с тем, обозначение цели любого действия определяет смысл этого действия и способы его исполнения.
В так называемом «анализе» А. Пузиков полностью игнорирует современное Международное Рериховское движение, сложившееся вокруг его фокуса – Международного Центра Рерихов, основные принципы которого нашли отражение в «Декларации участников Международного Рериховского движения, объединившихся во имя исполнения и защиты воли Рерихов», подписанной 12 февраля 2003 года в Москве.

В Декларации, в частности, говорится: «Основополагающим принципом деятельности участников Международного Рериховского движения является выполнение воли Рерихов в отношении:
• целей и задач организаций и обществ, носящих их имя;
• сохранения, изучения, публикации и распространения их наследия;
• активного творческого сотрудничества, поддержки и защиты Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве, в котором хранится наследие семьи Рерихов;
• неделимости наследия, переданного Международному Центру-Музею имени Н.К. Рериха, и, в частности, возвращения МЦР 288 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, незаконно удерживаемых Государственным музеем Востока в Москве;
• присвоения имени Рерихов организациям и употребления символики, использовавшейся семьей Рерихов, в том числе символа Знамени Мира» [1].

Исторически сложившимся фокусом и центром Международного Рериховского движения стал основанный Святославом Николаевичем Рерихом общественный Музей имени Н.К. Рериха. Исполняя завещание своих родителей, Святослав Николаевич безвозмездно передал на Родину бесценное культурное наследие своей семьи с целью создания общественного Музея, который должен размещаться в Усадьбе Лопухиных.

Свою волю С.Н. Рерих изложил в известном письме «Медлить нельзя!», опубликованном 3 июля 1989 года в газете «Советская культура» [2, с. 90].
С этого момента началось противостояние (которое длится по сей день) исполнению волеизъявления С.Н. Рериха со стороны определенных сил в нашей стране, представляющих старый тоталитарный режим, в лице чиновников Министерства культуры и других ведомств, а также просто невежественных людей, именующих себя «рериховцами».

С.Н. Рерих своим доверенным лицом назначил ученого-востоковеда и индолога Людмилу Васильевну Шапошникову. Под ее руководством Музей имени Н.К. Рериха стал крупным мировым центром по изучению, сохранению и популяризации рериховского наследия. За выдающиеся заслуги в этой области Л.В. Шапошникова была отмечена многими государственными и международными наградами и премиями. И даже тогда, когда Центр-Музей лишился своего мецената, коллектив Музея, созданный Л.В. Шапошниковой, продолжил успешную самоотверженную деятельность, неукоснительно исполняя волю его основателя.

Можно сказать, что в настоящее время борьба между созидательными силами общества и представителями старого тоталитарного сознания достигла своего апогея. После получения Министерством культуры от Росимущества в ноябре 2015 года прав на Усадьбу Лопухиных существуют серьезные опасения того, что руководство Министерства культуры предпримет попытки завладеть наследием Рерихов и разрушить успешно работающий общественный Музей имени Н.К. Рериха.

В декабре 2015 года под Открытым письмом попечителей Музея имени Н.К. Рериха и общественности подписались многие выдающиеся российские и зарубежные деятели науки и культуры, тысячи представителей общественности, ратующих за справедливое решение и исполнение волеизъявления С.Н. Рериха. Безусловно, мощное общественное мнение в поддержку сохранения общественного статуса Музея имени Н.К. Рериха игнорировать российские чиновники не имеют права.

А. Пузикову и всем тем, кто вместе с ним ожидают краха Международного Центра Рерихов и его общественного Музея, участники Международного Рериховского движения отвечают: «Не тронь!».
В подписанной ими Декларации говорится следующее:
«К Международному Рериховскому движению не имеют отношения:
• организации и лица, для которых исполнение воли Рерихов не является основополагающим и приоритетным принципом их деятельности;
• организации и их лидеры, не признающие линию иерархической преемственности, проведенную самими Рерихами;
• организации и лица, не проявляющие четкой позиции, активности и дееспособности в деле защиты имени и наследия Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха» [1].

Как известно, А. Пузиков и иже с ним стремятся нарушить определенный Святославом Николаевичем Рерихом порядок деятельности рериховских организаций, изъять из Рериховского движения само понятие воли его идейных Основателей и лишить современное Рериховское движение его эволюционно определенного и исторически сложившегося средоточия – Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве. «Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу общаться и сотрудничать с Рериховскими обществами», – писал С.Н. Рерих в Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств в 1992 году [3, с.107].

В связи со всем вышеизложенным Рериховские организации Кузбасса выражают возмущение и решительно заявляют: противопоставляя себя воле Рерихов, А. Пузиков и его единомышленники исключили себя из общественного Рериховского движения и не имеют морального права выступать от его имени с деструктивными беспочвенными проектами.

А.Д. Лобачевский, председатель Кемеровской общественной организации «Рериховское общество Майтри»;
Е.С. Кулакова, председатель Новокузнецкого городского Рериховского общества;
В.А. Владимиров, председатель Прокопьевского городского Рериховского общества;
В.Л. Рожков, председатель Прокопьевского городского Рериховского общества «Познание»;
И.Л. Мершина, председатель Рериховского общества г. Анжеро-Судженска;
А.А. Гаврин, председатель общественной организации «Рериховское общество г. Топки»;
Т.А. Лебедева, председатель Березовского городского Рериховского общества;
Г.П. Новоселова, председатель Рериховского общества г. Мариинска;
Б.Р. Биказаков, председатель общественной организации «Мир через культуру» г. Юрги;
Н.В. Васильева, председатель Рериховского общества г. Мыски;
Н.К. Зорина, председатель Междуреченского городского Рериховского общества.
Ю.П. Руденко, председатель Кемеровского отделения Международной Лиги защиты Культуры;
Н.А. Регузова, председатель Прокопьевского отделения Международной Лиги защиты культуры.

Примечания:
1. Декларация участников Международного Рериховского движения, объединившихся во имя исполнения и защиты воли Рерихов [Электронный ресурс] // Сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Режим доступа:
http://www.roerichs.com/Publications/About_Council/Seminar_Feb-2003/Declaration.htm
2. Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. М.: МЦР, 2001.
3. Рерих С.Н. Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. М.: МЦР, 2001.

(Visited 16 times, 1 visits today)

Добавить комментарий