«…Опасно читать лживые книги,трактующие о том же Учении»

Автор: | 28.01.2013

«Свет Утренней Звезды», № 1(84) от 17.03.2012 г.                                               

В 2012 году исполняется 115 лет со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова,
ученика Н.К. и Е.И. Рерихов, принесшего в мир Весть Света.
Его Записи, полученные из Высокого источника, изданы Б.А. Даниловым под названием «Грани Агни Йоги» в полном соответствии с первоисточником с сохранением особенностей стиля автора.

К сожалению, в юбилейный год проявились тревожные тенденции произвола в отношении наследия Бориса Николаевича Абрамова. В конце 2011 года в издательстве «Эксмо» (Москва) вышла в свет книга «Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров». Составитель издания, автор предисловия и словаря философских терминов — Н. Ковалева, редактор – Н. Самохина.

«…Никто не имеет права сжигать Архата на костре невежества, амбиций, самости и низших эмоций» [1], — писала академик РАЕН и РАКЦ, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха в Москве Л.В. Шапошникова в защиту Бориса Николаевича Абрамова, ученика Н.К. и Е.И. Рерихов,в своей статье «Мой сын Борис…» еще в 1997 году.
Спустя 14 лет актуальность этих слов возросла.
После ухода летом 2011 года Бориса Андреевича Данилова, ученика Б.Н. Абрамова, хранителя и издателя его Записей, известных сегодня как серия книг «Грани Агни Йоги», костер невежества, амбиций и самости вспыхнул с новой силой. Появились издатели, которые в корыстных целях взялись незаконно печатать «Грани Агни Йоги».

В конце 2011 года в продаже появилось пиратское издание книги «Грани Агни Йоги. 1955 г.» (зачинщики этого преступного дела пока остаются неизвестными), а следом издательством «Эксмо» тиражом в четыре тысячи экземпляров и объемом в 816 страниц печатается книга с громким названием «Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров» — своевольная перекомпоновка текста тома «Грани Агни Йоги. 1956 г.».

Вместо строгого, простого и ясного переплета «Граней», выпущенных издательством «Алгим» под руководством Б.А. Данилова, — явно рассчитанная на сенсационность обложка «Эксмо» с броскими надписями – «золотой фонд эзотерики», «послания Шамбалы», расположенными вокруг образа Учителя с картины Н.К. Рериха «Fiat Rex!»
Подобная обложка может свидетельствовать лишь об отсутствии визуальной культуры, о дешевых рекламных претензиях, о коммерческих притязаниях издателей, но не о бережности и уважении к глубокому духовному источнику Записей, выполненных в сотрудничестве Б.Н. Абрамова с Великим Учителем, Н.К. Рерихом (Гуру) и Е.И. Рерих (Матерью Агни Йоги).

На дешевую сенсационность рассчитана и аннотация книги, подающая материал в ракурсе раскрытия тайн Тибета, обещающая читателю ответить на вопросы: «сбудутся ли древние пророчества об Апокалипсисе» [2] и «чем опасна эпоха Армагеддона»[3].
О крайней неряшливости аннотации свидетельствует и ничем не обоснованное упоминание имени А.И. Клизовского, которому приписывается авторство «Граней». Александр Иванович Клизовский действительно был учеником Е.И. Рерих, но к данному изданию он не имеет никакого отношения.
Перу Клизовского принадлежит книга «Основы миропонимания Новой Эпохи».
О ней Елена Ивановна Рерих писала: «Труд его очень ценный, он дает то, что сейчас так неотложно нужно, именно Основы нового Миропонимания, причем мысль его работает четко, и он широко и умело пользуется книгами Учения»[4].

О полном непонимании феномена авторства духовных текстов свидетельствует вынесение имени
Б.Н. Абрамова на титул книги. В беседах Учителя с Борисом Николаевичем жанр текстов неслучайно определен скромно и строго — Записи. Это полностью соответствует отношениям Учитель – ученик, как они понимались и в русской, и в восточной духовной литературе.

Несколько слов о композиции книги. Составитель ее – Н. Ковалева.
Как известно, Б.А. Данилов, понимая значение ритмов бесед Учителя с учеником, последовательность тем и сюжетов, определяемую задачами роста духовного сознания ученика, особенно бережно сохранял в публикациях последовательность записей, строго следуя тетрадям Абрамова.
Тонкое, не очевидное развитие смыслов текста по спирали, когда Учитель, Гуру или Матерь Агни Йоги не раз возвращались к одной и той же теме, беспредельно углубляя и расширяя ее, раскрывается перед внимательным читателем «Граней», ведя его по сложным путям духовного совершенствования, путям, раскрывающим подлинную сущность мира.

Переструктурируя книгу, объединяя в одну часть, в один блок все беседы Учителя и Матери Мира, в другой – все наставления Гуру и Матери Агни Йоги, а также вводя произвольные сокращения текста, составитель издания «Эксмо» Ковалева вносит хаос в замысел Создателей Записей, лишив их цельности, гармонии и единства.
При этом она позволяет себе ввести в Записи собственные подзаголовки. Трудно выказать большую некомпетентность, если не сказать вредительство по отношению к духовному тексту, чем это сделано составителем.
Разрушение преемственности энергетических смыслов, их развития и преображения, разрушение живой ткани духовных интонаций, — вот следствия составительской работы Ковалевой.

Наконец, нельзя обойти вниманием и предисловие к изданию, автором которого также является Ковалева. Особенно не утруждая себя, она пересказывает содержание книги Б.А. Данилова «Весть принесший» (Новосибирск, 1997), периодически вставляя собственные соображения, не соответствующие действительности. Приведем несколько примеров.
На странице 18 она пишет: «В первые годы Общения, вплоть до 1956 года, Б.Н. Абрамов принимал сообщения только от Великого Учителя и Великой космической Индивидуальности, стоящей во главе Иерархии Света – Матери Мира» [5].
На данный момент изданы только два тома книг серии «Грани Агни Йоги» до 1956 года – это тома 1955 и 1954 годов. Но ни в одном из них нет сообщений от Матери Мира. Ее сообщения появляются только в книге «Грани Агни Йоги. 1956 г.», через семь месяцев после ухода Е.И. Рерих.
Первая запись датируется 30 мая 1956 года. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать указанные источники.

Далее Н. Ковалева пишет: «Так, в 1962 году Великий Учитель, заботясь о здоровье Б.Н. Абрамова, сделал перерыв сроком около двух месяцев в передаче ему Посланий» [6]. И приводит Запись от 12 ноября 1962 года: «Особое напряжение Общения выдержать для организма трудно. Поэтому требуется некоторый перерыв или, во всяком случае, ослабление нагнетения. Именно необходима постепенная и длительная ассимиляция Луча» [7].
В данном тексте ничего не сказано о двухмесячном перерыве. И если бы автор предисловия дал себе труд перелистать третий том «Грани Агни Йоги. 1962 г.», то увидел бы, что Записи велись без пропусков с очень редкими перерывами в один день. Потому не стоит писать о том, чего доподлинно не знаешь.

На странице 15 в предисловии Н. Ковалевой читаем: «В Харбине у него (Б.Н. Абрамова – Е. К., О.У.) образовался свой круг учеников, членами которого были и Н.Д. Спирина, впоследствии основательница СибРО (Сибирского рериховского общества), и Б.А. Данилов» [8].
Следует сказать, справедливости ради, что Сибирское Рериховское общество было создано путем реорганизации рериховской секции при Новосибирском отделении Общества советско-индийской дружбы, председателем которой был Б.А. Данилов [9]. И Борис Андреевич Данилов, как и Наталия Дмитриевна Спирина, стоял у основания СибРО.

В завершающей части предисловия, озаглавленной «Время постижения Великого Знания», автор рекомендует читателям эффективные, по ее мнению, методы работы с Записями Б.Н. Абрамова.
Н. Ковалева утверждает, что «эти тексты представляют собой не что иное, как основу для медитации» [10] и что «внимательное, сосредоточенное чтение текстов этих источников развивает духовные и психические силы человека уже само по себе» [11]. Записи, пишет она, «дают возможность любому человеку <…> овладевать самой сокровенной частью эзотерического духовно-философского наследия, что весьма немаловажно делать это самостоятельно, без необходимости искать земных учителей эзотерических знаний» [12].

Утверждая эзотерический подход к Записям Б.Н. Абрамова, Н. Ковалева, по сути, следует по пути Н. Самохиной, ответственного редактора данной книги, которая в своей диссертации «Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ)» отнесла философию Живой Этики к эзотерическим текстам, что не соответствует действительности.
«Известно, что эзотерика – это закрытое, тайное знание. Живая Этика не имеет к этому отношения. Знания, которые в ней содержатся, открыты для самого широкого использования», — пишет Л.В. Шапошникова в замечаниях на автореферат диссертации Н.Е. Самохиной [13].
И еще: «Живая Этика не есть часть эзотерики, по неясным причинам появившаяся в ХХ веке, а исторически обусловленная эволюционная система, тесно связанная идеями с российским космизмом, российской передовой наукой, российским искусством и Духовной революцией в России, которая началась в конце XIX – начале XX века.
Живая Этика есть творческий акт космической эволюции, направленной на дальнейшее развитие и усовершенствование планеты и человека» [14].

Находясь как бы в вакуумном пространстве, ни Н. Ковалева, ни Н. Самохина не заметили, что Живая Этика и все созвучные ей источники, включая «Грани Агни Йоги», становятся предметом изучения современных ученых.
Начиная с 1992 года, в Международном Центре Рерихов ежегодно проходят международные научно-общественные конференции, каждая из которых в той или иной степени рассматривает проблемы Живой Этики. А международные научно-общественные конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (2003), «Живая Этика и наука» (2007), «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции» (2011) были непосредственно посвящены Живой Этике. Вопросы Учения обсуждались учеными открыто, и их выступления публиковались в научных сборниках.

Б.Н. Абрамов был одним из немногих, кто претворял Учение Живой Этики в опыте своей внутренней жизни, запечатлевал сознательную сердечную связь миров разных уровней материи в своих духовных дневниках для последующих поколений.
Выполнением этой высокой и трудной жизненной миссии он внес важнейший вклад в утверждение нового планетарного мышления. «Записи Б.Н. Абрамова – это не новое учение, а только, если хотите, дневниковые записи ученика, которого провели по пути духовного совершенствования, по пути претворения Учения Агни Йоги в жизнь, — писал Б.А. Данилов. — <…> Борис Николаевич прошел рядом с нами, и совсем недавно. Не всем было дано ощутить это. Но его жертвенный труд дошел до наших дней и помогает найти смысл жизни и место в ней» [15].

Записи Б.Н. Абрамова не являются основой для искусственных медитаций, концентраций и прочих механических приемов, что пытается навязать читателю Н. Ковалева.
В письмах Е.И. Рерих можно найти пояснения по этому вопросу. Например, в письме к А.И. Клизовскому читаем: «Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений.
Потому очень и очень нужно запомнить, что все высокие Йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях и положениях тела и т.д.
И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа» [16].

«На первых порах всем не утвердившимся в Учении так опасно читать лживые книги, трактующие о том же Учении. Много горя приносят духовные заблуждения» [17], — писала Е.И. Рерих.

Книги, подобные «Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров», наполненные вредными заблуждениями и искажениями, да еще и изданные с нарушением этических и юридических норм,
не принесут пользы ни читателям, ни издателям.

Е.С. Кулакова, председатель
Новокузнецкого городского Рериховского общества,
О.А. Уроженко, председатель Международного
Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Примечания:

1. Шапошникова Л.В. «Мой сын Борис…» // Мир Огненный. 1997. № 15.
2. Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров. М.: Эксмо, 2011. С. 4.
3. Там же.
4. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 100.
5. Там же. С. 18.
6. Там же. С. 20.
7. Там же. С. 20-21.
8. Там же. С. 15.
9. Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. С. 188-190.
10. Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров. С. 37.
11. Там же.
12. Там же. С. 38.
13. Шапошникова Л.В. Замечания на автореферат диссертации Н.Е. Самохиной. Электронный ресурс: http://lib.icr.su/node/2071

14. Там же.
15. Данилов Б.А. Он прошел рядом с нами // Он прошел рядом с нами. Новокузнецк, 2007. С. 21-23.
16. Рерих Е.И. Письма: в 9т. Т.2. М.: МЦР, 2000. С. 198-199.
17. Рерих Е.И. Письма. Т.2. С. 200.

(Visited 4 times, 1 visits today)

Добавить комментарий