Открытое письмо Координационного Совета рериховских организаций Кузбасса

Автор: | 19.05.2014

«Свет Утренней Звезды», № 2(90) от 24 мая 2013 г.                                 

В апреле 2013 года журналист из Абакана А.Н. Анненко вновь выступил в интернете с клеветнической статьей, в которой стремится опорочить Международный Центр Рерихов и его руководство [1].
На этот раз предметом измышлений послужила передача из Государственного Музея Востока в Международный Центр Рерихов коллекции полотен Н.К. и С.Н. Рерихов, которую С.Н. Рерих завещал МЦР.

«В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин – моего отца (125) и моих (153), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР», — указано в нотариально заверенном документе «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве» от 19 марта 1990 года [2]. Осуществлению воли Святослава Николаевича, передавшего в Россию бесценное наследие своих родителей, предшествовала многолетняя, подчас драматичная борьба, которую вел общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха при поддержке общественности.

Но г-н Анненко описывает события в связи с возвращением картин Рерихов ее законному владельцу – Международному Центру Рерихов — с точностью до наоборот. Анненко плетет сеть вымыслов, которые ясны каждому, кто знаком с историей создания Международного Центра Рерихов и соответствующими документальными свидетельствами.

1. 29 июля 1989 года в газете «Советская культура» было опубликовано письмо С.Н. Рериха под названием «Медлить нельзя!». В письме Святослав Николаевич изложил концепцию Центра-Музея имени Н.К. Рериха. В частности, он писал: «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации» [3].
В этом же письме Святослав Николаевич предложил и кандидатуру на должность руководителя Центра-Музея имени Н.К. Рериха: «Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог, писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо знакомый» [4].
В октябре 1989 года был организован Советский Фонд Рерихов, призванный осуществлять финансовое обеспечение Музея имени Н.К. Рериха и общее руководство. В ноябре 1989 года вышло Постановление Совета Министров СССР по созданию общественного Музея Н.К. Рериха и Советского Фонда Рерихов [5].
Таким образом, в соответствии с предложенной С.Н. Рерихом концепцией, был создан общественный Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, который осуществляет свою деятельность без государственной финансовой поддержки благодаря безвозмездной помощи меценатов и общественности.
Большую бескорыстную помощь Музею оказывает Б.И. Булочник, возрождающий добрые традиции меценатства в современной России. Но самоотверженный бескорыстный подвиг Б.И. Булочника в служении Культуре Анненко истолковывает по-своему, называя Музей им. Н.К. Рериха частным заведением.
Домыслы г-на Анненко не имеют никакого отношения к действительности, поскольку по своему юридическому статусу и характеру деятельности Центр-Музей был и остается общественной организацией [6].

2. В 1991 году в связи с распадом СССР Советский Фонд Рерихов был переименован в Международный Центр Рерихов по инициативе дарителя и почетного Президента СФР С.Н. Рериха. В документе от 22.10.92 г. Святослав Николаевич указывал: «Подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского Фонда Рерихов» [7].
Анненко же в своей статье лживо утверждает, что преобразование Советского Фонда Рерихов в Международный Центр Рерихов произошло без участия С.Н. Рериха. «Никаких доказательств о “воле Святослава Николаевича” не существует, а СФР уже был разрушен» [1], — пишет Анненко. Грешат против истины и высказывания Анненко об отсутствии правопреемственности между МЦР и СФР.
Правопреемство МЦР подтверждается в письме заместителя министра юстиции Г.Г. Черемных от 23.03.93 г.: «Имеющиеся в Министерстве юстиции учредительные документы по регистрации Международного Центра Рерихов подтверждают факт создания указанного Центра на основе Советского Фонда Рерихов путем преобразования последнего по инициативе дарителя С.Н. Рериха в Международный Центр Рерихов, что является определяющим при установлении правопреемства» [8].

3. Миф об отсутствии правопреемственности нужен был Министерству культуры, которое незаконно удерживало коллекцию Рерихов в Государственном Музее Востока. Этой же цели служили сфабрикованные письма от вдовы С.Н. Рериха Девики Рани, желающей, якобы, передать наследие Рерихов российскому государству. Об этих письмах Анненко также упоминает в статье. «Письма Девики Рани» послужили поводом к изданию нового Постановления правительства от 04.10.93 г. «О создании Государственного музея Н.К. Рериха» [9].
Постановление это полностью нарушало волю С.Н. Рериха, видевшего Музей имени Н.К. Рериха общественной организацией.
Что же касается мнимых писем Девики Рани, то она не могла быть их автором по нескольким причинам. Во-первых, она не имела части в том наследии семьи Рерихов, которое С.Н. Рерих передал в Россию. Во-вторых, по состоянию своего здоровья. В-третьих, воспитанная в индийских этических традициях, Девика Рани не могла нарушить волю покойного мужа.
Известную роль в создании фальшивых писем сыграла секретарь С.Н. Рериха Мэри Пунача, ограбившая Святослава Николаевича и преданная позднее суду.

4. Еще при жизни С.Н. Рерих обращался к Президенту РФ Б.Н. Ельцину по поводу своей коллекции в письме от 26.04.92 г.: «В 1990 году я, вместе с остальным наследием, передал большую выставку картин моего отца и моих собственных (286) полотен, которые долгое время находились в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусств народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов» [10].

Против правительственного Постановления о Государственном музее Н.К. Рериха и незаконного удержания коллекции Министерством культуры выступали видные ученые и культурные деятели, такие как академики РАН В.В. Раушенбах, А.Л. Яншин, Д.С. Лихачев, народный художник, академик М.М. Курилко-Рюмин, почетный академик РАО Ш.А. Амонашвили и многие другие.
Сегодня, когда, наконец, воля С.Н. Рериха осуществляется и коллекция полотен возвращается в Центр-Музей имени Н.К. Рериха, согласно завещанию его основателя, Анненко и иже с ним ткут паутину клеветы, надеясь тем самым помешать эволюционному действию.

Но, несмотря на всех очернителей, Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха живет и развивается в соответствии с концепцией С.Н. Рериха. Это именно живой центр, о котором писал С.Н. Рерих в письме «Медлить нельзя!» [11].
Наряду с постоянными экспозициями в Музее проводятся выставки художников-космистов. Залы Музея не вмещают всех желающих участвовать в ежегодных Международных научно-общественных конференциях. Здесь читаются лекции и проводятся концерты классической музыки, ведется научно-исследовательская работа, издаются книги и журналы. Всего не перечесть!
Не вызывает сомнения, что и 288 картин Рерихов, которые томились в запасниках Государственного Музея Востока, займут свое почетное место и будут радовать посетителей общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Примечания:

1. Анненко А.Н. «Международный Центр Рерихов. «Мастер-банк» там правит бал…» // Абаканский городской портал: http://город.абакан.рф/autors_projects/hronograf_annenko/rerikh/
2. Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М: МЦР, 2001. С. 105.
3. Там же. С. 92.
4. Там же. С. 91.
5. Там же. С. 95.
6. http://www.icr.su/rus/about/statute/
7. http://www.icr.su/rus/protection/heritage/danger/dop/index.php
8. http:/www.icr.su/rus/protection/heritage/truth/cheremnih.pdf
9. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1121 // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М: МЦР, 2001. С. 132.
10. Там же. С. 230
11. Там же. С. 90

(Visited 4 times, 1 visits today)

Добавить комментарий