Первые научно-общественные Чтения памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой

Автор: | 11.01.2018

«Свет Утренней Звезды», № 2(110) от 31 октября 2017 г.                  

30 июля 2017 года в Москве состоялись первые научно-общественные Чтения памяти ученого, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой. Организаторами Чтений выступил Международный Центр Рерихов (МЦР); соорганизаторы – Российская академия естественных наук (РАЕН), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих. В Чтениях приняли участие около ста представителей из девяти стран: Казахстана, Кыргызстана, России, Финляндии, Эстонии, Республики Беларусь, Узбекистана, Украины, Латвии.

Чтения начались с просмотра видеофрагмента из доклада Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой «Основные особенности Живой Этики». Этот доклад был подготовлен и представлен автором на Международной научно-общественной конференции МЦР «Живая Этика и наука» (2007).

С видеоприветствием к участникам Чтений обратилась М.Р. Озолиня, председатель Латвийского отделения МЦР (Латвия, Рига). Затем были зачитаны приветствия от первого вице-президента Российской академии естественных наук профессора Л.В. Иваницкой, президента Международной Лиги защиты Культуры профессора Г.Н. Фурсея, председателя Национального общества имени Рерихов в Болгарии, руководителя филиала МЦР в Болгарии М.П. Куцаровой и целого ряда других культурных и общественных организаций России, ближнего и дальнего зарубежья.

Вице-президент МЦР А.В. Стеценко открывает первые Чтения памяти Л.В. Шапошниковой.

Москва, 30 июля 2017 года

Открывая Чтения, вице-президент Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко сказал: «Сегодня мы начинаем интересный и увлекательный процесс научного изучения и осмысления творческого наследия Людмилы Васильевны Шапошниковой, выдающегося ученого, мыслителя, писателя, путешественника, общественного деятеля. В жизни и творчестве Л.В. Шапошниковой можно условно выделить этап до встречи в 1968 году с С.Н. Рерихом и после встречи с ним, которая определила весь ее последующий жизненный путь и вехи творчества». На этом втором этапе, по мнению докладчика, важнейшим стало выполнение воли С.Н. Рериха – создание общественного Музея имени Н.К. Рериха и написание фундаментальных философских трудов по научному осмыслению наследия Рерихов, и прежде всего философской системы Живой Этики. В этом отношении Л.В. Шапошникова показала себя великим научным интерпретатором основных идей Живой Этики. Наша задача состоит в том, чтобы реализовывать духовное богатство, содержащееся в творческом наследии Л.В. Шапошниковой.о. Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха Н.Н. Черкашина в докладе «Общественный Музей имени Н.К. Рериха как явление космизма в музейном пространстве» показала, что одним из важнейших направлений творческой деятельности Л.В. Шапошниковой стало создание общественного Музея имени Н.К. Рериха.

«С полным основанием мы можем сказать, что Музей имени Н.К. Рериха, созданный Л.В. Шапошниковой, представляет собой новое в музейном пространстве явление – явление космизма. Людмила Васильевна неоднократно говорила о том, что Рерихи, неся в себе космический импульс Живой Этики, “оставили нам богатейшее космическое наследие”. Перед ней стояла сложная задача, используя методологию Живой Этики, создать Музей, который сумел бы показать эту “космичность” наследия Рерихов самым разным посетителям, который нес бы в себе основные идеи космической эволюции и прокладывал путь новому космическому сознанию.

Будущий музей должен был стать поистине Центром космического мышления, фокусом продолжающейся в России Духовной революции. Благодаря развитой творческой интуиции, Людмиле Васильевне удалось органично соединить предметы, принадлежащие разным эпохам и культурам и созданные разными авторами: с одной стороны, показать уникальность каждого экспоната, с другой – через объединение этих экспонатов в единый сюжет выразить идеи Учения Живой Этики. Мемориальные предметы и картины Рерихов, картины и скульптуры художников-космистов, старинные предметы искусства и бесценные реликвии, неся в себе высоковибрационные энергии, дополняют и усиливают друг друга, наполняя музейное пространство высокими энергиями иных миров и создавая в нем особую атмосферу Красоты, Знания и Духовности».

Далее, согласно программе, выступили участники Чтений.

В.В. Фролов, доктор философских наук, профессор, заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР, в докладе «В защиту творческого наследия Л.В. Шапошниковой» сообщил, что 25 июля 2017 года в «Комсомольской правде» появился материал Дарьи Завгородней под названием «Кто украл дневники Елены Рерих?», в котором в форме интервью содержатся клеветнические высказывания помощника министра культуры Рыбака и заместителя директора Государственного музея Востока Мкртычева в адрес Международного Центра Рерихов и творческого наследия Л.В. Шапошниковой, что не соответствует действительности.

В своих научных трудах Л.В. Шапошникова, строго следуя содержанию и смыслу Живой Этики, которую разработали Н.К. и Е.И. Рерихи в сотрудничестве с Великими Учителями, рассказала людям об этой философской системе. Она дала ее целостное изложение применительно к современной исторической ситуации, выявила важнейшее значение Живой Этики для формирования нового космического мышления, эволюции человека и человечества, раскрыла пути превращения идей Живой Этики в действие.

В докладе кандидата культурологии, старшего научного сотрудника ОНЦ КМ И.Ю. Дьяченко «Роль Л.В. Шапошниковой в развитии рериховедения как научной дисциплины» была представлена деятельность Людмилы Васильевны по научной систематизации многообразного рериховедческого материала. Ею проведены теоретические исследования (выделены объект и предмет исследования – наследие семьи Рерихов и его философская основа – Живая Этика, определены методология и методы исследования, проанализированы многие понятия и определения, раскрыто концептуальное содержание рериховедения и др.), утверждена преемственность, создана научная школа, развернута практическая деятельность (организация Центра-Музея имени Н.К. Рериха как центра научных исследований, проведение конференций и др.).

Т.П. Сергеева, кандидат технических наук (Киев, Украина), в докладе «Метод вех Л.В. Шапошниковой как инструмент познания» показала, что понятие «метод вех» было введено Людмилой Васильевной в ее первом исследовании маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Она отмечала, что в путевых дневниках Н.К. Рериха и на его картинах зафиксированы определенные культурно-исторические моменты – вехи. Л.В. Шапошникова показала, что вехи являлись своеобразными энергетическими каналами, соединяющими пространство и время земного культурно-исторического процесса с космической реальностью. Попадая в энергетическое поле вех-каналов, исследователь приобщается к информационному пространству космической реальности, получает соответственно уровню своего сознания новые знания и понимание сути происходящих процессов.

А.А. Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР (Москва), выступил с докладом «Основные особенности нового миропонимания в методологии Л.В. Шапошниковой». Автор подчеркнул, что методологические положения, разработанные Людмилой Васильевной на основе Живой Этики и трудов Рерихов, теснейшим образом связаны с космическим мышлением и законами Космоса, понимание которых дает возможность научно объяснять эволюционные процессы, происходящие в системе «Человек – планета – космос». По мысли ученого, главным проводником метанаучного познания выступает дух исследователя, а в качестве средства постижения выдвигается беспредельное пространство сердца, способное воспринимать легкие касания Инобытия.

Главный редактор публикаторского отдела МЦР Т.О. Книжник в своем выступлении «О подходах Л.В. Шапошниковой к изданию наследия семьи Рерихов» рассказала о подходах Людмилы Васильевны к изданию научно-философского, литературного и художественного наследия семьи Рерихов. На протяжении четверти века Л.В. Шапошникова творила и трудилась в этом пространстве, которое предоставило немалые возможности для реализации ее огромного творческого потенциала. В 1992 году она основала публикаторский отдел, чтобы воплотить одно из положений концепции общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, изложенной С.Н. Рерихом в его знаменитом письме «Медлить нельзя!», и вплоть до последнего рабочего дня лично руководила его деятельностью. Людмила Васильевна была не только автором вступительных статей к многочисленным книгам, выпущенным Центром, но и составителем и инициатором ряда научных изданий о Рерихах, возглавив редколлегию как серий, так и отдельных сборников. Под ее общей редакцией вышли Путеводитель по Музею имени Н.К. Рериха и двухтомный научный каталог Музея, содержащий ценнейшие комментарии и сведения об истории бытования картин.

П.М. Журавихин, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, в докладе «Проблема Нового человека в трудах Л.В. Шапошниковой» отметил, что тема космической эволюции человечества является одной из центральных в научном творчестве Людмилы Васильевны. Энергетическое мировоззрение философской системы Живой Этики дало возможность Л.В. Шапошниковой впервые в науке сформировать целостный методологический подход к изучению такого явления космической эволюции человечества как дети нового сознания, или дети индиго. Применяя систему познания философии Живой Этики, Людмила Васильевна впервые в мировой практике обосновала эволюционные процессы, ведущие к изменению человека нашей планеты в русле общей эволюции Космоса. Будучи незаурядным мыслителем и ученым, Людмила Васильевна заложила основу будущих открытий в области эволюции человеческого сознания и формирования нового сознания – космического.

Кандидат культурологии Б.Ю. Соколова (Москва) в докладе «Исследование героизма в работах Л.В. Шапошниковой» выделила основные аспекты данной концепции: соотнесение явления героизма с типами мышления – мифологическим, религиозным, научным, что показывает, как героическое начало на протяжении веков изменяло форму своего выражения в развивающемся сознании людей; взаимоотношение героя и общества с точки зрения диалектики духа и материи; связь с Высшим началом как один из основных критериев истинного героя.

Т.С. Захарова, сотрудник Минского государственного лингвистического университета, сотрудник белорусского отделения МЦР (Республика Беларусь, Минск), в докладе «Основные принципы новой системы познания в трудах Д.Л. Андреева и Л.В. Шапошниковой» обозначила, что творчество Д.Л. Андреева и Л.В. Шапошниковой связано с осмыслением разных аспектов метаисторического процесса. Оба автора уделяют внимание особенностям новой системы познания, которая реализуется в контексте земного исторического процесса для решения эволюционных задач.

И.о. главного редактора журнала МЦР «Культура и время», доктор философских наук О.А. Лавренова (Москва) в своем докладе «Философия истории Л.В. Шапошниковой и современные исторические парадигмы» подчеркнула, насколько важно рассматривать наследие нашей выдающейся соотечественницы в общенаучном контексте – это дает более полную картину движения ее мысли. В прошлом веке было несколько историко-философских концепций, которые коррелируют с концепциями Л.В. Шапошниковой. Это теории Л. Гумилева, Шпенглера, Данилевского, Тойнби, в которых народ/этнос представляет собой органическое явление, которое проходит определенные периоды, или фазы, жизни. По Гумилеву, эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов. Людмила Васильевна объясняет исторический процесс импульсами Космического Магнита, а субъекты истории, то есть люди, меняющие ее ход, в трудах Л.В. Шапошниковой предстают как вестники космической эволюции. Именно через них материализуется в земной истории космический импульс.

В.Г. Соколов, кандидат философских наук, культуролог, старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, лауреат премии имени Е.И. Рерих (Москва), в докладе «Научная школа Л.В. Шапошниковой и реализация Живой Этики в современном научном пространстве» подчеркнул, что смысл его сообщения связан с тем сложным рубежом нашей современности, который проходит в пространстве сознания и мировоззрения – двух важнейших устоев, позволяющих понять суть непростого процесса столкновения старого мышления с новым. В докладе разносторонне показан подвижнический труд Л.В. Шапошниковой по продвижению нового научного мировоззрения, формированию того расширенного сознания, которое называется космическим. Особое внимание уделено научной школе Л.В. Шапошниковой, раскрыты роль и значение этой школы в деле реализации знаний Живой Этики в современном научном пространстве.

Председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга Э.А. Томша (Санкт-Петербург) в докладе «Творческий импульс космической эволюции в музыкальном пространстве ХХ века в трудах Л.В. Шапошниковой» отметил, что выдающийся российский ученый-индолог, академик Л.В. Шапошникова – одна из немногих, кто на рубеже XX – XXI веков уделял особое внимание вопросам «космической эволюции», имеющим «свои циклы и закономерности», формирующим определенный уровень сознания и вид мышления человечества, в том числе через творчество ярких представителей музыкального искусства. Л.В. Шапошникова впервые в XXI веке рассматривает творчество М. Чюрлениса и А. Скрябина с позиции космического мироощущения, в котором образы Красоты, идеи «одухотворенного Космоса» нашли отражение в их музыкальном творчестве. Идеи Л.В. Шапошниковой актуальны и созвучны сегодня исследованиям в различных областях научного знания.

Профессор Уральского университета, кандидат философских наук О.А. Уроженко (Екатеринбург) в докладе «Размышляя о наследии, завещанном Л.В. Шапошниковой: замысел, воплощенный в мыслеобраз будущего», который зачитала Т.П. Кобзистова, раскрыла два образа социодуховных институций, связанных с наследием Рерихов и завещанных нам Людмилой Васильевной. Первый – Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Здесь речь пойдет о тактике Адверза и мужественном противостоянии МЦР и его друзей негативным энергетическим силам из государственной чиновничье-бюрократической системы. Второй – образ Института космического мышления, о котором Людмила Васильевна говорила в докладе на конференции, посвященной 130-летию Е.И. Рерих. Перефразируя Записи Б.Н. Абрамова, можно сказать: у порога ночи этот метаобраз горит, словно лампада вечного Света, заботливо зажженная Людмилой Васильевной… Чтобы мы не утеряли путь свой.

А.Б. Соколова, соискатель степени кандидата философских наук, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (Севастополь), «Герменевтический подход к изучению творчества ученого Людмилы Васильевны Шапошниковой» осмысливала философию космической реальности на самом глубинном уровне. Герменевтический подход к творчеству Л.В. Шапошниковой коррелирует с деятельностью этого ученого, поскольку она предложила новый взгляд на бесчисленные грани Учения Живой Этики, или Агни-Йоги.

Руководитель Информационного центра МЦР, член Международной ассоциации писателей С.В. Скородумов (Ярославль) в докладе «Творчество Л.В. Шапошниковой и “Русская идея”» рассказал о том, что многие философы Серебряного века размышляли об особой культурно-исторической роли России. В их творчестве возникло понятие «Русской идеи». Впервые этот философский термин еще в 1887 – 1888 годах выдвинул В.С. Соловьев. За интуитивными прозрениями философов Серебряного века о космическом предназначении России стояли закономерности, которые были раскрыты в наследии семьи Рерихов, созданном в сотрудничестве с Учителями человечества. В творчестве Людмилы Васильевны Шапошниковой комплекс вопросов и проблем, обозначенных в философии Серебряного века термином «Русская идея», рассмотрен и развит с точки зрения нового космического мышления.

И.И. Легкоступ, кандидат экономических наук, преподаватель Черновицкого национального университета имени Ю. Федьковича (Украина, Черновцы), в своем видеодокладе «Творческое наследие Л.В. Шапошниковой – выдающееся явление культуры и философской мысли современности» показал, что сложившись в процессе и пространстве Духовной революции, которая началась в России в конце ХІХ – начале ХХ веков и продолжается в наши дни, творческое наследие Л.В. Шапошниковой оказалось тесно связанным с формированием нового космического вида мышления человечества. К глубокому изучению творческого наследия Л.В. Шапошниковой необходимо подходить с мировоззренческих позиций Живой Этики, используя заложенные в ней подходы и методологию.

Л.В. Хоменок, кандидат педагогических наук, экскурсовод Музея имени Н.К. Рериха, выступила с докладом «Л.В. Шапошникова как уникальный проектировщик музейной экспозиции». Было отмечено, что Людмила Васильевна использовала образно-сюжетный метод раньше его научного оформления дизайнером Т.П. Поляковым. В докладе были раскрыты основные особенности экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха, разработанные Людмилой Васильевной, и сделаны выводы о том, что благодаря Шапошниковой Музей Рериха стал Музеем Будущего, который необходимо сохранить.

Докладчики Чтений показали, что творческое наследие Л.В. Шапошниковой является выдающимся научным и культурным явлением, нуждающимся в научном осмыслении и реализации, а также защите от клеветы и искаженных толкований. Чтения подтвердили, что собравшиеся ученые и культурные деятели располагают необходимым нравственно-этическим и научным потенциалом для решения этих задач.

На Чтениях было принято решение проводить подобные научные форумы, посвященные исследованию творчества Людмилы Васильевны Шапошниковой, ежегодно.

По материалам сайта Международного Центра Рерихов.

Фото А.Л. Прохорычева

(Visited 7 times, 1 visits today)

Добавить комментарий