Победитель в жизненной битве

Автор: | 30.07.2013

«Свет Утренней Звезды», № 3(91) от 26.07.2013 г.                                     

Духовно-философское наследие Бориса Николаевича Абрамова включает его письма, философские эссе, акварели, музыкальные сочинения и, самое важное, Записи, которые он вел в 40-е – 70-е годы ХХ века.
«Безусловно, Записи – явление не просто личной судьбы Абрамова и даже не только феномен раскрытия цветка его Духа, его восхождения по пути Архата, — отмечает философ О.А. Уроженко с соавторами доклада «Философия космической реальности в наследии Б.Н. Абрамова» Н.И. Ляной и Е.В. Трояновой. – Это – явление космической реальности. Говоря словами Людмилы Васильевны Шапошниковой – это тоже земное творчество Космической эволюции» [1].


Борис Николаевич Абрамов

Записи и Учение созвучны. Они имеют один Источник, на них наложена огненная печать Духа одного Учителя, и они связаны прямой нитью преемственности. Письма Елены Ивановны Рерих свидетельствуют об этом. В одном из них она писала: « <…> с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаете мне, как именно исходящее из Высшего Источника. <…> Очень хотела бы иметь еще строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины…» [2, c. 501].

В чем же особенность мира Записей? Зачем они эволюции?
«Нельзя не согласиться с Людмилой Васильевной [Шапошниковой] в том, что Записи не являются продолжением и тем более развитием Учения, — говорят О.А. Уроженко, Н.И. Ляная и Е.В. Троянова. – Но они – и не простое толкование, комментарий Живой Этики. Думается, точнее определить Записи как раскрытие огненного потенциала Живой Этики, сделанное к сроку, “здесь и сейчас”. “Ступень проходимая дает Записям их содержание”» [1].

Записи близки к Первоисточнику, и это накладывает на них «особую печать своеобразности, а преломляющий кристалл индивидуальности – исключительную своеобычность формы выражения» [3, c. 82]. «Печать Моего Духа лежит на них, — говорит Учитель, — и не иссякнет в веках огненная энергия, породившая эти формы» [3, c. 82].
Записи жизненны. Они принципиально ориентированы на практический опыт, так как «основаны на опыте прохождения сознанием пути ученичества. <…> По проложенному пути идти легче, и дано направление уже самим путем» [3, c. 30].
Путь этот – путь Учения, путь подвига и самоотверженного служения эволюции, приближает к Учителю. И «цель Записей даваемых – утверждение Владыки как стержня и основы, на которой должен созидаться мир человеческих представлений» [3, c. 351].

Чтобы вести Записи мыслей Учителя в гуще людской, необходим подвиг, и подвиг незримый, когда «в духе подвижник постигает высшее творчество и тем становится пособником Творца» [4, 24]. И Борис Николаевич достойно прошел этим путем, на личном опыте показав, что такая возможность открыта каждому устремленному духу. Конечно, подвиг надземный, подвиг незримый необычен и еще не может быть до конца понят и оценен по достоинству обыденным сознанием. Но все же он существует.
Если герои древности не нуждались в запасе неистощимого энтузиазма и их подвиги были кратки, то теперь, как отмечается в философии космической реальности, «длительность подвига и совершенная истощенность сил земной атмосферы требуют непомерного напряжения энергии» [5, 290]. «Рука Моя на Учении подвига», — Говорит Учитель [5, 473 (ссылка 585)]. И «подвиг внесения новой Йоги выше других поручений» [5, 186]. «С Чашей подвига – действие» [5, 549].

Надземный подвиг Бориса Николаевича Абрамова начался с момента фиксации им первых фраз Записей в 1940-х годах и длился более тридцати лет до дня его ухода 6 сентября 1972 года. Как отмечал ученик Абрамова Борис Андреевич Данилов, «Бориса Николаевича вели по пути духовного совершенствования ускоренно и необычно. Полное самоотвержение и непрерываемое предстояние перед Великим Учителем требовало мобилизации всех физических и духовных сил» [6, с. 13].
Данилов сравнивал Абрамова с первопроходцем, прошедшим жизнь не по сухому и гладкому асфальту, а через пустыни, буреломы, горные кряжи и топи болотные.
«Были и бури, и ливни с грозою, и палящее солнце, и стужа с метелью. И не видно было ни зги, — говорил Борис Андреевич. – А он все шел, порой на пределе человеческих сил и возможностей. Казалось, еще шаг – и он будет последним. Но в эти моменты сердце подсказывало: “Ты не один”. И Рука Невидимая не только поддерживала, но являла прилив новых сил. А вдали возгорался Свет, указующий движению направление. Шаг становился тверже, увереннее. И все трудности и сложности пути обращались в мираж, исчезая, как дым» [7, с. 7 — 8].

Елена Иванова Рерих не раз обращала внимание своих корреспондентов на то, что препятствия и трудности становятся постоянными спутниками сотрудников Белого Братства и велико должно быть самоотречение всех истинных носителей подвига.
В своей статье «О подвиге» она писала: «Так, мы и наши ближайшие научились ходить по краю пропасти. И до сих пор всегда были охранены на пределе чудесною помощью. Великое доверие и преданность и признательность к Иерархии Света живут в сердцах истинных учеников, конечно, потому и возможно такое чудесное покровительство и охранение. Когда цела серебряная нить, связующая сердце ученика с Учителем, то ничто не страшно и все необходимое приходит, но приходит в последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего напряжения, ибо иначе как же трансмутировать наши энергии в высшие огни?» [8, с. 417].

Так и Борис Николаевич Абрамов — сотрудник Светлых Сил, шел через жизнь путем подвига.
Не случайно в «Гранях Агни Йоги» Учитель говорит о Борисе Николаевиче как о воине и даже относит его к индийской касте кшатриев (воинов) [3, с. 35]. «В ней от Меня рожденный остается воином навсегда, — говорится в Записях 1953 года. — Мой воин высоко несет чашу жизни» [3, с. 35].
Эти строки рождают в сознании созвучные картины индийского эпоса, ярко и образно описанные в Бхагавадгите – знаменитой поэме, входящей в многотомный эпос «Махабхарата». Вспоминается князь Арджуна из касты кшатриев, которого Кришна призывает не отклоняться от долга воина и участвовать в жизненной битве, но при этом идти срединным путем. «Признав равными радость и скорбь, достижение и неудачу, победу и поражение, вступи в битву; так ты избегнешь греха», — говорит Кришна в «Бхагавад-Гите» [9, с. 18]. И далее: «Взирай лишь на дело, а не на плоды его; да не будет побуждением твоим – плоды деятельности, но и бездействию не предавайся. Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и неудаче, совершай действия в слиянии с божественным; равновесие именуется Йогой. <…> Йога есть искусство в действиях» [9, с. 19].

Этим искусством в действиях, основанном на знании космических законов, как опытный воин в жизненной битве сумел овладеть Борис Николаевич Абрамов и достичь высокой ступени Архата.
В «Гранях Агни Йоги» Учитель Говорит о нем: «Архат идет путями Вечности. Его действия, желания и устремления – это нити, протянутые в Беспредельность, протянутые сознательно и со знанием Закона» [3, с. 50]. Он совершал все свои действия так, как советовал много веков назад Кришна кшатрию Арджуне, — «в слиянии с божественным», то есть пребывая постоянно в сознании своем с Великим Учителем.
Борис Николаевич реализовал на практике назначение свое и достиг цели, поставленной перед ним Учителем – «войти в волю Мою, слиться с ней, стать частью ее и являть собою аспект выражения Моей воли» [3, с. 8]. Его действия, выражающие волю Учителя, приобретали мощь, и им всегда сопутствовали успех и победа.

Борис Николаевич творил свой духовный подвиг самоотверженно, без всякой мысли о награде. По словам Б.А. Данилова, он даже не знал, когда появится возможность опубликовать его Записи [10, с. 34 — 35].
Совершая свой труд по ведению Записей, как молитву, Абрамов не был привязан в сознании к его результатам. Он следовал простому Завету Учителя: «Владейте всем, но ничего не считайте своим и не привязывайтесь ни к чему, зная, что вашего на Земле нет ничего, кроме опыта и знаний, которые дух уносит с собою за пределы всех временных миров» [3, с. 290].

Еще один важный момент в жизни воина духа Б.Н. Абрамова — это утверждение качества равновесия. Кришна в Бхагаватгите именует его Йогой, тем подчеркивая, что равновесие сознания и связь с Высшим глубоко взаимопроникающие друг друга понятия. «Только связь с Высшим Миром может дать равновесие», — говорится в философии космической реальности [4, 64]. И здесь же дается следующее определение этого важнейшего духовного состояния: «Равновесие есть напряжение. Считайте, что напряжение есть приближение к Пути Нахождений». [4, 135].
Отсюда ясно, что равновесие сознания рождается не в бездействии, а в напряжении духовных сил человека, приближая его к Высшему.

Не случайно в Записях так много внимания уделено доктрине напряжения. «Сознание Архата непрерывно в Свете Моем и действует на трех планах, — говорит Учитель. — Бодрствует тело или спит, уже не имеет значения, ибо сознание непрерывно. Непрерывность сознания указывает на степень его напряженности. Напряжение сознания и бессмертие – явления одного порядка. Отсюда – доктрина напряжения как путь к бессмертию» [3, с. 55].
И еще: «Доктрина напряжения, одна из Основ Учения Жизни, утверждает фундаментальный Закон Космоса, закон сущего, закон эволюции, когда говорит о том, что принцип жизни уявляется в напряжении, которое соответствует ступени ее выражения. Доктрина напряжения есть доктрина уложения Огненного Мира. Это область Учения, лишь в малой части своей обнародованная. Это – Учение будущего, которое будет раскрываться человечеству по мере его продвижения вперед. Можно заметить, как убыстряются темпы жизни, напрягая сознание и способности человека. А потом жизнь потечет еще быстрее и еще напряженнее, подготовляя сознание к условиям Высших Миров.
Доктрина напряжения есть Учение, подготавливающее сознание к условиям Огненного Мира» [12, с. 148].

Волны пространственного огня, или новые энергии, устремляющиеся к Земле, о которых говорится в философии космической реальности и Записях Б.Н. Абрамова, вводят сознание человечества в новый ритм космического напряжения. И чтобы вместить этот новый ритм, необходимо подготовиться. «К напряжению надо привыкнуть, сжиться с ним, ассимилировать сознанием пульсацию огненных энергий и сделать это состояние обычным состоянием сознания, не утомляясь им и не исчерпывая сил.
Это возможно лишь при условии сохранения гармонии, спокойствия и равновесия. Иначе не выдержит нагнетения и напряжения аппарат человеческий.
Следовательно, равновесие есть форма выражения жизни сознания, находящегося на ступени огненной, когда вибрирующие токи огненных энергий микрокосма, или энергий, через него проходящих и им встречаемых, подчинены огненной воле победителя» [3, с. 205].

В Записях Учитель часто говорит о Борисе Николаевиче как о воине, который выходит победителем из любой жизненной битвы. В данном случае речь идет не о земных военных столкновениях, в которых, как известно из биографии Б.Н. Абрамова, он не участвовал.
Его героические деяния проходили на плане духовном, незримом для других. Он должен был преодолеть себя, свои недостатки, подчинив низшие оболочки божественной воле своего духа; победить в себе несовершенства других людей и несовершенства условий земных; выйти победителем в духе из всех жизненных ситуаций, возникающих на его пути.
И главное преодоление должно произойти внутри. «Победивший себя есть победитель и властелин явления, которое он победил в духе, — говорится в Записях Б.Н. Абрамова. — Встретить волну неистовствующей тьмы в молчании духа при полном нерушимом спокойствии оболочек и не дать им реагировать на ее удар значит победить не только себя, но и всю силу противодействующего явления» [3, с. 76 — 77].

Абрамов должен был также победить дракона суеты и серой повседневности, не выходя из жизни. Если прежние подвиги облегчались оторванностью от жизни и людей, то «ныне разрушаются стены духовной изолированности. Нельзя уйти ни в леса, ни в горы. Надо принять бой среди ярых условий современности, уйдя в твердыню духа. Одна защита – заградительная сеть, одно прибежище – осознание себя во Владыке, и один затвор – броня духа. Так победитель ведет бой единою силою духа, открытый яростному натиску земных воздействий. И он должен преодолеть все и всех в себе и устоять» [3, с. 263].

Борис Николаевич утверждал в себе новое космическое понимание жизни и нового человека. «Ветхий человек борется с новым, лунный паяц с победителем огненным, — говорится в Записях Б.Н. Абрамова. — Нет безразличных поступков, каждый склоняет весы на ту или другую сторону. Напряжение внутренних энергий – верный показатель того, что действует победитель.
Вот почему Указана Доктрина напряжения. Зоркость, настороженность, дозор, сдержанность постоянная, самообладание, контроль – все это требует великого напряжения духа и все это указывает на то, что путь правилен. Помните: борьба до конца и при всяких условиях» [13, с. 447 — 448].

Б.Н. Абрамову удалось выработать в себе победительное состояние сознания. Трудности, удары судьбы и испытания не остановили его движения к цели. Как отмечал Б.А. Данилов, в этом ему помогало воспитанное чувство ответственности перед Иерархией Света, ставшее его сущностью [14, с. 22]. Борис Николаевич боролся и побеждал не сам по себе, а силой Учителя, с которым его сознание пребывало нераздельно.
«Так идущий во Имя Мое и Именем Моим дела творящий поражений не знает, — Говорит Учитель Абрамову. — Он победитель всегда. Назвал победителем, но того, кто в мощи Моей тайну слияния и согласованности понимает. Объединенная сила Владык, вся мощь Иерархии стоит за тем, кто действует Именем Моим и во Имя Мое. Надо осознать себя в Лучах этой мощи, надо осознать эту мощь. Ты сам по себе ничто, но со Мной слитый, силу Мою получаешь» [15, с. 48].

Препятствия рождали у Б.Н. Абрамова не слабость, ведущую к поражению, а огонь духа, устремляющий к победе.
«Мудрость древняя говорит: “Призови срок битвы, не уклонись от препятствий”. Там, где уклончивость, там не спасение, но лишь задержка. Не убоявшийся стать соучастником вечного, беспредельного движения, истинно, может принять образ воина. Готовность и срочность ритма ринут его в сияние Космоса» [16, 40].
Не уклоняясь от жизненной битвы, Борис Николаевич Абрамов возжег огни своего духа до такой степени напряжения, что смог вознести сознание свое за пределы Земли, «туда, где сила Беспредельности сияет» [16, 36].
Он поднялся на ступень новую, «ступень Космической жизни, дающей человеку Космическое сознание и делающей его гражданином Вселенной» [17].

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк

Примечания:
1. Уроженко О.А., Ляная Н.И., Троянова Е.В. Философия космической реальности в наследии Б.Н. Абрамова // Выступление 18 августа 2012 г. на торжественном вечере «Грани философии космической реальности в жизнетворчестве Б.Н. Абрамова» в Международном Центре Рерихов в Москве, посвященном 115-летию со дня рождения Б.Н. Абрамова.
2. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 9. М.: МЦР, 2009.
3. Грани Агни Йоги. 1953 г. Ч. 1. Новосибирск, 2012.
4. Аум.
5. Агни Йога.
6. Данилов Б.А. Сотрудник Сил Света // Вторые Кузбасские Чтения памяти Б.Н. Абрамова. Новокузнецк, 2009.
7. Данилов Б.А. Принять Чашу Общего Блага // Третьи Кузбасские Чтения памяти Б.Н. Абрамова. Новокузнецк, 2011.
8. Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 1. М., 1996.
9. Бхагавад-Гита / Перевод А. Каменской. Юрга, 1993.
10. Данилов Б.А. Весть принесший. Новосибирск, 1997.
11. Грани Агни Йоги. 1966 г. Новосибирск, 1995.
12. Грани Агни Йоги. 1955 г. Новосибирск, 2010.
13. Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск, 2009.
14. Данилов Б.А. Жизнь – предстояние // Он прошёл рядом с нами. Новокузнецк, 2007. С. 27.
15. Грани Агни Йоги. 1953 г. Ч. 2. Новосибирск, 2012.
16. Беспредельность. Ч. 1.
17. Фрагменты Записей Б.Н. Абрамова. 1958 г. // Свет Утренней Звезды. 2004. № 5. С. 3.

(Visited 4 times, 1 visits today)

Добавить комментарий