СКУЛЬПТОР ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВ: портреты Николая Рериха

Автор: | 24.02.2013

Скульптор Игорь Васильев начал свой путь в искусство стремительным, целеустремленным шагом. Еще студентом третьего курса он приобрел популярность портретом американского пианиста В. Клайберна, вырубленным из светлой березы. «Автор не ошибся в выборе материала, – писал о нем Янис Путят. – Не ошиблись и зрители, посвятив свое внимание и симпатии будущему художнику».
За два десятилетия самостоятельной творческой деятельности Васильев в 1960 – 1980-е годы стал одним из наиболее значительных мастеров деревянной станковой скульптуры в Латвии.
Мастер психологического портрета он с увлечением воплощал в дереве образы сильных творческих личностей, призванных, по утверждению Николая Бердяева, «творить мир новый и небывалый, продолжать творенье Божье»
<…>
Образ русского художника Николая Константиновича Рериха был одним из ключевых в творчестве Васильева, что связано с глубоким интересом скульптора к философии космической реальности. В этой философии, у истоков создания которой стоял Рерих, человек рассматривается как носитель духа в Космосе, способный через творчество совершить прорыв в неизведанное, в Беспредельность. Именно такой философский подход присущ мастеру при создании портретов творческих личностей.

Из четырех известных нам работ И.В. Васильева, посвященных Н.К. Рериху, три принадлежат сибирским музейным собраниям – Музею Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон Республики Алтай, Государственному художественному музею Алтайского края г. Барнаула и Новокузнецкому художественному музею. <…>

Портрет Н.К.Рериха. Красное дерево. 1985.

В работе из собрания Новокузнецкого художественного музея Васильев возвращается к форме полуфигуры и усиливает философское звучание образа Н.К. Рериха. Художник предстает перед зрителем величественным мудрым старцем, познавшим жизненную суть.
Одетый в свободный, спадающий складками плащ, Рерих будто остановился на мгновение в глубоком размышлении. Весь композиционный строй и пластическое решение портрета подчинены стремлению автора раскрыть внутреннюю природу портретируемого.

Художник-мыслитель, гуманист, ученый, историк культуры, писатель, отважный путешественник, выдающийся общественный деятель Рерих сродни гигантам эпохи Возрождения неустанно творил, щедро даря свой талант людям. Все виды деятельности, которыми он занимался, пронизаны космическим мышлением, вселенским видением, синтетическим подходом к решению поставленных задач. В них видится новый взгляд, новая система познания окружающего мира, связанная с философией космической реальности, раскрывающей человечеству новые возможности в различных областях науки и искусства.
«Все Учения, все философии были даваемы для жизни, – писал Рерих в очерке «Живая Мудрость». – Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света».

Фигура художника в портрете И.В. Васильева наполнена внутренним спокойным ритмом, который создается вертикальным течением масс. Своим волнообразным рисунком его усиливает текстура красного дерева, передавая сердечное горение портретируемого и оживляя созданный художественный образ. Гладкая полировка поверхности помогает скульптору лучше использовать эстетические качества материала для передачи внутреннего состояния Рериха…

Полный текст статьи Е.С.Кулаковой опубликован в журнале «Педагогика Культуры»:
http://www.pedagogika-cultura.ru/po-rubr….rerikha

(Visited 14 times, 1 visits today)

Добавить комментарий