Служитель Общего Блага

Автор: | 17.07.2013

«Свет Утренней Звезды», № 3(86) от 30.07.2012 г.                              

115 лет со дня рождения Б.Н. Абрамова.  

Имя Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972), ученика Николая Константиновича Рериха, обрело широкую известность после публикации его Записей из Высокого Источника, неоднократно подтвержденного Еленой Ивановной Рерих в письмах.
19 томов Записей изданы были в 1990-х – 2000-х годах Борисом Андреевичем Даниловым, руководителем новосибирского издательства «АЛГИМ», учеником Б.Н. Абрамова, как серия книг «Грани Агни Йоги» .


Борис Николаевич Абрамов

В этих книгах и публикациях Б.А. Данилова Борис Николаевич предстает перед нами как сотрудник Космических Сил, несущий в мир «оповещение о грядущей ступени эволюции сознания» [1, с. 151] и дающий прообраз его, «являя собою форму этого нового сознания» [1, с. 152]. Посланники Шамбалы, говорится в «Гранях Агни Йоги», «как бы примером своим и своей деятельности указуют людям то, чем должны стать они и вся жизнь во вновь идущей Эпохе. Они пролагают путь по нехоженой целине, и в этом заслуга их перед человечеством» [1, с. 152].

Внешняя жизнь Бориса Николаевича Абрамова выглядела обычной. Детство в дореволюционном Нижнем Новгороде, где он родился 2 августа 1897 года в семье потомственного дворянина, учеба в Дворянском институте, затем в Московском государственном университете на юридическом факультете, который по окончании двух курсов ему пришлось оставить в силу политических событий в стране и смерти отца и продолжить свое образование в военно-морском училище Кронштадта.
Присвоение звания морского офицера после окончания училища открывало перед ним карьеру военного, но жизненные обстоятельства сложились иначе.
После революции 1917 года судьба забросила его в Китай, где ему пришлось прожить 40 лет вдали от Родины.
«Карма решала жизненные вопросы в свете своей целесообразности, — отмечает Б.А. Данилов в биографическом очерке, посвященном Б.Н. Абрамову, — Борису Николаевичу было предначертано выполнить особое задание, и потому он был охраняем от многих неожиданностей, которые, возможно, настигли бы его, если бы он не выехал из России в 1917 году.
И, безусловно, должны были состояться встреча и знакомство с Николаем Константиновичем Рерихом, но эта встреча не могла произойти на территории СССР» [2, с. 6].

Еще задолго до знакомства с Николаем Константиновичем Борис Николаевич начал искать ответы на вопросы о смысле жизни и связи человека с Космосом, о рождении Вселенной и устройстве Мироздания.
Он обращался к различным философско-религиозным системам, изучал Учения Будды, Христа, Зороастра. Им была досконально изучена «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской, третий том которой он читал на английском языке, так как перевода на русский тогда еще не было. Всесторонняя образованность Бориса Николаевича помогала ему в поисках ответов на вечные вопросы Бытия.
Как отмечал Б.А. Данилов, он разбирался в технике, был знатоком русской и иностранной классической литературы, любил музыку и поэзию, сам играл на фортепиано, писал стихи, владел иностранными языками – английским, китайским, японским и немецким [2, с. 6].

В начале 1920-х годов Борис Николаевич переписывался с членом Президиума Теософского общества города Владивостока Екатериной Георгиевной Зариной. В письмах к ней можно увидеть проявления начальных форм «сосредоточения тонкого» будущего Архата и постепенный отход от «сосредоточения земного» .
Борис Николаевич отмечает, что к нему «как бы само собой идет все, что <…> нужно для дальнейшей работы над собой» [3, с. 104]. Пишет: «Если бы я узнал, <…> что жизнь это только то, что мы видим каждый день и т.д., то поверьте, я ни минуты бы не затруднился отойти в небытие, ибо жизнь так, как она кажется, меня мало интересует» [3, с. 104].
И еще: «…было время обострения духовных способностей – проходило – наступал мрак, проходил мрак – наступал свет, “поток мыслей и знания вливался” в голову и опять “сутолока мира” заглушала его. Но с каждым разом все глубже и глубже проникал взор повсюду и везде пытался увидеть то, что есть, а не кажется» [3, с. 103].
Борис Николаевич хотел найти Учение, которое дало бы ему духовную опору в жизни. Е.Г. Зариной он писал: «…Мне кажется, что только то учение, которое в состоянии охватить все: от инфузории до Шекспира, от притяжения атомов до космогонического цикла, от злободневной гнусной сплетни или пошлости до величайшего самоотречения – смело, без запинки может быть принято мною. Где оно?» [3, с. 106].
Ответ на этот вопрос он нашел, познакомившись с Учением Живой Этики.

«Хронология жизни и последовательность духовных прозрений не всегда идут в ногу. <…> Зачастую только сужденные кармические встречи выявляют полный объем миссии и приносят средства для ее несения», — отмечает Павел Федорович Беликов в своей книге «Рерих: опыт духовной биографии» [4, с. 15].
Именно такой судьбоносной и была для Бориса Николаевича Абрамова встреча с Николаем Константиновичем Рерихом. Она состоялась в Харбине в 1934 году, куда художник с сыном Юрием Николаевичем Рерихом приехал во время своей Маньчжурской экспедиции (1934 – 1935 гг.).
Как отмечает Б.А. Данилов в очерке «Весть принесший», к Николаю Константиновичу потянулись многие русские, интересовавшиеся духовными вопросами, из которых он выбрал небольшую группу людей, готовых претворять в жизни основы Живой Этики [2, с. 8].

В число избранных вошел и Б.Н. Абрамов. «Ученичество Бориса Николаевича определялось не одним его желанием, — говорил Б.А. Данилов, — но, самое главное, было решением самого Николая Константиновича Рериха, который не только приблизил к себе Абрамова, но и вручил ему перстень ученичества. Значение этого акта велико и своими корнями уходит с земного плана в Сферы Надземные. <…>
Вручение кольца Борису Николаевичу подтверждало его большие духовные успехи в прошлых воплощениях. А главное, это был аванс за духовные победы, которые должны быть совершены им в этом воплощении» [5, с. 77-78].
В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Кольца зря не даются. С давшим его оно будет звеном связующим» [6, с. 227]. И Гуру Б.Н. Абрамова, Николай Константинович Рерих, по свидетельству Б.А. Данилова, не только вел своего ученика, но и принял на себя ответственность за его действия на невидимых планах. «Гуру приносит ручательство перед Иерархией Света за своего подопечного. Этим актом закрепляется создание иерархического звена Учитель – ученик», — говорил Данилов [5, с. 79].

Николай Константинович сумел заложить в своем ученике особое отношение к Иерархии Света, к Великому Учителю, присущее только Востоку. Учитель – это альфа и омега, Учитель – это ключ к успеху и победе, Учитель – превыше всего, с чем мы сталкиваемся в жизни. Формула «Люблю Тебя, Господи, и предан Тебе, Владыка, и чту Тебя, Учитель!» [7] вошла в сознание Б.Н. Абрамова и заполнила его сердце. И он сохранил это состояние до конца своих дней [8, с. 21].
Под руководством Николая Константиновича Рериха Борис Николаевич успешно продвигался по пути духовного совершенствования.
Об этом свидетельствуют письма Е.И. Рерих супругам Абрамовым, первое из которых датировано 1936 годом. «Пишите, — просила Елена Ивановна, — о всех Ваших наблюдениях и духовных переживаниях и записывайте их. Все это чрезвычайно важно и с годами сложится в замечательную хронику» [9, с. 140].
Постепенно «сосредоточение тонкое» Бориса Николаевича выходило на новый уровень.
Как отмечал Б.А. Данилов, духовные силы Гуру были направлены на то, «чтобы усилить созвучие Абрамова с Великим Учителем. Его готовили к тому большому и ответственному заданию, которое определялось его кармой на текущее воплощение.
Труды Гуру и его ученика увенчались успехом – созвучие с Великим Учителем достигло нужного уровня. Пришло время, когда стал возможен контакт с Высоким Иерархом» [5, с. 82].

В 1940-е годы Борис Николаевич начал воспринимать из пространства сначала отдельные слова, а затем и целые фразы.
Елена Ивановна Рерих, ознакомившись с образцами записей этих Текстов, дала им высокую оценку. В одном из писем она писала: «Борис должен продолжать записывать свои ощущения и все, что слышит. Главное, нужно придерживаться систематичности и последовательности в этих записях. Без последовательной записи опыт теряет много в своем значении и трудно следить и изучать развитие психической энергии» [10, с. 14].
И еще: «Родной мой Борис, <…> с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаете мне, как именно исходящее из Высшего Источника. <…> Итак, не опасайтесь некоторого сомнения в себя, в свои силы, но вложите все доверие во Владыку и стремитесь лишь выполнить возложенную на Вас миссию – уявиться свидетелем проявлений Великого Владыки. Очень хотела бы иметь еще строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины и не удивляйтесь, что услышанное и рождающееся в Вашем мозгу близко к получаемому Учению, но иначе как же усвоить даваемое?» [10, с. 501].

Следуя рекомендации Елены Ивановны, Борис Николаевич ежедневно вел Записи приходящей к нему Информации. Сначала она была только от Великого Учителя, а после ухода с земного плана Гуру и Матери Агни Йоги Информация стала приходить и от них.
Борис Андреевич Данилов отмечал, что труд по восприятию и ведению Записей был большим, самоотверженным и изнуряющим. Ведь вибрации микрокосма ученика должны были всегда находиться в состоянии созвучия с Высшим. «Информация, как правило, приходила среди ночи, и нужно было быстро записывать в черновом варианте идущие мысли, иначе они могли тут же уйти из памяти, — говорил Данилов. – И так продолжалось из ночи в ночь несколько десятилетий <…>.
Можно представить, какая любовь и устремление, какая сила воли двигала Абрамовым <…>, чтобы <…> не нарушить ритм» [5, с. 84].
«И нелегко единение со Мною, но зато плодоносно», — Говорит Учитель в «Гранях Агни Йоги» [11, с. 473]. И еще: «Без напряженного усилия со стороны ученика приема мыслей не получится. <…> Хочу все время подчеркнуть, что идет напряженный огненный творческий процесс (выделено нами – Е. К.), но не медиумистическое пассивно-инертное восприятие» [11, с. 320].
Эти Слова Учителя могут служить подтверждением того, что Борис Николаевич в 1954 году от «сосредоточения тонкого» перешел к «сосредоточению огненному», когда сердце вмещает и небесное и земное. А в 1955 году Елена Ивановна в одном из писем сообщила, что Борис Николаевич достиг ступени Архата [10, с. 523]. Это подтверждает и Учитель: «Венец Архата – удел твой, и велико будущее твое» [6, с. 440].

В 1959 году Борис Николаевич Абрамов вместе с женой Ниной Ивановной переезжает из Харбина в Советский Союз. К этому времени Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи уже перешли в лучший мир и Борис Николаевич как «сын, Матерью утвержденный в сыновстве своем» [12, с. 633], взошел на новую ступень – «Ступень Космического сотрудничества в Лучах Матери Мира» [6, с. 424].
Эта ступень стала возможной благодаря его духовной связи с Еленой Ивановной Рерих – представительницей Матери Мира на Земле [6, с. 122]. «Принимаю тебя сотрудником Света в Сфере Моей, — Говорит Матерь Мира в «Гранях Агни Йоги» 1956 года. – Отныне ты будешь трудиться в Лучах Моих, сердце твое служению Матери Мира предавши» [6, с. 493-494]. И это служение Архата протекало уже на просторах горячо любимой им Родины, посильно насыщая пространство ее и всей планеты силой Луча Матери Мира.

После трехлетнего скитания в поисках жилья, семья Абрамовых останавливается на жительство в городе Веневе Тульской области. Здесь они жили в очень скромных условиях и творили свой подвиг. «…Приближение к Свету всегда сопряжено со страданиями», — говорит Учитель [12, с. 632]. И Борис Николаевич проходил через них.
Судя по Записям, ему приходилось оставаться один на один в борьбе с окружающим несовершенством, погашать его и одновременно испивать чашу яда, идущую через людей [13, с. 6]. «Выдержать эту двойную нагрузку немногие могут», — отмечает Учитель [13, с. 6].
По свидетельству Б.А. Данилова нередко страдания Борису Николаевичу доставляли соседи за стеной, включая репродуктор на полную мощь или шумно отмечая праздники. Дополнительным напряжением сил ему приходилось преодолевать дисгармоничную атмосферу, чтобы не прервать ритм восприятия Информации.
Согласно «Граням Агни Йоги» планомерное ухудшение внешних обстоятельств в жизни Бориса Николаевича не было случайным явлением, Учитель предусматривал его. «Внешние условия, при которых идет восприятие Моих мыслей, все время становятся все более и более трудными для того, чтобы по мере их преодоления установить такую приемлемость сознания, что нарушить ее не смогут уже никакие воздействия извне. <…>
Лишь бы не отступать ни перед чем, и тогда побеждается то, перед чем дух не склонился» [13, с. 320].

Все 11 лет проживания в Веневе супруги Абрамовы были «терзаемы обстоятельствами для того, чтобы утвердить власть духа над ними» [13, с. 238]. «Отягощение обстоятельствами нужно для оформления огненного тела», — говорит Учитель [1, с. 41]; «Нужна необычайная трудность условий, и тогда разгорается духа огонь» [13, с. 6]. И еще: «Нам нужна необычность постоянства духовного подъема или восхищения духа…» [1, с. 41]; «чем хуже, тем лучше» [1, с. 188].
Борису Николаевичу Абрамову приходилось платить за утончение очень тяжкую плату, прокладывая путь тем, кто пойдет за ним. Его подвиг пространственного Служения Учитель назвал Молчаливой Жертвой [14, с. 169].
«Архат творит благо и несет людям Свет вне зависимости от того, как они к нему относятся, — говорится в «Гранях Агни Йоги». – В этом миссия служителя Света, в этом вся глубина и мудрость служителя Общего Блага» [15, с. 126].
Борис Николаевич Абрамов достойно прошел через все жизненные испытания, неся людям Свет Учителя до конца своих дней. И этот Свет не угаснет для настоящих и будущих поколений.

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк

Примечания:
1. Грани Агни Йоги. Т. IV. Новосибирск: Предприятие «АЛГИМ», 1994.
2. Данилов Б.А. Весть принесший. Новосибирск, 1997.
3. Письма Бориса Николаевича Абрамова во Владивосток // Вторые Кузбасские Чтения памяти Б.Н. Абрамова. Новокузнецк, 2009. С. 102-108.
4. Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. М.: МЦР, 2011.
5. Данилов Б.А. Путь духа // Он прошёл рядом с нами. Новокузнецк, 2007. С. 77-90.
6. Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск, 2009.
7. Иерархия, 176.
8. Данилов Б.А. Он прошёл рядом с нами // Он прошёл рядом с нами. Новокузнецк, 2007. С. 20-23.
9. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. IV. М.: МЦР, 2002.
10. Рерих Е.И. Письма. Т. IХ. М.: МЦР, 2009.
11. Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск, 2011.
12. Грани Агни Йоги. 1955 г. Новосибирск, 2010.
13. Грани Агни Йоги. Т. II. Новосибирск, 1994.
14. Грани Агни Йоги. Т. III. Новосибирск, 1994.
15. Грани Агни Йоги. Т. XII. Новосибирск, 1997.

(Visited 10 times, 1 visits today)

Добавить комментарий