Соприкосновение с сердцем Матери

Автор: | 12.02.2020

«Свет Утренней Звезды», № 1 (64) от 25 февраля 2008 г.                        

В Записях Бориса Николаевича Абрамова сказано: «Перечитывание писем Матери Агни Йоги есть соприкосновение с нею»[1]. А значит, соприкосновение с ее мыслью, с ее сердцем, с ее сущностью.

   Благодаря изданию Международным Центром Рерихов полного собрания писем Елены Ивановны Рерих мы имеем возможность познакомиться с широким кругом ее деятельности, почувствовать ее постоянную готовность помочь, отдать, ободрить, оценить редкую способность найти простые и ясные слова для объяснения положений Живой Этики.

Елена Ивановна Рерих

«…Деятельность Елены Ивановны и ее внутренний смысл должны стоять примером»[2], — писал Николай Константинович Рерих в одном из очерков. «Она ведь себя ни в чем не щадит»[3], — отмечал он. «Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинной верою, которая уже делается прямым чувствознанием. <…> Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодежи»[4].

   В письмах к своим многочисленным корреспондентам Елена Ивановна предстает «Вдохновительницей Новых Путей и Освободительницей от Предрассудков»[5], духовной матерью, проявляющей неустанную заботу и внимание к каждому, как «носительница  сокровенного  будущего»[6],  как «целительница духа»[7].

  Так, на примере писем Е.И. Рерих американским ученикам – К. Кэмпбелл, З.Г. и Д. Фосдик, Г. Фричи, сотрудникам Латвийского общества имени Рериха – Р.Я. Рудзитису, Г.Ф. Лукину, А.И.Клизовскому, вошедших в седьмой том, изданный Международным Центром Рерихов в 2007 году, мы можем проследить вышеназванные аспекты ее духовных проявлений.

   Елена Ивановна неустанно вдохновляет своих друзей и близких к всестороннему осмыслению важности значения Культуры для жизни стран и народов и охранителя ее – Знамени Мира, призывает будить к тому и сознания окружающих людей. В письме Зинаиде Григорьевне Фосдик и Дидлею Фосдик она пишет: «Сердце радуется Вашим горением и готовностью приложить все возможности к утверждению и продвижению Знамени Мира. Но говорить и напоминать о Знамени Мира нужно именно там, где оно меньше всего принимается сознанием, где раздаются угрозы и призывы к арбитрарным посягательствам и новым рушениям, где распространяется клевета против страны, которая идет путем предоставления блага большему числу людей»[8]. «Без цементирования пространства ни одна благая Идея не может осуществиться на Земле», — поясняет она и говорит: «Почему бы Зиночке не обратиться в Женскую Ассоциацию и не прочесть там лекцию о Подвиге и о значении Знамени Мира как Охранителя всей Культуры и жизни страны? Ведь поднятие Знамени Культуры и Мира посреди обезумевших сознаний есть большой подвиг. <…> Вместе с Дедлеем можно было бы подготовить красивую зажигательную лекцию для женщин об Идущей Эпохе, Эпохе Матери Мира. Ведь сейчас можно обращаться лишь к женщинам и детям»[9]. Елена Ивановна вдохновляет А.И.Клизовского к созданию новой книги, где «впервые будет дано <…> обилие наидостовернейших сведений о Мире Надземном»[10]; О.В.Бек-К советует делать выписки из книг Учения на отдельные темы; выражает надежду, что В.Л.Дутко проникнется важностью идеи Пакта и Знамени Мира и сможет донести ее до молодежи; Р.Я.Рудзитису дает ценные Советы по руководству возглавляемого им рериховского общества.

   В каждом письме друзьям всегда есть строки, поясняющие то или иное положение Учения. При этом особое внимание Елена Ивановна уделяет Новой Науке, с развитием которой связана грядущая лучшая Эра человечества. Благодаря Е.И.Рерих и ее сотворчеству с Учителем, были заложены основы новой одухотворенной науки. Эти основы отражены в Учении Живой Этики, в работах Елены Ивановны «Космологические записи» и «Изучение свойств человека», а также в ее письмах. Космический магнетизм, космические ритмы и новые космические энергии, человек и его свойства становятся не отвлеченными понятиями, а объектами пристального изучения ученых. «Да, чистая физическая наука в своих последних открытиях уже перешагнула за пределы мира физики и вступила в область метафизики, — пишет она супругам Фосдик. — Нахождение лучей и распадение атома нанесло смертельный удар материалистическому миру. Новый Мир энергий оказался вне времени и пространства, и сама материя растворилась в лучах и вибрациях. Научные открытия, сделанные светилами современной науки, ясно и неопровержимо доказали, что основа всего сущего идеальна, но не материальна. Модели в Науке исчезают, их заменяют математические формулы, и это и есть именно то, чему учит идеалистическая философия. <…> Нет больше инертной материи. Материя перешла в энергию, и энергия может вернуться обратно в материю. В ближайшее время Новая Психология, новая наука о Мысли и о скрытых свойствах человека, а также новая Астрономия расширят сознание самых ярых сторонников трехмерной собачьей психологии»[11]. И еще строки из письма В.Л.Дутко: «Истинно, материализм и рожденная им чудовищная технократия уявятся на самопоглощении. Самый призыв Карреля к изучению скрытых свойств человека есть уже призыв к высшему познанию, к познанию духовных сил. Физиология тела неотъемлема от физиологии духа. Пора расширить рамки изучения сложного организма человека. Изучение физиологии духа приведет к пониманию психической энергии и тем откроет перед убогой в нашем современном понимании наукой психологии – безграничный простор познавания. Область психологии будет расширена и включит многие науки»[12].

   В седьмой том вошли письма Елены Ивановны к младшему сыну Святославу Николаевичу Рериху, к которому она всегда ласково обращается «Светуня». В каждой строке звучат ее материнская любовь и забота. Она всегда была в курсе всех дел сына и информировала его о событиях, происходящих в долине Кулу в индийских Гималаях, в Америке и странах, связанных с деятельностью культурных учреждений, созданных Николаем Константиновичем. Елена Ивановна пишет теплые письма Девике Рани, жене Святослава Николаевича, с пожеланиями благословения, любви и нежности и просит детей беречь друг друга. После смерти своей двоюродной сестры Ксении Николаевны Муромцевой в письме к ее мужу и дочерям она называет себя их матерью и другом. «Много думаю о Вас всех, сердцем чувствую Галочку и Касатика завещанными мне дочерьми, — говорит Елена Ивановна. – Прошу их считать меня своей матерью, Сануся завещала мне их. Потому, родной Илья Эммануилович, Ваша семья – моя семьи и при свидании буду матерью Вашим девочкам и ближайшим другом Вам»[13].

   Но материнские чувства Елены Ивановны не ограничиваются семейным кругом. Тысячи нитей соединяли ее огненное сердце с сердцами сотрудников  разных стран. В 1931 году в письме к супругам Гребенщиковым она писала: «Не ошиблись, назвав меня матерью, ибо, воистину, чувствую себя матерью всех дел и всех сотрудников наших. Каждый соучастник дорог мне и каждый по-своему мил!»[14]. Материнское отношение к сотрудникам было для нее естественным и составляло ее внутреннюю суть. Подтверждение этому можно найти во многих письмах. «Конечно, я настолько старше Вас, что могу быть Вашей духовной матерью, и такое отношение мне гораздо ближе, нежели наставничество»[15], — пишет Елена Ивановна Валентине Леонидовне Дутко. «Как Ваша духовная мать, любящая Ваш прекрасный дух, Вашу самоотверженную готовность принять все на пользу дела, хочу просить Вас проявить необходимое терпение»[16], — обращается она к Гаральду Феликсовичу Лукину. «Вы не только имеете право называть меня матерью, но и я не могу думать о Вас иначе, как о моей дочери»[17], — говорит она в письме Кэтрин Кэмпбелл и неоднократно подписывает свои письма к ней словом «Мать». Горести и радости каждого духовного сына или дочери всегда отзвучали в сердце Елены Ивановны. Оно болит, радуется или огорчается за всех, с кем связано узами любви. И для каждого в ее сердце есть свой, особый уголок.

   Материнская забота Елены Ивановны не ограничивалась чисто земным выражением. В своем непрестанном духовном даянии она поднимается выше и сливается с образом Матери Мира. «Ты не придаешь много значения твоему подвигу, — говорит Учитель. – Твой подвиг – в твоем вечно дающем сердце для эволюции духа и чистой Матери Мира»[18]. И далее: «Ты факелом сердца созидаешь. Скажу: твое чувствознание утверждает победу. Истинно – Матерь Мира!»[19]. Совершенное сердце Елены Ивановны как сердце Матери Мира вбирает в себя весь земной мир и вмещает космические пространства далеко за ее пределами. Такая духовная высота стала возможной благодаря огненному преображению, через которое она прошла. «Мой ответ на Ваши письма задержался из-за нового напряжения в центрах, — пишет Елена Ивановна в одном из писем. – Возгорание и на этот раз сопровождалось повышением температуры и полною исчерпанностью сил. А когда напряжение стало сдавать, занемог Н.К., но сейчас он уже здоров. Конечно, и на это уходила моя энергия. Ведь наши ауры тесно переплетены, и, как всегда, женщина выдает больше энергии, нежели мужчина, на то она и Матерь Мира»[20].

   В письмах друзьям Елена Ивановна приоткрывает завесу над будущим, которое утвердится на Земле. Она часто касается темы единения женщин, которые могут противостоять ненависти и войнам и много сделать для насаждения новой науки о Сердце и его мощной силе, говорит о приоритете культурных ценностей, касается вопросов глобальных изменений на Земле и в Солнечной системе. Так в письмах З.Г.Фосдик она сообщает о появлении в ближайшем будущем новой планеты, которая окажет благотворное влияние на Землю. «Родная может указать ему во второй части «Листов Сада Мории» страницу 67, где в §11 определенно сказано о приближающейся новой звезде[21]. Конечно, указанная там звезда не Венера, но иное светило, которое еще не появилось в нашем поле зрения. Светило это появлялось не раз во времена Атлантиды. В близком, очень близком будущем оно посетит нашу Солнечную систему. Издавна эта звезда была связана с Матерью Мира, и, конечно, наступающая Эпоха Матери Мира должна быть возглашена Ее Звездою. <…> Полное название этой звезды – Урусвати, но я не хотела тогда давать его в книге и даже некоторым интересовавшимся сказала, что эта звезда – Венера, ибо, истинно, в тот год Венера неслыханно приблизилась к нашей Земле. Новая звезда невидима еще нам»[22]. «Эта планета явит благодетельные воздействия на многие планеты нашей Солнечной системы, и особенно она нужна нашей бедной отравленной Земле»[23].

   Многие корреспонденты Елены Ивановны ощущали целительное влияние ее духа. По прочтению ее писем душевное состояние их менялось к лучшему. «Словно цветущую ветвь внесли в комнату…», — записывает Р.Я.Рудзитис свое впечатление от ее письма в дневнике[24]. А Учитель говорит: «Сердце твое дает радость. Именно Тара чувствует вопли человеческие и лечит человечество»[25]. При этом Елена Ивановна умела не только утешить и ободрить, но и призвать к подвигу. «Так, твердо запомните, что готовность к подвигу уже есть часть его, — пишет она З.Г.Фосдик. – Может ли подвиг совершиться без мысленной подготовки? Нужно создать прочный доспех для победы, и пусть и днем и ночью пылает великодушная готовность к подвигу. <…> Сейчас мысленный подвиг действительно имеет огромное значение, ибо прилив мысли и психической энергии настолько усилился, что возможны самые мощные сдвиги. Потому будем сеять мысли дружелюбия и сотрудничества»[26]. И строки из письма В.Л.Дутко: «Уход от людей сейчас невозможен. Всем придется проявить максимум деятельности на общую пользу. Наступает новое героическое время подвигов»[27].

   Читая письма Елены Ивановны Рерих, приходишь к мысли, что они писались не для одного человека. Обращаясь к конкретному корреспонденту, она имела в виду и нас сегодняшних, и будущие поколения жителей Земли. Каждый может найти в них полезные мысли как для личного духовного усовершенствования, так и для усовершенствования окружающей действительности через Культуру, Знание и Красоту. Все труды Елены Ивановны связаны с Новой лучшей Эрой человечества и направлены на Общее Благо. И это находит отражение в ее письмах близким и друзьям.

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк.

Примечания

[1] Грани Агни Йоги. Т.12. – Новосибирск, 1997. С. 24.

[2] Рерих Н.К. Листы дневника. Т.3. – М., 1996. С. 370.

[3] Там же. С. 73.

[4] Рерих Н.К. Великий облик. // Н.К. Рерих. Нерушимое. – Новосибирск, 1992. С. 148.

[5] Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 140.

[6] Там же. С. 169.

[7] Там же. С. 216.

[8] Рерих Е.И. Письма. Т.7. – М., 2007. С. 332.

[9] Там же. С. 333-334.

[10] Там же. С. 43.

[11] Там же. С. 429.

[12] Там же. С. 406.

[13] Там же. С. 163.

[14] Рерих Е.И. Письма. Т.1. –М., 1999. С.252.

[15] Рерих Е.И. Письма. Т.7. –М., 2007. С.179.

[16] Там же. С.31.

[17] Там же. С.259.

[18] Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 173.

[19] Там же. С. 218.

[20] Рерих Е.И. Письма. Т.7. –М., 2007. С.425.

[21] См.: Озарения. Часть вторая. IV, 11.

[22] Рерих Е.И. Письма. Т.7. –М., 2007. С. 399-400.

[23] Там же. С. 410.

[24] Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Р.Рудзитисом. Т.1. – Минск, 2000. С. 10.

[25] Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 218.

[26] Рерих Е.И. Письма. Т.7. –М., 2007. С.312.

[27] Там же. С. 405.

 

 

(Visited 39 times, 1 visits today)

Добавить комментарий