«Учитель, укажи путь красоты духа!»

Автор: | 11.03.2016

«Свет Утренней Звезды», № 2(100) от 29 мая 2015 г.                           

21 — 23 марта 2015 года в Чеченском государственном педагогическом институте города Грозного прошли XIV Международные педагогические чтения «Учитель, укажи путь красоты духа». Они объединили свыше 600 педагогических работников, разделяющих идеи гуманной педагогики, из 54 регионов Российской Федерации и 10 стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Проводились чтения под патронажем Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова.


Концерт для участников чтений в Чеченском государственном педагогическом институте.

На открытии форума в адрес участников чтений прозвучали слова приветствия от руководства Республики, министерства образования, ректора пединститута, председателя Духовного управления мусульман и почетного президента Международного Центра Гуманной Педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, который сказал: «Когда шесть лет назад мы проводили в Грозном региональные чтения, в зале сидели учителя, в основном женщины, все в черном. Черный цвет – знак горя, беды, потери. Нет ни одного чеченца, который не потерял бы в этой войне сына, мужа, брата или отца. <…> В этот раз мы увидели совсем другой город. Город, который радует — открытый и счастливый. Появились другие краски, появилась надежда».

И все участники чтений, делясь впечатлениями о встрече на чеченской земле, отмечали радушие, гостеприимство чеченского народа, особую атмосферу. Е.Н. Черноземова, президент Всероссийского Центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики, подчеркнула высокий уровень мастер-классов, прошедших в день солнечного затмения так, что его никто и не почувствовал.
«Подготовленность участников была таковой, что ведущие мастер-классов, как они сами признавались, превзошли самих себя. Такая сложилась атмосфера. Мне доверили вести лабораторию о благородстве и великодушии. И это было и ответственно, и легко. Потому что мы были в мире, где нет детских домов, детей-сирот. Все ухожены и обласканы. Хотя очень много горя. У молодых женщин, переживших войну, рождаются больные дети. Мы побывали в городе, где никто не курит. Ни в одном магазине не продают спиртные напитки. Ни в одном ресторане их тоже не подают. Женщины не носят брючных костюмов. Глава республики представляет собой народную мечту о заступнике перед чиновничьим произволом».

Состоялись восемь лабораторий, одни названия которых впечатляют: «Красота духовной жизни», «Благородство и великодушие – качества духовной жизни», «Ответственность за свои мысли и слова», «Учиться жить в духовном мире», «Жизнь по законам любви», «Закон духовной общности», «Жизнь – путь к самосовершенствованию», «Красота жизни» — к 80-летию Валерии Гивиевны Ниорадзе.


Шалва Александрович Амонашвили и Хулимат Зелимхановна Султанова.

В традиционной рубрике «Персона гуманной педагогики» мы ближе познакомились с хозяйкой чтений, начальником отдела национальной образовательной политики и регионального сотрудничества Министерства образования и науки Чеченской Республики, руководителем Чеченского центра гуманной педагогики, Рыцарем гуманной педагогики Хулимат Зелимхановной Султановой.
Думаю, что слова Игоря Киршина из Калининграда об этом человеке разделяют все участники форума. «Главным впечатлением в Чечне, — сказал он, — стала Хулимат Султанова. Для меня она — настоящий герой духа. Никогда не забуду ее рассказ о том, как она после бомбежки собирала в руинах осиротевших детей, успокаивала их, кормила, лечила и учила. Пройти через две войны, потерять родных, но не озлобиться, а стать еще светлее и сострадательнее — это и есть высшая победа духа. Легко быть добрым в комфорте. Но трудно — под бомбами. Хулимат выдержала все. И относится ко всем людям по-братски: с деятельной любовью. Дай Бог и нам так достойно пройти через все свои испытания.
Я восхищен духом гуманной педагогики в Чечне: этот дух лечит и “сшивает” разорванные связи между людьми. Дух гуманной педагогики выше национальных, классовых и конфессиональных предрассудков. Он объединяет людей поверх всего этого».

Удивительный мастер-класс Ш.А. Амонашвили «Жизнь – мастерская красоты духа» стал для каждого моментом истины. Он был очень сокровенным, несмотря на то, что зал не мог вместить всех желающих и многие участники находились в холле, за пределами аудитории. Наш учитель, Шалва Александрович, пригласил каждого открыть в себе картину своего внутреннего мира. Ведущая идея «Жизнь питает душу» проявила главный вопрос – как нам подниматься по духовным ступеням, как стать лучше. Мы убирали все мешающее с пути восхождения и тем самым укрепляли свою внутреннюю глубину, духовную основу. Наверное, не так трудно захотеть начать взращивать в себе добродетели, качества, которые выражались бы в красивой форме. Но как не просто удержать в себе эти устремления и усилить делом. Мы осознали, что красота – это безошибочный критерий и красотой можно пройти даже там, где другие пути закрыты.

В последний день чтений на очередной общей встрече участники обсудили работу форума, внесли свои предложения и идеи, направленные на поиск пути любви, связывающей сердца учителей, родителей и детей.

Важной частью встречи стал «Фейерверк педагогических идей», в рамках которого участники презентовали свои идеи, оказавшиеся эффективными в общении с детьми и которые призваны содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека и совершенствованию образовательного процесса. Выступили авторы книг «Биология языком сердца» — Виктория Бак (Украина), и «Физика языком сердца» — Ирена Стульпинене (Литва), а также Игорь Киршин (Калининград), Светлана Поплавская (Москва) и директор школы «Наш дом» Светлана Городович (Владивосток). Учитель из Грозного Зулат Хализова рассказала, как она работает с детьми с ограниченными возможностями.

По окончании встречи церемонию награждения открыли представители международного общественного жюри Международного Центра Гуманной Педагогики, которые вручили учителям — участникам чтений Золотой знак «Сердце и лебедь», а затем дипломы и награды участникам вручили представители Международного движения «Родительская забота».
Министр образования и науки Чеченской Республики Исмаил Байханов и ректор Чеченского государственного педагогического института Хож-Ахмед Халадов поблагодарили участников чтений за плодотворную работу и трехдневный труд.

В конце торжественной части с заключительным словом выступил Шалва Александрович Амонашвили, вдохновивший присутствующих своей душевной речью. «Мы провели трехдневный урок, который позволил нам обратить внимание на многие вещи, которые казались незначительными. Этот форум обогатил нас новыми идеями и способствовал плодотворному и живому диалогу. Гуманная педагогика учит нас воспитывать детей в атмосфере заботы, доверия, радости познания и, конечно же, любви. Мне приятно находиться сегодня здесь, чеченский народ открылся для меня с новой стороны и еще раз убедил меня в том, что он трепетно бережет свою религию, культуру, духовные ценности и воспитывает своих детей в высоких нравственных рамках».

Шалва Александрович озвучил тему ХV Международных педагогических чтений — «Воспитываться в моральном климате памяти» (Д.С. Лихачев), которые пройдут в Тбилиси с 20 по 22 марта 2016 года. Нам предстоит познание философской связи духовного пути как единства прошлого, настоящего и будущего.
«Моральный климат памяти, — отметил Валерий Кучеровский, — это наши мысли о вечном, о том, что из прошлого протягивает светлые нити помощи в труд и творчество сегодняшнего дня и будет вести нас дальше. Это благодарная память обо всех тех, кто помогал каждому из нас стать уверенно идущим по пути жизни и, может быть, стать примером для подражания моим детям, ученикам, друзьям. Но есть и еще более глубокая память – это все то священное, что оставлено в прошлом, но оно дано вестниками из будущего, что, как маяки, расставлены на всех путях нашего эволюционного развития. Это святые Учения, труды философов, древние мудрые книги, это произведения искусства, это народное творчество, мифы, сказания, притчи, пословицы и поговорки».

Как полагается на уроке, мы получили домашнее задание от своего учителя: искренне следовать гуманной педагогике, практиковать Манифест гуманной педагогики, помнить, что призваны на учительское служение и должны беречь свою учительская честь, так как учитель – надобщественное явление. Потому не имеем права быть как все. Возвыситься над самим собой, демонстрировать высшую культуру везде. «Двум величайшим дарам принадлежит человек – Любви и Красоте», — подчеркнул Шалва Александрович и призвал нас выполнить свою судьбоносную задачу и трудиться в сердце.

Завершился форум концертной программой с участием детей и педагогических коллективов Чеченской Республики.
Три дня чтений наполнили нас важным и значимым – энергией добра, сердечности и красоты, став для всех большим уроком духовного бодрствования.

И.В. Афанасьева, г. Новокузнецк.
Фото из архива Международного Центра Гуманной педагогики
(Visited 6 times, 1 visits today)

Добавить комментарий