Лекция «Образ Матери в древнеиндийской культуре»

Автор: | 25.12.2017

В Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева Новокузнецка накануне Дня Матери состоялась лекция филолога Л.П. Новиковой «Образ Матери в древнеиндийской культуре».

Американский писатель и журналист Марк Твен писал: «Индия – колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды и прабабушка традиций. Наши самые ценные и наиболее важные из материалов в истории человечества хранятся только в Индии!». И действительно, Индия хранит немало ценнейших знаний о человечестве. Среди них значительное место занимают сведения о Великой Матери сущего, отождествляемой, как писала Е.И. Рерих, в культуре страны с богиней Лакшми и Кали, а иногда с Белой Тарой (в Тибете – с многорукой Дуккар) [1, с. 102 – 103].

 

 Великий индийский мудрец Вьяса – составитель четырех Вед, Пуран и «Махабхараты», был автором и «Девибхагавата-пурана», которая, наряду с «Деви-махаматьей» и «Калика-пураной», является наиболее важным текстом индуистской традиции шактизма – одного из трех направлений в индуизме, стержнем которого является культ Богини-Матери, или вселенской силы Шакти, как абсолютной и изначальной формы Бога.

История этого культа уходит в глубь веков. Ученые считают, что он был одним из центральных в религии Индской цивилизации (XXIII — XVIII вв. до н.э.). В развалинах Хараппы археологи обнаружили множество небольших глиняных фигурок Богини-Матери. Их называют «венерами». В лекции отмечалось, что этот культ был характерен почти для всех народов, населявших в древности Евроазиатский материк. От Испании до Сибири находят фигурки женщин, созданные из камня, кости и глины. Большинство археологов считают, что это были идолы Богини-Матери, олицетворяющей всю Природу. Ей поклонялись, чтобы способствовать хорошим урожаям, равно как и высокой рождаемости. Позднее, в ранних цивилизациях, на основе первобытного культа Богини-Матери возникает почитание великих богинь: Исиды – в Египте, Афродиты – в Греции, Венеры – в Риме и др. У древних славян был распространен культ рожениц матерей и маленьких детей. С принятием на Руси христианства культ рожениц слился с культом Богородицы.

Культ индусской Шакти, или энергии, – женского начала, персонифицируемого в обликах разных богинь, можно найти в гимнах Риг-веды. В них Шакти восхваляется как великая Сила, поддерживающая Вселенную. В одной из Упанишад о Ней говорится как об Уме золотого цвета, дочери Химавата, царя Гималаев. Существуют еще и особые шактистские Упанишады, числом восемь. Но самый большой класс текстов, содержащих информацию о шактизме, составляют тантры, которые, наряду со сводом правил и традиций, включают диалоги Шивы и его Супруги на философские темы. Некоторые из этих текстов переведены с санскрита и изданы, но большая часть из них хранится в рукописях. В Индии Шакти почитается в основном в образе Супруги Шивы Парвати. Р.Н. Дандекар, один из крупнейших санскритологов, утверждает, что культ Шакти развился самостоятельно и только в более позднее время слился с культом Шивы. Ученый считает, что в распространении культа Шакти как половинки Шивы важную роль сыграли следующие факторы: метафизическая идея божественной энергии, древняя космогоническая идея полового дуализма и глубоко укоренившаяся первобытная вера в Материнское начало как высшую тайну вселенной. Согласно этим теориям Шива и Шакти мыслятся только как единый, однородный по составу гомогенный Брахман, который становится двойственным лишь во время проявления мира.

В «Девибхагавата-пуране» Шакти ставится выше других Богов. Так персонаж индуистской мифологии Судьюмна в этом источнике говорит: «Даже Боги Тебя (т.е. Шакти. – Л.П.) толком не знают, не понимают, что же говорить о человеке». И далее продолжает: «Я думаю, что именно Тобой (т.е. Шакти. – Л.П.) созданы Они мужчинами», имея в виду Триаду Богов – Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя. Считается, что Супруги этих Богов, без которых Они не полны, также были созданы Богиней-Матерью, являясь символами Их энергии (Шакти). Есть легенда, согласно которой Брахма, Вишну и Шива, обратясь женщинами, отправились к Шакти с просьбой дать им вторые половинки. И Она дала Брахме Сарасвати, покровительницу знания, Вишну — Лакшми, богиню Красоты, процветания и удачи, Шиве – Кали (яростная форма Парвати), разрушительницу невежества, поддерживающую мировой порядок. Переводя эти символы на земной план, можно сказать, что, как писала Елена Ивановна Рерих, они «указывают, что в основу Бытия положен великий Закон Единения Начал» [2, с. 449]. В другом письме она уточняет, что управление вселенской «духо-материей принадлежит обоим началам, ибо в Космосе, в видимости и невидимости его, одно без другого ничто. Объединение их энергий дает рождение всему сущему, именно, существуют Логосы обоих начал» [3, с. 53].

Лекция была богато иллюстрирована фрагментами из индийского сериала «Бог Богов Махадев» (2011), основанному на священных текстах индуизма, преимущественно на Пуранах, и текстами из «Деви-махаматья». Приведем фрагмент восхваления Богини-Матери из последнего источника.

«О Богиня! О устранительница несчастий тех, кто Тебе предан, будь милостива, будь милостива, о Мать всего мира,
Будь милостива, о Повелительница вселенной, обереги вселенную, о Богиня, о Владычица движущегося и неподвижного.

О, Ты являешься единственной опорой мира, потому что Ты пребываешь в Образе земли,
А Тобой, пребывающей в Образе воды, насыщается вся вселенная, о обладающая безграничным могуществом.

Ты – Шакти Вишну, исполненная беспредельной мощи, семя вселенной, высшая майя,
Тобой, о Богиня, вводится в заблуждение весь мир, но, [будучи] милостивой, Ты [становишься] причиной освобождения в мире.

Все науки твои проявления, о Богиня, и все женщины в мирах,

Тобой одной, о Мать, наполнен этот мир, так какое же восхваление [подобает] Тебе, Ты – выше восхвалений» [4].

Л.И. Протасова, г. Новокузнецк

Примечания:

  1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4. М.: МЦР, 2002.
  2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 3. М.: МЦР, 2001.
  3. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, 2003.
  4. Деви-махаматья (Сказание о величии богини). Перевод с санскрита А.А. Игнатьева. Калининград, 2003. [Электронный ресурс]:  http://scriptures.ru/shiva/devi_mahatmya.htm
(Visited 106 times, 1 visits today)

Добавить комментарий