Духовность и нравственность с позиции энергетического мировоззрения

Автор: | 03.09.2013

«Свет Утренней Звезды», № 4(87) от 27.11.2012 г.                                  

Слово «духовность» широко используется в научной среде, в искусстве, в повседневной жизни. При этом, как правило, подразумевается, что духовность — это нравственные или моральные ценности, закрепленные в обществе как поведенческие нормы.
Понятие нравственности в разных словарях имеет разные толкования. Например, нравственность – это есть внутренние установки человека, действия в согласии со своей совестью, не делать плохого близким, друзьям, обществу.
Сравнивая определения нравственности и духовности трудно понять разницу между ними.
И только рассматривая духовность и нравственность с энергетической точки зрения — эту возможность дает Учение Живой Этики — можно понять их суть.


Н.К. Рерих. Сострадание. 1936

Живая Этика рассматривает нравственность как действие, направленное во благо эволюции человека и планеты. Воспитание нравственных ценностей – это путь к духовному совершенствованию, потому что качества человека, отвечающие нравственности, несут в себе высоковибрационную энергетику и способствуют формированию и накоплению кристаллов в Чаше.
Именно такое понимание нравственности и духовности рассмотрим ниже.
В Учении Живой Этики сказано, что если понятие нравственности рассматривать не отвлеченно, а исследовать научно, то можно увидеть, что некоторые понятия нравственности несут здоровье человеку. Например: «Итак, чистое мышление тоже не есть лишь нравственное понятие, но реальное умножение силы. Умение воспринять значение нравственных понятий относится к области науки» [1, 380].

Нравственность — это не отвлеченное отношение человека к добру и злу, оно включает в себя поступки, мысли и чувства, творимые во имя добра и справедливости.
Безнравственными будут действия, направленные в сторону их противоположного полюса, то есть зла. Этот выбор человек делает сам, в соответствии со своей свободной волей.
Без нравственного воспитания опасно открытие законов, дающих человеку силу. «Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку» [5, 487].

Всегда считалось, что совесть – это голос своего сердца. Именно сердце должно услышать Высшую Волю Творца и свою волю направить в соответствии с ней. Только в этом случае последует эволюционное действие человека и его действие будет нравственным, ибо Высшая Воля творит в соответствии с планом эволюции.
К сожалению, не каждому дано услышать голос своего сердца. Для этого нужно много трудиться.
Это так называемое внутреннее творчество, когда человек сознательно работает над своими качествами.
Присуще ли нравственности такие качества человека как патриотизм, мужество, бесстрашие, милосердие и сострадание, преданность, трудолюбие, стремление к творчеству? Несомненно.
В соответствии с энергетическим мировоззрением, каждому вышеназванному качеству соответствует своя энергия, свой уровень вибраций, которые характеризуют качество психической энергии.
И энергии этих качеств являются наивысшими на энергетической шкале, о чем свидетельствуют тексты Живой Этики. Когда-нибудь научно будет показано, что эти благородные качества укрепляют ауру, и создают защитную броню, и способствуют росту духовности.
А «румяная добродетель» будет показателем нравственности? Нет, не будет, ибо «оставлено прежнее деление на плохих и хороших людей. Ныне деление новое: с кем — со Мною или тьмою, за эволюцию или против нее, за мир старый или Мир Новый» [12, с. 57].
Сознательная работа над собой, утверждение качеств, повышающих уровень психической энергии человека, стремление услышать голос сердца изменяет плотность физического тела, утончает чувства, очищает мышление.

Духовность является производным от слова дух. Было бы неправильно говорить о духовности, не рассмотрев, что же в Учении понимается под словом дух.
Дух – самая сокровенная составляющая внутреннего человека. «Дух есть огонь» [3, 380]; «Бессмертен дух и неуничтожима Чаша его накоплений, ибо Чаша и дух – не от мира сего, хотя наполнена Чаша плодами земных достижений, т.е. знанием и опытом, собранными на земле» [9, 142].
Учение выделяет понятие зерно духа, той божественной искры, которая содержится в каждой монаде при ее рождении от Луча Высочайшего Духа Иерархии Света. В процессе длительной эволюции вокруг зерна духа собираются энергии, составляющие сознание.
Сознание имеют представители минерального, растительного и животного царств. «Сознание лежит в основании Вселенной. Каждый атом наделен сознанием; где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания беспредельны» [6, с. 177].
Ступень самосознания присуща только человеку. В человеке происходит сознательное или бессознательное накопление всеначальной огненной энергии. При этом «дух остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» [3, 275].

В письмах Е.И. Рерих разъясняет суть понятий монады и зерна духа, соотнося их с принципами строения человека. «Конечно, Монада соответствует понятию духа.Но, говоря о духовности и духе в жизни, в проявлении, всегда подразумевается Высшее Эго (выделено — Н. Н.). Монада, в действительности состоящая из шестого принципа и седьмого универсального, не является сознательною сущностью на планах проявления. Для того чтобы достичь сознательного проявления на всех планах, <…> человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7-й) и слить их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе» [6, с. 374]. Из этой цитаты следует, что в жизни, когда говорится о духовности и духе, подразумевается бессмертная Индивидуальность человека, или Высшее Эго.

В другом письме Елена Ивановна более подробно пишет о процессах, происходящих в оболочках микрокосма. Приведем фрагмент из ее письма, касающийся Высшего Ego и зерна духа. «Так высший, или основной, синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи [часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой-животной души], образуя, таким образом, монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Ego. Далее следует пятый принцип Манас – самоосознание, или мыслитель [высший разум], и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Ego человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или, как говорят восточники, его низшее Ego. Так в Учении именно это высшее Ego, эта триада часто обозначается как зерно духа, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле (выделено — Н. Н.).
Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе» [6, с. 412]. Четвертый принцип — Кама. Через него «Желание проявляется в двух аспектах, как Кама-Манас [или низший ум, интеллект, или, в буквальном переводе, ум желаний] и Кама-Рупа [форма субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей]. <…>
Так Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупа – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом, Кама-Манасом, состоялся, то есть, когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком и он начинает приближаться к бессмертию (выделено — Н. Н.)» [6, с. 412].
Для того чтобы «мост между Манасом и его низшим аспектом, Кама-Манасом, состоялся», необходимо развивать и утверждать в себе нравственные ценности, трансмутируя низшие свои качества в высшие по линии родственных противоположностей.
Е.П. Блаватская называет этот мост антахкараной, или мостом между Высшим Эго и низшим эго человека. Это есть цель воплощенного духа. Последние две цитаты из писем Елены Ивановны Рерих проясняют, что есть духовность на уровне принципов человеческого микрокосма.

Способность человека к восприятию космической энергии, к раскрытию потенциала, заложенного в зерне духа, к накоплению энергии в «Чаше» будет проявлением духа. В зависимости от качества накопленных кристаллов огня в Чаше и от свободной воли, свою психическую энергию человек может направить на благо или во зло, то есть будет поступок нравственным или нет. «Психическая энергия есть качество духа, также как воля есть качество психической энергии» [3, 380].
Дух проявляет себя через движение и вибрации. «Все проявления жизни есть результат движения и вибрации, или Великого Дыхания. В области Реальности существует лишь Единая жизнь, и это есть Атма, или Дух. Материя, Сила и Сознание есть Дух в движении и в вибрации» [7, с. 245].
Материя и дух едины, это есть два полюса вещи единой. В этом проявляется Космический Закон двойственности. «Дух есть ультимативно утонченная материя. Дух и материя едины и суть лишь дифференциации в состоянии, но не в сущности» [7, с. 266].
Дух обладает свойством магнита, то есть имеет способность притягивать и накапливать [7, с. 242]. В результате складывается бессмертная триада, формируется индивидуальность. «Ибо атом – магнит, растение – магнит, человек – магнит, магнитные свойства которых усложняются и разветвляются по мере восхождения жизни по ступеням развития форм.
Но каждая форма проявления духо-монады, в каком бы царстве природы она ни проявлялась, представляет собою магнит, окруженный магнитным полем его излучений, или аурой, то есть линиями магнитных сил» [12, с. 32].

Стремление духа (воли) к накоплению огненных энергий, или высших качеств, требует немалых усилий. При этом приходится преодолевать негативные свойства в микрокосме, трансмутируя их по линии родственных противоположностей. В Записях Б.Н. Абрамова много места уделено психотехнике для работы над своими качествами. Но это отдельная тема.
Наука, рассматривая физическую сторону жизни, «тем самым открывает новую связь, духовную, присущую всему бытию» [1, 296].
Таким образом, духовность — это не отвлеченное понятие, а невидимые тонкие энергии, в своем высшем проявлении — огненные. «Научный подход к явлениям духа покажет, что явления так называемого духовного порядка совершенно конкретны, уловимы и могут быть изучаемы и зримы, что все дело и их понимание лежит в сфере тонких энергий, столь же реальных, как свет солнца» [11, с. 254].

Рассматривая понятие духовности, необходимо вспомнить, что говорится о психической энергии. Пространственная, космическая, всеначальная энергия становится психической при соединении с энергетическими центрами, приобретая при этом конкретные свойства для данного человека. «Огонь есть Основа, но психическая энергия есть уже сочетание Огня с Мыслью» [8, с. 34]. Психическая энергия сама по себе нейтральна, и ее вектор направленности зависит от воли человека. Энергия, направленная на благо — будет проявлением нравственности.
Духовность — это накопленная психическая энергия высшего качества. Ее проявления всегда будут моральны и нравственны. Об этой стороне духовности говорится в беседе Елены Ивановны Рерих с Учителем. «Человек может быть моральным, не будучи духовным, но духовный человек никогда не может быть не моральным» [8, с. 52].
«При определении степени духовности человека не имеет значения ни воспитание, ни образование, ни происхождение, ни все то внешнее, что накладывается на него временем, эпохой и народностью. Признаки духовности скрыты глубже и остаются с человеком всегда, порою выявленными, порою скрытыми! Духовность есть свойство перевоплощающейся сущности человека» [10, с. 113].
Эта цитата из Граней Агни Йоги соответствет фрагменту письма Елены Ивановны [6, с. 412] о духовности и принципах человеческого микрокосма.
Развитие духовности есть путь эволюционного развития микрокосма. «С животного плана мы эволюционируем через моральный в духовный план. <…> Когда мы признаем «эго» ближних, хотим им блага и ищем, как бы помочь им, тогда мы достигли так называемого человеческого плана. Это есть начало моральной жизни. Тогда мы признаем не только свои права, но и права ближних. <…>
Лучшее выражение этого морального закона мы находим в словах Иис[уса] Хр[иста]: «возлюби ближнего, как самого себя». Когда мы начинаем любить других, так же как мы любим самих себя, мы истинно становимся нравственными. Тогда мы не думаем, что прилежа к пище, питью и порождая детей, как и низшие животные, мы выполнили высшее завершение и цель жизни.

<…> Некоторые люди полагают, что моральная жизнь не нужна, не является необходимостью для духовности. Они ошибаются. Возможно, что под духовностью они представляют себе нечто отличное от того, что под этим термином предполагали Великие Учителя.
Духовность заключается в совершенстве моральном. Таким образом, каждая индивидуальная душа должна достичь морального совершенства, прежде чем она назовется духовной(выделено — Н. Н.). <….> Когда духовность вполне нами достигнута, душа осознает свою духовную природу и проявляет божественность свою в каждый момент своего земного существования. Тогда и только тогда цель эволюции выполнена. Мы все должны достичь того состояния или той стадии духовного совершенства, которое является конечною целью эволюции» [8, с. 51-52].
В высшей степени духовность проявится через развитие сердца. «Духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце. Духовная прозорливость может открыть тайны духа и материи» [4].

Рост духовности изменяет ауру человека. «По мере духовности она начинает расти от верхних центров. Сперва от солнечного сплетения, но потом повышается к мозговым центрам, образуя так называемую солнечную ауру» [2].
Е.И. Рерих так описывает изменение ауры человека при росте духовности: «Аура не только вибрирует, но светит всеми цветами радуги, уявляя иногда лучи из оплечий, когда дух устремлен к высшим мыслям и эмоциям» [7, с. 390].
Одним из самых необходимых условий для духовного продвижения будет чистота мыслей и чувств. «Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам то духовное развитие, при котором может начаться не только открытие центров, но мы сможем обратить на себя внимание Высокого Учителя, который и примет нас под свое наблюдение и допустит даже до следующей ступени, до огненной трансмутации центров, если духовность наша позволит этот опаснейший опыт» [6, с. 372].

Принцип Иерархии является самым верным путем к расширению сознания и достижения духовности.
С точки зрения философии космической реальности, которая дает возможность рассмотреть всякое проявление жизни как энергетический процесс, исполнение нраственных принципов есть путь к достижению духовности человека, к его эволюционному предназначению.

Н.В. Новикова, г. Томск

Примечания:
1. Аум, 380.
2. Озарение, 2.3.12.
3. Знаки Агни Йоги.
4. Мир Огненный, Ч. 3, 148.
5. Надземное.
6. Рерих Е.И. Письма: в 2 т. Т. 1. Минск, 1992.
7. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.
8. Рерих Е.И. Беседы с Учителем. Рига, 2008.
9. Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск, 1993.
10. Грани Агни Йоги. Т. X. Новосибирск, 1996.
11. Грани Агни Йоги. Т. XIII. Новосибирск, 1998.
12. Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск, 2011.
13. Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск, 2008.

(Visited 6 times, 1 visits today)

Добавить комментарий