«Дух Христа веет через пустыни жизни…»

Автор: | 21.03.2020

«Свет Утренней Звезды», № 1/2 (115) от 2 августа 2019 г.                 

24 марта 2019 года в Центральной городской библиотеке им. Н.В.Гоголя Новокузнецка состоялась встреча сотрудников Новокузнецкого городского Рериховского общества и слушателей лектория общества «Время культуры», посвященная Дню Учителя.

Перед началом встречи торжественно прозвучало музыкальное вступление – фрагмент сюиты № 3 И.С. Баха, настроившее собравшихся на возвышенный лад.

В своем вступительном слове председатель Рериховского общества Елена Станиславовна Кулакова подчеркнула особую значимость для нашей планеты дня 24 марта. В 1920 году в этот день Елена Ивановна Рерих записала слова Учителя: «В Новую Россию моя первая весть…» Эти строки открыли первую книгу Учения Живой Этики «Зов», положив начало рождению философии космической реальности, ставшей важнейшим этапом в формировании нового космического мышления.

 

Н.К. Рерих. Пруд Иссы. Лэ. 1926.                 С.Н. Рерих. Иисус Христос. Рисунок. 1934.

Великий Учитель Сказал об этом дне так: «В памятный день 24 марта начата книга. <…> И каждый год будете собираться во Имя Мое в этот день. Будет Моим Днем 24 марта, и днем событий. Пусть будет этот день Мне посвящен. И один день вы соберетесь в отдыхе и молчании. И продолжительное время соедините мысли ваши обо Мне и Моих. Даю вам кров. Даю вам силу. Даю вам путь прекрасный. Я сказал» (Из Записей Е.И. Рерих 24 марта 1923 г.). И с тех пор сами Рерихи, их ученики и последователи неизменно отмечают день Учителя, давшего человечеству новое Учение, ставшее для них источником подлинного знания и главной опорой в жизни.

День 24 марта является также началом годового цикла, новым годом, связанным с весенним пробуждением природы при очередном приближении планеты к Солнцу. При этом закладываются новые возможности на весь будущий цикл в 365 дней. В Гранях Агни Йоги 1968 года можно прочесть, что «Годовой Праздник Иерархии Света имеет очень большое значение в жизни планеты и влияние на дальнейший ход мировых событий. Это Праздник напряженного объединения всех Сил Света, связанный с астрологическим положением Земли. Земля получает космопространственный импульс в форме прилива новых энергий, действие которых распространяется на идущий год» (Грани Агни Йоги. Т. IX. Новосибирск: Алгим, 1996. С. 81).

Новокузнецким Рерховским обществом 24 марта отмечается с 1999 года. Каждый год этот день посвящается Великому Учителю и на встрече идет разговор об одном из Его воплощений, о которых известно из писем Е.И. Рерих. Состоялись лекции о Гермесе, Орфее, Зороастре, Рамсесе II, Соломоне, Аполлонии Тианском, Оригене, Сергии Радонежском, Иоанне III, Акбаре, Кришне, Раме, Вьясе, Майтрейе и др. На этот раз лекция Е.С. Кулаковой была посвящена теме «”Дух Христа веет через пустыни жизни…”. Образ Христа в Живой Этике и наследии семьи Рерихов».

Елена Ивановна Рерих 26 февраля 1951 года писала супругам Фосдик: «Ведь Христос утвержден в нашем Учении Величайшим. Но даже в раннем христианстве можно найти понимание, что Единый Великий Дух сходил на Землю и воплощался там, где была явлена особая нужда в новом понимании Истины. Уявите тождественность всех Великих Учителей. Пора человечеству приблизиться к мировой космической тайне – Единого Аватара, оявленного с каждой Манвантарой». И еще из письма Е.И. Рерих Асееву от 11 марта 1951 года: «…На Востоке принята Истина, что Единый Величайший Дух является Создателем нашего сознания и Спасителем нашего человечества. Дух этот – Аватар Вишну, и появляется на Земле каждый раз, когда человечество заходит в тупик и необходим новый сдвиг сознания. Таким образом, все Спасители Мира являются Обликами одного и Того же Духа – Аватара Вишну, который проявлялся как Кришна, Зороастр, Будда, Христос и Майтрейя. Проявлялся Он и в иных Обликах, менее ярких, но всегда истинно подвижнических».

В Живой Этике Учителя называют Иисуса Великим Путником. Он пришел в этот мир на своем примере показать людям еще один путь к Свету, к росту духа, следуя тропой жертвы. В его земной жизни поддержкой была Мать, также названная Великой. И, «говоря о Великом Путнике, прежде всего следует сказать о Той, которая незримо вела Его по высотам» (Надземное, 147).

Опираясь на книги Живой Этики, путевой дневник Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха «Алтай – Гималаи», письма Е.И. Рерих, а также на «Тибетское Евангелие» или ранее неизвестный апокриф, обнаруженный в 1887 году и опубликованный российским журналистом Н. Натовичем, и книгу ученика Рамакришны Свами Абхедананды «Путешествие в Кашмир и Тибет», Елена Станиславовна говорила о восточном периоде жизни Христа. Об этом же периоде его жизни повествуют и старинные рукописи, хранящиеся в монастырях Индии и Тибета. Так, например, в буддийском монастыре Хемис близ Леха (Индия) в конце XIX века хранилась копия тибетской рукописи «Жизнь св. Иссы». Согласно названным источникам, Иисус до своего выхода на проповедь в Палестине жил в Индии и Тибете.

Н.К. Рерих в книге «Алтай – Гималаи» писал: «Если из-за идола Будды трудно усмотреть высокий Лик Будды Учителя, то еще неожиданнее в Тибетских горах встретить и узнать прекрасные строки об Иисусе. Буддийский монастырь хранит Учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему…» Иисус учил в монастырях и на базарах; там, где собирался простой народ.

Исса учил не стараться видеть своими собственными глазами Вечного Духа, но чувствовать его сердцем, и стать душой чистой и достойной… «Не только не совершайте человеческих жертвоприношений, но и не закалывайте животных, ибо все дано на пользу человека. Не воруйте чужое, ибо это было бы похищением у ближнего. Не обманывайте, чтобы вас самих не обманули. Не поклоняйтесь солнцу, оно только часть мира».

Иссе исполнилось двадцать девять лет, когда он прибыл по возвращении в страну Израиля. Исса учил: «Не впадайте в отчаяние, не покидайте дома вашего, не губите благородства чувств ваших, не поклоняйтесь идолам, наполняйтесь надеждой и терпением. Вы поднимите упавших, дадите есть голодным, поможете недужным, чтобы быть совершенно чистыми и праведными в день последний, который я вам готовлю. Если хотите совершать дела благости и любви, делайте их со щедрым сердцем. Да не будет в этих действиях надежды на прибыль или на торговый расчет. Дела прибыли и расчета не приблизят вас».

Учитель учил уважать женщину. Он говорил: «Почитайте женщину, мать вселенной; в ней лежит истина творения. Она – основание всего доброго и прекрасного. Она – источник жизни и смерти. От нее зависит существование человека, ибо она опора в его трудах. Она вас рождает в муках. Она следит за вашим ростом. До самой ее смерти вы причиняете ей томление. Благословляйте ее. Чтите ее. Она ваш единственный друг и опора на земле. Почитайте ее. Защищайте ее. Любите ваших жен и уважайте их, ведь они завтра матерями будут, а позднее – праматерями всего рода. Любовь их делает человека благородным, смягчает ожесточенные сердца и укрощает зверя. Жена и мать – неоценимое сокровище, они украшение вселенной. От них родится все, что населяет мир.

Как свет отделяется от тьмы, так женщина владеет даром отделять в человеке добрые намерения от злых мыслей. Черпайте в них ваши нравственные силы, необходимые вам, чтобы помогать ближнему. Не подвергайте ее унижениям, этим вы унизите только самих себя. Этим вы потеряете то чувство любви, без которого ничего здесь на земле не существует. Принесите почитание жене, и она защитит вас. Все, что сделаете матери, жене, вдове или другой женщине в скорби – сделаете для духа».

Некоторые из апокрифов о Христе, услышанные Н.К. Рерихом на Востоке, нашли отражение в его картинах: «Тень Учителя. Тибет», «Исса и голова великанова», «Знаки Христа», «Сошествие во ад» и других. Они были продемонстрированы на экране с комментариями самого Николая Константиновича.

Некоторым малоизвестным страницам из жизни Христа посвящены собранные Е.И. Рерих в сборнике «Криптограммы Востока» Апокрифы. Среди них «Звезда», «Хождение Христа», «Приход Христа», «Знаки Христа», «Рассказ Марии Магдалины» и другие. Криптограмма «Приход Христа» повествует о посещении Христом Заповеданной Страны в Гималаях.

В книгах Живой Этики уделено немало внимания учению Христа. Говорится, что «Великий Путник учил о расширении сознания. Он повторял: «Откройте глаза и уши» (Надземное, 176). Он «направлял сознание человеческое к наивысшему <…> …лучше обращаться к Наивысшему, нежели понизить мышление. <…> В самых простых словах Он давал наставление всей сущности жизни. Именно ценность Его подвига была в простоте. <…> Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро – такова деятельность Великого Путника» (Надземное, 150).

Живая Этика отмечает, что Иисус был близок врачеванию и искусству. Он мог говорить с животными и исцелял их. Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Он учил вечности и силе мысли, Он утверждал существование множества миров. Он учил состраданию, учил, что дается по вере, и не мог творить чудес по причине неверия.

Каждое событие в жизни Христа находит свое освещение в Живой Этике. Так, например, Его преображение на горе Фавор явило собою то, чем со временем должны стать люди. О поцелуе Иуды сказано, что «Иисус не питал недоверия и враждебности к Иуде, которому даже была доверена казна, но ненависть и злоба Иуды были выношены и принесены им из глубин веков и кульминировали в неслыханное предательство» (Письма Е.И. Рерих. Т. 8. М.: МЦР, 2008. С. 44).

Сошествие в ад после воскрешения объясняется посещением Христа в тонком теле низших слоев Тонкого Мира для того, чтобы прана Его ауры очищала темные сферы (Надземное, 150).

О воскрешении Христа Елена Ивановна Рерих пишет: «Нет лжи в строках Евангельских, говорящих о воскресении и вознесении Христа. <…> Христос хотел доказать сознательное существование человека в Надземном Мире и в оболочке, соответствующей тому Миру. После своего распятия Христос разложил свое физическое тело на атомы, потому тело Его не было найдено. Высокий Дух в тонком теле, очищенном огнем психической энергии, освободившись от физической оболочки раньше срока (т.е. раньше положенного ему естественного срока смерти), владеет необычайной силою на Земле. Мощь эта могла бы сжечь целую страну, но Христос уничтожил или разложил на атомы только свое физическое тело. Такое действие явилось тогда величайшим достижением, ибо никто раньше не мог достичь такой силы огненной энергии на Земле. Это достижение осталось единственным по силе, утончению и красоте» (Письма Е.И. Рерих. Т.8. М.: МЦР, 2008. С. 130-131).

Учение Христа пронизано мудростью Востока. «Мало кто отдает себе отчет, что Христос был от Востока, и Учение Его было проникнуто духом учений Востока, в которых грань между мирами много тоньше» (Письма Е.И. Рерих. Т. 8. М.: МЦР, 2008. С. 58).

Лекцию органично дополнили видеопрезентации  «Образ Христа в живописи Н.К. Рериха», «Образ Христа в творчестве С.Н. Рериха», а также  видеокомпозиция  «Каждый несет свой крест в одиночку…» на стихотворение Надежды Капковой «Свой крест».

В заключение лекции Елена Станиславовна напомнила, что 24 марта в Москве состоится совещание представителей Международного Рериховского движения «Сохранение наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов – дело всенародное» и прочитала новое стихотворение Марианны Озолиня «Птица Феникс вернется…», в котором выражена мысль о возрождении общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Все присутствовавшие на лекции выразили свою поддержку в защиту деятельности Международного Центра Рерихов, сфотографировавшись с плакатами акции #SaveRoerichMuseum.

В.С. Третьякова, г. Новокузнецк.

 

 

(Visited 12 times, 1 visits today)

Добавить комментарий