Культура есть спасение

Автор: | 13.04.2014

«Свет Утренней Звезды», № 2(90) от 24 мая 2013 г.                          

Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку.
Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты.
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Культура есть оружие Света. Культура есть спасение.
Культура есть двигатель. Культура есть сердце.
Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез
действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты.

Н.К. Рерих

 


Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932

Все противопоставления Культуры и цивилизации, духа и материи основаны на убеждении, что дух и материя настолько разные вещи, что могут прекрасно существовать друг без друга. Духовный Свет представляется многим некой абстракцией, метафорой, которая не имеет никакого приложения в нашей трудной повседневной жизни, или, если и имеет, то второстепенное значение.

Что такое Свет с точки зрения физики? Это оптическое электромагнитное излучение.
Есть видимый свет, воспринимаемый человеческим глазом, с определенными длинами волн в диапазоне спектра от красного до фиолетового, и свет невидимый — выше и ниже по шкале этого спектра: ниже — инфракрасное излучение, выше — ультрафиолетовое.
В некоторых физических явлениях (дифракция, интерференция, поляризация) свет проявляет волновую характеристику, то есть проявляет себя как энергия, в других, например, фотоэлектрических явлениях, носит корпускулярный характер, проявляет себя как частицы материи.

В ХХ веке ученые-физики, дойдя в делении атома до элементарных частиц, столкнулись, на первый взгляд, с необъяснимым явлением, противоречащим законам классической науки. Частицы вели себя так, как будто обладали собственным разумом, произвольно группировались, переходили одна в другую, энергия в эксперименте могла преобразоваться в частицу и наоборот.
Наконец ученые пришли к выводу, что сознание наблюдателя, мысли его о том, что он хочет получить, влияют на наблюдаемый процесс, а частицы «подстраиваются», чтобы соответствовать цели эксперимента.
Лауреат нобелевской премии по физике Брайан Джозефсон как-то заметил, что в упорных поисках новых частиц физики, возможно, создают собственную реальность.
Вспомним, что Никола Тесла, приступая к эксперименту с электричеством, разговаривал с ним, как с живым существом, и отдавал ему приказания. Электрические лампы без проводов в его руках начинали светиться. То есть он мог управлять движением электронов.

В 1920 году Томас Эдисон дал интервью, которое было напечатано в журнале «Сайентифик Америкэн». Он сказал следующее: «Я не верю в инертность материи и ее активность лишь под действием внешней силы. Мне кажется, что каждый атом обладает определенным количеством примитивного интеллекта. Посмотрите на тысячи способов соединения атома водорода с атомами других элементов и образование при этом самых различных веществ. Можно ли говорить, что все это происходит без участия интеллекта? В гармоничных и полезных сочетаниях атомы образуют удивительно интересные формы и цвета или издают прекрасные ароматы, как бы выражая свое удовлетворение. <…>
При их соединении в определенные формы появляются живые организмы низшего порядка. В конечном итоге они составляют человека, представляющего совокупный интеллект всех атомов.
— Но откуда же изначально берется этот интеллект? – спросил журналист.
— От какой-то силы, намного превосходящей нас самих, — ответил Эдисон.
— Так вы верите в разумного Создателя, в личного Бога.
— Конечно».

Все вышесказанное подтверждает идеи В.И. Вернадского о «живом веществе». Он писал: «Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть уединены. Это возможно только в мысли» [10, с. 28].
То есть человек может построить барьер между собой и окружающим миром только мыслью. Что же это за живое вещество?

Глубочайшие мыслители и наиболее проницательные исследователи во всех областях науки практически едины в своем признании истины о единстве всей жизни.
Разделение на дух и материю, к которому мы все привыкли, на тонких планах, планах квантовой физики, практически исчезает. Здесь речь может идти только о духо-материи, то есть живой материи. Согласно Живой Этике, неживой материи не существует в природе, и дух, и сознание первичны в отношении материи.
Мы часто говорим — мысль человека материальна. Какую же материю несет мысль? Она несет искры огня, которые являются формой, или одеянием духа мириадов элементарных живых существ, которые, в свою очередь, являются или созидателями или разрушителями в зависимости от качества наших эмоций.
Можно даже представить, как на стреле нашей мысли восседают воины, облеченные в разные доспехи – или светлые, сверкающие, или темные, пропитанные ядом разложения. И возвращаются они к хозяину, пославшему их, с соответствующей добычей, магнитно притянутой из пространства.
Светлые возвращаются в компании таких же созидателей, которые строят и обновляют клетки организма; темные возвращаются в компании разрушителей, которые атакуют и омрачают, затемняют пославший их энергетический центр, ответственный за различные органы в теле человека. Так начинается болезнь.

Древняя наука Индии называет этих темных элементарных сущностей «пожирателями» энергий и тканей организма, а современная медицина — вирусами, микробами и бациллами.
В настоящее время весь медицинский мир озабочен тем, что почти все ныне применяемые антибиотики не действуют (в частности, такое заявление было сделано медиками Англии). Микроорганизмы эволюционируют и приспосабливаются быстрее, чем ученые изобретают новый препарат. Это грозит катастрофой, потому что без антибиотиков невозможны, например, никакие операции.
Можно задуматься над тем, почему вредных микросуществ оказывается больше в нашем окружении, чем полезных. Ведь не зря в Живой Этике говорится и о светлом мышлении, и о дисциплине психической энергии, и о построении заградительной сети.

У В.И. Вернадского есть такое высказывание: «Мы переживаем в настоящее время исключительное проявление живого вещества в биосфере. <…> Охваченная всецело живым веществом, биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние – в ноосферу» [10, с. 34-35].
Почему он говорит здесь о научной мысли, а не просто о мысли человека? Вероятно, потому, что мысль ученого всегда очень четкая и контролируемая, он знает, что хочет создать или получить, иными словами – он обладает мыслью большего творящего потенциала, чем обычный человек.
Но все-таки и мысль обычного человека творит и в своем организме, и в окружающей среде.

В том, что человеческий организм имеет ауру, или собственное излучение, уже никого, вроде бы, убеждать не надо. Ауру научились снимать на фотопленку.
Излучение, которое обнаружили супруги Кирлиан, имеет частоты, которые лежат в диапазоне цветового спектра по шкале выше видимого фиолетового цвета.
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Все мысли, и чувства, и настроения человека связаны тесно со Светом и цветною шкалою его. Есть чувства, и мысли, и настроения золотые, розовые, серебряные, коричневые, серые, красные, черные. Черные мысли не дают света, или чувство ненависти — голубых излучений, или страх – червонного золота.
Соответствие между цветами излучений и их характером и свойствами – полное. Яркое динамическое представление цвета, окутывающего человека, тотчас же вызывает в нем и соответствующую реакцию. <…>
Подобное усиливается подобным и нейтрализуется противоположным» [11].

В 1937 году вышла книга английского биолога Оскара Багнелла из Кембриджского университета «Происхождение и свойства человеческой ауры». По его убеждению, цвета ауры, которые замечает глаз наблюдателя, независимо от качеств используемого аппарата для наблюдения, являются субъективными: то есть они индивидуальны для каждого наблюдателя.
Следовательно, каждый человек видит окружающий мир через ауру своего цвета, что накладывает «цветовой фильтр» на наблюдаемое чужое излучение [12].
Так человек свои собственные качества — как достоинства, так и недостатки, приписывает тому, с кем общается.

Какое значение все вышесказанное имеет для нашей повседневной жизни?

Н.К. Рерих в своей статье «Одеяние духа» пишет: «Могущество цвета! Люди, имеющие перед собой все могущественные цвета Божественного неба и земли, — они пытаются ослепить себя, лишь бы не допустить давно сужденную им радость. Но, одев все серые, желтые и черные стекла, рассудок людей все-таки пытается пробиться и доказать мощь цвета.
В наши дни начинают вспоминать связь музыки с цветом; начинают вводить в церковь цветные освещения для концентрации настроения; начинают лечить цветом. <…>
Люди – цветы Божьи! Но не странно ли, что теперь поле этих цветов покрывает землю таким черным траурным покрывалом? Самая праздничная толпа наша заливает лицо земли черно-серой лавой. <…>
Когда вы поймете значение и смысл цветной человеческой ауры, вы тем самым поймете значение цвета в нашей жизни – вы поймете, что такое гармония цветов. И не только поймете, но почувствуете, насколько просто и близко от ваших рук еще одно средство для лечения больной современности. <…>
И потому вопрос костюма и обихода помимо красоты внешней заключает в себе великое значение внутреннее» [7, с. 97 — 99].
А в «Гранях Агни Йоги» можно найти такое утверждение: «Одежды жителей современных городов не отвечают принципу сохранения жизненности. Черный цвет одежды убийственен» [5, с. 331].

Но, спросим мы, почему же монахи одеваются в черные одежды? Е.П. Блаватская в «Разоблаченной Изиде» частично отвечает на этот вопрос следующим образом: «Вряд ли найдется человеческое существо, не реагирующее на определенные вибрации атмосферы. То же самое с цветом. Некоторые цвета возбуждают нас, некоторые успокаивают и радуют. Монахиня одевается в черное, символизируя этим отчаяние духа, подавленного сознанием первородного греха, невеста одевается в белое, красный цвет возбуждает ярость некоторых животных» [8].
То есть, когда монахиня одевается в черное, она отказывается от всего телесного, подавляя материальный полюс. Черный цвет не пропускает свет солнечных лучей, что пагубно сказывается на химических реакциях в организме человека. (Под черной пленкой не растут, как известно, сорняки; белый снег, на котором нет темных частиц, например, на вершинах гор, не тает даже при плюсовой температуре и ярчайших лучах солнца, потому что пропускает через себя весь световой спектр).
Если мы проследим значение белого и черного цвета в культуре разных народов, то убедимся, что всегда белый означал свет, а черный — мрак, и если белый — жизнь, то черный — смерть, белый — чистота и порядок, черный — грязь и хаос. Всегда черный был антиподом белого.

В наше время использованию нужных цветовых вибраций в одежде и внутри жилищ уделяется слишком мало внимания. Современный человек или следует моде, или полагается на чутье и вкус другого человека – модельера или дизайнера интерьеров.
Но так как все люди очень разные, то и полагаться на чужой вкус не будет правильным решением.
В Учении Храма в главе «Воздействие цвета» сказано: «Вы бы, наверное, посчитали высшим неблагоразумием вспахать почву, посадить семена и не поливать их, но ведь то же самое происходит и с вами, когда вы не предпринимаете никаких усилий, чтобы наполнить душу и тело вибрациями нужного вам цвета, — вибрациями, которые есть та же вода и для жаждущей души, и для ваших нынешних физических условий, и для того семени, что было вызвано звуком из вечности и пересажено в ваш организм в виде зарождающихся духовных качеств» [9].

Даже не зная основного цвета своей ауры, а, как пишет Н.К. Рерих в статье «Одеяние духа», только полагаясь на свои ощущения – «нравится», «не нравится», «радует» или «раздражает», человек может найти правильное решение.
Как мы знаем, лечение звуком и цветом, то есть вибрациями определенной частоты, уже используется в современной медицине.
Настоящее искусство является наиболее концентрированным и всесторонним методом воздействия на человека и его ауру, а значит, и на его внутреннее состояние, здоровье, настроение и мысли.

С.Н. Рерих писал о воздействии на человека великих произведений искусства следующее: «Невыразимая аура славы излучается великим произведением. Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре высокого творения искусства.
Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чем говорится.
Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, излучающуюся из них.
Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении» [4].

Современными психологами (Дж. Уард и др.) зафиксирован факт так называемого «кризиса идентификации», когда человек, особенно молодой, оказывается неспособным четко зафиксировать самотождественность своего сознания и себя как личности [2, с. 105 — 155].
Такой человек не может не только оценивать свои поступки – что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло, но не понимает — что такое он сам и зачем он живет.
Формальные, поверхностные отношения между родителями и детьми на уровне прагматически-рациональных установок, такие же формальные отношения между учителями и учениками в школе приводят к тому, что человек не умеет любить, дружить, сочувствовать окружающим (он не видит таких примеров в жизни), а книг не читает, поэтому образное и четкое мышление его не развито, отсутствуют также этические установки.

Высшие энергетические центры человеческого организма – сердце и ум, питаются высокой энергетикой культуры, благородными идеалами, высокими чувствами. И если с детства ребенок не получает такого питания, то со временем эти высшие центры в его организме затемняются и отмирают и человек без притока высоких энергий, которые мы называем духовными энергиями, или энергиями Света, не только не может дальше развиваться, он зачастую просто не может продолжать жить. В сердце его – вечная мерзлота, в уме – хаос.
Если заснять ауру такого человека, можно было бы увидеть, что его высшие центры Света не излучают, в ауре дыры и сознание разорвано хаотичными внешними воздействиями различных перекрещивающихся токов. Результат – потеря собственного «я».
В Учении Живой Этики такое сознание названо «дом без дверей» или «проходной двор».

В нашей повседневности, в жизни каждого дня мы убеждаемся в том, как прав был Н.К. Рерих, называвший Культуру «жизненным устоем и двигателем».
Это справедливо как для цивилизаций, отдельных народов и стран, так и для каждого отдельно взятого человека. Повышая свой культурный уровень, больше узнавая о законах действия тонких энергий, мы не только расширяем свой кругозор, но, насыщаясь энергией Света, увеличиваем и свою жизнеспособность, здоровье.
Рерих писал: «Существо человеческое тянется к Культуре. Оно страдает от несносного извращения жизни. <…> Потому, если нам скажут, что мы заботимся, говоря о Культуре, только о небесном, ответим: “Нет, мы заботимся и о теле, чтобы оно было действительно здоровым, отвечая требованиям истинной Культуры. <…>
Человечество понимает, что не только расширение сознания, но именно утончение его, сейчас безотлагательно нужно”.
Без утончения сознания мы никогда не разрешим тех сложных проблем жизни, которые нахлынули на человечество и вызывают разные разрушительные эксцессы. Мысля созидательно, мы неминуемо придем к введению культурных основ в жизнь.
Эти основы <…> должны войти в массы, освещая собою именно ежедневность и одухотворяя смысл каждой работы» [1].

Какой вывод из всего вышесказанного можно сделать? Свет, огонь – это не абстракция, а вполне конкретные и энергия, и сила, которые присутствуют в жизни, обуславливают ее качество и могут быть управляемы сердцем и разумом человека.
Непрерывно в течение дня и ночи работает магнитный аппарат человека, собирая сокровища Света или кристаллы мрака. Энергии эти отлагаются и в Чаше, и во всем организме, пропитывая все ткани и нервные каналы.
Как сказано в «Гранях Агни Йоги»: «Каждый ответственен перед всем человечеством за состояние своего сознания. Необходимо принять утверждение Учения о строении человеческого микрокосма и о мощных энергиях, порождаемых им. Над ними необходим контроль воли и понимание, что человечество не двинется дальше, если не научится управлять ими.
Много пользы можно принести окружающему и людям, если повышать сознательно и упорно качество своих эманаций. Общественная полезность определяется степенью светоносности ауры» [3].

«Свет, или энергии высшие, тонкие, вносятся в ауру Земли через человека, который является их трансформатором для Земли. Земля через человека питается жизнь дающими лучами пространства.
Роль и значение человечества в области поглощения и усвоения пространственного огня мало понимается. Отрицая и отвергая энергии огненные, человек Землю лишает питания, и земная кора, его лишенная, начинает отмирать. Пустыни, эрозия и гибель почвы, некогда плодородной, свидетельствуют об этом. Конечно, расхищение природных богатств имеет тоже огромное значение. Но Сахару и Гоби никто не расхищал, и все же они существуют укором и обличением людям.
В основе подобных явлений лежит невежество и безнравственность. Не понимает человек, какой мощной лабораторией и трансформаторной станцией он является. Эпидемии, болезни, засухи, ливни, землетрясения и все нарушения стихийного равновесия планеты являются делом его рук, ответственность за которое несет он.
Стихии устремляются, притягиваемые разлагающимися продуктами психической деятельности человека, и выходят из равновесия, благодаря дисгармонии и хаосу порожденных человеком энергий. <…>
Следствия губительны. Сами болеют и заражают планету. Но наступает последняя пора, когда можно еще одуматься и включиться в цепь эволюции» [6, с. 309 — 310].

Культура как почитание Света включает в себя как служение этому Свету, который представлен нам Иерархией Света, так и постоянную заботу о свете, который присутствует в нас самих и в окружающих нас людях.
Ростки света существуют в сердце каждого человека, но они должны быть оплодотворены и взращены, то есть мы сами должны культивировать и вырастить этот прекрасный сад своих излучений.

А.П. Комлева, г. Новокузнецк

Примечания:

1. Рерих Н.К. Здоровье // Держава Света. Рига: Виеда, 1992. С. 55-56.
2. Ward G. Postmodernism. L.- Chicago, 1997.
3. Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск, 1993. С. 218.
4. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 64.
5. Грани Агни Йоги. 1953 г. Ч. I. Новосибирск, 2012.
6. Грани Агни Йоги. 1953 г. Ч. II. Новосибирск, 2012.
7. Рерих Н.К. Одеяние Духа // Н.К. Рерих. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. Рига, 1992.
8. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. М., 1999. С. 401.
9. Учение Храма. Т. 1. М.: МЦР, 2003. С. 129.
10. Антология гуманной педагогики. Вернадский. М., 2001.
11. Грани Агни Йоги. 1958 г. Ч. I. Новосибирск, 2013. С. 71.
12. Головина Н.М. Наука об излучениях биологических объектов // Живая Этика и наука. М.: МЦР, 2008. С. 448.

(Visited 3 times, 1 visits today)

Добавить комментарий