На родине зарождения Педагогики Сердца

Автор: | 28.03.2015

«Свет Утренней Звезды», № 2(95) от 23 мая 2014 г.                              

21 — 23 марта 2014 года в Тбилиси по предложению и поддержке президента Грузии Георгия Парменовича Маргвелашвили состоялись тринадцатые Международные Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике на тему «Учитель».
Они собрали более 700 участников из 18 стран: России, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Финляндии, Болгарии и других. География участников говорит о широком распространении идей Гуманной Педагогики, о мощном единении в педагогическом сообществе. Город Новокузнецк был представлен делегацией из семи человек.


Академик Ш.А. Амонашвили открывает тринадцатые Международные
Педагогические Чтения по Гуманной педагогике в Тбилиси

Не ошибусь, если скажу, что всех участников этого события наполняло чувство радости и духовного родства. И конечно, особую окраску этому педагогическому форуму придавал тот факт, что проходили Чтения на родине нашего учителя, вдохновителя и организатора движения Гуманной Педагогики — Шалвы Александровича Амонашвили.

Эта поездка помогла нам познакомиться с замечательным народом Грузии, прикоснуться к радушному восточному гостеприимству. Мы увидели Кавказские горы еще с борта самолета. Это восхитительное зрелище: под нами искрились устремленные к облакам снежные вершины, воспетые русскими поэтами. Такой прекрасный пейзаж уже настраивал на мысли о высоком.
По прибытии нам была подарена встреча с вечерним Тбилиси, городом с многовековой историей, восхитившим своей самобытностью, непохожестью, красотой древних храмов, изяществом узких улочек и резных балконов, а главное — теплотой и щедростью человеческих отношений.

Праздник дарения продолжился на следующий день «Фестивалем уроков» в Республиканской экспериментальной школе № 1, где начинал свою педагогическую деятельность Шалва Александрович.
Мы стали свидетелями настоящего творческого духовного общения учителей и учеников — сколько в них свободы, таланта и любви! Переполняло чувство уважения и восхищения к учителям, стремящимся быть Учителями Света.
В этот же день еще одна чудная встреча — с детским художественным центром «Басти Бубу», поразившим нас своим творчеством, теплотой сердец и чистотой помыслов педагогов, детской непосредственностью, задором детских танцев и дружелюбием.

На следующий день открылись Чтения в стенах Тбилисского государственного университета, старинного, очень красивого здания, настоящего храма науки. Здесь когда-то преподавал классик мировой психологии Д.Н. Узнадзе, учился Ш.А. Амонашвили.
Мы с трепетом ждали встречи с ним, нашим Учителем. «Я ждал этого дня долгих двадцать лет. Наконец это случилось. Мы находимся на родине зарождения Педагогики Сердца», — взволнованно сказал он, открывая Чтения. И произошло сразу же духовное единение всех участников, понимание важности события и настроенности на очень серьезную, ответственную, глубокую работу по осмыслению пути Учителя.

За истину, за знание он день за днем в бою.
Сквозь тернии невежества он ищет к звездам путь,
Возводит по ступеням, с которых не свернуть…
О солнечном Учителе песню Вам пою,
Творит он вдохновенную миссию свою!

Так вторили нашему настрою поэтические строки Марианны Озолини, сердечно прочитанные автором.

С приветственными словами в адрес участников и организаторов форума выступили ректор Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили В. Папава, президент Московского государственного педагогического университета, профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО В.В. Рябов, министр образования Латвии И. Друвиете и другие.

Ш.А. Амонашвили в своем выступлении отметил, что современные дети нуждаются в учителях — носителях Света. Для того чтобы стать учителем Света, нужно приложить усилия и стремиться взращивать в себе сильную добрую волю, которая не состоится без любви.
Учителю необходима Вера. Вера – это предчувствие знаний. Нужно верить в ребенка, верить в себя. Обычно учителя гордятся своими сильными учениками, а гуманный учитель гордится своими слабыми учениками, которых он сделал сильными.
Задача учителя – искать Красоту во всем, и прежде всего – в мыслях, пресекая поток низких образов. Взращивать в себе преданность детям и безусловную любовь, а это — жертва и большой труд. Потому в наших условиях устремление учителя к самосовершенствованию можно назвать подвигом.

Шалва Александрович раскрыл главный девиз своего мастер-класса «Каждый для меня учитель»: «Я учитель, но мои ученические годы не закончились, они и не закончатся, а просто прервутся. Моими учителями являются дети, коллеги, люди, с которыми встречаюсь, небеса. Уметь быть пожизненным учеником есть общечеловеческая культура, которая ведет человека к вершинам своей человечности.
Я последователь восточной мудрости, которая гласит: “Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя учитель”. Как быть вечным учеником? Об этом мой мастер-класс».

Мастер-класс «Самопознание» педагогического коллектива образовательного Центра «Бобек» представил целостную педагогическую систему образования и воспитания, разработанную педагогами Казахстана под руководством первой леди Казахстана Сары Алпысовны Назарбаевой.

С большим интересом в завершении первой общей встречи было заслушано выступление члена правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Рыцаря Гуманной Педагогики Виктории Федоровны Бак «Кодекс чести и служения учителя — путь обновления педагогического сознания». Она подчеркнула, что Кодекс Чести и Служения учителя — это принципиально новый тип документа, который отражает общечеловеческие тенденции в смене сознания.
Так сложилось, что участники общественного движения Гуманной Педагогики явились той социальной группой, которая не только приняла необходимость изменения сознания, но и предложила конкретные пути и действия в этом направлении. Виктория Федоровна рассмотрела ряд важнейших характеристик Кодекса чести и служения учителя.

Этот документ, отражающий духовную составляющую учительской профессии, направлен на изменение внутренних качеств учителя. Кодекс не запрещает, а дает возможность размышлять; не настаивает на выполнении, а предлагает новый стиль поведения; не регламентирует, а раскрывает широкое поле деятельности для приложения доброй воли, направленной на самосовершенствование. Текст Кодекса особый, он написан языком сердца и обращен к нашей сущности, которая бессмертна.

Принятие «Кодекса чести и служения учителя» стало одним из главных вопросов Чтений. После обсуждения Кодекса внутри творческих лабораторий была избрана редакторская группа, которая предложила его окончательный вариант, и этот вариант был утвержден участниками Чтений.

Семь лабораторий обозначили свои ведущие идеи:

— лаборатория «Учительство есть одна из высших степеней государства» — «Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован, и образован истинным познанием» (Н.К. Рерих);

— лаборатория «Преображение учителя» — «Учитель осознает исключительное значение своей субъективной воли в творении образовательного процесса, потому постоянно занят совершенствованием своего характера, взглядов, педагогического искусства, духовно-нравственного мира; ищет и творит в себе педагога от Света для детей Света» («Кодекс чести и служения учителя»);

— лаборатория имени В.Г. Ниорадзе «Чаша педагогической мудрости» – «Наша профессия самая сложная, ибо связана с душой ребенка. Наша профессия самая ответственная, ибо связана с воспитанием достойных граждан страны. Наша профессия самая благородная по своей сути, ибо настоящий учитель всю свою жизнь ищет и впитывает в себя все те лучшие человеческие качества, которые он стремится воспитывать в каждом своем ученике» (В.Г. Ниорадзе);

— лаборатория «Учитель среди учеников» — «Учитель входит в жизнь, но не являет обывателя… В случае необходимости разит, но не ранит… Оценивает побуждения, но не являет слабости. Бережно заботится, но не утруждает. Не страшится, но не безумствует» (Живая Этика);

— лаборатория «Духовный мир учителя» – «Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников, нам нужно… облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и окружающим, взращивать в себе творящее терпение» (Манифест Гуманной Педагогики);

— лаборатория «Родители – первые учителя» — «Родительский дом — самое священное место в духовном мире каждого взрослого человека. Это уголок памяти, зовущий человека в детство»;
— лаборатория «Школу реформирует учитель» – «…от нашего выбора зависит — станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Каждый из нас является творцом субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личный склад характера и нрава» (Манифест Гуманной Педагогики).

Стало традицией представлять и чествовать на Чтениях особо уважаемых учителей, Рыцарей Гуманной педагогики в разделе «Персона в Гуманной Педагогике».
На этот раз с нами делились своим опытом К.Т. Султанов, президент Дагестанского Республиканского центра Гуманной Педагогики, директор гимназии Культуры мира, имеющей почетное звание «Образовательное учреждение Гуманной Педагогики» (Дербент, Дагестан); К.Ш. Мансурова, руководитель Международного общественного движения «Родительская забота», кандидат химических наук (Москва, Россия); М.А. Баранюк, член правления Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, руководитель Эстонского общественного центра Гуманной Педагогики, руководитель Ласнамяэского детского центра, обладатель почетной медали «За вклад в развитие образования» (Таллинн, Эстония); Н.А. Амонашвили, доктор педагогических наук, учитель начальных классов Республиканской экспериментальной школы № 1 (Тбилиси, Грузия).

На завершающих общих встречах выступили: И. Стульпинене, автор книги «Физика языком сердца», по страницам своей новой работы, посвященной учителю, — «Стремлюсь к учителю» (Клайпеда, Литва); И.М. Реморенко, профессор Московского государственного педагогического университета, по теме «У учителя глаза должны гореть» (Москва, Россия).
С интересом участники Чтений слушали доклад Д.Ш. Надирашвили, доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии Университета имени Св. Апостола Андрея Первозванного Патриархата Грузии, «Психологический портрет учителя через призму теории установки» (Тбилиси, Грузия); выступление В.П. Беха, доктора философских наук, профессора, академика Украинской академии политических наук, первого проректора Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, «Учитель в контексте современного мира» (Киев, Украина).

Тему «Как светлый ангел побеждает» представили М.А. Кореневская, директор негосударственной специальной школы «Светлячок», президент Литовского центра Гуманной Педагогики (Клайпеда, Литва) и М.С. Гвилава, учитель начальных классов Республиканской экспериментальной школы № 1 (Тбилиси, Грузия).
Н.П. Толоконская, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, президент Региональной общественной организации «Институту Человека», выступила с докладом «Духовное и физическое здоровье учителя» (Новосибирск, Россия).

Традиционно состоялась церемония награждения: присвоение почетных званий — «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Учитель Гуманной Педагогики» и «Образовательное учреждение Гуманной Педагогики».
И в завершении Чтений мы снова прикоснулись к картинам полюбившейся нам Грузии через удивительный творческий подарок детей – музыкальный спектакль «Пиросмани» художественной студии «Басти Бубу». На светлых лицах — слезы радости, восторга и глубокой веры в победу Добра, которая без нашего участия не свершится.

Закрывая Тринадцатые Педагогические Чтения, Шалва Александрович Амонашвили сказал: «Кроме добра и любви для нас другого пути в педагогике нет. Мы в поисках этого пути. Для его обретения нам нужно осознать свой учительский долг и постараться показывать пример гуманного учителя, а для этого постараемся жить в Добре, в Любви, в Вере, в Красоте».

Следующие Международные Чтения по Гуманной Педагогике «Учитель, укажи путь красоты духа» состоятся в 2015 году в городе Грозном Чеченской Республики.
Участники Чтений возвращались домой с душевным трепетом и на высоком духовном подъем, с осознанием того, что что-то в нас выросло от этой встречи с Учителем, единомышленниками, со стремлением многое исполнить на своем пути, с желанием делиться полученной энергией радости с коллегами. Спасибо, Грузия!

И.В. Афанасьева, г. Новокузнецк.
Фото Дайниса Озолса
(Visited 4 times, 1 visits today)

Добавить комментарий