«Новые Лучи несут новое обогащение и решение эволюции»

Автор: | 16.01.2013

«Свет Утренней Звезды», № 1(84) от 17.03.2012 г.                           

«Философия или религиозное учение определенного периода есть именно та доктрина, в которой более всего нуждаются люди там, где эта доктрина проповедуется. С позиции основных ее положений можно судить о характере и свойствах этих людей».

Святослав Рерих


С.Н. Рерих. Освобождение.
Левая часть триптиха «Распятое человечество». 1939 — 1942

12 февраля культурная общественность отметила 133-летие со дня рождения известного философа Елены Ивановны Рерих.
Она много писала о России, о ее особом эволюционном пути развития, и в связи с этим многие называют ее патриоткой.
Сегодня, в век всеобщей виртуализации, глобализации, скорости передвижения, слово патриотизм (почти всегда в кавычках) произносится с иронией и подразумевает, по мнению некоторых аналитиков общественного развития, понятие отжившее.
Но патриотизм Елены Ивановны был основан на реальном знании эволюции народов.
Любовь к Родине она называла «священным чувством» и считала, что без развития в себе этого чувства никакое продвижение и развитие невозможно.

В «Напутствии Вождю» сказано: «Родина утверждает магнитное притяжение к определенному складу духа <…> Не только родина земная привлекает человека, она лишь как отправная точка для Беспредельности» [6].
Люди со сходными чертами характера рождаются в одной стране и, объединенные чувством любви к своей стране, порождают силу, способствующую эволюционному развитию.
Из ростка любви к своей стране может вырасти и любовь ко всему человечеству и ко всей Беспредельной жизни.
Такой патриотизм основан не на зове крови или этноса, а на зове духа, родина которого принадлежит миру Высшему.

Почему именно с Россией связаны надежды на эволюционный путь развития?
Елена Ивановна писала, что Иерархия Света, тысячелетиями наблюдающая за ходом эволюции стран и народов, может предсказать тенденции дальнейшего развития той или иной страны в зависимости от совокупного характера народа, ее населяющего.
Сама Елена Ивановна, говоря о характере русского народа, подчеркивала такие его черты, как способность к сотрудничеству, устремленность в будущее и особенно – незлобливость русского сердца, способного прощать своих бывших врагов.

В книге «Надземное» сказано: «Мы любим некий народ, ибо он менее других замкнут в тесный круг. <…> Искание справедливости и стремление к служению делают народ подвижным. Такой народ уже близится к продвижению. Пусть осуждают его за многие несовершенства, в таких несовершенствах заключается возможность. Хуже нет совершенного шарика, бегающего по замкнутому кругу.
Народ учится на невзгодах. В истории человечества нет преуспеяний в спокойных периодах.
Каждый народ-победитель умеет быть и подвижным. Мысль такого народа открыта к новым смелым нахождениям. Суровость обихода направит народ в будущее. Радостно помочь там, где и среди бедности растет стремление к служению» [8, 582].

В письме к Е.Ф. Писаревой Е.И. Рерих писала: «Сдвиги, отмечаемые в нашей стране, подтверждают приближение того времени, когда наша родина займет сужденное ей место. Ведь лишь наша страна держит равновесие мира. Медленно, при больших противодействиях эта истина проникает в сознание некоторых народов.
Но грустно наблюдать, что эта истина не только не находит себе признания среди большинства эмигрировавших наших соотечественников, но именно она встречает непреоборимые препоны.
Никакие уроки ни в чем не просветили известный класс людей, и они не хотят понять, что нельзя остановить поток жизни. Проснувшееся сознание масс невозможно вернуть в прежнее русло.
Конечно, всякое разрушение ужасно и первые формы строительства уродливы и тяжки, но жизнь сама отбирает лучшее, и этот процесс отбора уже происходит в нашей стране с большой силою и стремительностью, потому и радостно нам.
Кто-то сказал: “Знаю, как плохо остругана колесница, как дотронусь – так и заноза. Но улыбаюсь, ибо складывал ее Иван Стотысячный”» [2, с. 440]. Нетрудно догадаться, что слова эти принадлежат Тому, кто стоял у истоков зарождения народного духа и лучше, чем кто-либо еще, знает потенциал русского народа.

Сама Елена Ивановна была уверена, что «колесница» эта катится в правильном направлении.
За ее уверенностью стояло знание, полученное от Учителя. В нижеприведенном фрагменте ее письма явственно слышен голос Учителя, о чем свидетельствует частое повторение слова «ярый».
Слово это, как объясняла Елена Ивановна, означает мощь, силу и устремление.

«Страх перед Новым, — писала она, — навеян недругами, боящимися расцвета нашей мощной страны. Но ярая справится со всеми врагами, ибо стремится к Общему Благу. Ярые народы там растут в новом понимании и новых условиях, исправляют свои ошибки и строят Новую Страну.
Ярая Страна является страною Братскою всем стремящимся к Новому Строительству и показала это на яром примере оказания Помощи Новому Китаю и другим народам Востока.
Яро [нужно] явить справедливость и прозреть, насколько народ униженный и бедный усвоил, где его спасение, и явил несломимое противодействие старому отжившему сознанию уходящего поколения.
Ярый сдвиг сознания в массах произошел, и это основа Нового Мира.
Конечно, там, где этот сдвиг сознания проник глубже в толщу народную, там и переход от Старого к Новому произойдет легче и скорее. Много еще тормозящих, но остановить “поток Кармы Мира” они не могут.
Убеждение в правоту Строительства Нового, в эволюцию Мира страстно сильно вошло в сознание молодых поколений. Ведь, в сущности говоря, происходит Битва Света с Тьмою. Битва за Свет, за Общее Благо, за раскрытие истинного Знания и утверждение Красоты» [5].

Елена Ивановна была уверена, что наша страна, одержав победу в Армагеддоне на физическом плане, в Великой Отечественной войне, победит и в битве духовной, битве за Культуру и Свет.
Удивительно то, что по прошествии времени злободневность всего, что написано в книгах Учения Живой Этики и в письмах Е.И. Рерих, не только не утрачивается, но, наоборот, усиливается.
То, что еще недавно считалось отвлеченностью, приобретает характер насущной необходимости.
По словам Елены Ивановны: «Переустройство мира идет, но как мало людей отдают себе отчет, в чем заключается оно, и думают найти решение в утверждении всяких старых и новых и подновленных “измов”, но все эти надстройки на гнилых основах.
Все космически решится, и сердце человеческое возопиет об одном всем понятном принципе сотрудничества, оявленном на “человечности”…» [4, с. 412].

«Я никогда не интересовалась политикой и формами правления государства, — писала Елена Ивановна, — ибо не форма важна, но сущность ее оживляющая, но всегда считала, что при управлении государством следует руководиться прежде всего здравым смыслом и, следовательно, общим благом, и никакие иные соображения не приличествуют такому священному и ответственному действу» [1].
Как все это согласуется с общиной из Учения? Община – это не государственный строй с его производительными силами и производственными отношениями и не зависит от формы собственности. Это, скорее, категория духовная.
По определению Елены Ивановны – это «мир сотрудничества, основанного на полной взаимности и соблюдении всех человеческих интересов, на свободе мысли, управляемой высшим знанием и высокими моральными принципами» [4, с. 381].

Говорят, что политика государства — это концентрированная экономика, а экономика – концентрированная психология или мышление людей, эту страну населяющих.
Опять мы приходим к корню вещей – нашему мышлению и необходимости духовного совершенствования. И в Учении и в письмах Елены Ивановны много говорится о Новой Стране и Новом строительстве. Думается, что это не только более комфортная обустроенность нашей жизни.
Сказано в Учении: «Построение Духовных Сил выведет человечество из тупика. Время трансмутации принесет высшие энергии миру. На пути к Миру Огненному приложим все силы к строительству новому» [7].

В слове строительство звучит «строенность» или тройное объединение, триединство. И это строительство скорее относится к человеку, объединению в его сознании трех миров и признании Высшего мира как ведущего и направляющего.
Средством построения духовных сил народа, согласно Учению, являются труд, творчество и нравственная этика. Елена Ивановна писала: «Человек может устремляться к Высшему путем утончения и совершенствования своего труда или через самоусовершенствование, или двигаться идеей общего блага, или возноситься путем осознания красоты Мироздания, или стремительно нестись в сердечном устремлении к Избранному Идеалу, путей много, можно сказать, столько, сколько индивидуальных сознаний, но все они ведут к Единой Вершине» [2, с. 421].

Оглядываемся по сторонам и видим, что ничего из вышеперечисленного к нам как будто не относится. Слишком уж печальна картина. Может быть, наша колесница уже давно сошла с рельсов и валяется на обочине? Пена, поднятая на поверхность с началом переустройства, больше бросается в глаза, но это не значит, что под пеной нет возводимого фундамента.
Чтобы над пеной показались стены, каждый человек может и должен приложить свой посильный труд. В Учении сказано: «Труд неотступен в дни смуты человечества. Так, среди различных цветов Агни Йоги найдем стебель Кармы Йоги (Йоги труда и исполнения долга – А. К.), на этом основании оправдается человечество.

Не будем удивляться, что не всегда давалось предпочтение суровой Карма Йоге.
Иногда ее как бы забывали под впечатлением величия и улыбки других достижений.
Мы знаем, что Карма Йога не может дать таких стремительных достижений, как Бхакти (Йога Любви), но труд будет спасительным якорем планеты. <…>
Нужно, чтобы человек глубоко постиг красоту процветания труда. Пусть он смотрит на труд не как на хлеб насущный, но как на спасение планеты.
Именно труд сознательный создаст целительную эманацию, которая может бороться с отравленными низшими слоями атмосферы.
У нас наблюдают тружеников. Среди них выявляются истинные карма йоги, но часто они не могут себя так назвать, ибо и не слышали о таком слове. Наш друг Иван Стотысячный не ведает такого слова, но он знает труд.
Мыслитель учил: “Никакая история не может перечесть истинных тружеников, их список ведется за облаками”» [8, 558].

Труд неотступен потому, что только он остается на рубеже тогда, когда под натиском тьмы отступают и религия, и культура. Один труд остается противостоять хаосу и разложению.
По счастью, трудиться наш народ еще не совсем разучился. Люди, добросовестно исполняющие свой долг, наверняка найдутся. И это вселяет надежду.
Наступивший 2012 год принес нам проблему «конца света». Как это согласуется с эволюционным путем развития?
В письме к Е.Ф. Писаревой Елена Ивановна приводит слова из Учения: «Люди воображают, что катаклизм может прийти лишь в грубом, стремительном проявлении. Но если могут быть состояния хуже войны, то катаклизмы могут быть весьма разнообразны. Самые мучительные будут заключаться в разложении стран, эта болезнь хуже водной гибели» [2, с. 442].

В связи с этим уместно будет привести прогноз Елены Ивановны, написанный ею в 50-х годах прошлого века: «Да, много суждено человечеству познать, — писала она, — за время Цикла Водолея, который продолжится немного больше двух тысяч лет.
Итак, время есть! Также правильно, что поворот к лучшему можно ожидать в пятидесятых годах. <…> Вехи уже расставлены, и только ослепленные самомнением и ненавистью не замечают их.
Что касается Европы, то ей предстоит пережить много тяжелого, по-видимому, и космические пертурбации не минуют ее.
Но нельзя думать, что возвещенное переустройство мира может произойти в одночасье и, главное, согласно нашим земным измерениям – переходом власти из одних рук в другие, изменением границ, обнищанием одних стран и обогащением других и т.д.
Космический размах иного масштаба, и время на подготовку тех или иных переустройств исчисляется сотнями тысячелетий. Так, Атлантида погибла не вся сразу, катаклизмы были разделены между собою веками и тысячелетиями. <…> Древние пророчества относят решительные катаклизмы к последней четверти нашего столетия.

Можно было бы ожидать, что благодаря стараниям и радению наших человеконенавистников катастрофа приблизится, но Светлые Силы решили отстоять Землю.
В кровавом поту Они отстаивают ее, и уже имеются данные, возвещающие о новых лучах, которые принесут необходимое оздоровление нашей планете. Конечно, это оздоровление может сопровождаться местными тяжелыми операциями для очищения гнойников, но все же спасение будет явлено.
Радостно сознавать постоянную заботу о Земле и ее больном человечестве.
Глубокая признательность должна была бы наполнять каждое неозверевшее еще сердце к этим Труженикам, явленным Мученикам невежественного человечества. Космические лучи дадут новый поворот ходу событий. Космическая Целесообразность всегда предусматривает лучшие явления.
Итак, Новые Лучи уявят спасение многому и многим» [3, с. 375].

В этом «отстаивании Земли» и она принимала участие. «Почти никто не может представить себе, — писала Елена Ивановна, — что утонченный организм, находясь в обиходном окружении, может отсутствовать почти всем своим тонким существом, сотрудничая с Силами Высшими на отвращении многих бедствий, [таких] как тушение подземного огня, очищение атмосферы, и на создании лучших условий и т.д. Но кто думает об этом. <…>
Постепенно люди привыкнут к мысли, что они участвуют как охранители или разрушители во всех космических явлениях, и, может быть, предпочтут стать охранителями» [3, с. 409].

Наша страна, как и весь мир, переживает трудное, «смутное» время. «Но именно к этому времени, — пишет Елена Ивановна, — проливаются на Землю небывало щедро и знаки благие, знаки сближения разъединенных миров, мира физического и Мира Тонкого. Новые Лучи несут новое обогащение и решение эволюции, новые необыкновенные откровения и достижения во всех областях познания.
Лучи могут в корне изменить быт будущих поколений, утончив физиологически и психически человеческий организм. Потому люди дальнозоркие радуются осознанию близкого будущего» [4, с. 19].
И еще: «Сдвиг в сознании произошел большой. Все поднялось и жаждет перемен. Только Иерархия Света может спасти мир от затопления его темными силами. Спасение это будет явлено, и цена этого спасения уже взвешена. Мудрость Их велика, потому, как всегда, светло смотрю вперед» [4, с. 20].

И напутствием всем нам звучат такие слова Елены Ивановны: «Итак, гоните серые мысли огорчения и уныния, но с доверием смотрите в будущее; только оно существует и тем сильнее притягивает нас, чем больше мы думаем о нем. Развивайте магнит устремления.
Родина заслуживает такого устремления. Новые испытания ей не страшны. Никакие враги не смогут причинить ей задуманного рушения. Она находится под Щитом Света» [4, с. 349].

Все, что было сделано и написано Еленой Ивановной Рерих, было сделано для нас, для нашей жизни, настоящей и будущей. В письмах к своим русским корреспондентам, «в рассеянии сущим», она стремилась пробудить в них любовь к своей стране и вселить уверенность в победный путь России. Делает она это и теперь, надо только прислушаться к ее голосу.
Ведь и к нам сегодняшним обращены ее слова: «Все Силы Света хранили и хранят нашу Родину. Никакие устрашения ей не страшны. Любите Родину. Служите ей всем сердцем, всеми помыслами Вашими. <…>
Храните свое сокровище – способность любить» [4, с. 349]

А.П. Комлева, г. Новокузнецк

Примечания:
1. Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000. С. 300.
2. Рерих Е.И. Письма. Т. VI. М.: МЦР, 2006.
3. Рерих Е.И. Письма. Т. VII. М.: МЦР, 2005.
4. Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. М.: МЦР, 2008.
5. Рерих Е.И. Письма. Т. IX. М.: МЦР, 2009. С. 488.
6. Напутствие Вождю. Кемерово, 1992. С. 9.
7. Мир Огненный. Ч. III, 373.
8. Надземное.

(Visited 7 times, 1 visits today)

Добавить комментарий