Н.К. Рерих – подвижник Культуры

Автор: | 04.01.2018

       

   16 декабря 2017 года в г. Прокопьевске состоялась встреча общественности, посвящённая Дню Памяти Николая Константиновича Рериха.

130 лет прошло со дня ухода с земного плана Н.К. Рериха – подвижника Культуры, который, по словам академика Д.С. Лихачёва, «поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования».

Многогранному творчеству и деятельности Н.К. Рериха были посвящены доклады участников встречи. В докладе «Н.К. Рерих – академик живописи» И.М. Хохлова заметила, что звание академика Рерих подтверждал всю свою жизнь. Докладчик осветила жизненные этапы Н.К. Рериха как художника, творчество которого совершенствовалось из года в год. «Пусть Ваш гонец высоко руль держит»,  — этому завету великого русского писателя Л.Н. Толстого, полученному на заре творческой деятельности, Рерих следовал в течение всей последующей жизни.

«Русский период в творчестве Н.К. Рериха» — так называлось выступление Л.И. Щербаковой. Судьба Рериха была сплетена с судьбой Петербурга – городом, где он родился. Здесь формировался художественный талант Рериха. Через живопись выражались его богатейший мир, ощущение исторического времени и прозрение в будущее. С русским периодом в творчестве Рериха связаны театральная деятельность, его пророческие картины, такие как «Ангел последний», «Меч мужества», «Зарево», «Град обречённый» и другие. Жизнь Рериха – это спираль восхождения. За плавным движением следовал рывок, чтобы подняться на новый виток спирали.

     

Н.К. Рериху как основателю культурных организаций в Америке было посвящено сообщение Л.С. Строканевой. Николай Константинович и его супруга Елена Ивановна мечтали попасть в Индию. Но волею судьбы семья Рерихов в 1920 году оказалась в США, куда Н.К. Рерих был приглашён для проведения выставочного турне. Рерих открыл для американского зрителя самобытный мир Древней Руси, нашедший воплощение в полотнах «Идолы», «Строят ладьи», «Клад захороненный» и многих других. В Америке Николай Константинович создаёт Институт объединённых искусств, Объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец мира»). В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Николая Рериха. По свидетельству американской сотрудницы З.Г. Фосдик: «Рерих внёс новый сильный стимул в духовную жизнь Америки и направил её на искание истинных ценностей».

«Пакт Рериха и его эволюционное значение» — тема доклада Н.А. Пермяковой. Пакт Рериха, подписанный 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, был первым в истории международным договором о защите культурных ценностей. Безусловно, Пакт Рериха следует рассматривать в русле концепции Культуры, разработанной Н.К. Рерихом. Рерих отделял Культуру от цивилизации и обращал внимание на то, что Культура как духовное явление должна играть ведущую роль  в жизни человека и общества. В 1954 году была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта,  основой которой послужил Пакт Рериха.  До сих пор Пакт Рериха остаётся действующим договором, открытым для присоединения. И если Россия подпишет Пакт Рериха, основной идеей которого является идея «Мир через Культуру», наша страна станет ведущей для всего мира.

О влиянии Востока на творчество Н.К. Рериха рассказал в своём сообщении В.Л. Рожков. Тяготение к Востоку было явлено на протяжении всей жизни Н.К. Рериха. После знакомства Николая Константиновича с Еленой Ивановной у них обнаружился общий интерес к философии Индии. Идеи, которые они почерпнули из индийской философии, стали ведущими в их жизни.

      

Доклад «Значение Индии в жизни Н.К. Рериха», подготовленный Т.В. Долгополовой, дополнил предыдущее выступление. Т.В. Долгополова осветила этапы формирования активного интереса Рериха к Индии. С 1905 года Николай Константинович пишет сказки и картины на индийские сюжеты, участвует в работе комитета по строительству буддийского храма в Петербурге. Вместе с востоковедом В.В. Голубевым  Рерих устремлялся попасть в Индию – колыбель народов.

Ещё одному аспекту творчества Н.К. Рериха, его литературной деятельности, был посвящён доклад Н.Г. Глазковой. Рерих является автором 27 томов литературных произведений – рассказов, сказок, очерков, эссе, притч, балетных либретто. Рерих живописал не только кистью, но и словом. Поэтому не случайно многие его картины воспроизводят описание пейзажей Рериха-путешественника, а литературные произведения созданы на сюжеты картин.

«Николай Рерих — один из благороднейших сынов России, поскольку он изумительно синтетичен. Поражаешься его многосторонности: он художник, поэт, публицист, археолог, директор художественной школы. Сущность его непреодолимого обаяния лежит в цельности его сложной личности, в ритмическом единстве его разнообразных творческих мотивов, в синтетической гармонии, которая пронизывает мир, создаваемый его кистью», —  так писал о Н.К. Рерихе профессор Калифорнийского университета Каун.

        

Во время встречи состоялось открытие выставки «Наука Древней Индии». Обзорную экскурсию по выставке провела С.А. Блошенко. Экспозиция представляет такие разделы, как «Астрономия», «Математика», «Физика», «Аюрведа» и другие.  С древнейших времён в Индии применялось десятичная система счислений. А цифры, которые принято называть арабскими, возникли в Индии не позднее V века. В астрономических трактатах Древней Индии демонстрировалось представление о гелиоцентрическом принципе Солнечной системы. В Ведах присутствовали понятия о скорости света, гравитации, строении атомов и молекул. Таким образом, до сих пор научные достижения Древней Индии не утратили актуальности и представляют ценность для современных научных исследований.

        

В заключение участники встречи посмотрели видеофильм, рассказывающий о единстве культур России и Индии.

(Visited 73 times, 1 visits today)

Добавить комментарий