Образ Майтрейи в Живой Этике и наследии семьи Рерихов

Автор: | 23.03.2020

«Свет Утренней Звезды», № 3 (116) от 13 декабря 2019 г.                 

Живая Этика – философия космической реальности, стала первым Учением Востока, реализующим себя через науку Запада. В ней ясно читается мысль об обновлении человечества через гармонизацию, соединение двух типов мышления – восточного и западного. И каждый из четырех членов семьи Рерихов реализовал в себе этот синтез. «Только тот, кто одинаково хорошо понимает культуру и традиции Запада и Востока, только тот, кто чувствует себя там и здесь как дома и умеет находить быстро общий язык со всеми, в состоянии реально содействовать гармонии явления “Восток-Запад”, а потом и его реальному синтезу», – пишет в своей статье «Магический мост синтеза» известный ученый-индолог Л.В. Шапошникова [1, с. 21]. И далее продолжает: «Таким человеком был Николай Константинович Рерих, который сделал так много для установления взаимопонимания между странами Востока и Запада, который прошел по своему магическому мосту и принял активное участие, может быть, в самом важном энергетическом процессе нашего века, создании синтетического учения, приемлемого и Западом, и Востоком. Он принес в нашем веке Западу зов Востока. И сумел заставить его услышать» [1, с. 21]. В полной мере эти слова можно отнести к Елене Ивановне, Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу Рерихам.

Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель. Серия «Майтрейя». 1925.

Живая Этика отражает лучшие чаяния народов Запада и Востока. Достойное место в ней занимают Вестники космической эволюции разных эпох и разных национальностей. Среди них особое внимание уделено Образу Майтрейи как Символу грядущей Новой Эпохи – эпохи справедливости и Света. Образ Майтрейи широко представлен и в творчестве всех членов семьи Рерихов. Как культурно-историческая реальность, запечатленная в древних памятниках, он был воплощен в картинах Николая Константиновича и его очерках, научных изысканиях Юрия Николаевича, письмах и исследовательских материалах Святослава Николаевича. Елена Ивановна писала о Майтрейе в письмах в связи с Учением Живой Этики, которое она называла «…Провозвестием Майтрейи» [2, с. 179].

Впервые имя Майтрейи, что означает «Любовь», мир узнал от Учителя Будды. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Натальи Рокотовой в книге «Основы буддизма» пишет об этом так: «И сказал Благословенный Ананде: “Я не первый Будда, который пришел на Землю, так же не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одаренный мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов, Повелитель Дэв и смертных. Он откроет вам те же вечные истины, которые я преподал вам. Он установит свой Закон, преславный в его началах, преславный в его апофеозе и преславный у цели в духе и слове. Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я. Его ученики будут исчисляться тысячами, тогда как мои лишь сотнями”. И спросил Ананда: “Как узнаем мы Его?” Благословенный сказал: “Имя Его будет Майтрейя”» [3, с. 135].

Многие задаются вопросом: когда же настанет время Майтрейи? Ответ на него можно найти как в древних источниках, так и в Живой Этике, и в наследии семьи Рерихов. Николай Константинович в книге «Сердце Азии» приводит развернутые цитаты из Вишну Пуран и Агни Пуран, где описываются ужасы конца эпохи падения нравственности, или Кали-юги, и приход освободителя под именем Калки. «В доспехе вооруженный Калки, сын Вишну-яши, уничтожит злых духов, восстановит порядок и достоинство и поведет народ по пути истины. Исполнив это, он оставит облик Калки и вернется в высшие сферы. После чего Крита-юга [то есть век чистоты. – Е.К.] установится, как ранее» [4, с. 227].

Приведем строки об ожидаемом времени из книги Живой Этики «Иерархия»: «Старое предание, утверждающее, что явление Майтрейи явит воскрешение духа, правильно. Мы добавим – воскрешение духа может предшествовать явлению Прихода как принятие сознательное Учения Владыки Майтрейи. Истинно, воскрешение!» [5, 7]. То есть, появление книг Живой Этики свидетельствует о наступлении времени Майтрейи. И книги эти чрезвычайно важны для будущего. «Наш друг, мой старый личный друг и ученик Нашего В[еликого] Вл[адыки] [господин Боллинг. – Е.К.], он может понять, как важно иметь напечатанным Учение Вел[икого] Вл[адыки]. Учение, которое является Провозвестием Майтрейи и явлено для новой расы, для Новой Эпохи Матери Мира», – писала Елена Ивановна в письме Зинаиде Григорьевне Фосдик [2, с. 179]. И еще: «Нет более великого Явления, нежели книги Нового Провозвестия, Века Майтрейи. Нет большего счастья, нежели возможность прикасания к Проводу Твердыни Света и участия в Их труде на спасение человечества!» [2, с. 382].

Следуя пояснениям Елены Ивановны, мы можем легко понять, почему «Слово “Майтрейя” стоит на обложке книг Учения, начиная с книги “А[гни] Й[ога]”, первое слово и будет означать его…» [6, с. 352]. Второе слово – «Сангха», в буддизме определяется как община. Два санскритских слова «Майтрейя Сангха» заключены в квадрат, что образует законченную фигуру, или единый знак [7, с. 19]. Так на книгах Живой Этики по всему миру распространяется знак «Майтрейя Сангха», объединяя в духе всех, принявших в свое сердце Учение Майтрейи.

В Живой Этике названы особенности, характеризующие время наступления Эпохи Майтрейи. Прежде всего – это время Битвы, когда идет борьба за Свет, за утверждение нового. Рерихи в союзе с Учителем «дают планете наивысшую ступень эволюции. Потому так велика утвержденная битва!» [8, 527]. И не удивительно, что даже само Имя Майтрейи вызывает поток нападок, «…ибо Оно связано с будущим» [9, 336].

Век Майтрейи характеризуется чрезвычайным напряжением жизненного ритма как следствие нагнетания огня пространства. Он понуждает нас обратить самое серьезное внимание на «огненные Основы» бытия [8, 554], без созвучия с которыми сложно продвигаться вперед. «Все прежние Йоги, данные из высших Источников, принимали за основание определенное качество жизни, – говорится в книге «Агни Йога». – Теперь же, при наступлении века Майтрейи, нужна Йога в сущности всей жизни. Все вмещая и ничего не избегая, – именно, как библейская легенда о несгораемых отроках, мужественно предоставивших себя огню и тем получивших мощь» [9, 158].

Развитие сердца, новые научные открытия, подтверждающие основы Учения, и сотрудничество во всем также отличают век Майтрейи от прежней эпохи. «Ведь самая широкая кооперация начертана на знамени эпохи Майтрейи! – пишет Е.И. Рерих. – <…> Во имя благого сотрудничества для новой ступени совершенно неотложно усвоить значение мысли. Необходимо создать лучшую атмосферу во всем нашем обиходе путем очищения мыслей. Тем привлечем лучшие возможности» [10, с. 102].

Основная нота века Майтрейи – возвышение женщины. Потому в Живой Этике этот век называют еще и веком Матери Мира. «Ведь явление Майтрейи связано с утверждением Матери Мира в прошлом, в настоящем и в будущем» [5, 13]. Елена Ивановна Рерих в письмах поясняла, что космическая эволюция ставит перед женщиной определенные задачи. «Новая эпоха увидит Женщину, стоящую рядом с мужчиной у кормила власти, разделяющую все тяготы управления. Здравый смысл и, главное, сердце Женщины подскажет многие правильные решения», – говорила она [11, с. 246]. «Именно Женщине предстоит подвиг двойной: поднять себя и поднять своего вечного спутника – мужчину. <…> Все Писания свидетельствуют о том, что Женщина сотрет главу Змия! Так пусть сердца женщин пламенеют в осознании сужденного великого и самоотверженного Подвига» [11, с. 246].

Появление в мире Камня – фрагмента метеорита с созвездия Орион, и Чаши Будды, насчитывающей более двенадцати тысяч лет, также указывают на начало века Майтрейи. Эти духовные святыни хранились в семье Рерихов, о чем свидетельствуют письма Елены Ивановны. «…Последняя посылка Чаши, знаменующая наступление Века Майтрейи, пришла в январе 34-го года. К[амень] же пришел 6 окт[ября] 23-го года», – писала она [11, с. 554]. О Чаше Будды Шакьямуни и Камне сохранилось немало исторических сведений, а также различных легенд и сказаний. Николай Константинович Рерих цитирует их в своих статьях. Например, в статье «Именем Его» он приводит рассказ из Джатаки о происхождении Чаши Будды. «Тогда с четырех стран пришедшие четыре хранителя мира поднесли чаши, сделанные из сапфира, но Будда отказался. Снова они предложили четыре чаши, сделанные из камня мугаванна, и Он, полный состраданья к четырем гениям, принял четыре чаши. Одну в другую поставил и приказал: да будет одна! И края четырех чаш стали видимы только как черты. Все чаши вошли в одну чашу. Тогда Будда в эту новосделанную чашу принял пищу и, насытившись, совершил благодарение» [12, с. 38]. «”Поклонись чашею Будде и ты будешь в чаше, как в сосуде познания”,приводит «Лалита-вистара» слова Благословенного.“Предложив чашу нам подобным, не будешь оставлен ни памятью, ни суждением”. “Кто дает чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью”» [12, с. 38 – 39].  Святослав Николаевич Рерих написал несколько картин с изображением Чаши и Камня и собрал все имеющиеся сведения о Чаше Будды в отдельную книжечку [13, с. 74].

Центрально-Азиатская экспедиция академика Н.К. Рериха шла под Знаменем с изображением Майтрейи, известным как танка Шамбалы. Николай Константинович в книге «Алтай – Гималаи» упоминает об этой танке, созданной по его просьбе тибетским монахом-иконописцем Пема Дондубом. Трогательно Рерих описывает, как во время работы лама-иконописатель поет стихиры. А вечером «в глубоких сумерках, когда наливающийся месяц уже вступает в права, по дому разносятся серебряные звуки самодельной флейты. В темноте художник лама на коврике переливчато играет перед Ликом Майтрейи – Мессии – Мунтазара. Струны земли!» [14, с. 66].

Влияние Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха как историко-культурного фактора на культурное пространство тех стран, через которые она проходила, не вызывает сомнений, что подтверждают труды Л.В. Шапошниковой и других исследователей. В частности, это связано с темой Майтрейи. Так на территории современной Индии под патронатом Далай Ламы XIV идет работа над проектом «Майтрейя». В городе Кушинагар, где оставил земной мир Будда Шакьямуни, выделено место под строительство ста пятидесяти двухметровой статуи Майтрейи – символа несения в мир любящей доброты. Внутри нее будут располагаться учебные и лечебные центры для малоимущего населения, библиотеки и выставочные залы, помещения для духовной практики. На уровне сердца колоссальной скульптуры предполагают заложить Священные Реликвии. В Монголии также возводится культурный комплекс «Майтрейя», а в Калмыкии строится статуя Будды Майтрейи. Идеи милосердия, мира и сотрудничества, заключенные в Образе Майтрейи, становятся с каждым годом все более притягательными и актуальными.

В российское культурное пространство тему Майтрейи Рерихи привнесли в 1926 году также во время Центрально-Азиатской экспедиции. Прибыв в Москву, они передали советскому правительству серию картин Н.К. Рериха «Майтрейя» и другие дары Махатм Востока, которые не были тогда поняты и приняты. «Серия “Майтрейя”,писал художник,сложилась из семи частей: 1) “Шамбала идет”; 2) “Конь счастья”; 3) “Твердыни стен”; 4) “Знамя Грядущего”; 5) “Мощь пещер”; 6) “Шепоты пустыни”; 7) “Майтрейя Победитель”» [14, с. 143]. Картины были написаны во время непредвиденной четырехмесячной остановки в Западном Китае в 1925 – 1926 годах, в Хотане, вызванной противодействием местных китайских властей. Непосредственным поводом для создания серии «Майтрейя» стала старинная танка «Красный Всадник» – подарок, полученный Рерихом в Ладакхе. Потому иногда художник так называл и всю серию. «На красном коне, с красным знаменем неудержимо несется защищенный доспехами красный всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, и впереди летят красные птицы. За ним горы Белухи, снега, и Белая Тара шлет благословение. Над ним ликует собрание Великих Лам. Под ним – охранители и стада домашних животных как символ места», – так описывал Рерих образы на подаренной танке [14, с. 109].

Картины с изображением Красного Всадника открывают и завершают серию. В первом случае при создании полотна «Шамбала идет» художник использует приемы тибетской живописи, во всех последующих – западной. Совмещение в создании Образа Майтрейи двух, казалось бы, взаимоисключающих изобразительных методов – пример синтетического подхода к явлению «Восток – Запад» в творчестве гениального мастера. Сам Николай Константинович Рерих придавал серии большое значение. Он создавал ее, как свидетельствует письмо Е.И. Рерих от 5 октября 1923 года, по воле Учителей специально для Москвы [15, с. 91].

В 1926 году оставленная Рерихом для передачи в Третьяковскую галерею серия «Майтрейя» попала к А.М. Горькому. В течение ряда лет она украшала столовую подмосковной дачи писателя в Горках и в 1936 году в числе других работ была подарена им Горьковскому художественному музею, где и находится до сих пор.

Возвращение к теме Майтрейи в российском пространстве произошло в начале 1990-х годов, когда развернул свою деятельность общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве под руководством Людмилы Васильевны Шапошниковой – доверенного лица основателя Музея Святослава Николаевича Рериха. Художественные выставки, научно-общественные конференции, публикации трудов Рерихов – все это создало большое высококачественное информационное и энергетическое пространство, в котором Живая Этика как Завет Майтрейи вошла в жизнь тысяч людей в России и во всем мире. Научная и культурно-просветительская работа Музея успешно продолжалась более четверти века, но в 2017 году усилиями Государственного музея народов Востока при поддержке Министерства культуры России общественный Музей был захвачен и разрушен. Во многом схожая ситуация с разрушением Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке складывалась и при жизни самих Рерихов. Однако, как писал Святослав Николаевич в письме Кэтрин Кэмпбелл, несмотря на это «…Чаша Майтрейи пришла, и началась Новая Эра» [13, с. 125]. И еще: «Помни всегда о том, дорогая, что нынешние проблемы – всего лишь эпизод. Мы должны смотреть в будущее. Так невыразимо много можно будет сделать в ту пору. Этот период жизни – не что иное, как школа, и чем больше опыта мы приобретем, тем лучше» [16, с. 247].

Несомненно, образ Майтрейи уже звучит в настоящем времени, но еще больше он принадлежит будущему. Для будущего мы должны приложить все усилия, чтобы общественный Музей имени Н.К. Рериха был восстановлен и продолжил свою работу, чтобы знание о Майтрейе вошло в науку и приблизилось к молодому поколению.

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк.

Литература

  1. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза // Н.К. Рерих. Восток – Запад. М.: МЦР, С. 3 – 22.
  2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 9. М.: МЦР, 2009.
  3. Рокотова Н. Основы буддизма. Новосибирск: Согласие, 2001.
  4. Рерих Н. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
  5. Живая Этика. Иерархия.
  6. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2. М.: МЦР,
  7. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 6. М.: МЦР,
  8. Живая Этика. Беспредельность. Ч. 2.
  9. Живая Этика. Агни Йога.
  10. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР,
  11. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 3. М.: МЦР, 2001.
  12. Рерих Н.К. Именем Его // Н.К. Рерих. Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: Агни, 1996. С. 35 – 39.
  13. …Действовать во имя добра – наш священный долг. Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. В 4 т. Т. 2. М.: МЦР, 2013.
  14. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.
  15. Кузнецова И.Н. Провозвестие. Серия «Майтрейя (Красный Всадник)» // Рерих: Пророчества / В.П. Князева, И.Н. Кузнецова, Е.П. Маточкин. Самара: Издательский дом «Агни», 2004. С. 77 – 91.
  16. …Действовать во имя добра – наш священный долг. Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. В 4 т. Т. 3. М.: МЦР, 2015.

 

 

 

 

(Visited 51 times, 1 visits today)

Добавить комментарий