Пора отвечать за воспитание детей перед совестью и Богом!

Автор: | 03.06.2013

«Свет Утренней Звезды», № 3(86) от 30.07.2012 г.                        

Накануне Всероссийских педагогических чтений, что пройдут в Новокузнецке в ноябре 2012 года, в Кузбасс были приглашены учителя из Украины, работающих по системе гуманной педагогики. Надо сказать, что встреча с ними не первая и долгожданная.


В.Ф. Бак проводит семинар в лицее № 111. Новокузнецк, 6 июня 2012 года

Виктория Федоровна Бак, учитель биологии, руководитель центра гуманной педагогики в г. Артемовске, вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики, приехала в Новокузнецк в четвертый раз, а Нина Александровна Салиенко, врач–методист городского Центра здоровья г. Днепропетровска, руководитель областного Центра Гуманной Педагогики им. Ш.А. Амонашвили, во второй.
Последний раз мы слушали их авторский семинар в 2010 году и с тех пор ждали новой встречи.

За это время был создан и принят (17 июля 2011 года) уникальный программный документ, утверждающий принципы гуманной педагогики – Манифест. И вот 6 июня 2012 года встречу с авторами семинара открыла директор лицея № 111 Полюшко Марина Владимировна.
Более ста участников — учителей-предметников, классных руководителей и родителей учеников собрались прослушать однодневный семинар «Целостное обучение школьников на основе гуманно-личностного подхода», заметим, в особенный день — парад планет, день рождения А.С. Пушкина!
Этот семинар был завершающим. Начались встречи с учителями Кузбасса 28 мая.
В Кемерово состоялся трехдневный семинар «Целостное обучение школьников в свете современной научной парадигмы на уроках естественно-природного цикла», затем «украинский десант» гуманной педагогики последовал в Горный Алтай, где 4 июня состоялась незабываемая встреча с учителями Уймонской долины.

Логика целостного обучения очевидна, она образуется из самой природы преподавания: учитель, в сотый раз объясняющий урок, начинает видеть свой предмет целостно. Понятно и стремление передачи знаний в таком многогранном и доступном восприятию виде.
Доступным оттого, и это одна из особенностей современных детей, — что ученики способны гармонично «обополушарно» видеть мир. Нагляднее всего этот метод иллюстрировал мастер-класс. Проверено на себе: вовлеченные в такой урок со сложной, как и положено, темой ДНК, РНК, но, вдохновенные сотворчеством, мы запомним материал навсегда.

Учитель с двадцатилетним стажем, Виктория Федоровна легко находит общий язык с педагогами. Аудитория понимающе кивает при термине мониторинги, улыбки узнавания сопровождают историю про Васю Барсукова, ожидающего в подсобке окончания открытого урока, а главное, единодушно признанное – дети, которых мы привычно обучаем, честно следуя ЗУНам (знаниям, умениям, навыкам), год от года все более и более другие.
Динамику этого «сопротивления материала» мы ощущаем мимоходом в виде досады, не пытаясь объяснить, тем более пересмотреть свои образовательные привычки. Дело в том, объясняют нам авторы семинара, что дети стали качественно энергетически другими.
Они не признают авторитарной власти и двойные стандарты. А главное – они слышат и понимают только тех учителей, которые любят детей и сами совершенствуются. Без этой духовной составляющей обучение просто не может состояться.

Надо признать, что наши с вами умы со школьных времен лучше приспособлены к восприятию материала самого скучного и неудобоваримого. А ну-ка сколько учителя отслушали и отслушают семинаров, наполненных наукообразными терминами, в лучшем случае заслоняющими, в худшем – подменяющими суть!
Справедливости ради, наградой за такие уроки учителя получают сертификаты за отслушанные часы.
А что получает ребенок? Не секрет, что дети зачастую получают натянутые и никем не конвертируемые оценки, а учителя квалификации профессиональной беспомощности. А неврозы, о природе и свойствах которых говорила Нина Александровна Салиенко, получают все.
Есть ли выход из этого тупика, в котором оказались и учителя и ученики? Конечно, есть. Сейчас вообще много говорят о реформах в сфере образования, потому как назрело.

Лучше всего об этом сказано в Манифесте Гуманной Педагогики.
«Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть “бич” образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе.
Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества».

Педагогическая классика утверждает, что дети не могут самовоспитываться без взрослых, но чтобы что-то дать, надо что-то иметь, а это значит, учителю необходимо самому самосовершенствоваться.
Как писал Л.Н. Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было.
Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется и сам вопрос воспитания, а остается один вопрос: как надо самому жить».

Согласно классическому представлению о профессии учителя, это человек, который «отвечает за воспитание детей перед совестью и Богом». Нам, как человекам, то есть существам духовным, ясно, что такие качественные преобразующие реформы начинаются изнутри, буквально с понимания своего предназначения, признания своих ошибок, преобразования себя.
За высотой все это кажется недостижимым, эфемерным, и вообще – словами, пока не увидишь это чудо – живые примеры таких учителей, как Виктория Бак.
С этого момента, если ты педагог по призванию, ты «пропал» и …возродился. Возможно, если участник семинара и откроет блокнотик для конспектирования методик и терминов, то только лишь для продолжения дневниковых записей, мудрых преобразующих мыслей или даже стихов – настолько полно, органично и своевременно был усвоен бесценный урок.

Вот отзывы. «Благодарим за творческий огонь, теплоту сердец, самоотверженность и преданность педагогической миссии».
«Отличный семинар, спасает от профессионального выгорания, заставляет взглянуть на обычные вещи под другим углом».
«Полностью пересмотрела систему воспитания своих детей. Спасибо».
«Спасибо за оптимизм. Семинар отговорил меня увольняться. Посмотрела на своих ребят другими глазами и жалко стало их бросать».
«Большое спасибо. В очередной раз в груди шевельнулось, заныло, а потом вдруг стало тепло, светло и спокойно. Приезжайте к нам, пожалуйста, еще.
«Спасибо! Так важно остановиться, заглянуть в себя, разобраться в себе, чтобы дарить потом свое Сердце детям! И ЭТО ВЫ помогли сделать…»

А.Л. Чалова, г. Новокузнецк
(Visited 3 times, 1 visits today)

Добавить комментарий