Преданный сын России

Автор: | 08.12.2016
«Свет Утренней Звезды», № 1(14) от 12 февраля 1999 г.                                            
 
«Флоренский — это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать… Это фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба».
Александр Мень                      

«И самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством,
есть именно синтезирование духовного с материальным».
Елена Рерих


П.А. Флоренский  9.01.1882 – 8.12.1937 г.

В кратком «Автореферате», вошедшем в «Энциклопедический словарь», Павел Александрович Флоренский определил свою жизненную задачу как «проложение путей к будущему цельному мировоззрению». И действительно, в своем творчестве он словно воплощал идеал целостного знания. Религиозный мыслитель, священник и ученый-энциклопедист он оставил заметный след в самых разных областях: был математиком, физиком, инженером, искусствоведом, филологом, историком, богословом и поэтом.

Родился Павел 9 января 1882 г. Это был необыкновенно впечатлительный и чуткий ребенок. В детстве и юности все его внимание и время поглощала страсть к знанию. День без научных записей, опытов, наблюдений казался потерянным, преступно упущенным. С самого раннего детства ему было свойственно мгновенное проникновение в глубинную, скрытую от других, суть явлений, предметов.
В конце курса гимназии, летом 1899 г. Павел переживает духовный кризис. Он вдруг осознал свое давно подавляемое чувство ограниченности, относительности физического знания. Воспитанный в семье, где о Боге говорить было не принято, Павел, после неоднократных зовов из мира Горнего, обращается к религиозному мировоззрению.
По окончании гимназии, юноша решает уйти в народ и даже обращается за советом к Л.Н. Толстому по этому поводу. Но родители настаивают на продолжении образования, и Павел в 1900 г. поступает в Московский Университет на физико-математический факультет с параллельным обучением на историко-философском факультете.

К концу учебы Павел порывается уйти в монахи, но епископ Антоний, ставший его духовным наставником, убеждает его поступить в Московскую Духовную Академию. По окончании Академии Флоренский принимает сан священника, продолжая плодотворно заниматься наукой и философией.
При этом — он замечательный семьянин, любящий и мудрый наставник своих детей.

10 лет отец Павел был любимым преподавателем Духовной Академии, читая курс лекций по истории философии, в том числе и по оккультизму. Он редактирует журнал «Богословский вестник», преподает физику и математику, разрабатывает курсы по методике геометрии, энциклопедии математики, пишет статьи и книги.
В 1914 г. Флоренский заканчивает книгу «Столп и утверждение истины», в которой развивается соловьевская концепция всеединства. Этот труд стал значительной вехой на пути осуществления его намерений привести к согласию религию и точное знание, доказать равноправие истин веры и истин настоящей, духовно ориентированной науки, как составных частей культуры.

В 20-е годы Флоренский сформулировал, что основной закон мира — это закон понижения энергии, энтропии, когда в результате всеобщего усреднения, энергетического выравнивания, грозит наступление Хаоса, смерти на всех уровнях мироздания. Силой, противостоящей этому процессу, является Логос, эктропия. И далее, Флоренский подчеркивает, что «культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием». Ее роль он видит в задержке уравнительного процесса, путем «повышения разности потенциала во всех областях, как условие жизни».

После революции, оставаясь служителем церкви, Флоренский работает и в советских учреждениях до ареста 1928 г. так и не сняв рясы. В 1920 г. он формулирует свой принцип: «Из убеждений своих ничем никогда не поступаться».
В это время он ведет активнейшую преподавательскую работу в системе Наркомпроса, научно-исследовательскую в Главэлектро, научную и организационную во ВХУТЕМАСе. За это время им сделан ряд открытий и изобретений в различных областях науки и техники.

С 1918 г. Павел Флоренский вошел в комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Именно тогда он пишет ряд прекрасных и убедительных статей о Лавре, ее основателе Сергии Радонежском, о роли Лавры и Сергия в становлении и укреплении России.
Благодаря усилиям комиссии и, особенно, отца Павла, было сохранено от разграбления церковное и национальное достояние неизмеримой духовной и материальной ценности, а главное, сохранены мощи Преподобного Сергия.

В 1933 г. Флоренский опять арестован. После суда он был отправлен по этапу в Восточную Сибирь. Там работал сначала в научно-исследовательском отделе БАМЛага, затем на опытно-мерзлотной станции. Туда приезжала его жена с младшими детьми. На привезенное ею предложение чехословацкого правительства переехать с семьей в эту страну Флоренский ответил словами апостола Павла, что надо быть довольным тем, что есть.
Вскоре Флоренского отправляют в Соловецкий лагерь, где через три года он был расстрелян, что еще раз подтвердило его слова: «Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением».

А.Г. Флоренский писал внукам отца Павла: «Ваш дедушка Флоренский на Соловках был самый уважаемый человек — гениальный, безропотный, мужественный философ, математик, богослов».
Из ссылки и лагерей шли письма, полные любви и заботы о матери, жене, детях и ожидаемых внуках.
Находясь в очень тяжелых условиях, он ведет через письма активную воспитательную работу, направляет научные исследования старших детей, старается развивать их художественные вкусы, призывает растить волю, мужество, мудрость. Дочери Ольге пишет: «Старайся не требовать от жизни, а сама давать». Очень много пишет о своей работе. Ярко, красочно описывает северное сияние, закаты, прибой, водоросли, удивительные блистающие краски северной осени, шлет рисунки свои и коллег по работе.

По его исследованиям вечной мерзлоты издана книга; методика изучения грунтов использована при изучении образцов лунного грунта, доставленного автоматической станцией Луна-16. На Соловках написана последняя полная философская работа «Предполагаемое государственное устройство в будущем».

Осмысливая пройденное Павел Флоренский писал: «Мои занятия математикой и физикой привели меня к признанию формальной возможности теоретических основ общечеловеческого религиозного миросозерцания… Философски же и исторически я убедился, что говорить можно не о религиях, а о религии, и что она есть неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные формы».
Поставив еще в юности ближайшей задачей синтезировать церковность и светскую культуру, Флоренский сумел подчинить успехи самых разносторонних направлений деятельности служению высшей духовной истине.
А своими замечательными человеческими чертами, проявленными в сложнейший период жизни страны, он дает нам пример жизненного мужества, трудолюбия, устремленности, красоты духа. Особенно близко нам сейчас, в наше напряженное время, его преданность России, Лавре, где он прожил 30 лет, и ее основателю, строителю и Ангел-Хранителю Земли Русской — Преподобному Сергию Радонежскому.

Н. Величко, г. Новокузнецк
(Visited 3 times, 1 visits today)

Добавить комментарий