«…Вахрамей не по одной кооперации, не по стихирам только. Он, по завету мудрых, ничему не удивляется; он знает и руды, знает и маралов, знает и пчелок, а главное и заветное — знает он травки и цветики. Это уже неоспоримо. И не только он знает, как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их, и ласково приговаривает о их полезности. Это уже Пантелей-Целитель, не темное ведовство, но опытное знание. Здравствуй, Вахрамей Семенович! Для тебя на Гималаях Жар-цвет вырос» (Н. К. Рерих «Алтай-Гималаи»).
Образ святого Пантелеймона. Копия с греческой иконы.
Эти строки Николай Константинович Рерих написал в 1926 году во время пребывания в староверческом алтайском селе Верхний Уймон, через которое пролегал путь Центрально-Азиатской Экспедиции. Известного во всей округе проводника и знатока трав Вахрамея Семеновича Атаманова, в доме которого останавливались Рерихи, Николай Константинович сравнивает с христианским святым Пантелеймоном-Целителем. И, видимо, это не случайно, так как образ святого Пантелеймона, редко встречаемый, очень широко почитается именно на Алтае и в его окрестностях. В 18-19 веках, когда в Алтайском округе действовала Алтайская духовная миссия по насаждению христианства среди алтайских народностей, наибольшим почитанием у местного населения пользовались святые Николай-Чудотворец и Пантелеймон-Целитель. Образ святого Пантелеймона воспринимался новообращенными как начальник всех небесных заступников.
Удивительно видеть, как сквозь века находит отклик в сердцах современников образ врача и целителя Пантелеймона, жившего в третьем веке (284-305) в городе Никомидии в период правления жестокого гонителя христиан императора Максимиана. Родившись в знатной семье, ребенок получил имя Пантолеон, что означает «во всем лев», ибо предполагалось, что мужеством он будет подобен льву. Но впоследствии отроку было дано новое имя — Пантелеймон, что означает «всемилостивый», потому что он всем оказывал милосердие, когда без платы лечил больных или подавал милостыню нищим. Будучи врачом, излечивающим болезни тела, он, уверовав в Христа, получил дар исцелять и духовные раны. Слава его как целителя христианина была велика, что вызвало зависть язычников. По приказу императора Пантелеймона за почитание Христа подвергли жестоким пыткам (помещали в котел с кипящим оловом, избивали, жгли свечами, топили в море, бросали в клетку с голодными львами и т. д.). Но, благодаря Высшей Помощи, он оставался жив после всех испытаний, чем способствовал обращению в христианскую веру большого количества народа. После пыток император велел обезглавить Пантелеймона. По преданию из раны великомученика истекло молоко, которое, будучи собрано в специальную чашу, приносило исцеление верующим вплоть до X века. День казни святого 9 августа (27 июля по старому стилю) считается днем его памяти.
После мученической смерти Пантелеймона его мощи, признанные святыми, постепенно по частям распространились по всему миру. Так голова его находится в Русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне (Греция), основанном в X веке. Часть мощей Целителя в 18-19 веках была принесена афонскими отшельниками в деревни и поселки Алтайского округа, к которому в то время относилась большая часть нынешнего Кузбасса, где были выстроены храмы в честь святого.
В Спасском храме Улалы (ныне Горно-Алтайск) вместе с частью мощей хранилась чудотворная икона святого Пантелеймона, особо почитаемая алтайцами. В Беловском районе Кемеровской области мощи святого хранились в церкви села Бочаты (ныне церковь утрачена) и в поселке Беково (основана в 1891 г., ныне действующая). В селе Кузедеево Новокузнецкого района в храме св. Пантелеймона хранится большая икона Целителя со встроенной капсулой его мощей. Действует храм святого в Белокурихе и других сельских районах Алтайского края. Как правило, возле храмов, посвященных святому Пантелеймону, бьет источник чистой воды, содержащий много серебра и приносящий исцеление как телесное, так и духовное. Есть такой источник и в селе Лучшево Прокопьевского района, который собирает 9 августа, в день памяти святого, множество людей.
Святой Пантелеймон почитается как покровитель воинов и одновременно как целитель. Целение — основное качество святого, особо привлекавшее Николая Константиновича Рериха. В 1935 году в «Листах дневника» (т. 1, стр. 125) он записал: «Уже с юных лет Святой Пантелеймон оставляет за собой признание целителя, над полезными добрыми цветами и травами нагибается врач Аюр-Веды. Каждая травинка степная полна старинных преданий. В сказке ли? Где же там сказки, когда все — на пользу».
Святому Пантелеймону художник посвятил две своих картины. Первая «Пантелеймон-Целитель», хранящаяся в Третьяковской галерее, была написана в 1916 г. в разгар войны, вместе с другими произведениями, изображающими святых («Три радости», «Святой Никола» и др.). Вторая картина написана в 1931 году и сейчас хранится в Нью-Йоркском Музее. На обеих картинах Целитель Пантелеймон изображен мудрым старцем, собирающим алтайские травы. «Уже много лет тому назад были написаны картины, имевшие содержанием значение целебных и полезных трав, — писал Рерих в 1936 г. («Листы дневника», т. 2, стр. 40, М., 1995, МЦР). — Еще в России были написаны «Знахарка» и «Ункрада» — и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы. Затем был написан «Святой Пантелеймон-Целитель», ходивший по безбрежным увалам и степям в поисках целения человечества. Три года тому назад был написан «Гуру Чарака» — знаменитый аюрведический врач, о котором в древнейших писаниях Индии упомянуто так значительно. Если две первых картины остались в России, то «Святой Пантелеймон» — в Нью-Йоркском Музее, а «Гуру Чарака» — в особом зале Бенареса. Так уже давно предвиделось то, что теперь произошло воочию. Так же точно, как произошли предвоенные картины, так же предчувствовалось и о целении полезными травами».
В целении нуждается человечество, в целении нуждается планета, и потому сердце народа тянется к образу Светлого Целителя, чье безграничное сострадание изливается на каждого, искренне просящего о помощи.
Е. Кулакова, г. Новокузнецк
Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды», 27 августа 1998 г., № 9. С.2.