Светлый целитель

Автор: | 09.08.2021

   «…Вахрамей не по одной ко­операции, не по стихирам толь­ко. Он, по заве­ту мудрых, ни­чему не удивля­ется; он знает и руды, знает и маралов, знает и пчелок, а главное и за­ветное — знает он травки и цветики. Это уже неоспори­мо. И не толь­ко он знает, как и где растут цветики и где затаились ко­ренья, но он лю­бит их и любу­ется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их, и ласково приговаривает о их полез­ности. Это уже Пантелей-Целитель, не темное ведовство, но опытное знание. Здравствуй, Вах­рамей Семенович! Для тебя на Гималаях Жар-цвет вырос» (Н. К. Рерих «Алтай-Гималаи»).

 Образ святого Пантелеймона. Копия с греческой иконы.

Эти строки Николай Константинович Рерих написал в 1926 году во время пребывания в ста­роверческом алтайском селе Верхний Уймон, через которое пролегал путь Центрально-Ази­атской Экспедиции. Известного во всей округе проводника и знатока трав Вахрамея Семено­вича Атаманова, в доме которого останавлива­лись Рерихи, Николай Константинович сравни­вает с христианским святым Пантелеймоном-Целителем. И, видимо, это не случайно, так как образ святого Пантелеймона, редко встречаемый, очень широко почитается именно на Алтае и в его окрестностях. В 18-19 веках, когда в Алтайс­ком округе действовала Алтайская духовная миссия по насаждению христианства среди ал­тайских народностей, наибольшим почитанием у местного населения пользовались святые Николай-Чудотворец и Пантелеймон-Целитель. Образ святого Пантелеймона воспринимался новообращенными как начальник всех небесных заступников.

   Удивительно видеть, как сквозь века находит отклик в сердцах современников образ врача и целителя Пантелеймона, жившего в третьем веке (284-305) в городе Никомидии в период прав­ления жестокого гонителя христиан императо­ра Максимиана. Родившись в знатной семье, ребенок получил имя Пантолеон, что означает «во всем лев», ибо предполагалось, что мужеством он будет подобен льву. Но впоследствии отроку было дано новое имя — Пантелеймон, что озна­чает «всемилостивый», потому что он всем ока­зывал милосердие, когда без платы лечил боль­ных или подавал милостыню нищим. Будучи вра­чом, излечивающим болезни тела, он, уверовав в Христа, получил дар исцелять и духовные раны. Слава его как целителя христианина была ве­лика, что вызвало зависть язычников. По прика­зу императора Пантелеймона за почитание Хри­ста подвергли жестоким пыткам (помещали в котел с кипящим оловом, избивали, жгли свеча­ми, топили в море, бросали в клетку с голодны­ми львами и т. д.). Но, благодаря Высшей Помо­щи, он оставался жив после всех испытаний, чем способствовал обращению в христианскую веру большого количества народа. После пыток им­ператор велел обезглавить Пантелеймона. По преданию из раны великомученика истекло молоко, которое, будучи собрано в специальную чашу, приносило исцеление верующим вплоть до X века. День казни святого 9 августа (27 июля по старому стилю) считается днем его памяти.

   После мученической смерти Пантелеймона его мощи, признанные святыми, постепенно по частям распространились по всему миру. Так го­лова его находится в Русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне (Греция), основанном в X веке. Часть мощей Целителя в 18-19 веках была принесена афонскими отшельниками в де­ревни и поселки Алтайского округа, к которому в то время относилась большая часть нынешне­го Кузбасса, где были выстроены храмы в честь святого.

   В Спасском храме Улалы (ныне Горно-Ал­тайск) вместе с частью мощей хранилась чудот­ворная икона святого Пантелеймона, особо по­читаемая алтайцами. В Беловском районе Ке­меровской области мощи святого хранились в церкви села Бочаты (ныне церковь утрачена) и в поселке Беково (основана в 1891 г., ныне дей­ствующая). В селе Кузедеево Новокузнецкого района в храме св. Пантелеймона хранится боль­шая икона Целителя со встроенной капсулой его мощей. Действует храм святого в Белокурихе и других сельских районах Алтайского края. Как правило, возле храмов, посвященных святому Пантелеймону, бьет источник чистой воды, со­держащий много серебра и приносящий исце­ление как телесное, так и духовное. Есть такой источник и в селе Лучшево Прокопьевского рай­она, который собирает 9 августа, в день памяти святого, множество людей.

   Святой Пантелеймон почитается как покрови­тель воинов и одновременно как целитель. Це­ление — основное качество святого, особо при­влекавшее Николая Константиновича Рериха. В 1935 году в «Листах дневника» (т. 1, стр. 125) он записал: «Уже с юных лет Святой Пантелеймон оставляет за собой признание целителя, над полезными добрыми цветами и травами наги­бается врач Аюр-Веды. Каждая травинка степ­ная полна старинных преданий. В сказке ли? Где же там сказки, когда все — на пользу».

   Святому Пантелеймону художник посвятил две своих картины. Первая «Пантелеймон-Целитель», хранящаяся в Третьяковской галерее, была на­писана в 1916 г. в разгар войны, вместе с дру­гими произведениями, изображающими святых («Три радости», «Святой Никола» и др.). Вторая картина написана в 1931 году и сейчас хранит­ся в Нью-Йоркском Музее. На обеих картинах Целитель Пантелеймон изображен мудрым стар­цем, собирающим алтайские травы. «Уже много лет тому назад были написаны картины, имев­шие содержанием значение целебных и полез­ных трав, — писал Рерих в 1936 г. («Листы днев­ника», т. 2, стр. 40, М., 1995, МЦР). — Еще в России были написаны «Знахарка» и «Ункрада» — и та и другая по цветочным новгородским холмам со­бирали полезные целительные травы. Затем был написан «Святой Пантелеймон-Целитель», ходивший по безбрежным увалам и степям в поисках целения человечества. Три года тому назад был написан «Гуру Чарака» — знаменитый аюрведический врач, о котором в древнейших писаниях Индии упомянуто так значительно. Если две первых картины остались в России, то «Святой Пантелеймон» — в Нью-Йоркском Музее, а «Гуру Чарака» — в особом зале Бенареса. Так уже давно предвиделось то, что теперь произош­ло воочию. Так же точно, как произошли предво­енные картины, так же предчувствовалось и о целении полезными травами».

   В целении нуждается человечество, в целе­нии нуждается планета, и потому сердце народа тянется к образу Светлого Целителя, чье без­граничное сострадание изливается на каждого, искренне просящего о помощи.

Е. Кулакова, г. Новокузнецк

Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды», 27 августа 1998 г., № 9. С.2.

(Visited 33 times, 1 visits today)

Добавить комментарий