Учителя – творцы культуры

Автор: | 04.11.2013

«Свет Утренней Звезды», № 5(88) от 28.12.2012 г.                                       

Что такое культура? Это основание, на котором строится жизнь любого народа, государства, этноса. Культура определяет способы и методы взаимодействия между людьми, табуированные области, что такое хорошо и что такое плохо…
Культура – это стержень, который скрепляет жизнь любого социума, начиная с семьи и заканчивая государством. И культурный народ – это не просто «цивилизованный» народ, это не просто умение держать вилку и нож в нужной руке; культурный народ – это, прежде всего, народ, у которого сохранились четкие, проверенные тысячелетиями морально-этические ценности, в большей степени аккумулированные в виде религиозных норм.
И если мы сравним основные положения религий, то увидим, что они полностью идентичны. Конечно, нюансы могут отличаться от эпохи к эпохе, от страны к стране, но базовые принципы, регулирующие социальные отношения, неизменны: не убий, не укради, не лги… Утеря культурных ценностей неизбежно ведет к деградации народа и его вымиранию, что хорошо прослеживается по европейским странам и США.

Чтобы общество эволюционировало, чтобы оно могло выжить в быстроменяющемся мире, культурные ценности должны сохраняться, передаваться и развиваться. Передача культурных ценностей естественным образом происходит в детстве и подростковом возрасте.
Каким же образом это происходит? Как именно воспитывается культура и что нужно делать педагогу или родителю для воспитания культуры? Водить детей в музеи? Дважды в день читать нотации и мораль? Или сделать специальный урок, на котором учить детей культуре? Так как же можно передать высокую культуру детям? Оказывается, практически никак: культура не передается искусственно!

Оказывается, дети сами перенимают ценности и направленность взрослых, которые для них социально значимы. Никто доподлинно не знает, как ребенок улавливает эти тонкие вещи, но известно, что дети совершенно четко вычленяют настоящие культурные ценности взрослых.
Именно настоящие, то есть не те, которые декларируются, а те, которые существуют де факто!
И если вы пренебрежительно и равнодушно относитесь к животным, то бесполезно объяснять ребенку, что заботиться о животных – это хорошо. Чтобы ребенок воспринял культурные ценности, нужно самому являть их.
Если для родителей основным времяпрепровождением является просмотр телевизора, бесконечных шоу и сериалов в обнимку с бутылкой пива, то бесполезно такому ребенку объяснять, что учиться и познавать – это интересно, это развивает широту и качество мышления, это делает человека человеком. Ребенок будет копировать те стереотипы поведения, которые перенял в среде, в которой он растет.
И если нам будут интересны наши собственные дети или наши ученики, а не отметки, которые они получают, не призы, которые они выигрывают на олимпиадах и конкурсах, то и дети, переняв нашу направленность, будут видеть в людях прежде всего людей, а не то, какой у них «модный прикид», на какой «тачке» они ездят и сколько стоят их часы или галстук.

Все мы существа социальные. Мы живем в социуме, мы в него встраиваемся, от него зависим. Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на него основополагающее воздействие. Таких сред, оказывающих на ребенка ключевое воздействие, немного, всего две: семья и школа (иногда еще двор – дворовая культура). Таким образом, школа не только дает образование детям, но играет ключевую роль в их воспитании.
И здесь начинает играть роль культурный уровень педагога (или вообще взрослого), кем мы являемся, куда стремимся, и что для нас является действительно ценным.

Поразительная вещь! Можно не устраивать лекций, не писать статей и не читать нотаций, но, хотим мы этого или нет, просто фактом своего существования, ежедневных взаимодействий с другими людьми в этом мире мы меняем этот самый мир, меняем людей вокруг нас.
И знание этого отражено в культуре народов: мыслью о самосовершенствовании пронизаны все восточные религии и философии; православная мудрость – спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи – становится понятна при понимании механизмов, описанных выше. Становится понятным, почему за Христом пошли миллионы людей, ведь Он «есть Путь, и Истина, и Жизнь». Он являл собой те высокие истины, о которых говорил.

Но кроме воспитания есть еще учебный процесс. Существует учебный план, нужно дать определенный объем знаний учащимся. И здесь тоже культурный уровень педагога непосредственно влияет на одну из ключевых проблем педагогики – на мотивацию детей.
Ведь все мы знаем, что у увлеченного предметом учителя и дети начинают увлекаться его предметом. И если для учителя урок – это скучное и неинтересное «отработка», то и ученики будут заниматься на уроке всем чем угодно, но только не предметом.
Могу привести такой пример из собственной практики.
На одном из уроков в четвертом классе мы проходили строение вещества. Стандартный опыт по этой теме – демонстрация растворения. В банку с чистой водой капается капля краски, которая постепенно окрашивает всю воду. Я не знаю, сколько раз дети проделывали этот опыт, когда рисовали красками. Наверное, не один десяток раз, а может, и не одну сотню.
Ничего, вроде бы, примечательного и интересного в этом опыте для них не должно быть. Однако мне самому было интересно смотреть на то, как происходит перемешивание и диффузия: краска повисает волнами, закручивается в спирали, становится похожей на облако.
И, увлеченный этим зрелищем, я обратился к детям, произнеся всего лишь два слова: «Смотрите, как интересно!» То, что произошло дальше, для обычного учителя означало срыв урока: пока весь класс, каждый из учеников, не попробовал капнуть свою собственную каплю в банку и не рассмотрел, что же там происходит, вести урок дальше было бесполезно. Однако для меня означало, что урок удался.
Ведь дети увлеклись предметом, без всяких нагоняев и мотивации они сами проделали опыт, сделали собственные наблюдения. В этот момент они научились видеть в простой вещи что-то необычное, заинтересовались не очередной игрушкой на компьютере, а природным явлением.
А при правильно заданном вопросе еще и задумались, почему же происходит это явление, и сами сделали первое в своей жизни научное открытие. Именно в этот момент восхищения мне удалось передать собственную направленность детям.
Таким образом, учитель в школе (да и не только в школе) является не просто ретранслятором некоторых знаний и умений, но и воспитателем культуры, хочет он этого или нет.
Так постараемся же быть творцами Культуры с большой буквы!

Д.А. Бунтин, кандидат физико-математических наук, г. Новосибирск
(Visited 2 times, 1 visits today)

Добавить комментарий