Философия космической реальности и новое научное мышление: к 100-летию Живой Этики

Автор: | 05.10.2021

9–10 октября 2020 года в онлайн-формате прошла Международная научно-общественная конференция «Философия космической реальности и новое научное мышление: к 100-летию создания Живой Этики». Организатором конференции выступил Международный Центр Рерихов. Соорганизаторы конференции: Институт научной информации по общественным наукам РАН, Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхата (Иран), Российская академия естественных наук, проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Международная ассоциация фондов мира, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н. Рериха.

Н.К. Рерих. Чинтамани. 1935 – 1936.

В работе конференции приняли участие 420 человек из 17 стран: России, Украины, Республики Беларусь, Болгарии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Германии, Австрии, Испании, Индии.

В адрес конференции поступило много приветствий, в том числе от Президента Международного Центра Рерихов (МЦР), художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича Юрия Хатуевича Темирканова и от Президента Международной ассоциации фондов мира, многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Евгеньевича Карпова. Кроме того, приветствия проректора Севастопольского государственного университета Ирины Николаевны Авдеевой, руководителя проблемной группы «Русский космизм» Российского философского общества профессора Виктора Васильевича Фролова и других.

9 октября утреннее заседание конференции открыл вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко: «В этом году мы отмечаем два юбилея – 15 апреля исполнилось 85 лет со дня подписания Пакта Рериха, заложившего основы международной правовой системы по охране и защите объектов культурного наследия. Потенциал Пакта и его возможности настолько велики, что нынешние и будущие поколения будут неоднократно возвращаться к нему для осмысления и осуществления его идей, так как основная цель Пакта – призыв “Мир через Культуру”.

Ежегодная международная конференция, которую мы сейчас проводим, посвящена второму юбилею. 24 марта Елена Ивановна Рерих записала послание своего Учителя: “В Новую Россию моя первая весть”. Эта и последующие записи бесед Елены Рерих со своим Учителем, которые она вела до последних дней своей жизни, послужили основой для составления ею свода книг, которым было дано название “Учение Живой Этики”. Эти книги названы Учением, потому что в них содержатся новые знания, необходимые человечеству для перехода на новую ступень его эволюции.

В начале XX века, когда человечество приблизилось к качественно новому этапу своего развития, настало время Учителям человечества передать нам новые знания. Эта задача была выполнена с помощью Елены Ивановны Рерих. У Николая Константиновича Рериха была не менее важная миссия: воплотить идеи Живой Этики в своем творчестве. В результате уникального сотрудничества Рерихов с Учителями человечество увидело свет Учения Живой Этики, были созданы тысячи прекрасных полотен Н.К. Рериха, Пакт Рериха, Гималайский Институт научных исследований “Урусвати” и многие другие плоды творчества Рерихов. Воспользуется ли этими дарами на Общее благо Россия, а вслед за ней и все человечество, пока не ясно».

Участники конференции посмотрели видеозапись доклада академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции», представленного ею на одноименной Международной научно-общественной конференции, организованной МЦР в 2011 году. Это выступление было воспринято участниками с большим удовлетворением и может стать хорошей традицией обращения к ее видеовыступлениям в будущем, поскольку Л.В. Шапошникова задала мощный импульс к осмыслению Учения Живой Этики как уникального явления в системе мировой Культуры, обосновала формирование новой системы познания и новой методологии исследований как в рериховедении, так и других областях научного знания.

С докладом «Живая Этика в современном мире» выступила Ольга Александровна Лавренова, заместитель директора Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов по научной работе, кандидат географических наук, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН (Москва), профессор МИСИС и ГИТР. Она обратила внимание на тот факт, что осмысление Живой Этики в культурно-исторической перспективе помогает понять особенности этого уникального текста. Каждый текст можно анализировать по нескольким параметрам: cоздание, особенности самого текста, его воздействие и его интерпретация. Живая Этика принадлежит к великим текстам человечества, эволюционное влияние которых на культуру продолжается не одно столетие. Это философское учение обобщает духовный опыт человечества, опирается на важнейшие духовные тексты культур Запада и Востока. Живая Этика воплощается в творчестве самих Рерихов. Общественное движение, основанное на Живой Этике, было инициировано Рерихами и развивается в поле культуры до сегодняшнего дня. Выдающуюся роль в осмыслении и воплощении идей Живой Этики в научный оборот сыграла Л.В. Шапошникова, создавшая общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве.

Тему «Живая Этика как философское основание Пакта Рериха» раскрыла в своем выступлении Марга Петровна Куцарова, юрист-международник, руководитель Национального общества Рерихов в Болгарии. Она отметила, что Н.К. Рерих утвердил Культуру как основу жизни человечества, источник решения всех социальных проблем и преодоления глобальных кризисов. Однако концепция Культуры Рериха еще не в полной мере осмыслена учеными и культурной общественностью. Ориентиром для понимания идей Рериха служат выдающиеся работы Л.В. Шапошниковой. Поскольку через Рерихов была дана философия космической реальности, которая стала основой нового космического мышления, то в этом контексте надо изучать Пакт Рериха.

С докладом «Знание и сознание в философском Учении Живой Этики» выступила кандидат культурологии, руководитель ОНЦ КМ МЦР Ирина Юрьевна Дьяченко. Она рассмотрела основные вопросы, связанные с проблематикой знания: его природа, структура, отношение к реальности, проблема поиска истины и др. В докладе были также освещены познавательные способности человека, возможности расширения границ его познания и сознания.

Выступление на тему «Общественный Музей имени Н.К. Рериха как вестник идей Живой Этики в России» было подготовлено директором Музея Натальей Николаевной Черкашиной. Она осветила историю создания и многогранную деятельность Музея, которая осуществлялась на протяжении многих лет и включала сохранение, исследование и популяризацию творческого наследия семьи Рерихов, утверждение средствами музейной экспозиции философских идей Учения Живой Этики. Н.Н. Черкашина акцентировала внимание на общественном статусе Музея, поскольку общественная форма культуры, заложенная в концепции создателя Музея С.Н. Рериха, обеспечила более широкие возможности в популяризации идей Рерихов, свободу творческого выражения, способствовала реализации воспитательного и образовательного потенциала.

Главный редактор публикаторского отдела МЦР Татьяна Олеговна Книжник представила доклад «Философия Живой Этики в эпистолярном наследии С.Н. Рериха», в котором она проанализировала переписку С.Н. Рериха с деятелем рериховского движения в США Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. Уникальная переписка, охватывающая полувековой период распространения рериховских идей в мире, является и замечательным чтением, давая живой пример взаимного доверия, человечности, самоотверженного служения и преданности высоким идеалам. Письма С.Н. Рериха раскрывают целый спектр как традиционных, так и совершенно новых философских проблем, содержат множество советов и выводов, основанных на его жизненном и духовном опыте.

В докладе «Философия Живой Этики – эволюционный фокус русской культуры» Сергея Владимировича Скородумова, вице-президента МЦР (Ярославль), и Валентины Владимировны Виноградовой, сотрудника Музея имени Н.К. Рериха, объектом исследования стала философия Живой Этики как качественно новая ступень в процессе познания одухотворенного космоса. Эволюционные действия Рерихов по созданию Живой Этики в сотрудничестве с Учителями Востока позволили раскрыть энергетический потенциал русской культуры. Все свои труды семья Рерихов посвятила Родине, и многие из них были связаны с именем преподобного Сергия Радонежского. Русский космизм несет в своих истоках его подвижническую, культурно-духовную деятельность.

Выступление Татьяны Салиховны Расуловой, кандидата философских наук, профессора Государственной консерватории Узбекистана, называлось «Значение культуры в философии Живой Этики». Она, в частности, отметила, что не сама по себе красота, а, говоря словами Н.К. Рериха, ее осознание спасет мир. В Живой Этике постоянно проводится мысль о том, что художественная культура вообще и музыкальное искусство в особенности носят иеровдохновенный характер. Музыку по праву определяют как божественный язык, передающий тончайшие вибрации Высшего мира, что не нуждается в переводе на другой язык.

Дневное заседание 9 октября было продолжено докладом «Научное познание Вселенной и идеи Живой Этики», который представил доктор философских наук, профессор Технологического университета имени А.А. Леонова Виктор Васильевич Фролов. Он отметил, что в границах эмпирической картины мира, сформированной современной наукой, у человека нет доказательств считать, что его конечная жизнь связана с эволюцией Вселенной. Такая позиция не учитывает существование иных, незримых, тонких, не поддающихся эмпирическому познанию форм существования мироздания. Познание таких форм бытия Вселенной возможно при помощи новой системы познания, положения которой на базе Учения Живой Этики были разработаны Л.В. Шапошниковой. Ее ключевой идеей является то, что смысл жизни человека состоит в его духовном совершенствовании, которое вместе с тем является вкладом в дело эволюции всей Вселенной.

Доклад ведущего научного сотрудника Уральского федерального университета, кандидата технических наук, доктора экономических наук, профессора Валерия Павловича Ануфриева «Новый мир идет в лучах лабораторных…» был подготовлен группой ученых из Екатеринбурга (В.П. Ануфриев, Е.И. Ануфриева, М.Г. Старченко, Ю.В. Гудим). Выступающий показал, что современная наука все увереннее начинает подтверждать основные положения Живой Этики по всем научным направлениям. Усилия ученых направлены на изучение внутреннего человека, его психологических возможностей, взаимосвязь духовного развития и физического здоровья. Доклад сопровождался наглядной презентацией достижений в научных исследованиях современных ученых.

В докладе «Эволюционная роль интеллекта в свете Учения Живой Этики и эпистолярного наследия Елены Ивановны Рерих», подготовленном старшим преподавателем Московского государственного лингвистического университета, переводчиком, сотрудником МЦР Ольгой Александровной Канищевой, отмечается, что интеллект и эрудиция никогда не являлись факторами приближения к источнику Истины. Учение Живой Этики и эпистолярное наследие Е.И. Рерих отвечают на затронутые в докладе поставленные мировоззренческие вопросы, дают направление для более глубокого осмысления и дальнейших научных исследований, касающихся эволюционной роли интеллекта.

Галина Борисовна Святохина, кандидат философских наук, доцент Уфимского государственного нефтяного технического университета, в своем докладе «Учение Живой Этики как основа научно-исследовательской методологии синтеза» отметила, что используемая в научных исследованиях методология получения нового знания неразрывно связана с теми мировоззренческими положениями и принципами, которым отдает предпочтение ученый. Решение проблемы объединенной научно-исследовательской методологии видится в мировоззренческих положениях и принципах целостного подхода в Учении Живой Этики.

Выступление «Концепция и результаты работы секции “Живая Этика” МЦР» было подготовлено кандидатом педагогических наук, кандидатом философских наук, заместителем руководителя ОНЦ КМ МЦР Анатолием Андреевичем Лебеденко. Докладчик осветил вопросы, связанные с деятельностью этой секции за несколько лет со дня ее создания: история, философские и этические основы работы, принципы организации научных заседаний, тематика исследований и результаты. Итогом деятельности секции на разных этапах стало издание МЦР двух сборников «Живая Этика и наука» (2008, 2013) и подготовка к публикации очередного, третьего, выпуска.

«”Вдохновительница Новых Путей”: образ Елены Ивановны Рерих в творчестве отца и сына Рерихов» – так назывался доклад кандидата искусствоведения, руководителя Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева г. Новокузнецка Елены Станиславовны Кулаковой. В своем выступлении Е.С. Кулакова представила краткий анализ картин Н.К. Рериха «Властитель ночи» (1918), «Cor Ardens» («Пылающее сердце», 1917), «Ведущая» (1924) и других, посвященных Е.И. Рерих, а также ее портреты, созданные С.Н. Рерихом. В своих произведениях оба художника осмысливали разные грани героического творчества Елены Ивановны, связанные с созданием философской системы Живой Этики, а также представили ее удивительно утонченный образ как вдохновительницы на жизненных путях, являющей пример высокого духовного синтеза.

В докладе «К вопросу о взглядах Е.И. Рерих на историю человечества» доцент Кемеровского государственного университета, кандидат исторических наук Людмила Сергеевна Решетникова раскрыла точку зрения Е.И. Рерих на историю человечества в сравнении с принятыми в исторической науке положениями. Согласно Живой Этике, направление исторического процесса определяется Космическими законами и имеет две составляющие – космическую (или метаисторическую) и земную.

Заместитель директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Михайлович Журавихин представил доклад «Эволюционные особенности детей нового сознания». Он отметил, что на рубеже XX–XXI веков стало появляться все больше детей с необычайно высоким уровнем сознания, что выражается в их глубоких философских размышлениях о космосе и человеке. В России в научный оборот был введен термин «дети нового сознания», предложенный Л.В. Шапошниковой.

В докладе Елены Евгеньевны Корчемкиной, учителя английского языка, сотрудницы Санкт-Петербургского отделения МЦР, «Живая Этика о принципах воспитания и образования» было сказано о том, что современная система образования не справляется со стоящими перед ней задачами, потому что наука не знакома с методологией, данной в Учении Живой Этики. Именно высокие этические принципы Живой Этики раскрывают смысл жизни, развивают внутреннего духовного человека, дают импульс для его дальнейшего совершенствования.

«Особенности эпидемий и их профилактика в свете космического мировоззрения» – так назывался доклад Игоря Ивановича Легкоступа, кандидата экономических наук, преподавателя Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича (Украина). Еще А.Л. Чижевский доказал зависимость эпидемических процессов от цикличности солнечной активности. Живая Этика существенно расширяет знания о причинах, характере и профилактике эпидемий, основой в борьбе с которыми станет развитие и укрепление психической энергии человека.

По завершении первого дня работы конференции состоялась премьера документального фильма «“Анастасия” – значит “возрождение”» (режиссер Валерий Шатин), посвященного истории часовни св. Анастасии с росписями Н.К. Рериха во Пскове. Фильм был приурочен к 85-летию подписания Пакта Рериха.

Утреннее заседание второго дня конференции, 10 октября, началось с доклада «Россия – Индия: связь народов и культур в свете Живой Этики», который представила кандидат исторических наук Елена Владимировна Троянова (Киргизская Республика). Она показала, что в философии реального космоса исторический процесс предстает не только как земное, но и как космическое явление. Живя в Индии, Н.К. Рерих наблюдал и фиксировал в очерках и художественных полотнах разнообразные историко-культурные параллели, свидетельствовавшие о взаимосвязи русской и индийской культур с древности. Новым шагом в изучении прошлого человечества с 1990-х годов явились исследования в области популяционной генетики. В докладе рассмотрена геногеография Y-хромосомной гаплогруппы R1а, которая представлена на Русской равнине и Индийском субконтиненте.

Выступление «Индо-русский магнит: значение Живой Этики в преподавании русского языка и литературы в Индии» было подготовлено заведующей кафедрой славянских и финно-угорских исследований Делийского университета профессором Сурьянараян Нилакши (Индия). Рерихи хорошо известны в Индии как художники, но их философия не представляла для докладчика интереса, пока она с ней не познакомилась, приехав в долину Кулу, где Рерихи жили много лет. Живая Этика привлекла тем, что она имеет цель развивать и укреплять моральную целостность человека на протяжении всей его жизни. Сейчас пришло время соединить философию Живой Этики с другими дисциплинами и создать для студентов специальные курсы, в которых бы изучались тексты учения, которые следует популяризировать как среди студентов, так и учителей, а шире – для людей из всех слоев общества.

В докладе «Культура как созидательная Красота жизни в свете Живой Этики» руководитель Немецкого рериховского общества Галина Константиновна Шнайдер (Германия) отметила, что для Н.К. Рериха приоритет культуры был неоспорим. Воплощая идеи Живой Этики в собственной жизни, Рерих считал, что культура неотделима от ежедневного сознательного труда и творчества. Он отмечал, что Красота является одним из законов Космоса.

Татьяна Васильевна Александрова, сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР, в докладе «Национальное и общечеловеческое в концепции Культуры Н.К. Рериха в свете идей Живой Этики» пришла к выводу, что философской системе Живой Этики и идеям Рериха предстоит сыграть важнейшую роль в осознании человечеством культуры как национального и общечеловеческого достояния.

В докладе сотрудника Санкт-Петербургского отделения МЦР Филиппа Валерьевича Саулина «Эволюционный потенциал Пакта Рериха с точки зрения Живой Этики» были проанализированы идеи Живой Этики, связанные со значением Культуры для эволюции человечества, их отражение в положениях международного договора по сохранению культурного наследия (Пакта Рериха).

Доклад «Синтетическое мышление как аспект развития сознания в учениях Востока с точки зрения Живой Этики» представила магистр искусств Екатерина Андреевна Щусь, аспирант Рурского университета (Бохум, Германия). Проблема синтетического мышления и сознания была ею исследована в контексте учений Востока и Живой Этики, где этим вопросам придается огромное значение. Показаны характерные особенности развития сознания, его способность к расширению, зависимость от мышления, синтетичность, индивидуальность и др. В докладе представлены некоторые примеры на данную тему из памятников религиозно-философской мысли Китая, буддийские сутры и трактаты.

Доцент кафедры философии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, кандидат философских наук Петр Дмитриевич Абрамов представил доклад «Живая Этика и современная наука – о Космических законах». Понятие законов в научном познании может быть расширено до представления о Космических законах, которые управляют мирозданием и представляют собой универсальный принцип бытия. По мнению выступающего, Космические законы, о которых говорит Учение Живой Этики, позволяют осмыслить возникновение проявленной вселенной, характеризуют сущность космической эволюции и определяют ее направленность.

Владимир Анатольевич Чернов, доктор экономических наук, профессор Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, представил тему «Нравственность и культура потребления: ориентиры Живой Этики в поведенческой экономике и устойчивом развитии общества». В докладе отмечается, что Культура в Учении Живой Этики несет в себе нравственное, высоко этическое начало и имеет важное значение, и сама Живая Этика ориентирована на преобладание духовных, нравственных принципов над материальными, узкокорыстными интересами.

Дневное заседание 10 октября открылось докладом «Космологические аспекты музыки в философии Живой Этики и современные научные исследования», который представил руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР Эдуард Антонович Томша. Он показал, что многие положения Живой Этики раскрывают космологические аспекты музыки. Объединяя знания этой философской системы, можно получить представление о музыке как одном из основных связующих элементов между мирами различного состояния материи, названными в Живой Этике земным (плотным), Тонким и Огненным мирами.

Галина Григорьевна Пантелеева, кандидат философских наук, инженер-электроник Морского гидрофизического института (Севастополь), в своем докладе «Община как эволюционное социальное явление в философии Живой Этики» отметила важность философской оценки понятия общины в кризисных условиях современного мира. Учение Живой Этики посвящает отдельный том изложению концепции общины в свете идей эволюции космоса и человека. Интересно в связи с этим познакомиться и с развитием этих идей в трудах Л.В. Шапошниковой, которая более подробно раскрыла причинные связи создания общины.

В докладе «Идеи русского космизма и Живой Этики в книге Георгия Гребенщикова “Гонец. Письма с Помперага”», представленном заведующей кафедрой Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, кандидатом филологических наук Светланой Сергеевной Царегородцевой (Ялта), показано, что Г.Д. Гребенщикова и Н.К. Рериха изначально объединяли высокие цели культурного строительства. Идеи общинности Рериха, созвучные идеям русского космизма и Учения Живой Этики, были апробированы в Чураевской общине Гребенщикова в штате Коннектикут (США), где по проекту Рериха также была построена часовня св. Сергия Радонежского.

В выступлении научного сотрудника ОНЦ КМ МЦР Ларисы Анатольевны Кожемякиной на тему «Принцип “единство в многообразии” в философско-этических воззрениях Свами Вивекананды и Учении Живой Этики» раскрываются характерные особенности мировоззрения Свами Вивекананды. Учение Живой Этики, объединившее мудрость Востока и Запада, созвучно философским положениям адвайта-веданты. Единство народов Евразии было рассмотрено в аспекте реализации принципа «единство в многообразии» на основе актуализации общечеловеческих этических ценностей.

Доцент Киевского национального лингвистического университета, кандидат филологических наук Владимир Леонидович Пирогов в докладе «Размышления над картиной Н.К. Рериха “Конфуций Справедливый”: космизм сквозь призму конфуцианства и Живой Этики» представил результаты исследования сюжетно-композиционных и философско-лингвистических особенностей картины Н.К. Рериха «Конфуций Справедливый», которая входит в серию картин «Знамена Востока» (1925). Обращается внимание на начертание иероглифов на повозке Конфуция, символизирующих царственное величие китайского подвижника, космичность его сознания.

В докладе «Космизм П.Д. Успенского в свете идей Живой Этики» профессора Московского педагогического государственного университета, доктора философских наук Андрея Юрьевича Шелковникова говорится о созвучии эстетических взглядов на модель вселенной П.Д. Успенского в ранний период его творчества и идей Учения Живой Этики.

Лейла Штробль, магистр права, президент Австрийского общества Рерихов, в своем докладе «О кризисе нашего времени в трудах П.А. Сорокина в свете философских идей Живой Этики» подчеркнула актуальность взглядов П.А. Сорокина, которая определяется его представлениями о фундаменте любой социаль

социальной системы, что проявляет себя в сохранении культуры, актуализации общечеловеческих ценностей, смыслов и этических норм. Созвучие научных трудов Сорокина идеям Живой Этики заключается в реализации принципа общего блага, служения людям, жертвенности, в преодолении эгоистического узколичностного начала.

Выступление руководителя отдела развития МЦР, кандидата педагогических наук Любови Владиславовны Хоменок «Живая Этика о новом понимании Красоты» было посвящено эволюционной роли красоты в культурно-духовной эволюции человечества. Живая Этика рассматривает Прекрасное как энергетику Мира Огненного. Ярче всего она проявляет себя через культуру человека и создаваемые им творения, поэтому Николай Рерих и члены его семьи важное значение придавали сохранению памятников старины, выдающихся произведений искусства.

В завершение конференции О.А. Лавреновой в заключительном слове было отмечено, что спектр докладов, прозвучавших на конференции, был достаточно широким. Среди естественных наук были затронуты: астрономия, физика, генетика, медицина, эпидемиология. Еще более широким был спектр гуманитарных наук: философия, история, социология, культурология, философия культуры, футурология, или прогностика, педагогика.

Во многих докладах присутствовала красота: говорили об искусстве, живописи, музыке. Это очень важно, потому что это то, чему учила Людмила Васильевна Шапошникова – к предмету исследования нужно подходить бережно, с большим уважением и излагать свои мысли красиво. Эта трепетность, красота мысли присутствовала во многих докладах на конференции.

Размышляя над спектром научных исследований, который был представлен за два дня конференции, О.А. Лавренова пришла к мысли, что если бы не было самой первой конференции, которую инициировала Людмила Васильевна Шапошникова, то наследие Рерихов, может быть, по-прежнему оставалось бы исключительно в области искусствоведения. Людмила Васильевна действительно инициировала импульс мысли, который нас заставил обратиться к Живой Этике не просто как к отвлеченной философии, к основе творчества Рерихов, а как к перспективной и широко применимой методологии познания. Она не просто «достала» из философии Живой Этики эту методологию – она ее сформулировала и научила ею пользоваться.

С первой конференции прошло более двадцати пяти лет, и за это время широко развилась научная деятельность МЦР, мировоззренческой основой которой является Живая Этика. О.А. Лавренова с уверенностью отметила, что конференция 2020 года состоялась и удалась.

По материалам сайта Международного Центра Рерихов

Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды», от 29 января 2021 г.,  № 1(119). С. 1, 4.

(Visited 9 times, 1 visits today)

Добавить комментарий