«Свет Утренней Звезды», № 4(107) от 30 ноября 2016 г.
С 19 по 21 июля 2016 года в Горном Алтае, в административном центре Усть-Коксинского района, прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Алтай. От прошлого через настоящее к будущему», посвященная 260-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства, 25-летию образования Республики Алтай, 90-летию Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха на Алтае.
Ее организаторами выступили отдел культуры Усть-Коксинского района Республики Алтай, Международный Центр Рерихов (Москва), Уральское отделение Лиги защиты Культуры (Екатеринбург), Центр культуры «Беловодье», Народный Университет Республики Алтай и Межрегиональный информационно-аналитический Центр. Официальными партнерами проекта выступили СПАО «Ингосстрах» и АНКО «Антитеррористический международный центр».
в селе Верх-Уймон из фондов общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве.
В рамках юбилейных мероприятий состоялось открытие выставок, посвященных памятным датам.
В краеведческом музее села Верх-Уймон была торжественно открыта выставка подлинных картин Н.К. Рериха «Певец Священных Гор» из фондов Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Референт отдела выставок Международного Центра Рерихов (МЦР) Д.Ю. Ревякин зачитал приветствие вице-президента МЦР А.В. Стеценко и поблагодарил всех принявших участие в организации выставки. Дмитрий Юрьевич подчеркнул необходимость дальнейшего сотрудничества общественности и МЦР в деле сохранения Музея имени Н.К. Рериха и наследия семьи для будущих поколений и эволюционных процессов человечества.
Подлинные картины Н.К. Рериха на Алтае экспонируются в третий раз и зрители всегда отмечают их особенно высокое, торжественное звучание в пространстве алтайской природы, наполняющее внутренний мир человека красотой и гармонией.
В Доме творчества и досуга Усть-Коксы была открыта выставка фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой, генерального директора московского Центра-Музея, академика РАЕН, «Тернистый путь Красоты», посвященная ее 90-летнему юбилею.
Индолог, историк, писатель, философ, ученый, путешественник Л.В. Шапошникова в 1975 – 1980 годах в одиночку прошла по маршруту Трансгималайской экспедиции Рериха, который пролегал и через Усть-Коксинский район Республики Алтай.
Она побывала в Усть-Коксе, Верх-Уймоне, Катанде, на Каменном и Студеном белках, у подножия горы Белухи. Собранный ею материал имеет большое научное и культурологическое значение.
Итогом этого уникального путешествия стало издание трилогии «Великое путешествие» и фотоальбома «От Алтая до Гималаев».
Выставка фотографий Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» была открыта и в селе Катанда.
В работе конференции приняли участие представители научной и культурной общественности из Москвы, Минска (Республика Беларусь), Ярославля, Азова, Горно-Алтайска, Бийска, Барнаула, Новосибирска, Новокузнецка, Кемерова, Прокопьевска, Омска, Симферополя (Республика Крым), Томска и других городов, а также из поселений Усть-Коксинского района: Усть-Кокса. Мульта, Верх-Уймон, Катанда, Нижний-Уймон и других.
В научном форуме участвовали 5 докторов и 17 кандидатов наук, аспиранты, исследователи, заслуженные учителя России, почетные работники народного образования, руководители и представители общественных организаций, культурных центров и творческих лабораторий России.
III Всероссийская научно-практическая конференция продемонстрировала высокий научный уровень.
Участники III Всероссийской научно-практической конференции
«Алтай. От прошлого через настоящее к будущему» в селе Усть-Кокса.
С приветственным словом к участникам конференции обратились: О.П. Симиренко, начальник отдела культуры Администрации МО «Усть-Коксинский район», Н.И. Апёнышева, председатель женского Совета Усть-Коксинского района, преподаватель техникума отраслевых технологий. Были зачитаны приветственные письма вице-президента Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко и председателя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха О.А. Уроженко.
Во время работы конференции ее участники обсудили актуальные научные и культурологические проблемы, в том числе: Алтай в условиях культурного многообразия и взаимодействия; культурно-исторические традиции и современность Центрально-Азиатского региона; научные исследования Ценрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха и их роль в изучении культуры региона; история, культура, искусство и этнография Алтая в исследованиях Николая Константиновича, Юрия Николаевича Рерихов и Людмилы Васильевны Шапошниковой; философия русского космизма и ее роль в развитии науки и культуры.
Конференцию открыл доклад Д.Ю. Ревякина «Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха», в котором автор говорил и о маршруте экспедиции, и о научных исследованиях Н.К. и Ю.Н. Рерихов в это время.
Л.В. Кудряшова, доктор философии, член Европейской академии естественных наук Ганновера (Симферополь), в своем докладе «Вехи большого пути» сквозь призму времени и пространства проследила духовно-культурную связь древних народов Алтая и народов Крыма. Отголоски этого единства звучат и сегодня в культуре этих народов, топонимике, геральдике.
Особое внимание автор уделила исследованиям Н.К. и Ю.Н. Рерихов во время Центрально-Азиатской экспедиции, цель которых изучение источников, доказывающих этнокультурные связи и этногенетическое родство народов разных регионов мира.
О древних верованиях алтайского народа говорила в своем докладе «Умай-Эне – алтайский образ всего сущего» М.В. Яцышина, искусствовед, художник-дизайнер, исследователь культуры Алтая.
Умай-Эне – древнейшее женское божество тюркских народов, ипостась верховного божества Тенгри – Голубого Неба, она – покровительница детей и женщин, жизненное начало не только людей, но и домашнего скота, зверей и растений. Умай-Эне олицетворение великой силы огня в образе женского божества «Мать-огонь».
Важнейшему событию в истории алтайского народа – добровольному принятию им российского подданства, 260-летие которого отмечается в 2016 году, был посвящен доклад Н.С. Модорова, доктора исторических наук, профессора (Горно-Алтайск), и Р.В. Мезенцева, кандидата исторических наук, доцента (Бийск), «Освоение русским государством южной Сибири в первой трети XVII века».
Полтора столетия раздумий, колебаний и борьбы с набегами западно-монгольских ханов потребовалось кочевым племенам алтайцев, чтобы определиться, «кто же может стать для них надежным другом и защитником». Принятию этого решения способствовала и политика России «мирного закрепления за собою новых сибирских земель», а также «блюсти во всем ласку и привет» по отношению к кочевому населению Сибири.
Второго мая 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала Указ Коллегии иностранных дел о приеме алтайских кочевников в подданство Российской империи.
Бронтой Янгович Бедюров – алтайский поэт, востоковед-тюрколог, народный писатель Республики Алтай, общественный деятель, в своем докладе «25-летие Республики Алтай» отметил важность всех трех дат, под эгидой которых проходит конференция, так как каждое событие являлось импульсом для дальнейшего эволюционно-поступательного развития региона и позволяло сохраняться алтайскому народу как этносу, сберегать и развивать культуру.
Докладчик подчеркнул, что для взаимоотношений русского и алтайского народа характерно чувство уважения и толерантности к культурным ценностям друг друга. Прошлое, настоящее и будущее России и Алтая связаны воедино, судьбы их неразрывны. Бедюров подчеркнул особое влияние Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха на формирование и развитие культурного пространства Алтая.
Этой же теме был посвящен доклад «Экспедиция Рериха и ее влияние на развитие Уймонской долины» С.С. Овсянниковой, руководителя филиала «Школа раннего творческого развития “Звездная страна”» Верх-Уймонской средней общеобразовательной школы, председателя Центра Культуры «Беловодье». Проводя научно-исследовательскую работу по археологии, минералогии, этнографии Рерихи как бы наметили те направления культурной жизни долины, которые получили развитие в наше время: исследуются древние курганы, пещеры, петроглифы; изучением минералов и их обработкой занимаются в мастерской «Самоцветы». Широко в Уймонской долине развиваются народные промыслы, сочетая алтайские народные традиции с современными тенденциями декоративно-прикладного искусства. Активно собирается и сохраняется фольклор коренных жителей Уймонской долины – алтайцев и староверов. Их песни лежат в основе творчества ансамбля «Сиберия» и молодежного коллектива «Товарочка». Существует Музей истории и культуры Уймонской долины. Неуклонно повышается уровень образования населения, работает народная библиотека имени Е.И. Рерих.
Имя Н.К. Рериха помнят и чтят в Уймонской долине. В Верх-Уймоне восстановлен дом проводника и лекаря В.С. Атаманова, в котором жили Рерихи в августе 1926 года. Сейчас там Мемориальный Музей Н.К. Рериха.
В селе Усть-Кокса на стене дома купца Малкова (постройка первой половины XIX в.), где останавливалась экспедиция Н.К. Рериха на ночлег, установлена памятная доска. Об истории дома купца Малкова рассказала в своем докладе Е.А. Боброва, бакалавр искусств и гуманитарных наук, преподаватель английского языка (с. Верх-Уймон).
О потомках Вахрамея Семеновича Атаманова, его детях и внуках, которых судьба разбросала по разным странам мира, говорила начальник архивного отдела Администрации МО «Усть-Коксинский район» Л.В. Бухтуева в докладе «Счастлив тот, кто оставил потомкам чекан души своей…».
Несколько докладов были посвящены культурно-историческим традициям алтайского народа, жителей Уймонской долины, и их преломлении в современности.
Культуре старообрядцев, которые переселились в долину во второй половине XVIII века, был посвящен доклад «Религия староверов» Р.П. Кучугановой, старшего научного сотрудника Музея истории и культуры Уймонской долины, заслуженного учителя России. Не признавая служителей церкви, старообрядцы на протяжении веков сохраняют свою православную веру и остаются хранителями нравственных основ русской духовной культуры. В их пословицах и поговорках сохранен коллективный опыт науки добра. «Думай добротой, – говорят своим детям староверы, – добро согреет чью-то душу и спасет твою».
В докладе «Культура природопользования уймонских старообрядцев» Т.А. Огнева, заместитель директора МБОУ «Верх-Уймонская СОШ», рассказала о глубоком понимании этим народом каждого движения в природе и бережном отношении к ней. Автор говорила о практической работе по формированию экологической культуры детей и их родителей.
О проблемах сбережения природных ресурсов Алтая речь шла в докладе «Катунский биосферный заповедник: основные направления деятельности» методиста по экологическому просвещению этого заповедника Т.В. Яшиной.
Катунский заповедник был создан в 1991 году для сохранения уникальных высокогорных комплексов и решения проблемы восстановления численности редких видов животных. В 1998 году заповедник как кластерный участок вошел в состав территорий Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай – Золотые горы».
Мощь и красота Алтая притягивают людей из всех уголков планеты. В 30-е годы ХХ века по заданию правительства СССР, а потом и по велению души, приезжали на Алтай знаменитые писатели, поэты, журналисты. О том, как эти люди открывали Алтай для себя и читателей, рассказала в докладе «Поэзия высокогорья: Усть-Коксинская земля как художественное пространство в прозе В. Зарубина, И. Катаева, Н. Зарудина (1933 – 1936)» Т.П. Шастина, кандидат философских наук, доцент кафедры литературы Горно-Алтайского государственного университета (Горно-Алтайск).
Докладчиком было отмечено, что образ Горного Алтая в давние времена формировался глазами путешественника как страна Татария или Лукоморье с тремя духовно-культурными центрами – гора Белуха, Телецкое озеро и село Чемал.
В первой половине ХХ века Горный Алтай был Ойротской автономной областью (1922 – 1948). Столичные писатели приезжали в эти места и писали об их дикости. Но были и те, кто тонко чувствовал красоту Алтая.
Владимир Зарубин (1895 – 1937), глубоко понимающий душу природы, в своих произведениях «Горы», «Медвежий угол» писал о людях, строящих новую жизнь, об истории создания алтайских коммун, о бережных и мудрых взаимоотношениях человека с природой.
Иван Катаев (1902 – 1937) в своем рассказе «Под чистыми звездами» создал изумительной красоты образ Алтая и его Уймонской долины, передал физическую и духовную красоту человека: «Первородной свежестью дышал Алтай; высокая трава предгорий казалась голубоватой от влажности, и речная вода хранила холодок поднебесных снегов, <…> запахи спелой травы и черносмородинового листа. <…> Уединенная горная страна, из тех, что всегда так властно манят в путешествие своей как бы вечно недостижимой синевой».
Николай Зарудин (1899 – 1937) в рассказе «Снежное племя» показал не темные, а высоконравственные стороны народной жизни чувашского племени. Мир этих людей зиждется на началах добра, человечности, коллективизма.
На конференции прозвучали доклады культурологической, искусствоведческой и педагогической проблематики.
«Портреты Н.К. Рериха скульптора И.В. Васильева» – доклад Е.С. Кулаковой, кандидата искусствоведения, руководителя Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева (Новокузнецк). Автор подчеркнула, что образ Николая Рериха был одним из ключевых в творчестве рижского скульптора, профессора Латвийской Академии художеств Игоря Викторовича Васильева (1940 – 1997). В каждом из семи, выявленных Еленой Станиславовной скульптурных портретов художника работы Васильева, автор передал красоту и глубину духовного мира Рериха-мыслителя, гармонию его чувств и мыслей.
Три работы И.В. Васильева, посвященные Рериху, стали ключевыми экспонатами в музеях Барнаула, Новокузнецка, села Верх-Уймон. Во многом это объясняется историко-культурным фактором, местным краеведческим интересом к пребыванию Центрально-Азиатской экспедиции выдающегося художника на Алтае.
Председатель Кемеровского отделения Лиги защиты культуры Ю.П. Руденко в докладе «Концепция культуры в свете нового космического мировоззрения» и сотрудник Центра Культуры «Беловодье» (с. Усть-Кокса) А.Д. Шитов в докладе «Культура как основа жизни» говорили о разработанной Н.К. и Е.И. Рерихами концепции Культуры, в которой Культура выступает как целостное энергетическое явление, неотделимое от эволюции человека и основных закономерностей эволюции планеты.
Николай Константинович отразил новую концепцию Культуры в своем творчестве – философско-художественных очерках и живописных произведениях. Елена Ивановна – в эпистолярном наследии. Международный Договор по охране культурных ценностей – Пакт Рериха, является ярким эволюционным действием всех членов семьи Рерихов по проведению новой концепции культуры в жизнь.
В докладе «Русский космизм в искусстве. Проблемы терминологии» Л.А. Бровко, заместителя директора по научной работе Симферопольского художественного музея, говорилось о предшествующих космизму тенденциях в искусстве модерна, романтизма, символизма.
Но как направление в искусстве космизм складывался под влиянием развития русской научно-философской мысли о духовно-космической эволюции человека в трудах В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского, В. Соловьева, Н. Бердяева, Е. Рерих.
Космизм в искусстве ярко представлен в творчестве М. Чюрлениса, А. Скрябина, Н. Рериха, художников группы «Амаравелла».
И в наше время в современном изобразительном искусстве России есть целая плеяда художников-космистов, среди них О. Высоцкий, И. Анисифоров, А. Маранов, Феодосия, Лола Лонли и другие.
С.В. Скородумов, руководитель Межрегионального информационно-аналитического центра (Ярославль), в докладе «Л.В. Шапошникова и ее вклад в развитие русской культуры» рассказал об огромном вкладе Людмилы Васильевны в мировую и русскую культуру. Людмила Васильевна написала десятки книг, более 400 статей, в каждой из которых звучит ее огненная мысль, раскрывающая законы Космоса, неразрывную связь и взаимодействие человека и Миров.
Ее творчество, наполненное эволюционными мыслями и идеями, будет играть ведущую роль в дальнейшем духовном развитии России, русского народа и всего человечества.
С.И. Кудрявцева, преподаватель Музыкального колледжа имени В.Я. Шебалина (Омск), в докладе «Эволюционная роль красоты. По книге Л.В.Шапошниковой “Тернистый путь Красоты”» говорила о красоте как о творческой силе Космоса и важном факторе эволюции человека, подчеркнула связь истинного искусства с энергетикой Высших миров. К истинному искусству относится и искусство Н.К. Рериха, явленное творчеством духа Мастера и наполненное образами Космической красоты.
Педагогической проблематике был посвящен доклад педагога дополнительного образования И.В. Афанасьевой «Как растет человек, так растет и человечество» (Новосибирск), в котором она обращается к стоящей перед каждым учителем задаче формирования внутреннего мира ребенка, пробуждения его высоких качеств духа.
Советы и практический опыт классиков педагогики говорят, что в процессе воспитания человека с глубокой нравственной основой важную роль играет личность самого учителя. Его любовь и «чуткость сердца» поведут ребенка к пониманию истины и добра, помогут смягчить нрав, заменить индивидуализм коллективизмом, побороть невежество и равнодушие, выбрать высокий вектор жизненного пути. Необходимо помнить, что «благородство воспитывается благородством, любовь воспитывается любовью».
Участники конференции с большим вниманием слушали выступление актрисы Новокузнецкого драматического театра Людмилы Адаменко. На суд зрителей она представила литературно-музыкальную композицию на стихи Зинаиды Миркиной из сборника «Чистая страница».
Плодотворная работа III Всероссийской научно-общественной конференции «Алтай. От прошлого через настоящее к будущему» завершилась круглым столом, на котором обсуждались вопросы развития научного и культурного потенциала Республики Алтай.
Гости Республики приняли участие в обширной культурной программе конференции, включающей концерты, экскурсии, мастер-классы. Выступление народного фольклорного ансамбля «Сиберия» Центра традиционной казачьей культуры «Алтайские казаки» было зажигательным и ярким.
Сольный концерт этномузыки молодого алтайского певца, автора проекта «Белуха Джем» Алексея Чичакова покорил всех синтетическим подходом к культуре Востока и Запада, традициям алтайцев и современным техническим достижениям.
Неожиданное звучание традиционного кая в современной обработке, богатая музыкальная палитра, переливающаяся звуками окарин, тягучестью флейт, ритмами варганов, созданная с использованием современных музыкальных процессоров эффектов произвели сильное впечатление на слушателей.
Мастер-классы резьбы по дереву и созданию картин с использованием природных минералов в творческом объединении «Самоцветы», экскурсии по музеям Уймонской долины и знакомство с ее археологическими памятниками и наскальными рисунками были яркими и запоминающимися событиями в жизни участников форума на Алтае.
Фото из архива Международного Центра Рерихов