31 мая 2019 года в выставочном зале Красноярского Союза художников состоялось открытие выставки «Созвучие» современных художников-космистов. Организаторами выставки выступили Красноярская региональная организация ВТОО «Союз художников России», Общественное объединение «Созвучие» (Фонд картин художников-космистов), г. Юрги Кемеровской области и Красноярская группа друзей общественного музея имени Н.К. Рериха.
Официально открыл выставку Виктор Михайлович Бородин, председатель секции графики Красноярского Союза художников. Он рассказал предысторию возникновения космизма: «Космизм как новое направление в живописи явился продолжением русских духовных традиций. И особенно ярко заявил о себе в начале ХХ века. К числу художников-космистов можно отнести группу «Амаравелла». Все они – Петр Фатеев, Вера Пшесецкая (Руна), Александр Сардан, Сергей Шиголев, Борис Смирнов-Русецкий. и Виктор Черноволенко – были не похожи на других и, к сожалению, не признаны другими. Но их картины воплощали те идеи, и те мысли, о которых писали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Их произведения были наполнены космическим мироощущением, за которым стояла новая красота и ее поиск. Огромное влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами и знакомство с учением Живой Этики. Новое направление отринуло символизм и соприкоснулось с космической реальностью, с его новой энергетикой.
Л.В. Шапошникова, генеральный директор музея имени Н.К. Рериха, писала о творчестве этих художников так: «Наука еще только подходила к изучению новой Вселенной, к исследованию еще неизвестных ей физических процессов, а на полотнах «Амаравеллы» уже пылали краски, переливались новые космические формы, серебрились причудливые линии таинственной энергетики и преображенный человек, свободный и утонченный, творил Новый мир. На таких картинах невидимое становилось видимым, непроявленное – проявленным, неизвестное – известным и все Мироздание представало во всем своем гармоничном богатстве и разнообразии, как некое цельное произведение искусства, созданное Великим Художником в зовущих и непостижимых измерениях Космоса».
Все это можно сказать и о произведениях современных художников-космистов. Их творчество поддержал общественный музей имени Н.К. Рериха, где неоднократно проходили их персональные выставки. А сегодня вы можете познакомиться с работами двенадцати авторов этого направления. Спасибо авторам этих работ и организаторам выставки за такую возможность прикоснуться к красоте дальних миров и беспредельности».
Никитина Марина Вячеславовна, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета, член творческого Союза художников России в своем выступлении отметила: «Выставка получилась достаточно оригинальная. Каждый автор отличается своей стилистикой. О зрелости художника говорит его сложившаяся манера письма. Судя по работам авторов, видно, что все они профессионалы высокого уровня, которые уже прошли поиски, свойственные начальному этапу развития художника. Владея мастерством живописи, графики, картинного искусства они свободно говорят и выражают свои мысли на высоком уровне. А мы с вами, рассматривая работы каждого художника, можем для себя найти что-то личное и вдохновляющее.
Хотелось бы еще отметить такую деталь, когда смотришь на произведения многих авторов, представленных здесь, возникает ощущение музыки. Картины звучат – звучат светом, звучат цветом, звучат линией, звучат своей гармонией.
Один из законов искусства заключается в том что, когда мы смотрим на произведения, мы с ними идентифицируемся, мы получаем ту духовную пищу, которую художник преподносит нам своими средствами искусства.
Ни для кого не секрет, что сейчас в культурной жизни нашей страны, да и в мире есть тенденции формальной живописи, далеко не высокого качества. Словом, есть художники, которые черпают своё вдохновение из низших слоев. А есть художники, которые своё вдохновение берут из высших сфер. Вот как раз выставка сегодняшняя, демонстрирует совершенно разных художников из разных городов нашей страны и ближнего зарубежья, сопричастных к тем высоким энергиям, тем высоким материям, которые они выражают в своих произведениях. Т.е. у них открыт космический канал, поэтому и называются они космистами, и это не случайно. Для того что бы работать на таких высоких вибрациях, нужно самому достичь определенного духовного уровня. Так просто, даже владея мастерством художника, таких произведений никогда не сделаешь. Каждый художник говорит о том, что ему близко. Говорит не стандартно, но эти работы поднимают нас над обыденностью, наполняют нас светом.
Я уже сказала, что стилистика у всех авторов разная: кто-то работает в манере более реалистической, кто-то в жанре пейзажа, кто-то в декоративном или знаковом стиле искусства. Это тоже высший пилотаж. Сам символ заключает в себе огромный смысл, и наша задача попытаться прочитать эту многослойную информацию, которая заложена в нем. Это чрезвычайно интересно. Если внимательно и подробно рассматривать некоторые произведения, мы можем увидеть, что они несут в себе и некий пророческий смысл. По дате произведение было написано вначале 90-х, а далее в нашей истории произошли события, которые предопределил художник. Потому что, для него открылись такие знания, такие вещи, которые неведомы нам.
Остановлюсь подробнее на нескольких работах Геннадия Карепова. Они обладают мощной энергетической основой. Каждая его работа создает очень сложный по своей структуре образ. Образ воздействует и на сердце, и на душу, и на сознание – то есть создает образную структуру. Художник владеет таким мощнейшим средством в передаче информации, что больше ничего и не надо. Картина «Время» написана в начале 90-х годов. Мы видим лошадь с фресками православных икон летит над – землей. Мы видим руку в образе пламени, слезы, страдания… Мы можем прочитать это, как образ России, которая пролетит над пропастью страданий, слез, пожаров…
В картине «Преображение», стилистика образа не реалистическая. Это говорит о том, что эволюция человека, его души заключается в том, что должно произойти, какое-то преображение внутреннее, духовное, поэтому что там и фигуры такие пламенные, устремленные ввысь.
И еще несколько слов, о картине «Рождение». Очень лиричная работа. Мы все путники в этой жизни. Когда человеческая душа рождается, она имеет своего создателя и наставника, в виде ангела или в виде родового древа, наших предков. Я думаю, что здесь тоже заложен глубочайший смысл и может быть даже не христианский, а ведический. Ведь мы должны же знать свои корни. Наши предки, они оберегают нас, на нашем пути, на нашей сложной ветвистой, зигзагообразной дороге. И все это ведет к Свету, т.е. наше предназначение здесь ясно и очевидно. Вот и создается такое оптимистическое настроение, что мы не брошены в этой жизни, что мы всегда будем иметь поддержку и руководство. Вот это как-то вдохновляет на дальнейший путь.
Хочется отметить очень душевные и теплые работы Елены Войновой-Богородицкой. Настолько теплые, что душа радуется. И очень чувственные, проникновенные с тонким музыкальным звучанием в каждой. Сердечность, теплота и доброта – это те качества, которые человечество теряет постепенно. К сожалению, есть такие тенденции в социуме. В научном мире говорят – деградирует человечество, теряя определенные качества, именно человеческие. Так вот, общаясь с такими произведениями, соприкасаясь с ними, мы получаем тонкие вибрации, тонкие образы, которые наполняют нашу душу и, не дают нам стать грубыми, черствыми. Помогают нам сохранить душу в целости и сохранности, благодаря вот этим самым Ангелам.
Хотелось бы поблагодарить Веру Александровну и устроителей этой выставки, которые самоотверженно, на своем энтузиазме, на своей вере, на своей энергии дали нам такую возможность иметь праздник, настоящий праздник. Потому, что приходят люди понимающие, соприкасаются с красотой, гармонией, которую нам необходимо получать, которой не хватает нам в этом мире. Всех поздравляю с открытием выставки и желаю всем процветания и всех благ».
Вера Александровна Плешкова, руководитель группы друзей общественного музея имени Н.К. Рериха поблагодарила всех собравшихся за то, что откликнулись и пришли на открытие выставки. Всех, кто помогал в ее организации и монтаже. В своем выступлении она кратко рассказала о деятельности Фонда художников-космистов, маршруте выставочной деятельности Фонда.
Акцентировала внимание зрителей на том, что все авторы в своих работах используют не только разную технику, их полотна различаются и по духовной наполненности. Но всех их объединяет любовь к Красоте и Беспредельности. Но всех их объединяет любовь к Красоте и Беспредельности. Эта Красота и Беспредельность помогает зрителю сохранить целостное восприятие жизни или радость жизни вопреки очевидности, через которую приходиться проходить. Помогает найти жизненные силы преодолевать любые трудности нашего времени, сохраняя и развивая в себе доброе, человечное, светлое. Красота и Беспредельность на полотнах художников-космистов помогает нам увидеть и осмыслить те ориентиры, к которым необходимо устремиться и достичь их в своей эволюции.
Когда выдающегося русского художника Святослава Николаевича Рериха спросили, почему он не передает в своих картинах отрицательных сторон жизни? Он ответил – «Они есть, и мы должны все это знать, но в искусстве они уже фиксируются. Если в жизни мы можем отойти от этого, то, переданное в картине, это отрицательное начинает жить своей жизнью, и, конечно, уже является как бы каким-то отрицательным началом, которого мы уже не можем избегнуть – оно зафиксировано. Поэтому я всегда искал красоту. Прекрасные произведения искусства действенны. Выходя из рук творца, они получают самостоятельную жизнь, оказывая влияние на судьбы отдельных людей и целые поколения».
На нашей выставке представлены полотна 12-авторов – все они несут в себе Красоту и устремляют в Беспредельность.
Геннадий Ефремович Карепов, профессор, член Союза архитекторов России, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов в многочисленных номинациях современной живописи и графики, заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета поделился своими мыслями о том, что художнику необходимо не только размышлять «о красоте и гармонии внутренней, о неувядающих ценностях духа, но и творить их в себе». Что творение Света в себе, помогает жить и понять, что есть истина. Как надобны мир, равновесие и чистота всем живущим. Что без каждодневного труда, направленного на творение Света в себе, незаметно теряются ориентиры: «что хорошо, а что – плохо. А без них уходит и главное – смысл жизни». Магистральная линия творчества Геннадия Ефремовича – «напоминание человеку о его высоком предназначении. Искусство, которое имеет тенденции оптимизма, радости и гармонии имеет в себе истоки Нового мира и Новой земли».
На открытии выставки звучала авторская музыка гитариста Максима Загузина на тему «Космос здесь».
Плешкова В.А.