710 лет назад, 3 мая 1314 года, 16 мая по новому стилю, родился Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392), Великий Подвижник и Защитник земли Русской, Духовный Воспитатель русского народа и основатель народной Святыни – Троице-Сергиевой Лавры.
Преподобный Сергий жил в XIV веке. В то время Россия страдала от внутренних княжеских междоусобиц, натиска со стороны Литвы и бремени Золотой Орды, активно влиявшей на взаимоотношения удельных князей. Не имея единодушия между собою, князья во взаимной вражде за великокняжеский ярлык не раз приглашали на помощь себе татар. Надолго замирали просторы, бесконечные междоусобицы, войны, пожары, болезни косили людей. Это время потребовало огромного напряжения всех духовных сил земли Русской, в бурных событиях которой самое живое участие принял Преподобный Сергий Радонежский, отец Святой Руси и русского монашества.
Характеризуя ту эпоху, известный историк Василий Осипович Ключевский в 1892 году в своей речи в память Сергия Радонежского назвал состояние страны народным бедствием, принесшем не только материальное, но и нравственное разорение, грозившее «превратиться во внутренний хронический недуг» и привести «к падению великого европейского народа».
Но могла ли к истории народа прибавиться такая скорбная страница? – вопрошал В.О.Ключевский и сам отвечал на этот вопрос: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».
Такой великой личностью стал Преподобный Сергий Радонежский, который помог соотечественникам заглянуть в себя и «разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч». Велико было значение Сергия и в общегосударственной жизни народа. Радонежский Игумен с учениками и последователями своим отречением во имя любви и единомыслия задавал самый высокий нравственный тон.
Создавая духовную основу русского государства, Святой Сергий собирал воедино раздробленные русские земли. Не случайно в русской православной традиции его называют «умиротворителем князей». Он ввел на Руси общинность, помог народу преодолеть смятение перед завоевателями, вдохнул надежду в сердца русских людей. По словам академика Л.В.Шапошниковой, Святой Сергий «вложил нравственную силу в исторический процесс». Его миссия заключалась в созидании духовной части этого процесса. Он заложил фундамент «космической эволюции целой огромной страны».
Дивный облик Сергия Радонежского всегда был особенно близок русским людям. Именно к нему обращались они в наиболее тяжкие времена, в нем искали и находили силу духа и национального характера, черпали надежду и вдохновение.
Деяния Сергия во все времена привлекали к себе сердца писателей, живописцев, поэтов. Жизнь Преподобного Сергия нашла отражение в художественной литературе. Великому русскому святому посвятили свои произведения Борис Зайцев, Сергей Бородин, Дмитрий Балашов, Иван Шмелев, Николай Борисов и другие авторы. О Сергии с любовью и почитанием писали В.О.Ключевский, Е.Н.Трубецкой, Н.М.Карамзин, Н.А.Бердяев. «Ангелом Хранителем России», с которым связаны русский дух и русская идея, в лице которого «русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу», считал Преподобного Сергия Павел Флоренский.
Героический образ Святого Сергия высоко почитался в семье Рерихов. Великим строителем Земли Русской и Русской Духовной Культуры называл Преподобного Николай Константинович Рерих. Герои есть выразители духа народа, его сознания – справедливо утверждал Рерих. Иными словами, герой есть персонифицированный дух народа, появляющийся в необходимое для этого народа время или эпоху. «Опять далеко за пределами церковного подвига, – отмечал Рерих, – строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий».
Николай Константинович Рерих неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре. В очерке «Чутким сердцам» он вспоминал о своем путешествии 1894 года, которое началось именно с Сергиева Посада. Побывал он в Сергиевом Посаде и в 1909 году и запечатлел Лавру на этюде «У стен монастыря. Сергиев Посад». Николай Константинович называл Лавру «Памятником Русской Славы» и изобразил ее на нескольких своих живописных работах, посвященных Преподобному Сергию Радонежскому. «Как бы ни болело сердце русское, – писал художник, – где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».
Н.К. и Е.И.Рерихи видели в Святом Сергии своего Учителя и свою жизнь строили по его заветам. Академик Л.В.Шапошникова отмечала: «Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления. Оба они, инок и художник, считали, что культурное, нравственное строительство является главным в любом строительстве, что оно основа всему».
Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Наталья Яровская написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский», который по уровню философского анализа этого великого образа намного превосходит написанную прежде литературу о нем и является вершиной осмысления образа Великого Подвижника. В этом очерке о Сергии есть такие строки: «Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения и дать проблеск в Мир Высший. Так, он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. И зерна его благостного учения дали чудесные всходы. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской, на который благословил его Преподобный, стал возможным».
Первым жизнеописателем Преподобного был его ученик Епифаний Премудрый. В 1417–1418 годах он создал «Житие преподобного Сергия», которое и по сей день является главным источником сведений о святом и замечательным памятником древнерусской словесности. Из сообщений Епифания известно, что будущий игумен всея Руси и чудотворец родился в 1314 году в семье именитых бояр ростовских Кирилла и Марии в местечке Варницы, расположенном под Ростовом Великим. При крещении ему дали имя Варфоломей, что означает «сын радости».
Не будем считать, что год рождения отрока Варфоломея потерян и варьируется от 1314 до 1322. Как замечает по этому поводу Е.И.Рерих во втором томе своих Писем: «…Годом рождения Преп. Сергия Радонежского по Указанию следует считать именно 1314-й. <…> Не зря взят этот год (кстати, он совпадает с наиболее древними данными)».
«Вся жизнь Преподобного от самого детства, – говорится в очерке Елены Ивановны, – носит на себе печать этой избранности. Таинственный схимник, его пророческие слова уже являются первыми вехами его предназначенного пути. Нам довелось слышать, в устной передаче, предание, живущее среди народа, что таинственный схимник передал отроку Варфоломею и чудесный камень с указанием зарыть его в определенном месте. Нигде не записано, где зарыт камень, но придет время и будет указано это место. Так еще живо в народе понимание той духовной силы, которая в течение многих столетий питала Землю Русскую».
Мудрый старец-схимник оказался прав, предрекая Варфоломею жизнь необычную, что отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.
Три фигуры, облеченные церковным саном, оказались ключевыми на земном пути московского князя Дмитрия Ивановича (1350–1389), внука Ивана Калиты. Его жизнь проходила под духовным водительством митрополита всея Руси Алексия, Преподобного Сергия Радонежского и игумена Феодора Симоновского. Святитель Алексий был незаменимым помощником, а после его смерти духовником великокняжеской семьи стал Преподобный Сергий.
Иной стала Русь в пору правления князя Дмитрия Ивановича. Москва крепла с каждым годом. Князья сами приезжали в Москву мириться или уговариваться о дружбе с Дмитрием. Постепенно борьба с Ордой становилась главной заботой московского государя. Сознание единства сближало князей, изменилось и сознание народа.
В 1378 году хан Мамай двинул свои войска в русские пределы. Не грабеж, не плен были в планах жестокого хана, а полное подчинение Руси. Но князь Дмитрий стремительным натиском нанес первое поражение татарам на реке Воже. Событие это сильно подняло дух русского народа. С этого времени Мамай решил похоронить всякую память о России под развалинами и пеплом. Он собрал всю свою Орду и летом 1380 года пошел на Русь.
«Бог и Родина» – вот что двигало жизнью и судьбой Преподобного Сергия. Сплочению русских князей служил Дмитрий, собирая материальные и политические силы Отечества. Ни одного значительного решения великий князь не принял без благословения церкви. Вся Русь пришла в движение, собралось небывалое русское войско. Князь Дмитрий Иванович с князьями и воеводами перед страшным боем отправился в Троицкую обитель.
«Кто же другой мог поднять весь народ и вдохнуть такую несокрушимую веру в правоту дела, следовательно, и в победу? – писала Е.И.Рерих. – Самый мирный Подвижник, чуждый всякому насилию, без колебания благословляет князя и воинство его на подвиг за правое дело, за народ, за Русь».
После трапезы, осенив крестом и святою водой князя и воевод, Преподобный Сергий спросил: «Все ли ты сделал, все ли меры использовал, чтобы предотвратить страшную битву?» И князь ответил, что он все сделал, но безуспешно. «Если так, – сказал Сергий, – то врага ждет конечное погубление, а тебя помощь и слава от Господа».
8 сентября 1380 года, в День Рождества Пресвятой Богородицы, решался вопрос: «Быть Руси или во мрак уйти?». Перед сражением молились. Читали «ратям» грамоту Преподобного.
«И была долгая битва и злая сеча. Целый день бились и пало бесчисленное множество с обеих сторон. И помог Бог великому князю Дмитрию Ивановичу, и Мамаевы поганые полки побежали…». И видели праведные люди, как во время боя помогали русским воинам ангелы и святых мучеников полк, а во главе его – архистратиг Михаил.
«Преподобный же в эти часы находился со всею братией в церкви, тело его было здесь, но духом он был там, где совершалась судьба России. Перед его духовными очами проходили все перипетии боя, он сообщал братии о ходе битвы, от времени до времени называя имена павших воинов, и тут же читал заупокойные молитвы за них. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов и воздал со всею братией благодарение Богу».
Предсказание Преподобного Сергия исполнилось. В 1380 году с Куликовской битвы на реке Непрядве возвращался народ-победитель. Благословляя Дмитрия Донского на решительную битву, Святой Сергий принял на себя ответственность за будущее России. И следствием этого вдохновения и ободрения стала великая победа над завоевателями, Мамаевой ордой и ее приспешниками, наемными иноплеменными войсками, литовцами и генуэзцами, побуждаемыми папством. Недаром в собрании Владимира Даля сохранилась пословица «Много нам бед наделали – хан крымский да папа римский», которая, возможно, восходит к тем временам.
По мысли Льва Гумилева, «у Мамая была механическая смесь разнообразных этносов, чуждых друг другу», потому проигранная битва «смогла опрокинуть державу Мамая, как карточный домик». Со стороны же Руси «на Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев, а вернулась рать русских». Подвиг Куликова поля стал моментом рождения государства и народности, позволил потомкам витязей XIV века жить и побеждать, ориентируясь на самих себя. Они остановили войска Польши, Литвы, устояли против набегов Тимура и Едигея, а потом перешли в контрнаступление. «Струна истории зазвучала, нарастающая пассионарность превратила Древнюю Русь в Великую Россию».
Слава о Куликовской битве разошлась по всей русской земле, дошла до Кафы и Тырнова, до Константинополя и Рима, до ганзейских городов и восточных земель. А на Куликовом поле, месте спасения всей России, благодарные потомки поставили храм по имя Преподобного Сергия Радонежского, воздвигли памятник Дмитрию Донскому и русскому воинству.
Это судьбоносное событие отобразилось в известных древнерусских произведениях – «Сказании о Мамаевом побоище», «Летописной повести о Куликовской битве», «Задонщине», в иконописи и в других культурных памятниках. Святая любовь к Родине, идея единства были спасительны для России и в году 1380-м, и в 1812-м, и в 1941–1945 годах. С тем вошли в историю России поля ее неувядающей воинской славы – Куликово, Бородинское, Прохоровское, где «лоб в лоб» сходились с захватчиками русские полки и побеждали.
Идеи Преподобного Сергия широко отражены в философском, эпистолярном и живописном творчестве Николая Константиновича Рериха. Многие картины художника связаны с его именем и образом: «Святой Сергий», «Сергиева пустынь», «Сергий-строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Сам вышел» и другие. Именно Николай Рерих впервые показал на своих полотнах Сергия не как канонического святого, а как труженика, общинника, строителя русской духовной культуры. Нравственные искания Рерихов также связаны с Преподобным Сергием и Троице-Сергиевой Лаврой.
Важным источником сведений о жизни Преподобного Сергия стали «Криптограммы Востока», изданные Еленой Ивановной Рерих в 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сен-Илер. Приведем небольшой фрагмент из этой книги:
Наставление Сергия
«Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется». Так говорил Сергий. «И ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет».
Так говорил Сергий.
К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать?
Сергий ответил: «Помоги земле Русской».
Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? Он ответил: «Помогите земле Русской».
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!»
Важное значение обретает образ Преподобного Сергия и в последующие века после его ухода из жизни. Он был и остается чистым и светлым источником вдохновения для российского народа. «…Память о Сергии, – писала Е.И.Рерих, – не умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа».
В настоящее время почитание нашего Святого Сергия распространено по всему миру, в его честь освящено множество храмов в разных городах ближнего и дальнего зарубежья.
По-прежнему в годину испытаний и трудный час люди обращаются к Сергию, которого в русской традиции называют Воеводой Земли Русской. Как прежде, благословенным напутствием звучат для нас слова Елены Ивановны Рерих:
«Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»
* * *
Представленный материал дополним сведениями по Московской области.
Постановлением Московской областной думы № 27/96-П от 10 июля 2014 года принят Закон «О наградах Московской области». Эти награды являются формой признания заслуг и поощрением за высокие достижения в деятельности, направленной на обеспечение благополучия, роста благосостояния населения Московской области, способствующей процветанию Московской области, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации, за мужество и отвагу при совершении героического поступка. Среди наград утвержден знак Преподобного Сергия Радонежского.
Положение о знаке Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует, что этим Знаком награждаются за заслуги в социально-экономическом развитии Московской области, государственной гражданской и муниципальной службе, общественной и благотворительной деятельности.
Лицу, награжденному знаком Преподобного Сергия Радонежского, вручаются знак, звезда знака, лента знака, миниатюрная копия знака и удостоверение к знаку. Знак Преподобного Сергия Радонежского носится на шее, на ленте знака, одновременно с ним звезда знака носится на правой стороне груди. Для особых случаев и возможного повседневного ношения предусматривается миниатюрная копия знака. Для форменной одежде используется планка, обтянутая лентой знака, которая располагается после лент государственных наград Российской Федерации и (или) СССР.
Знак представляет собой металлический равноконечный крест из белого металла с расширяющимися концами фигурной формы, соединенными штралами. Крест с круглой серединой, покрытый алой эмалью (горячей ювелирной эмалью). На каждом конце креста помещен серебристый геометрический традиционный орнамент. На верхнем конце креста – золотистое приспособление для крепления ленты знака. В середине креста укреплен круглый медальон с живописным изображением Преподобного Сергия Радонежского на лазурной эмали. На оборотной стороне знака рельефными литерами выбит девиз знака – ВЕРА ЕДИНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВО.
Звезда знака представляет собой серебристую восьмиконечную звезду из белого металла с полированными лучами – штралами, покрытыми золочением. В центральной части расположен круглый золотистый медальон с покрытой зеленой эмалью каймой шириной. Медальон имеет углубление, в котором размещается живописное изображение лика Сергия Радонежского на голубой эмали. На кайме по кругу золотистыми рельефными рублеными прописными литерами выбит девиз знака ВЕРА ЕДИНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВО. На оборотной стороне звезды имеется приспособление для крепления к одежде.
Лента знака шелковая муаровая, зеленого цвета, с алой полосой в центре, окаймленной белыми и желтыми полосами.
* * *
В настоящее время среди российских государственных и политических деятелей, представителей науки и культуры, награжденных знаком Преподобного Сергия Радонежского можно назвать народного артиста СССР, известного актера театра и кино Василия Семеновича Ланового (1934–2021), отмеченного достойной наградой в 2017 году ко Дню Победы.
Тогда же заслуженную награду, знак Преподобного Сергия Радонежского, вручили генерал-полковнику, советскому космонавту Петру Ильичу Климуку, дважды Герою Советского Союза, родом из Белоруссии.
По сообщению пресс-службы Центра подготовки космонавтов от 15 января 2021 года, год 60-летия первого полета человека в космос для ЦПК, носящего имя Ю.А.Гагарина, начался с торжественного момента. Знаком «За заслуги перед Московской областью» III степени отмечен начальник Центра подготовки космонавтов Герой России Павел Власов. Знак «За заслуги перед Московской областью» II степени вручили командиру отряда космонавтов Роскосмоса, Герою России Олегу Кононенко. Знаком Преподобного Сергия Радонежского награждены летчики-космонавты РФ, Герои России Олег Новицкий, Александр Скворцов, Олег Артемьев, Алексей Овчинин, Олег Скрипочка, Андрей Борисенко, Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин, Александр Мисуркин, Сергей Рыжиков, Сергей Прокопьев. Знак Преподобного Сергия Радонежского вручался за особо плодотворную государственную, благотворительную и общественную деятельность на благо Московской области. Вручая награду, депутат Мособлдумы Вячеслав Фомичев подчеркнул, что руководство Московской области высоко оценивает деятельность ЦПК и считает выдающимися достижения российских космонавтов.
Материалы по теме
Н.К.Рерих Н.К. Свет неугасимый.
Н.К.Рерих. Душа народов. М.: МЦР, 199.
Н. Яровская. Преподобный Сергий Радонежский.
Ж. Сент-Илер. Из жизни Сергия Радонежского (Криптограммы Востока).
Н.С.Борисов. Сергий Радонежский. М.: Молодая гвардия, 2002. 298 с. (Жизнь замечательных людей).
Л.В.Шапошникова. Град светлый. 2. Идущие в ночи.
Опубликовано на сайте Международного Центра Рерихов, 16.05.2024: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8014