«Космической таинственности код
В игре орнаментальной линий – цвета
Лучом Преображения зовёт
В полёт на крыльях Красоты и Света…»
Эти строки навеяны впечатлением от встречи с творческими произведениями художницы Феодосии Ивановой на выставке «Небесный терафим» в Юргинском музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока. В первом восприятии экспозиция предстаёт зрителю как удивительное по красоте и сложности, изысканное полупрозрачное кружево, замысловатые переплетения которого завораживают взгляд человека и ведут его путями многоликой культуры к тайнам инобытия, загадкам вечности и бесконечности. Графические изображения художницы подобны волшебным сосудам впечатляющей красоты, наполненным тайной. Непостижимый для обычного зрителя объём таинственной информации делает мир каждого выполненного ею листа выражением космоса: многогранного, сложного, цельного, где всё чудесно взаимосвязано, загадочно, гармонично и прекрасно. Сам по себе этот факт справедливо ставит Феодосию в ряд художников-космистов.
Место художницы в этом почётном ряду отнюдь не случайно. Её от рождения вела сюда по жизни невидимая рука Судьбы. Будущей художнице суждено было появиться на свет в холодной заснеженной Якутии. В Земле Олонхо, где она росла, были ещё живы корни древней традиционной культуры, а у народа Якутии сохранились черты мифологического сознания. В этой культурной среде там, в детстве формировалось у девочки целостное видение мира, основанное на философии единства человека и природы, человека и космоса. Любовь к древней Земле Олонхо навсегда поселилась в сердце Феодосии и по сей день живёт в нём мощным источником творческого вдохновения. Позже, в Москве судьба подарила ей встречу с человеком удивительной, драматичной судьбы Борисом Смирновым-Русецким, одним из плеяды художников-космистов первой половины двадцатого столетия. Почитатели его искусства назвали его «мастером прозрачности». Это его творчеству посвящены строки стиха:
«На осколках невзрачности
Первозданно чиста,
Кружевами прозрачности
Расцвела Красота…»
Мастер, которого Феодосия считает своим Учителем, дал художнице импульс к творчеству духа. Оно-то и привело неординарную творческую личность с заложенной в ней космической отзывчивостью к осознанию своей миссии – создавать красоту, преобразующую и тем самым спасающую мир. Целый ряд работ Феодосии можно рассматривать как художественные проекты Нового мира – мира будущего, заряженные ею энергией преображения. Они как заклинания художницы о совершенствовании физического плана бытия в соприкосновении с Высшим миром Духа и Красоты. В процессе художественного творчества в лаборатории сознания творца рождается идеальный образ пространства для воплощения его в мире материи на Земле, а может, в других мирах. Таковы логика и механизм творческого созидания художника. Энергетическое мироощущение автора даёт основание говорить о её сознательном созидательном творчестве, направленном на достижение конкретных следствий с помощью вложенных в труд энергий: энергии одухотворённой мысли, энергий форм, цвета и Света. Так, синтезированный объём, глубина и утончённость мировосприятия, возвышенное устремление и талант художника позволяют Феодосии создавать не просто удивительные произведения искусства, но образы духовного Преображения.
Графические работы, представленные на выставке, выполнены в жанрах декоративной композиции и портрета. Интересен подход автора к художественному раскрытию задуманной темы: его объёмная полнота достигается путём создания тематических серий работ. Вот, например, серия «Легенды». Она включает целый ряд портретных изображений, которые представляют не просто лица людей, но лики.
«Лик проступает в контуре лица
Ожившего на выставке портрета, –
Круг тайны без начала и конца
В волшебной безграничности сюжета»
Лики воспринимаются как образы путешествия творческого воображения художника в лабиринтах времени – пространства. Несмотря на обобщённость и стилизацию форм, воспроизводимые автором образы глубоко индивидуальны. Невероятная духовная наполненность делает их очень выразительными и магически привлекательными. При этом создаётся впечатление, что художник изображает знакомых ей людей, только рисует их не с натуры, а по памяти. Любопытно, что эти идеальные образы даже на выставке не выстраиваются в банальную портретную галерею, но выступают как персонажи театра вечной жизни. Герои каких миров и цивилизаций, герои далёкого прошлого или будущего? Впрочем, общая философия творчества Феодосии снимает этот вопрос. Своей идеальностью и силой духовной наполненности лики зовут зрителя в будущее – не ради отрыва от Земли и от настоящего, но для утверждения на Земле и в настоящем более совершенного образа Человека.
Добрая половина тематических серий в творчестве Феодосии посвящена любимому ею Северу: «Хрусталь Земли Олонхо», «Северные сны», «Северный путь», «Вечные белые ночи», «Северные миражи». Названия не обманывают, в работах действительно есть искристое сияние и звон хрусталя, мягкая туманность миража и воздушная прозрачность, свет белых ночей и целомудренный покой заснеженных пространств, сливающийся с таинственным дыханием вечности. В них живёт чарующая красота природы, людей, народных орнаментов. Композиции этой серии отличаются изысканной утончённой декоративностью, многоплановостью, многослойностью и в то же время поразительной прозрачностью. Они, то трепетно нежные и деликатно мягкие, то упруго напряжённые. Контрасты и нюансы теплых и холодных цветовых оттенков парадоксально взаимодействуют в пространстве одного листа. Художница как тонкий мастер, соединяя их, гармонизирует картинное пространство и создаёт при этом неповторимый художественный образ. Образ сложный по своему содержанию и удивительно лёгкий по цветовому восприятию. Образ музыкальный, который звучит как чудная симфония, сочетающая созерцательную лирику и активный драматизм. Зритель становится свидетелем того, как в многоликой динамике образов древних мифов и легенд, в замысловатых орнаментальных играх, в мелодиях цвета и света оживает на его глазах древняя Земля Олонхо, загадочная и прекрасная. В связи с эмоциональным впечатлением от некоторых работ Феодосии вспоминаются строки, посвящённые картине Б. Смирнова- Русецкого:
«…Тихо льётся симфония, словно дождик с небес,
Обнимает гармония завороженный лес,
Волны трепетной благости омывают поля,
Свет божественной радости излучает Земля».
Приведённые строки не означают некорректного сравнения двух авторов. Они лишь помогают осознать преемственность форм художественного самовыражения в искусстве и то, что в способности увидеть прозрачность и в умении воспроизвести её на листе белой бумаги ученица уже не уступает своему учителю. Оставаясь при этом яркой творческой индивидуальностью, ни на кого не похожей и разной. Взгляните: рядом в экспозиции другой мотив Севера и другой художественный язык, в котором напряжённая контрастность цвета соединилась с линеарной выразительностью, характерной для традиционного рисунка народов Севера. Мы видим, как где-то в пространстве космического океана с сияющими звездами, на фоне огромной яркой луны с полупрозрачным отпечатком на её поверхности декора шаманского бубна, плывёт в лодке северный человек. С широко распростёртыми руками, в движении напоминающими гибкие крылья птицы, он абсолютно открыт пространству. Это «Лунный танец» шамана, в котором ритм звёздного сияния соединяется с ритмом звучания бубна, образ оживает и танец превращается в настоящую мистерию единства человека и космоса.
С точки зрения художественного стиля искусство Феодосии – выраженный символизм. Авторский набор символов достаточно богат и разнообразен. Он включает не только конкретные узнаваемые формы (цветок, птица, кристалл, огонь и другие), а также абстрактные орнаментальные формы, линии, цвет. Разнообразие и многозначность языка символов позволяют художнице перевести сложное информационное содержание произведения в оригинальную художественную форму, доступную для зрительского прочтения. «Говоря» символами, автор оставляет на листе флёр некой интриги, возбуждающей у зрителя игру ассоциаций и воображения в процессе постижения смысла картины.
Необычайно притягательны символические работы, объединённые Феодосией в серию с возвышенно – романтическим названием «Птица-Любовь». Любовь – это полёт, полёт – птица, птица – устремлённость ввысь, устремление ввысь – духовное преображение: символизм в общем понятен. Однако, формальное прочтение сложных декоративных композиций, в которых автор, словно с высоты птичьего полёта глядит на Землю, преображённую светом иных миров, не исчерпывает их содержательной выразительной глубины. В картинах живут и будоражат зрительское сердце яркие чувства и эмоции: восторг полёта и трепетная нежность женской души, восхищение духа в любовании и радости слияния с миром.
Вообще, у выставки «Небесный терафим» женское лицо, и не только потому, что в экспозиции достаточно много женских образов. В ней – женский утончённый, проницательный взгляд, в ней бьётся женское сердце, любящее, устремлённое, зовущее, ведущее путями восхождения человеческого духа и преображения. Даже образы ангелов в серии «Твоя обитель» имеют женские лики. Не бестелесные бесполые существа, но яркие образы, заряженные энергиями света и цвета. Энергия духо-материи становится их динамической плотью, излучающей жизнь. Ангелы Феодосии предстают как стилизованные образы инобытия, исполненные целомудрия, канонической святости и непостижимой тайны красоты Духа. В одной из работ этой серии, имеющей название выставки – «Небесный терафим» – мы видим ангела с крыльями небесной синевы в ослепительно белом одеянии, спускающегося с Неба и едва касающегося стопами цветущей Земли. В проникновенно – трепетном созерцании и умилении ангельский лик склонился над чудесным идеальным цветком – красным с белым сиянием. Небесный терафим – это ангел, посланник Небес, несущий на Землю цветок Любви.… Впрочем, терафимом может быть и сам цветок – ведь ключевой смысл в слове Любовь. Чтобы передать этот смысл, художник пользуется особым языком декоративной выразительности, делая при этом акцент на символике цвета.
Специфическое проявление символизма можно увидеть также и в приёмах композиционного решения орнаментальных сюжетов, где пространственная симметрия вместе с ритмической упорядоченностью линий и форм отражают идеи ритмического основания жизни и космического равновесия. Орнамент с его символической нагрузкой играет в творчестве Феодосии особую роль. Во множестве работ он живёт как смысловой или декоративный элемент композиции. Вместе с тем, этому удивительному коду человеческой мудрости посвящена особая серия – «Рождение орнамента». Изображения некоторых орнаментальных сюжетов напоминают замысловатые узоры – те, что мы видим, вращая калейдоскоп. Однако, у художника это не случайные сочетания форм и цвета, как в калейдоскопе, а продуманное, организованное, одухотворённое пространство смысла и красоты.
Смысл и красота, содержание и форма – в их гармоничном сочетании рождаются неповторимые художественные образы, раскрывающие богатый внутренний мир автора, который увлекает зрителя в фантастическое путешествие в пространстве священнодейства творящего духа. Дух и материя: в картинах Феодосии они неразделимы. Ей под силу передать светоносность материального объекта и наоборот – материализовать свет. В этом – магия её таланта. Способность создавать образы, облечённые светящейся материей – редкий дар художника, свидетельствующий о его понимании Закона творения и о его сокровенном со-действии с Творящими Началами. Вот и превращается в руках Феодосии простая кисть художника в волшебную кисточку созидательного синтеза, рождающего Свет и Красоту. Подобно мастерице – волшебнице, ткёт она из невидимых нитей тончайших энергий особый терафим – образ Нового мира, устремлённого в космическую Беспредельность. При этом едины цель и путь – преображение через Красоту. Так, поднимаясь по ступенькам совершенствования сам, художник возвышает и преображает Землю.
Н.И. Дондерфер