ОТВЕТ НА СТАТЬЮ А.ПУЗИКОВА «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЕДИНОЕ РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?»
2 декабря 2015 года на сайте Андрея Пузикова (г. Калининград) была опубликована авторская статья «Как организовать единое Рериховское движение?»
В предисловии под названием «Актуальность момента» А.Пузиков претендует на исторический анализ развития Рериховского движения в России. Однако то, что автор выдаёт за «анализ», имеет весьма однобокий клеветнический характер и не раскрывает сути самого процесса.
Например, касаясь организации Рериховского движения, Пузиков ничего не пишет о цели этого движения. Вместе с тем, обозначение цели любого действия определяет смысл этого действия и способы его исполнения.
В так называемом «анализе» А.Пузиков полностью игнорирует современное Международное Рериховское движение, сложившееся вокруг его фокуса — Международного Центра Рерихов, основные принципы которого нашли отражение в «Декларации участников Международного Рериховского движения, объединившихся во имя исполнения и защиты воли Рерихов», подписанной 12 февраля 2003 года в Москве.
В Декларации, в частности, говорится: «Основополагающим принципом деятельности участников Международного Рериховского движения является выполнение воли Рерихов в отношении:
• целей и задач организаций и обществ, носящих их имя;
• сохранения, изучения, публикации и распространения их наследия;
• активного творческого сотрудничества, поддержки и защиты Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве, в котором хранится наследие семьи Рерихов;
• неделимости наследия, переданного Международному Центру-Музею имени Н.К. Рериха, и, в частности, возвращения МЦР 288 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, незаконно удерживаемых Государственным музеем Востока в Москве;
• присвоения имени Рерихов организациям и употребления символики, использовавшейся семьей Рерихов, в том числе символа Знамени Мира»[1].
Исторически сложившимся фокусом и центром Международного Рериховского движения стал основанный Святославом Николаевичем Рерихом общественный Музей имени Н.К.Рериха. Исполняя завещание своих родителей, Святослав Николаевич безвозмездно передал на Родину бесценное культурное наследие своей семьи с целью создания общественного музея, который должен размещаться в Усадьбе Лопухиных.
Свою волю С.Н.Рерих изложил в известном письме «Медлить нельзя!», опубликованном 3 июля 1989 года в газете «Советская культура»[2, с. 90].
С этого момента началось противостояние (которое длится по сей день) исполнению волеизъявления С.Н.Рериха со стороны определённых сил в нашей стране, представляющих старый тоталитарный режим, в лице чиновников Министерства культуры и других ведомств, а также просто невежественных людей, именующих себя «рериховцами».
В письме «Медлить нельзя!» С.Н.Рерих своим доверенным лицом назначил учёного-востоковеда и индолога Людмилу Васильевну Шапошникову. Под её руководством Музей имени Н.К.Рериха стал крупным мировым центром по изучению, сохранению и популяризации рериховского наследия. За выдающиеся заслуги в этой области Л.В.Шапошникова была отмечена многими государственными и международными наградами и премиями. И даже тогда, когда Центр-Музей лишился своего мецената, коллектив Музея, созданный Л.В.Шапошниковой, продолжил успешную самоотверженную деятельность, неукоснительно исполняя волю его основателя.
Можно сказать, что в настоящее время борьба между созидательными силами общества и представителями старого тоталитарного сознания достигла своего апогея. После получения Министерством культуры от Росимущества в ноябре 2015 года прав на Усадьбу Лопухиных существуют серьёзные опасения того, что руководство Министерства культуры предпримет попытки завладеть наследием Рерихов и разрушить успешно работающий общественный Музей имени Н.К.Рериха.
В декабре 2015 года под Открытым письмом попечителей Музея имени Н.К.Рериха и общественности подписались многие выдающиеся российские и зарубежные деятели науки и культуры, тысячи представителей общественности, ратующих за справедливое решение и исполнение волеизъявления С.Н.Рериха. Безусловно, мощное общественное мнение в поддержку сохранения общественного статуса Музея имени Н.К.Рериха игнорировать российские чиновники не имеют права.
А.Пузикову и всем тем, кто вместе с ним ожидают краха Международного Центра Рерихов и его общественного Музея, участники Международного Рериховского движения отвечают: «Не тронь!».
В подписанной ими Декларации говорится следующее:
«К Международному Рериховскому движению не имеют отношения:
• организации и лица, для которых исполнение воли Рерихов не является основополагающим и приоритетным принципом их деятельности;
• организации и их лидеры, не признающие линию иерархической преемственности, проведенную самими Рерихами;
• организации и лица, не проявляющие четкой позиции, активности и дееспособности в деле защиты имени и наследия Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха»[3].
Как известно, А.Пузиков и иже с ним стремятся нарушить определенный Святославом Николаевичем Рерихом порядок деятельности рериховских организаций, изъять из Рериховского движения само понятие воли его идейных Основателей и лишить современное Рериховское движение его эволюционно определенного и исторически сложившегося средоточия – Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве. «Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу общаться и сотрудничать с Рериховскими обществами», — писал С.Н. Рерих в Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств в 1992 году [4, с.107].
В связи со всем вышеизложенным Рериховские организации Кузбасса выражают возмущение и решительно заявляют: противопоставляя себя воле Рерихов, А.Пузиков и его единомышленники исключили себя из общественного Рериховского движения и не имеют морального права выступать от его имени с деструктивными беспочвенными проектами.
А.Д.Лобачевский, председатель Кемеровской общественной организации «Рериховское общество Майтри»;
Е.С.Кулакова, председатель Новокузнецкого городского Рериховского общества;
В.А.Владимиров, председатель Прокопьевского городского Рериховского общества;
В.Л.Рожков, председатель Прокопьевского городского Рериховского общества «Познание»;
И.Л.Мершина, председатель Рериховского общества г. Анжеро-Судженска;
А.А.Гаврин, председатель общественной организации «Рериховское общество г. Топки»;
Т.А.Лебедева, председатель Берёзовского городского Рериховского общества;
Г.П.Новосёлова, председатель Рериховского общества г. Мариинска;
Б.Р.Биказаков, председатель общественной организации «Мир через культуру» г. Юрги;
Н.В.Васильева, председатель Рериховского общества г. Мыски;
Н.К.Зорина, председатель Междуреченского городского Рериховского общества.
Ю.П.Руденко, председатель Кемеровского отделения Международной Лиги защиты культуры;
Н.А.Регузова, председатель Прокопьевского отделения Международной Лиги защиты культуры.
15.12.2015.
Примечания:
1. «Декларация участников Международного Рериховского движения, объединившихся во имя исполнения и защиты воли Рерихов» [Электронный ресурс]: Режим допуска: http://www.roerichs.com/Publications/About_Council/Seminar_Feb-2003/Declaration.htm
2. См.: Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т.1.
3. «Декларация участников Международного Рериховского движения, объединившихся во имя исполнения и защиты воли Рерихов» [Электронный ресурс]: Режим допуска: http://www.roerichs.com/Publications/About_Council/Seminar_Feb-2003/Declaration.htm
4. См.: Рерих С.Н. Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т.1.