«Свет Утренней Звезды», № 4(87) от 27.11.2012 г.
В августе 2012 года исполнилось 115 лет со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова – ближайшего сотрудника и ученика Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.
Его имя вошло в историю ХХ века как символ духовного подвижничества и преданности Великим Учителям. Записи из Высоко Источника, которые он вел, известны сегодня широкой аудитории как серия книг «Грани Агни Йоги».
Памятной дате был посвящен XI Международный общественно-научный форум «Пути Духа – пути Культуры», проходивший в рамках программы «Как охраним живую ткань Культуры?».
Он открылся 18 августа в Москве в Центре-Музее имени Н.К. Рериха. Его участниками стали представители научной и культурной общественности России, Германии, Австрии, Эстонии, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Украины. Организаторами выступили – Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Международная Лига защиты Культуры при поддержке Международного Центра Рерихов.
Конференция в Международном Центре Рерихов, посвященная 115-летию
со дня рождения Б.Н. Абрамова. Москва, 18 августа 2012 года
На торжественном открытии общественно-научной конференции «Грани философии космической реальности в жизнетворчестве Б.Н. Абрамова» председатель Международного Совета профессор О.А. Уроженко (Екатеринбург) сказала: «События, проходящие в Международном Центре Рерихов, эхом отдаются в пространстве Гималаев. Сегодня мы впервые прикоснемся к наследию Бориса Николаевича Абрамова в рамках философии космической реальности. И это прикосновение впервые происходит в пространстве Центра–Музея».
В глубоком докладе «Философия космической реальности в наследии Б.Н. Абрамова» О.А. Уроженко, педагога и переводчика Н.И. Ляной (Екатеринбург), соискателя кафедры Кыргызско-Славянского университета Е.В. Трояновой (Бишкек), была рассмотрена проблема соотношения Учения Живой Этики и Записей Б.Н. Абрамова. Отмечено, что их особенность и принципиальная ориентация проявляются в раскрытии огненных потенциалов Живой Этики применительно к нашему времени.
Кандидат искусствоведения Е.С. Кулакова (Новокузнецк) в докладе «Б.Н. Абрамов: жизнь и творчество. По страницам “Граней Агни Йоги” и публикаций Б.А. Данилова» проследила вехи духовного восхождения Бориса Николаевича от «сосредоточения земного» и «сосредоточения тонкого», к «сосредоточению огненному» [1], когда сердце вмещает и небесное и земное. Духотворчеству Б.Н. Абрамова посвятил свое выступление и В.И. Сидоров, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР (Москва).
О миссии Бориса Николаевича «уявиться свидетелем проявлений Великого Владыки» [2], его задачах – на практике показать возможность связи человека с высшим миром и применить учение Живой Этики в жизни каждого дня шла речь в докладе соискателя кафедры социальной работы Пермского государственного национального исследовательского университета О.Н. Калинкиной (Пермь) «”Грани Агни Йоги” как отражение духовного развития человека».
Теме «Л.В. Шапошникова о переписке Е.И. Рерих и Б.Н. Абрамова» был посвящен доклад кандидата педагогических наук Л.В. Хоменок (Пенза). Опираясь на статью Л.В. Шапошниковой «Мой сын Борис…» в защиту Б.Н. Абрамова, ее труды по философии космической реальности, докладчик показал путь самоусовершенствования ученика через утверждение таких качеств как полнопреданность и любовь к Иерархии Света. «Явленная череда Учителей сияет жемчугом междупланетным. Прибавь свою жемчужину!», — говорится в «Агни Йоге» [3]. И Борис Николаевич Абрамов, отметила в заключении Л.В. Хоменок, добавил свою жемчужину к космической Иерархии, поднявшись на ступень Архата.
На конференции также прозвучали доклады: члена Союза композиторов России Л.В. Янковской (Ярославль) «”Огонь в форме звуков”. Записи Б.Н. Абрамова об эволюционной роли музыкального творчества»; руководителя планетария Дворца детско-юношеского творчества А.Г. Зимина (Тула) «Геокультурное пространство земли Веневской – место жизнетворчества Б.Н. Абрамова (1961 – 1972 гг.)»; ответственного секретаря газеты «Свет Утренней Звезды» Н.Н. Величко (Новокузнецк) «Б.А. Данилов – ученик Б.Н. Абрамова»; отличника образования Украины, руководителя Лаборатории гуманной педагогики Артемовска В.Ф. Бак «”Грани Агни Йоги” и квантовая концепция сознания о прогнозировании будущим настоящего», демонстрировалась видеозапись выступления Б.А. Данилова, ученика Б.Н. Абрамова, «Сотрудник Сил Света», посвященная его Учителю.
Важной составляющей жизни Бориса Николаевича было художественное и музыкальное творчество. Оно помогало настроить сознание в унисон с вибрациями мира Высшего. Акварели Абрамова, от созерцательных и лиричных до напряженно драматичных, демонстрировались на экране в видеокомпозиции «Путь восхождения» на фоне музыки С. Рахманинова, А. Скрябина, В. Калинникова (автор – Л.В. Янковская). А его музыкальное творчество представили лауреаты международных конкурсов пианист Михаил Семенов и вокалистка Наталья Зимина. Прозвучали романсы на стихи и музыку Б.Н. Абрамова «На цветущих лугах», «Водопады», «Из туманных глубин» и его любимое музыкальное произведение «Лунная соната» Л.В. Бетховена, блистательное исполнение которой вызвало продолжительные аплодисменты слушателей.
19 августа участники форума провели на земле Венева, где Борис Николаевич Абрамов жил одиннадцать лет после возвращения на Родину из Харбина (1961 – 1972).
Здесь состоялась встреча с Ниной Васильевной Бургасовой. Ее воспоминания о Борисе Николаевиче внесли неповторимую ноту в атмосферу форума. Бургасовы познакомились с Б.Н. Абрамовым, когда он преподавал в вечерней школе английский язык. Он репетиторствовал дочь Нины Васильевны для поступления в институт. Борис Николаевич был предельно внимателен, строг и нежен во взаимоотношениях со своей ученицей и принимал деликатное участие в ее судьбе.
В его руках все спорилось: и домашнее хозяйство, и огород (в любое лето на нескольких грядках всегда росли помидоры, перцы, баклажаны, капуста), и рыбалка. Старожилы Венева помнят, как он, статный, благородный, простой, ничем не отличающийся от веневцев, каждое утро ходил в булочную или ехал на мопеде по делам.
Н.В. Бургасова познакомила нас с предметами своей небольшой коллекции, подаренными ей супругами Абрамовыми (они любили делать небольшие подарки, оказывать знаки внимания): акварелью Бориса Николаевича, флаконом из дерева для хранения розового масла, тарелочкой для конфет, охотничьим кинжалом. Так Н.В. Бургасова через бытовые подробности открыла нам Бориса Николаевича Абрамова с новой стороны.
В тот же день состоялась торжественная акция на месте захоронения Б.Н. Абрамова. Величественное звучание «Адажио» Альбинони, сердечные, трогательные слова в адрес Бориса Николаевича, цветы, венок, зажженная свеча были выражением благодарности за его духовный подвиг.
Геокультурное пространство Венева стало магнитом земной жизни Б.Н. Абрамова в России. Что же притянуло его на Тульскую землю?
Само слово Тула имеет древнее, мифологическое происхождение. Е.П. Блаватская связывала его с сокровенным названием планеты Венера. Участники форума посетили Венев-монастырь, основанный в XII веке. Его история связана с именем Преподобного Сергия Радонежского. Сюда Сергий приходил пешком к своему ученику Петру. Посох Сергия несколько веков хранился в этой духовной обители.
И сегодня в пространстве монастыря живет дух простоты, сердечности. Экскурсия, проведенная матушкой Елизаветой, — экскурсии являются ее послушанием, отличалась от традиционных тем, что она очень деликатно вводила нас в жизнь и историю монастыря, в атмосферу своей молитвы Богоматери Боголюбской перед мироточащей иконой.
В Венев-монастыре шел день Преображения Господня. В памяти остался образ стройной молодой монахини ловко трясущей ветви, густо усыпанные розовощекими, зеленобокими яблоками, пахнущими медом. Так и мы приобщились к яблочному Спасу.
Экспозиция Веневского краеведческого музея дополнила наше представление о богатых духовных традициях этих мест. Директор музея Н.А. Зеленкова рассказала о тонком своеобразии культуры дворянских усадеб А.М. Муромцева, Г.Н. Трубецкого, Н.Г. Волконского. Духовный подвиг старорусского веневского монашества оказался своеобразной энергетической основой питавшей подвиги солдат-веневцев в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Поразительно, что на десять тысяч жителей здесь приходится 25 героев Советского Союза. В экспозиции музея представлены личные вещи Б.Н. и Н.И. Абрамовых: фотографии, микроскоп, книга «Беспредельность» с пометками Бориса Николаевича и другие.
Мощнейшим магнитом Культуры Тульской земли является знаменитое поле Куликовской битвы, первая часть названия которого адресует нас в пространство священных Гималаев – Кулу, Джуал Кул… Оно располагается в нескольких десятках километров от Венева.
Для участников форума незабываемой стала встреча с энергетикой ветра, холмистой землей, высоким небом этого места. Музейный комплекс восстанавливает и бережно хранит все немногочисленные раритеты метаисторической битвы от рекультивации историко-экологического ландшафта (специалисты выращивают дубки для восстановления зеленой дубравы, где скрывался засадный полк, решивший исход битвы, и различные сорта ковыля для восстановления порушенной земледелием знаменитой ковыльной степи) до фактически нематериального священного символа времени, когда длилась сеча. Дважды в день звон храмового колокола отмечает начало битвы – 11 часов утра, и ее завершение – 14 часов.
Аванзал музейной экспозиции открывают три знаковые витрины, посвященные трем великим боевым полям России – Куликовскому, Бородинскому и Прохоровскому. Идея: победа духа — победа оружия, поразительно точно звучит в вертикальной витрине, посвященной древнерусской истории: на верхней полке шлем, на средней – фрагмент кольчуги, на нижней — крест-мощевик энколпион. Рядом расположено копье.
В беседе с экскурсоводом возникла идея показать в экспозиции символ духовного оружия Бородинского сражения – простой нательный крест, а в битве на Прохоровском поле – красную звезду.
Сильной находкой дизайнеров, на наш взгляд, стало и оформление потолка одного из залов тучами летящих стрел. Этот изобразительный ход вызывает множество ассоциаций – и жар сражения на земле, и стрелы Небесных Сил, невидимо помогавшие войску князя Дмитрия Ивановича, и… акварельную композицию Б.Н. Абрамова с тем же символом. Незабываемое впечатление оставили и слова, открывающие фильм-реконструкцию «Куликовская битва» — «Прохожий, остановись! Прислушайся!.. Вспомни себя шесть веков назад».
Ощущение реальности событий исторического сражения остро переживается, когда поднимаешься на Красный холм, откуда открывается планетарная перспектива Куликова поля с эпицентром боя размахом в один квадратный километр. Когда-то на холме располагалась ставка Мамая.
В 1848 году здесь был поставлен памятник-колонна (архитектор А.П. Брюллов) в честь победы войска благоверного князя Московского Дмитрия Ивановича на Куликовом поле. Пластика тела башни-колонны восходит к восточной архитектурной традиции. Венчает же колонну луковичная золотистая главка православного храма с легко взлетающим в небо ажурным крестом. Памятник смотрится как выражение духовной победы русских воинов над иноверцами.
Магнит имени Преподобного Сергия звучит в пространстве Куликова поля в небольшом храме, построенном в 1913 — 1917 годах по проекту архитектора А.В. Щусева – друга Н.К. Рериха, Поставленный чуть в стороне, выполненный в псковско-новгородских традициях, храм вводит в панораму поля и благословление Преподобным князя Дмитрия на битву, и отправку им Пересвета с Осляблей для решительной переправы войска через Непрядву, чтобы занять позицию, удобную для битвы, или иначе – место, где сильны энергетические каналы, связывающие Небо и Землю, и, наконец, Его молитвенное стояние в течение всего времени битвы. Суровый и мужественный белый храм среди зелени перелеска – знак Небесного покровительства Русской земли.
Прикосновение к культурному пространству Тульской земли, сложенному метаисторией региона, духовным подвижничеством Преподобного Сергия, а также и историческими событиями, по-иному осветило духовный подвиг Б.Н. Абрамова, который вносил в здешнее пространство отблески Нового Неба и Новой Земли грядущей Эпохи Света.
Примечания:
1. Сердце, 587.
2. Рерих Е.И. Письма. Т. IX. М., 2009. С. 501.
3. Агни Йога, 83.