24 ноября в столице Кузбасса в Кемеровской областной научной библиотеке имени В.Д. Федорова состоялась общественно-научная конференция «Сибирь и Кузбасс XXI века в условиях культурного многообразия и взаимодействия». Она была посвящена 75-летию Кемеровской области, 100-летию города Кемерово и 400-летию города Новокузнецка.
Организаторами конференции выступили: Кемеровское региональное отделение Международной Лиги Защиты Культуры, Кемеровское городское Рериховское общество «Майтри», Координационный Совет Рериховских организаций Кузбасса, Международный Центр Рерихов. Соорганизатор – Томское региональное отделение Международной Лиги Защиты Культуры.
Приветствие в адрес конференции от Международного Центра Рерихов в Москве зачитал вице-президент Центра В.С. Скородумов. Прозвучали слова академика Д.С. Лихачева об основополагающем значении культуры.
На конференции были представлены доклады, осветившие страницы истории Кузбасса и Сибири.
Кандидат исторических наук Л.С. Решетникова (Кемерово) в докладе «История Комсомола Кузбасса. Начало пути» обратила внимание на то, что советское правительство направляло энергию молодежи на строительство нового социалистического общества. Партия во главе с Лениным считала, что необходимо создать условия для обучения молодежи с целью овладения ею достижениями мировой культуры.
Эта инициатива большевиков была с энтузиазмом встречена на местах. В Кузбассе первые комсомольские организации были созданы в Мариинске, Тайге, Прокопьевске, Кемеровском руднике. Документы свидетельствуют о том, что комсомольцы не только учились и работали, но и принимали активное участие в социальной жизни: проводили субботники, помогали в благоустройстве городов, вели борьбу с беспризорностью, откликались на все нужды государства.
Продолжением разговора о молодежи стал доклад кандидата исторических наук И.А. Крым (Кемерово) «Из истории стройотрядов Кузбасса». Начиная с 1933 года, студенты трудились на полях страны и на всех важных стройках – Днепрогэсе, Магнитке, Московском метрополитене и других. В Кемеровской области датой рождения студенческих стройотрядов стал 1962 год, когда началось строительство Томусинской ГРЭС, затем Беловской ГРЭС, Западно-Сибирского металлургического комбината, Новокемеровского химкомбината. Позже стали создаваться специализированные студенческие отряды медиков, педагогов, реставраторов памятников истории и культуры. 1984 год стал годом рождения интернациональных строительных отрядов: интербригада «Кузбасс» работала на стройках ГДР, Венгрии, Польши. Докладчик подчеркнула важные стороны стройотрядов: в них были заложены основы организации труда молодежи, лучшее использование ее энтузиазма, высокая эффективность производственной деятельности. Движение студенческих отрядов в Кузбассе возродилось в 2001 году и постепенно развивалось. В 2018 году было сформировано уже 49 отрядов, которые сохраняют и преумножают лучшие традиции своих предшественников.
Кандидат исторических наук Е.В. Вечер (Анжеро-Судженск) в докладе «Влияние строительства Транссибирской железнодорожной магистрали на социально-культурное развитие Томской губернии» отметила, что строительство крупнейшей в мире дороги вызвало резкий рост численности населения и количества населенных пунктов, что привело к значительным переменам в культурной жизни Сибири. Потребность в грамотных специалистах, необходимых для обслуживания Транссиба и новых предприятий, привела к расширению сети школ и профессиональных учебных заведений. Открывались библиотеки, театры и даже церкви на крупных станциях.
О людях, чья жизнь стала самоотверженным служением культуре и нравственным идеалам, говорили докладчики из Новокузнецка, Прокопьевска, Кемерово, Томска.
Кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева (Новокузнецк) Е.С. Кулакова выступила с докладом «Валентин Булгаков: от Кузнецка до Ясной Поляны».
Жизнь Валентина Федоровича Булгакова, последнего секретаря Л.Н. Толстого, писателя-мемуариста, музейного и общественного деятеля, неразрывными духовными нитями была связана с уездным городом Кузнецком Томской губернии, где он родился и провел счастливое детство, и «гнездом Великой Мысли» (Н.К. Рерих) – усадьбой Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, которая стала его вторым домом. Здесь он был рядом с Учителем мудрости последний год его жизни, содействовал созданию в память о нем музея, в котором много работал на ниве просвещения и культуры. Эти два геокультурных пространства стали для Булгакова «архимедовой точкой опоры», помогая ему преодолевать жизненные испытания в России и за рубежом.
В период эмиграции Булгаков стал инициатором и создателем первого Русского культурно-исторического музея за рубежом в городе Збраслав под Прагой. Представители русской интеллигенции безвозмездно передавали в дар музею произведения русского искусства. Был среди них и Н.К. Рерих, который отправил из Индии пятнадцать своих картин, ныне хранящихся в Третьяковской галерее.
На малой родине последнего секретаря Л.Н. Толстого бережно хранят память о нем. В 2003 году в филиале Новокузнецкого краеведческого музея был открыт экспозиционный зал «Кабинет Булгаковых», рассказывающий о жизни и творчестве представителей двух поколений этой семьи. А в 2009 году администрация города Новокузнецка и руководство музея-усадьбы Ясная Поляна с целью увековечения памяти В.Ф. Булгакова в его родном городе приняли совместное решение об установке памятника «Учитель и ученик» возле здания филиала краеведческого музея. Его биография одной из первых появилась на популярном сайте «400 знаменитых новокузнечан». В региональной печати периодически публикуются статьи Валентина Федоровича и мемуары из литературного московского архива. Жизнь Валентина Федоровича Булгакова может служить примером самоотверженного служения культуре и преданности избранным нравственным идеалам.
Руководитель общественной организации «Объединение любителей астрономии и естествознания» г. Новокузнецка В.И. Асанов представил на конференцию доклад «Жизнь – подвиг гелио-метеоролога Анатолия Витальевича Дьякова». Украинский паренек Анатолий Дьяков, увлекающийся астрономией, в тринадцать лет вызвал интерес в научных кругах результатами своего наблюдения за редким космическим явлением – большим метеоритом, зафиксировав координаты его траектории. Но свои главные научные открытия и наблюдения А.В. Дьяков сделал в Сибири, в Кузбассе, куда он, будучи студентом пятого курса механико-математического факультета Московского университета имени М.В. Ломоносова, был сослан на строительство железной дороги. Здесь, в Горной Шории, в обсерватории на вершине горы Улу-Даг, Анатолий Витальевич вел ежедневные наблюдения за активностью Солнца, составлял точные метеопрогнозы, информируя научные центры нашей страны, геологов, капитанов дальнего плавания и отправляя за свой счет телеграммы в зарубежные страны – Англию, Францию, Америку, Канаду, Кубу, Японию, Индию и в другие страны. Он предупреждал о засухах и морозах, штормах и тайфунах. Неоценим вклад А.В. Дьякова в развитие науки гелио-метеорологии. Обладая обширными знаниями, развитой интуицией истинного ученого, он разработал уникальную и эффективную методику прогнозирования погодных условий на планете.
Кандидат биологических наук В.Б. Купрессова (Томск) выступила с докладом «Значение томских ученых-подвижников П.Н. Крылова и Л.П. Сергиевской для развития науки и культуры Сибири». Порфирий Никитич Крылов (1850–1931) –ботаник, географ, один из основоположников учения о растительных сообществах – фитоценологии (фитосоциологии). Ученый и педагог, он с 1885 года работал в Томском университете. За 60 лет научной деятельности П.Н. Крылов совершил 36 экспедиций по горным хребтам Урала, Алтая и Саян, пустынным степям и горам Казахстана и Сибири, по долинам рек Обь и Иртыш, по тайге и болотам томского севера. Богатым научным материалом экспедиций постоянно пополнялся созданный ученым в Томском университете ботанический музей – гербарий и Сибирский ботанический сад. П.Н. Крылов проводил большую работу по озеленению города Томска: им заложены Университетская роща, городской сад и аллеи, три питомника по выращиванию снегозащитных насаждений. Крыловым опубликовано около 60 научных работ по флоре и растительности Сибири и два фундаментальных многотомных руководства к определению растений. Именем Крылова названо более 50 видов растений. Являясь создателем биологической науки и биообразования в Сибири, П.Н. Крылов воспитал много учеников, среди которых крупные ученые, продолжившие его дело.
Один из них – систематик-флорист, профессор Лидия Поладиевна Сергиевская (1897 – 1970), которая всю свою жизнь посвятила развитию науки и крупнейшему за Уралом ботаническому музею – Гербарию Томского университета. Докладчик – Валерия Борисовна Купрессова, тоже выпускница и преподаватель Томского университета, подчеркнула, что П.Н. Крылов и Л.П. Сергиевская были учеными, чья бесконечная преданность науке, бескорыстный труд, человеколюбие создавали духовно-нравственную основу воспитания студентов.
Э.А. Лапина (Томск) в докладе «Талант бескорыстного служения обществу на примере Томских меценатов» рассказала о благотворительности, «золотыми временами» которой для Томска, так же как и для России, стал конец XIX века. Благотворительность – меценатство – социальное явление, вызванное наличием имущественного неравенства в обществе.
Меценатство направлено на оказание безвозмездной помощи со стороны частных лиц, общественных, коммерческих организаций и государства. Меценатами Томска в большинстве своем были купцы. Они направляли большие личные материальные средства на постройку домов для сирот, больниц для обездоленных и других нужд города. Золотопромышленники Асташов, Цибульский, Валгусов, Михайлов, Пушников вложили средства на постройку Томского Университета. Купцы Королевы построили более тридцати домов и открыли два ремесленных училища. Купцы Кухтерины возводили доходные дома, которые используются и сейчас. Предприниматель П.И. Макушин открыл первый в Сибири доступный для народа книжный магазин, основал первую народную библиотеку. На его средства был построен «Дом науки», где разместился Народный университет. Меценатство в Томске продолжает жить и сегодня: на средства одного из предпринимателей города построен театр «Версия». Благотворительная помощь в Томске не остается без внимания: учреждены медали «Меценат города» и «Меценат года», которые торжественно вручаются 1 марта, в день, когда было открыто первое ремесленное училище, построенное купцом Евграфом Королевым в 1888 году. Именно его барельеф изображен на медали «Меценат года».
Кузбасс – это земля, которая дала стране талантливых поэтов, писателей, музыкантов, художников, артистов. В 2018 году Кузбасс отметил 90-летие писателя, публициста В.А. Чивилихина и 100-летие В.Д. Федорова – поэта, писателя, переводчика.
Имя Владимира Алексеевича Чивилихина (1928–1984) носит городская библиотека Мариинска – города, в котором родился писатель. Доклад «Библиотека провинциального города как универсальное явление культуры» главного библиотекаря ЦБС г. Мариинска Т.А. Захаревич стал информацией о работе практически всех библиотек в современных условиях: совмещение традиционной деятельности библиотеки с элементами работы музеев, архивов, картинных галерей, клубов, работой с новыми технологиями в информационном пространстве. Автор представила литературно-краеведческий проект по популяризации творчества А.П. Чехова, который останавливался в Мариинске по пути на Сахалин. Проект объединил библиотеки и исторический музей города и способствовал возобновлению забытой традиции чтения вслух. На Мариинской земле традиционно проходят Всекузбасские Чивилихинские чтения, с 2013 года присуждается Литературная премия имени В.А. Чивилихина.
О жизни Василия Дмитриевича Федорова (1918–1984), творчество которого хорошо известно в России и за рубежом, рассказала в докладе «И верою и правдою служу тебе я, Русь» заведующая отделом Кемеровской областной научной библиотеки, носящей имя поэта, Е.М. Колмагорова.
Василий Федоров оставил большое творческое наследие, которое является национальным достоянием России. Всей душой болеющий за судьбу отчизны, поэт талантливо запечатлел ключевые события русской истории ХХ века в лучших своих поэмах. О чем бы Федоров ни писал – это всегда о любви: о любви к женщине, к Родине, о любви к своему делу и времени, в котором он жил. На родине поэта, в селе Марьевка Кемеровской области, открыт литературно-мемориальный музей поэта, проводятся Российские Федоровские чтения, утверждена литературная премия имени В.Д. Федорова.
Среди культурных учреждений Кузбасса есть уникальный музей детского творчества. Изобразительное искусство детей в 1960-е годы было признано равноправной частью Искусства и важным элементом современной художественной культуры. Это признание стало основанием для создания в нашей стране первых музеев детского творчества. В 1969 году появилась Детская картинная галерея в Тбилиси, в 1970 – в Ереване, в 1981 году в городе Юрга Кемеровской области. Этот первый художественный Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока много лет возглавляла Нина Ивановна Дондерфер, выступившая на конференции с докладом «Дети – творцы будущего».
Деятельность музея, включающая организацию масштабных межрегиональных выставочных проектов, объединяющих десятки центров детского творчества, сотни и тысячи юных художников, дает возможность наблюдать за развитием и изменением мировосприятия детей и их творческого самовыражения. Одна из межрегиональных конкурсных выставок – «Космос – Красота – Мир», показала, как дети раскрывают нравственный аспект связи человека и Космоса. Детское творчество подтверждает мысль о приоритетной готовности сознания современных детей к преобразованию мира и устремлению его в будущее.
Вице-президент Международного Центра Рерихов С.В. Скородумов выступил с докладом «Наследие семьи Рерихов в пространстве русской культуры». Он подчеркнул, что в своем творчестве Рерихи стремились понять процессы и силы, созидающие Русь, и сами напитывались ее удивительной мощью и духом. Находясь в разных странах и на разных континентах, Рерихи ощущали крепкую связь с пространством русской культуры. Через всю жизнь пронесли они любовь к России. Духовная связь с Родиной не обрывалась у них никогда, о чем ярко свидетельствует само их творчество. Н.К. Рерих не считал себя эмигрантом. «Ни на миг мы не отклонялись от русских путей», – утверждал великий художник в конце жизни. Творческие достижения Рерихов имеют истоки в пространстве русской культуры, а их наследие является ее эволюционным фокусом. Нападки, клевета и помехи на пути изучения и популяризации наследия Рерихов, а также культурного строительства, которое осуществляет Международный Центр Рерихов, приводят к деформированию пространства русской культуры, вызывают искажение исторического пути России, толкают ее на путь инволюции. Напоминая слова Николая Константиновича Рериха о России, которая существует «поверх всех Россий», Елена Ивановна Рерих отмечала, что «эта Россия еще не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим, – писала она, – в грядущий расцвет нашей Родины, и эта вера дает смысл нашему существованию». Выдающийся философ Е.И. Рерих никогда не ошибалась в своих прогнозах. И ее слова дают нам силы и надежду на будущее, побуждают к активным действиям в защиту и поддержку Культуры.
Кандидат педагогических наук Л.В. Секретова (Омск) в докладе «Актуальные проблемы формирования досуговой культуры человека» отметила, что предпосылки для рождения идеи о досуге как о божественной деятельности сложились в науках стран Древнего Востока. Но сам досуг в истории мировой культуры появился в Древней Греции. Исследователь генезиса и развития досуга профессор Г.Г. Волощенко (Омск) пишет, что именно Пифагор, путешествуя по древневосточным государствам (VI в. до н.э.), глубоко изучив мифы и культуры разных цивилизаций, нашел нужное и точное слово для обозначения божественных занятий, придав ему емкий и высокий смысл – «схолэ», что в переводе на русский язык обозначает «досуг». Подчеркивая важность физического труда в развитии «человека разумного», автор доклада говорит о необходимости увлечения и занятий высоким досугом. «Каким бы стал сегодня “человек разумный” без мифа о божественной деятельности богов-планет, без школы досуга Пифагора… Без искусства и философии, без науки и живой этики?», – задает она вопрос. Важнейшим условием воспитания досуговой культуры является всемерная поддержка и привитие молодежи интереса и навыков занятий науками, искусством, музыкой, коллективным творчеством. Государству необходимо создавать эффективные условия для таких занятий, содействовать развитию инфраструктуры досуга, поддерживать общественные организации и образование в области культуры и искусства, готовить квалифицированные кадры.
Докладчик подчеркнула, что семья Рерихов оставила огромное творческое наследие, обогатившее русскую и мировую культуру и ставшее новым энергетическим импульсом эволюции человечества. Международный Центр Рерихов и Рериховские общества, изучающие и транслирующие их опыт и знания, вносят большой вклад в развитие такого сложного социально-культурного явления как высокий досуг.
Педагог Омского музыкального училища имени В.Я. Шабалина Е.С. Иванова (Омск) в своем докладе «Эволюционный потенциал музыки в жизни человека и Вселенной» рассказала о музыке как о синтетическом виде искусства, который объединит в целостную научную систему многие знания. Автор доклада представила эволюцию Вселенной и человека, взаимосвязь Макро- и микрокосмоса через музыкальный аспект Вселенной. По утверждению автора доклада, из всех искусств именно музыка наиболее легко проникает в тонкоматериальные сферы сознания и непосредственно сообщается с сердцем, питая его и способствуя его раскрытию, вызывая вдохновение и желание творить.
О странничестве как о неотъемлемой составляющей русской духовной культуры говорила Т.Н. Новикова (Томск) в своем докладе «Странничество как культурно-исторический процесс в энергетическом пространстве России». Возникнув на Руси в средневековье, странничество первоначально было связано с узким кругом монахов, отшельников, но в дальнейшем распространилось по всей стране как социальный феномен и затронуло почти все сословия. Людмила Васильевна Шапошникова писала: «”Странник Светлого Града” жил в русских мыслителях, крупных писателях, российских героях, во всех тех, кто независимо от своего социального или материального положения был готов принести свою жертву на алтарь правды, кто понимал культурно-исторический смысл общего блага, кто стремился искренне и бескорыстно к Грядущему Граду».
Светлый Град был символом Царства Божьего, о котором говорил Христос, символом жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страдания. Подвижники сознательно и добровольно ставили себя в условия постоянного напряжения при помощи молитвы, труда, неусыпного бодрствования, и наступал «животворный обмен огнями – сверху вниз и снизу вверх по всей лестнице духа…». Таким образом «прокладывался духовный Мост от сердца странника к Высшему». Странник становился «трансмутатором материи земной и трансмутатором энергий космических». Явление странничества способствовало накоплению в энергетическом пространстве России элементов, необходимых для эволюции не только русского народа, но и всего человечества. Л.В. Шапошникова писала: «Странники расчищали культурно-духовные поля, в которых действовала Космическая эволюция человечества. Они слагали и формировали новые энергии, которые впоследствии принесут миру и России самые неожиданные результаты. Их сознание – драгоценный кристалл русского духа, было тем магнитом, на котором эволюция стала создавать энергетику нового планетарного мышления XX века».
Общественные краеведы Т.С. Вегерова и А.П. Рахманова (Прокопьевск), изучив документы XVIII в. Государственного архива Тобольска, установили, что история топонима города Прокопьевска Кемеровской области неразрывно связана с личностью святого Прокопия Устюжского, побережьем Варяжского моря и правителем одного из прусских племен – Гландой Камбила, бежавшим от рыцарей Тевтонского Ордена в XIII веке в Великий Новгород. Приняв Православие, Гланда Камбила получил имя Иван, а после монашеского пострига – имя Прокопий. Жил он в Великом Устюге нищим, бродягой, но ушел из жизни (1303) как блаженный Прокопий, которого до сих пор почитают и считают защитником и покровителем Северорусских Земель. В далекую Сибирь имя Святого Прокопия в XVI-XVIII вв. принесли устюжские экспедиции. Выходцы из Поморья, преимущественно его северо-восточных районов с центром в Великом Устюге, составили основу первопроходцев и первопоселенцев Среднего Притомья и Кузнецкого края. В честь Святого Прокопия за его невидимую защиту и руководство называли поселения, ему посвящали храмы. Так образ святого Прокопия Устюжского закрепился в фокусе исторической памяти сибиряков, с XVI века – в иконописи, и со временем плавно перешел в сферу интересов ученых и светского искусства духовной направленности. Начал этот процесс П.П. Ершов, создавший в 1835 году поэтический образ Прокопия в стихотворении «Туча». Продолжили – такие представители Серебряного века как В.М. Васнецов, А.В. Амфитеатров, И.А. Бунин, А.М. Ремизов, Н.К. Рерих. Впервые образ Прокопия запечатлен Николаем Константиновичем в иллюстрациях 1913 года к Летописному и лицевому изборнику Дома Романовых. В следующем году по сюжету жития святого он создает картины «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» и «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». В 1916 году в рериховской сказке «Сон» появляется литературный образ устюжского святого. На сегодняшний день в г. Прокопьевске издана книга «Кто имя дал славное городу», Прокопию Устюжскому посвящен триптих прокопьевского художника Ашота Акопяна. Небесному покровителю Прокопьевска в 2015 году установлен восьмиметровый бронзовый монумент.
Об уникальном археологическом памятнике и мировоззрении древних людей, выбивших пять тысячелетий назад различные изображения на скалах реки Томи, главной водной артерии Кузбасса, говорила сотрудник Кемеровского Рериховского общества «Майтри» И.П. Губенкова (Кемерово) в докладе «Томская писаница как пример единства духовной культуры народов мира». Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» был создан в 1988 году вокруг скалы, испещренной петроглифами, недалеко от города Кемерово. Современные ученые утверждают, что, начиная с IV тысячелетия до нашей эры, скалы Томской писаницы были культовым местом для многих народов, обитавших на берегах Томи. Среди петроглифов – изображения животных – медведь, волк, лиса, птицы, особенно четкое изображение совы. Есть солярные знаки, личины, антропоморфные фигуры – лодочники, охотники и другие. Основные изображения – это лось, объект поклонения, воплощение мощи и жизненных сил, и летящий солнечный олень – олицетворение Солнца. Образ плывущего по небесной стихии оленя известен у многих народов. У предков народов ханты-манси сохранились древние предания о нем – «голова его огромная, она сияет, и он летит по небесной стихии на невидимых крыльях». Докладчик, опираясь на труды Е.П. Блаватской, мифологию древних народов Севера, Индии, Египта, дала космогоническое объяснение символов, выявив единство мировоззренческих взглядов древних народов в разных частях планеты.
В рамках конференции состоялся круглый стол и поездка в Кемеровский ботанический сад в городе-спутнике «Лесная поляна». Работа конференции завершилась принятием резолюции, в которой было отражено решение ее участников о дальнейшем сотрудничестве и поддержке Международного Центра Рерихов, развитии взаимодействия с культурными учреждениями и организациями.
Ю.П. Руденко,
г. Кемерово.