Солнечный ветер над горой Улу-Даг

Автор: | 04.04.2012

Комсомолец Кузбасса, № 28, 6 марта, 1973 г.
Корчуганова Л.       Солнечный ветер над горой Улу-Даг 
        ЕГО ДОМ виден со всех точек Темир-Тау, так, во всяком случае, утверждают и школьники, которые нередко бывают у него в гостях, и случайно встреченный житель посёлка, который с готовностью помогает отыскать дом со светлым куполом. А живёт в нём волшебник горы Улу-Даг или, ели быть более точным, «бог погоды». Так его называют в многочисленных статьях журналисты, и это имя в посёлке к нему прочно приросло. Речь идёт об Анатолии Витальевиче Дьякове, сибирском учёном-метеорологе.
Кто только ни побывал в его, с виду неприметном бревенчатом домике, к которому ведёт узенькая, тщательно утоптанная тропинка. Коллеги-учёные, ребята, приезжающие сюда на экскурсии из сибирских городов, учителя из местной школы. Всех ждёт радушный приём. Стоит появиться гостю на пороге дома, как хозяин уже хлопочет об огне, который он сейчас подбавит в печке, о чашке горячего чая, который здесь готовят по всем правилам.
Много уже написано о внешности Анатолия Витальевича Дьякова, что просто трудно не повториться. Но не сказать о ней, значит, что-то важное упустить о его личности.
Седые полудлинные волосы, как будто раз и навсегда уложенные сами собой, открытый широкий лоб и внимательные глаза. Они почти не меняются, даже когда их хозяин заразительно смеётся или что-то настойчиво доказывает. Не меняются потому, что в них постоянно таится мысль и какая-то усталость.
Вся его жизнь посвящена одному делу — выведению метода долгосрочного прогнозирования погоды. Сейчас Анатолий Витальевич заведует единственной в стране гелиометеорологической обсерваторией, где постоянно вместе со своим верным помощником — женой, ведёт наблюдения за Солнцем. Результаты наблюдений за светилом входят в сложную систему расчётов, на основании которых Дьяков выводит свой долгосрочный прогноз погоды. Анатолий Витальевич берётся составлять прогнозы на три-четыре месяца вперёд, в то время как среди многих учёных существует мнение, что хорошие прогнозы погоды на две-три недели вперёд недостижимая мечта метеорологов.
— Чем объяснить разногласия среди учёных-метеорологов относительно самой возможности долгосрочного прогнозирования? — один из первых моих вопросов к Анатолию Витальевичу.
— Всё дело в том, — объясняет он, — что до сих пор не все учёные признают, что в атмосфере Земли есть закономерности длительного порядка. Сейчас многим непонятно, как, сидя в одном месте, можно точно предсказать погоду. А всё очень просто — нужно познать законы климата.
Дьяков в своих научных поисках пришёл к выводу, что для зарождения циклонов, которые определяют погоду, необходим дополнительный приток энергии. Её источник, по смелому предположению метеоролога, Солнце. Во время солнечной активности скорость тёплых и холодных потоков воздуха в атмосфере Земли под воздействием «солнечного ветра» возрастает в среднем на сорок процентов. И в результате возникают сильные антициклоны. Учитывая воздействие активности Солнца на атмосферу Земли и энергию атмосферных движений, Дьяков составляет прогноз погоды.
О том, насколько точны дьяковские долгосрочные прогнозы, рассказывают многочисленные телеграммы, которые приходят из различных областей: от агрономов, рыбаков Прибалтики и Дальнего Востока. В них тёплые слова благодарности за метеосводки, которые помогли своевременно подготовить корма, правильно спланировать уборочные работы, подготовиться к надвигающемуся шторму.
— Как вы увлеклись метеорологией?
— В 14 лет я уже твёрдо решил стать астрономом. Было большое желание познать Вселенную и научиться предсказывать погоду. В то время много несчастий приносили стихийные бедствия, с которыми люди могли бы справиться, если бы научились их предвидеть.
Учёный рассказывает о том, что сильное влияние в юношестве на него имело русское общество любителей мироведения, которое занималось распространением астрономических знаний среди населения. Его председателем был Николай Морозов – автор увлекательнейших книг по астрономии и философии. В это общество юный Дьяков посылал результаты первых наблюдений за Солнцем и метеоритами. С тех пор огненное светило стало объектом его постоянных наблюдений. Их результаты укладывались по годам, систематизировались. Возможность успешно заниматься научными исследованиями давали широкие знания, полученные на физико-математическом факультете Одесского университета, астрофизическом МГУ, систематизация всех новейших данных по метеорологии, собранных со всех стран мира.
Научный путь метеоролога был нелёгким, хотя бы потому, что Дьякову долгое время пришлось работать в одиночестве, почти без поддержки коллег. Несмотря на все трудности, учёный сохранил верность начатому делу, верность научным выводам своего предшественника Э. С. Лир, чьи исследования положены в основу методики долгосрочного прогнозирования.
Хозяин показывает мне журнал с той единственной статьёй Лир, которая оказала на него такое сильное влияние. С полок этажерки он достаёт толстые книги в старинных переплётах. На одной из них написано «Камилл Фламмарион».
— Это редчайшая теперь книга, — говорит Анатолий Витальевич. — Конечно, сейчас в ней многое устарело, и даже то, что заставило меня когда-то вести наблюдения за Солнцем, но и сегодня в ней много великолепного. Что стоит, например, вот эта мысль знаменитого французского астронома. Послушайте и обязательно запишите: «Когда люди узнают, что такое Земля, и ознакомятся со скромным положением своей планеты в бесконечности, когда они лучше оценят величие и красоту своей природы, они перестанут быть безумцами, такими грубыми с одной стороны и такими легковерными с другой, тогда они будут жить в мире, в плодотворном изучении истины, в созерцании прекрасного, в делании добра, в стремлении к развитию разума, в благородном употреблении своих высших духовных способностей».
Над рабочим столом Дьякова висит портрет Фламмариона, богатая личность которого сопровождает его всю жизнь.
— Вот ведь нелепость, у нас до сих пор нет книги об этом замечательном учёном, — волнуется Анатолий Витальевич. — Надо, чтобы с этой личностью познакомилось больше людей, ведь у него бездна прекрасных мыслей. Я сам взялся написать об этом человеке, потому что знаком со всеми его трудами, не пропускал ничего в прессе о его жизни, разговаривал с его женой, когда она была в Москве. Моя рукопись уже почти готова, нужно только обработать.
Он не удерживается, чтобы не показать книги, которые поразили когда-то его воображение. С гордостью протягивает «Мироздание» В. Майера. Анатолий Витальевич может часами говорить о своих любимых произведениях, которыми завалены его столы.
Здесь же несколько папок с письмами и телеграммами, которые хозяин бережно хранит. Тщательно сберегаются вести от коллег из Франции, с которыми Дьяков поддерживает постоянную связь: в этом ему помогает великолепное знание французского языка. Хранится переписка с известным писателем с Украины, который хочет сделать книгу о талантливом метеорологе.
Совсем недавно к Анатолию Витальевичу пришло особенно много телеграмм. Друзья поздравляли с вручением ему высокой награды Родины — ордена Трудового Красного Знамени. Он награждён за большие заслуги в деле поднятия сельского хозяйства. Где, как ни там, более всего нужны точные прогнозы. И сводки Дьякова не подводят земледельцев.
— А каким, по вашим расчётам, ожидается март?
Слышу неожиданный ответ.
— С 16 по 22 марта ожидается резкое потепление, температура поднимется до 10 градусов тепла. В последнюю неделю марта станет прохладнее, часто будет идти снег.
Потом Анатолий Витальевич говорит о прогнозе погоды на апрель, май, и я узнаю, что он уже сообщил начальникам областных сельхозуправлений, агрономам Сибири и Северного Казахстана, в Министерство сельского хозяйства РСФСР, какой будет предстоящая весна. Его метеосводки помогут хлеборобам точнее сориентироваться в сроках сева, рыбакам лучше подготовиться к морской путине.
Темир-Тау

(Visited 14 times, 1 visits today)

Добавить комментарий