Ольга Старовойтова,
член Международного союза журналистов
«Нет религии выше Истины», или идейный паралич
Русской православной церкви
Часть II
«Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь
изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы
с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ».
Иларий Пиктавийский о Святой Троице
Полностью разделяю мнение великого пуатевинского святого. Если бы г-н Оконишников не бросил тень на доброе имя великих мудрецов и философов прошлого, не возникла бы и эта статья. Они, эти Светочи, имели смелость дерзать и познавать мир всеми возможными способами, но никогда не позволяли себе обсуждать публично вопросы, касающиеся, как выражались в древности, «натуры своего Бога». Катары, христианская секта, жившая на юге Франции, объяснили, почему:
« Кто захочет сказать,/Кто Он есть,/Должен быть тем,/Кто Он есть!»
Поэтому не стану отвечать г-ну Оконишникову на доводы типа «Бог есть Триединство Личностей (? – О.С.) Отца, Сына и Святого Духа». Напомню лишь некоторые моменты из истории христианства и выскажу свое мнение по поводу трактовки спорных моментов, затронутых в статье, используя привычные христианам понятия.
Голосуем. «Единосущен» – принято единогласно!
Начну с риторического вопроса автора: «Христиане исповедуют, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия, Христос, предсказанный пророками Ветхого Завета. В его лице воплотился сам Бог, ставший человеком. Что думают о Христе рерихианцы?» И приводит мнение Е.И. Рерих и А.И. Клизовского.
Известно, у каждого государства есть небесный покровитель, направляющий его развитие. Он постоянно поддерживает связи с самыми достойными представителями своего народа на земле: слово «религия» от латинского religare, как уже говорилось, означает «связывать воедино». По этой причине святой покровитель часто изображается на гербе – символическом кредо страны. Иисус Назорей[1] родился в еврейской нации, но ее мудрецы, как известно, не считали его мессией. Е.И. Рерих, на чье письмо ссылается автор, просто указывает на этот факт. Эрнест Ренан сообщает: Иисус «не считал себя Мессией»… Никогда Иисус не выражал кощунственной идеи, что Он Бог»[2]. Более того, в Новом Завете есть место, где Иисус опровергает подобное утверждение:
«Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
Иудеи сказали ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
Иисус ответил им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы – боги»?».[3]
Поэтому А.И. Клизовский писал: «…христианский Никейский символ веры есть сплошное заблуждение», имея ввиду фразу «Веруем… Во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия….»[4].
Считается, что первый церковный собор состоялся летом 325 года в городе Никее. На нем присутствовало около трехсот пастырей из Восточной и Западной церквей. Они впервые собрались вместе, чтобы выработать общий для всех символ веры, но имели разное мнение на этот счет. Партия епископа Александра, занимавшего кафедру в Александрии, и его ученика Афанасия полагала, что Иисус единосущен, то есть, един с Отцом (homoousios), а партия пресвитера Ария – что подобносущен, то есть, только подобен Ему (homoiousios). Споры, длившиеся больше месяца,
«выплеснулись на улицы Никеи: на потеху публике в театрах разыгрывали пародии на богословские диспуты, а по всему городу в дискуссии были вовлечены рыночные торговцы, лавочники и менялы. Попросите кусок хлеба и вам ответят: «Сын ниже Отца». Спросите, готова ли ванна, и вам ответят: «Сын возник из ничего»[5].
В конце концов, императору Константину, по чьей инициативе и заседало почтенное собрание, надоели богословские словопрения. Его недовольство возымело действие. Испанский епископ Осий разнес делегатам черновой вариант текста, на котором настаивал епископ Александр. Подавляющим числом голосов (!) при трех голосах против за него и проголосовали. Так появился христианский символ веры, который, с небольшими изменениями в последующих веках, используется до сих пор.
А теперь переведем вышесказанное на общедоступный язык, чтобы читателям стало ясно, за что сражались добрые отцы. Дело в том, что сразу же после смерти Иисуса Назорея люди из его ближайшего окружения покинули Палестину и обосновались, в частности, в Сирии, во Франции, в Италии. Согласно преданиям, бытующим в Провансе, Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, ее сестра Марта, Мария-Саломея и еще несколько человек прибыли морем в Прованс, и уже оттуда разошлись по миру с апостольской миссией[6]. А в Иерусалиме по завету Иисуса бразды правления Иерусалимской церковью принял Иаков Праведный, ортодоксальный еврей. В Евангелии от Фомы, 13, говорится:
«Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот, который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля»[7].
Римская империя славилась своей толерантностью к разным верованиям, поэтому «иудейская секта» без проблем обосновалась в Вечном городе. Первые христиане жили здесь тихо, поддерживая связи с центром. Вскоре Иакова убили. Позже,
«в 90 г., через 20 лет после разрушения Иерусалимского храма … еврейская община реорганизовалась: уничтожила храмовое жречество и отказавшись от его системы жертвоприношений, поставив на их место раввинов и, попутно отлучив христиан[8].
Так римская община, ранее уже потерявшая связь с центром, поневоле приобрела самостоятельность. Постепенно последователи Иисуса, славившиеся своей стойкостью в вере и проповедующие идею духовного совершенства и для бедных, обрастали сторонниками на новой родине. Однако к III веку у власти оказались лидеры, чьи далеко идущие амбиции не удовлетворял сложившийся статус кво. Чтобы завоевать место под имперским солнцем, требовалось непременно создать эффектную «родословную». Но об Иисусе в Риме мало кто слышал, а в Палестине он был известен всего лишь как еврейский пророк и целитель. Древний мир знавал таковых немало – взять хотя бы современника апостолов, знаменитого Симона Волхва, ни в чем им не уступавшего. Вот тогда и началось, по мнению ученых, настоящее «сотворение Иисуса веры». Честь главного мифотворца принадлежит Иринею Лионскому. Именно он рекомендовал использовать в повседневном обиходе четыре Евангелия из 52-х, имевших хождение ту пору, а также сделать Иисуса Богом.[9] Идея, которую евреи назвали богохульством, была абсурдной для языческого мира – ни одна из религий древности не провозглашает своего вероучителя богом. В зороастризме представителем Ахурамазды на земле являлся Зороастр, у Иеговы иудаистов – Моисей и т.д. Символ веры появившегося много позже ислама тоже гласит: «Нет бога кроме Аллаха и Магомет пророк его»[10]. Тем не менее, зерна, посеянные Иринеем, дали обильные всходы. Случилось это в тот момент, когда стремление христианских лидеров вознестись над всеми сектами империи сомкнулось с интересами властолюбца и убийцы Константина[11].К тому времени император, некогда достойно начавший царствие, вступил на скользкий путь силового давления на веками существовавшие институты власти. В итоге отношения с римским сенатом и языческими жрецами, храмы которых он повелел разграбить по всей империи, чтобы найти средства для возведения новой столицы, испортились до крайности. Существовал единственный с его точки зрения путь удержать в руках бразды правления. А именно: связать воедино религию и власть, чтобы с помощью контроля над верой сцементировать распадающуюся империю. Христиане со своим «Иисусом-Богом», послушные воле властителя, как нельзя лучше вписывались в его далеко идущие планы. Потому Константин не только созвал и профинансировал Никейский собор, но и активно участвовал в нем, по обыкновению навязывая свою волю другим.
А вот Арий и его сторонники руководствовались целью установить истину в том виде, в каком ее придерживались древние и преподавали в школах Александрии, Антиохии и Эфеса. Их концепция, согласно которой – Иисус лишь подобносущ Отцу, означает – Христов у человечества может быть много. Мы не оговорились – некоторые христиане по сию пору свято верят, что Иисус Христос – это просто другое имя Иисуса Назорея. Однако «Христос» не имя, а высший принцип, присутствующий внутри каждого человека. Принцип, позволяющий ему путем долгих и непрестанных усилий обрести божественную силу. Как говорил апостол Павел:
«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос»[12].
Поэтому ряд средневековых сект и утверждало, что Христос не умер, нельзя же распять на кресте невидимую сущность. В потенциале своем каждый человек – бог; в Ветхом Завете всех евреев называют «сынами Всевышнего», о чем и напомнил им Иисус в ответ на обвинение в богохульстве.
Итак, буква «о» (homoousios — единосущен) одержала верх над буквой «i» (homoiousios — подобносущен), поправ тем самым дух истины. Но концепция арианства продержалась в Европе еще долгие годы, в частности у племен готов, франков, бургундов. И только после убийства главы Александрийской школы девушки-философа Ипатии арианство ушло с арены религиозных споров, став достоянием общин узкого круга мудрецов. Таких, как тамплиеры, катары и ряд сект средневековья, розенкрейцеры, теософы времен неоплатоников, Теофраста Парацельса и Елены Петровны Блаватской. Иначе им было не выжить – за кардинальное отклонение от единожды принятых мертвых догм «еретикам» грозил костер инквизиции, созданной в XIII веке специально для подавления инакомыслящих.
Как известно, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Сегодня, когда благодаря новым археологическим находкам в истории раннего христианства остается все меньше белых пятен, к арианству с пониманием относятся и исследователи. В научный оборот уже введены термины «реальный Иисус и Иисус веры», догма «есть один Бог, одна церковь и одна истина» рушится под напором убедительных доводов в пользу попранной некогда истины. И все чаше на научных симпозиумах звучат мнения, созвучные с точкой зрения Элейн Пейджелс, профессора университета в Принстоне, США. Уважаемая ученая объяснила, что в христианском учении ей не нравится «тенденция идентифицировать христианство с одним единственным официальным набором верований… а также убежденность, что только христианская вера указывает путь к Богу»[13]. Так оно и есть: путь Христа – не монополия христианства, он доступен всем народам независимо от вероисповеданий, расы, пола и прочих признаков. Суть предродовых мук, «доколе не изобразится в вас Христос», на всех континентах одна и та же, иной лишь национальный колорит.
К великому счастью человечества, Христов оно повидало на своем веку немало. Пифагор. Платон, Иисус, Аполлоний Тианский, Жанна д’Арк – все они приходили к людям в самые переломные моменты истории, чтобы научить, помочь, спасти. Не вдаваясь в подробности, замечу, что сообщество этих высоких Сущностей, принимавших земной облик, называют на Востоке Махатмами, или «великими душами». Их обитель, священная страна мифов и легенд народов мира, известна и русским как Беловодье. Князь Владимир Красное Солнышко отправлял в свое время туда посольство. По сообщению Е.И. Рерих заповеданная страна или, как величают ее западные исследователи, «обитель богов» действительно находится в Транс-Гималаях.
Христианство, по словам г-на Оконишникова, верит в одну Личность, в то, «что она сказала, сделала, испытала». Рериховцы глубоко почитают не только Иисуса Назорея, но и всех сумевших изменить мир к лучшему великих водителей человечества.
Завершу краткий экскурс в историю Никейского собора фактом, имеющим прямое отношение к теме. Отцы, поставившие свои подписи под текстом символа веры, подписались и под припиской об анафеме. Звучала она так:
«Но те, кто говорит: «Когда-то Его не было», и « До Его рождения Его не было», и «Он появился из небытия», или то, что открыто заявляют, что Сын Божий является лицом иного порядка или сущности, или что «Он был сотворен», или «непостоянен», или «изменчив» – все эти люди должны предаваться анафеме»[14].
Иными словами, Никейский собор впервые сформулировал, что есть догма, и что – ересь[15]. Хотя греческое слово «еретик» означало лишь, что человек сделал иной выбор…
«Греши и кайся»!
Автор называет великую науку древних теософию (в переводе с греческого – «божественная мудрость») «мутной». Непреложное кредо наследников древних мудрецов иное: «Веруй сам и уважай веру другого». Тот же принцип распространяется и на священные книги разных народов, в том числе, на Библию и Новый Завет, в которых современный человек видит массу нелогичностей. Хотя за долгие века содержание их сильно искажено, в частности, из-за не точных переводов, тексты, тем не менее, содержат великие истины. Тот, кто серьезно изучает мудрость веков, поймет суть по специальной терминологии ныне частично утерянного языка времен Вавилонской Башни. Именно на нем писались древнейшие свитки, из которых много позже черпали свои доктрины все религии, в том числе и христианство. Мудрецы древности никогда не выдавали свои священные доктрины на потеху невеждам. Серьезным ученикам учение излагалось в тиши храмов, а начинающим и обывателям рассказывали притчи. Иисус Назорей следовал тому же суровому правилу:
«…Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все»[16].
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас»[17].
Чем это вызвано, объяснила Елена Ивановна Рерих:
««Давать по сознанию – мудрый завет, которому следовали все Великие Учителя. Если сознание нечто не может воспринять, оно легко начинает кощунствовать…»[18].
Именно это, к слову сказать, и делает г-н Оконишников. Он упрекает последователей Рерихов и в неверии в телесное воскрешение Христа в день Пасхи. Это действительно так, и причина уже называлась выше. Что касается «воскрешения в теле» в день Страшного Суда из Книги Иова… В терминологии мудрецов одно и то же слово, в данном случае «кожа», «плоть», имеют разное значение — в зависимости от контекста, в котором употребляются. Где в процитированном отрывке сказано, что речь идет о плоти телесной? Ну, а насчет уподобления рериховцев афинской толпе… Почему бы духовному наставнику новообращенного неофита не прочесть «апостольскую проповедь о телесном воскресении мертвых» научным сотрудникамиз Новосибирской Академии наук? А журналисту без купюр не обнародовать их мнения на страницах газеты «Честное слово». Надеюсь, что аргументы остепененных ученых-физиков произведут на г-на Оконишникова и читателей газеты куда как большее впечатление, нежели слова коллеги по перу.
Автору не нравится утверждение Е.И. Рерих, что
«Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы».
Хорошо, тогда скажем то же самое христианскими устами:
«Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет»[19].
Хорошо бы ему поразмыслить, почему столько православных священнослужителей погибло в годы гражданской войны в России? Отчего в Великую Французскую революцию католическая церковь практически лежала в руинах? Ведь духовные пастыри свято верили в неведомые языческому миру первородный грех, дьявола и прочие вещи. Наверняка исповедовались, причащались, службы вели исправно и каялись с утра до вечера. Тем не менее, факт остается фактом – трудно было найти в тут пору батюшку на Руси и священника во Франции. Почему христианский Бог попустил это? Известно ведь, что без Воли Всевышнего волос с головы человека не упадет…
Автор пишет: «Бог может творчески обновлять человеческую жизнь… и изымать человеческую душу из-под действий последствий греха». Это ошибочное представление, наносящее серьезный вред общественному сознанию. «Творчески обновлять» свою жизнь способен лишь сам человек и никто не иной. Высший Мир не вмешивается в судьбу людей. Наказывает или награждает за содеянные не только в этой, но и в других жизнях проступки, действительно слепой (повязка на глазах греческой богини правосудия Фемиды) закон. Исполнители закона обладают точным и безошибочно оценивающим людские деяния механизмом, на основе которого и вершится суд. Потому олицетворяющая высшую справедливость Фемида держит в руках весы, как и Михаил Архангел на христианских иконах. Читаем у Михаила Лермонтова:
«Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата
И мысли, и дела он знает наперед…»
[20]
Воистину так… Другое дело, когда человек, дозревший до осознания необходимости кардинальных перемен в своей жизни, обращается с сердечной мольбой о помощи к небесам. В этом случае может быть оказана помощь, но строго в рамках закона. Однако ее, зачастую очень суровую, надо еще суметь распознать и принять. А уповать на катарсис, как это излишне оптимистично делает автор, не стоит. Не зря бытует в народе пословица, что если Бог любит человека, он дарует ему тяжелую жизнь. По ряду причин мгновенное очищение от следствия, некогда вызванного конкретной причиной, случается крайне редко. Обычно очистительный процесс занимает годы, и страдальцу потребуется колоссальные доверие и терпение, сродни тем, которые проявил многострадальный Иов. А «изымать… из-под действий греха» человека не реально, даже если он в Иерусалиме, Лурде или в иных святых местах станет каяться в грехах до посинения.
Автор пишет: «И евангельская притча о блудном сыне им также ничего не говорит о том, как покаяние может изменить жизнь человека». В том смысле,в каком, похоже, притчу понимает г-н Оконишников (перебежал из общины неопятидесятников в лоно христианства и сразу же крылышки за спиной выросли), действительно не говорит. Символическое выражение «блудный сын» имеет совсем другое значение. Что касается покаяния, то в христианской трактовке это понятие лишено смысла, ибо слово переведено с греческого языка с ошибкой. Верное значение – «перемена ума», эквивалентное осмыслению ситуации, ее осознанию и принятию правильного решения. Именно для эффективной «перемены ума» и велись неспешные беседы с глазу на глаз в древних академиях – священных рощах Греции, строились в романских и средневековых монастырях внутренние дворы-клуатры.
«Перевод евангельских текстов с греческого на славянский был сделан в то время, когда воспитание целиком велось под руководством христианской церкви. Вот почему, благочестивые переводчики, рассудив, что надобность в «перемене ума» отпала, нашли другое подходящее слово «покаяние», которое сохраняло полноту своего значения в смысле таинства примирения с Богом»[21].
Ошибок подобного рода в разные века выявлялось немало. Целый свод их составили в свое время французские гуманисты, сличавшие оригинальные тексты и их латинские и греческие переводы при дворе королевы Маргариты Наваррской в Пиренеях. С предания их гласности и возникло движение евангелистов, приведшее к разделению христианства уже на три ветви. Но эта ошибка – покаяние вместо «перемены ума», «переосмысления» нанесла, пожалуй, наибольший вред. В сознание людей внедрен предрассудок, и, как логическое следствие, установка, которой большинство членов общества руководствуется сегодня: «Греши и кайся, любящий Отец все простит, а священник грехи отпустит». Всевышний, может быть, и простит, милосердие его беспредельно. Однако грехи как были, так останутся на человеке до тех пор, пока он, осознав, что является воистину сыном Божьим, не захочет их уничтожить собственными усилиями.
А вот Восток и ряд других народов не сделали подобной ошибки.
К примеру, у американских индейцев существовал такой обычай. Если кто-то из членов племени совершал проступок, его сразу же приглашали на совет старейшин, которые и объясняли, как скажется недостойное деяние на его судьбе и его близких в последующих жизнях. Так человек осознавал неразумность своего поведения и фиксировал в сознании иной, правильный вариант действий.
Деянию, как известно, предшествует мысль, впрямую влияющая на судьбу. Многим, наверное, знакома сентенция: «Посеешь мысль – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Древние учили сразу исправлять совершенную ошибку, иначе следствия от приведших к ним негативных мыслей прорастут в веках. И войдут, по терминологии буддистов, в «колесо закона», который настигает человека обычно тогда, когда тот совершенно этого не ждет. Об этом – русская пословица «Человек предполагает, а Бог располагает».
Поэтому все тысячелетиями практикующиеся в Азии виды йог, а также научно-философское Учение Живой Этики, называемое Агни-Йогой, в обязательном порядке требуют от своих последователей отслеживания мыслей, возникающих на поле сознания. Такова одна из страшных «оккультных» практик, на которую с таким пылом обрушивается г-н Оконишников.
Не обойду стороной и такое «сенсационное открытие» автора, как «рериховцы называют себя христианами для маскировки». За всех коллег по духу не скажу, но меня греческая бабушка окрестила в пеленках, не спросив, разумеется, разрешения. Позже тема вообще не вставала, поскольку православная церковь принимала людей такими, какие они есть:
«…само священноначалие РПЦ декларирует всеобщую православность населения, оправдывая идею государственного православия, то есть объявляет, что «православные – это все русские по крови и духу и крещеные в детстве» (так не раз отмечал в своей программе «Слово пастыря» еще митрополит Кирилл и многие другие архипастыри»[22].
А когда мировоззрение сложилось, то православию нашелся свой уголок в сердце, поскольку нас учат смотреть на мир глазом добрым. И хотя всякое случалось в долгой российской истории, неизменным на ее протяжении оставалась христолюбивость русского народа. Не вдаваясь в плоды богословских выдумок, он верил истово и преданно, и мощь этой веры и помогала государству выстоять во многих критических ситуациях. Свою роль сыграли и деяния великих святых, православных и католических, православных патриархов, достойнейших духовных пастырей. А также великие труды христианских подвижников, такие как «Добротолюбие», «Подражание Христу», и, разумеется, храмостроительство и иконописная живопись. Так что фраза: «Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви» пусть остаетсяна совести Архиерейского собора. Что до автора этих строк, как распространителя «учения этих сект и движений», то она предпочитает заблуждаться вместе с Платоном, Ипатией, Галилеем, Бруно, Кампанеллой, Парацельсом, Блаватской, Рерихами и другими великими людьми, ибо нет религии выше Истины.
К сожалению, рамки данной статьи не позволяют столь подробно осветить другие серьезные темы, походя затронутые автором и изложенные им с редкостным невежеством.
Наука на марше
Нападки православной церкви на семью Рерихов и Е.П. Блаватскую не случайно усилились именно в последнее время. Дело в том, что предвидение Е.П. Блаватской воплотилось и воплощается в жизнь:
«… И хотя свидетельства многих древних и средневековых мыслителей как бы оказались ничего не стоящими для современных исследователей, как если бы мир начал существовать с первого века нашей эры, и как если бы все знание появилось только недавно, – мы не теряем ни надежды, ни отваги, что данный момент как нельзя более благоприятен для пересмотра древних философий. Археологи, филологи, астрономы, химики и физики все ближе и ближе приближаются к той точке, где они будут вынуждены считаться с ними. Физическая наука уже достигла границ своих исследований, догматическое богословие видит, что высохли родники его исследования. И если эти признаки не будут замечены, то, все равно, приближается день, когда население нашей планеты получит доказательства, что только древние религии были в гармонии с природой, и что древняя наука охватывала все, что могло быть познано.
Долго хранившиеся тайны могут быть раскрыты; давно забытые книги могут быть опять вынесены на свет; папирусы и пергаменты несравненного значения могут оказаться в руках людей, притворяющихся, что они обнаружили их, разбинтовывая мумии, или наткнулись на них в тайниках. Каменные плиты и колонны, чьи скульптурные изображения ошеломят богословов и смутят ученых – еще могут быть открыты. Кто знает возможности будущего? Эра освобождения от иллюзий и перестройки жизни скоро начнется – нет! Она уже началась!…»[23]
Научные открытия, сделанные в минувшее столетие, побудили ученых к пересмотру научной парадигмы в ряде отраслей знания. И этот процесс уже необратим. Применительно к христианству сегодня наука, как уже говорилось, оспаривает правомерность его притязаний на бесспорность и уникальность своих догм и воззрений. Сравнительный анализ с использованием найденных при раскопках в Кумране и Наг-Хаммади свитков, показал, в частности, что христианство компилировало свои священные книги из языческих источников, причем зачастую – почти дословно. Исключение составляет лишь плод фантазий первых отцов – первородный грех, грех и покаяние, дьявол и ад с огненными языками; их древний мир не знал[24]. Ученые возмутились еще больше, убедившись, что христианство на протяжении всей своей истории безжалостно уничтожало бесценные рукописи древних народов (Перу, Мексика), чтобы сокрыть факт заимствования своих доктрин[25]. Исследователи разом вспомнили и знаменитое высказывание римского понтифика Льва X бросившего некогда «Quantum nobis prodest hac fabula Christi!» («Он хорошо послужил нам, этот миф о Христе»). И приступили к изложению собранной информации – на сегодня существуют десятки серьезнейших работ на эту тему. Параллельно интерес к сравнительному религиоведению поставил естественный вопрос. А именно: почему предания и мифы, а также религиозные системы народов живущих на разных континентах и никак не связанных между собой, повествуют об одних и тех же сюжетах, лишь приправленных местным колоритом? Легенды о Вавилонской Башне, о Ное и Потопе фигурируют не только в Библии, но священных книгах, легендах и мифах и других народов. Космогонические представления о сотворении мира также близки по смыслу. Аналогичное прозрение началось в египтологии, археологии и в других научных областях. Тут выяснилось, что древние знали многое из того, чем по праву гордится современная наука. Так, в XX веке Норберт Винер положил двоичное исчисление в основу кибернетики, за три века до него о том же писал Вильгельм Лейбниц, а задолго до немецкого ученого двоичной системой легко оперировали майя и древние китайцы. И хотя научное сообщество часто повторяет фразу «новое это хорошо забытое старое», оно, тем не менее, вновь удивилось. И, в поисках объяснения, выдвинуло «революционную» гипотезу о существовании в глубокой древности единой философской системы взглядов, которые и легли в основу всех религиозных верований мира.
«Это одна философская традиция, вернее одна философия, хоть и на разных этапах развития, один мир основных идей. Они переливаются от одного к другому, изменяются в различных контекстах, но сохраняют свою сущность, подобно тому, как творящий Разум вселенной стоиков хранит зародыш всех вещей в «семенных логосах»»[26].
Но, коли имелась такая система, существовали и ее носители. Тут подоспел Альберт Эйнштейн, подбодривший искателей истины: «Если идея сначала не выглядит безумной, она безнадежна». В итоге многие научные симпозиумы и конференции напоминают сегодня кипящий котел, баталии там ведутся не слабее военных. Английский исследователь Грэм Хэнкок, писатель с мировым именем, прекрасно описал происходящее в ставшей бестселлером книге «Следы богов». Тем временем музей Н.К. Рериха в Москве создает экспозицию, на которой изображения «богов» можно увидеть воочию. И проводит интереснейшие общественно-научные конференции, в которых участвуют ученые со всего мира.
В довершение ко всему, на беду церкви, на просвещение активно работают и масс медиа. Недавно в передаче «Postscriptum» сообщалось о женщине, пролежавшей в морге три дня и внезапно очнувшейся[27]. И врач-реаниматолог, много лет ведущий подобные наблюдения, дал уникальному случаю толковое объяснение, которое поддержал и другой ученый-академик, специалист в области физики. Корреспондент, комментируя редкий случай, заметил: очередной факт из области мистики шагнул в область науки. Для древних же мистики и чудес вообще не существовало: только факты объясненные и пока не нашедшие объяснения…
Критические замечания, высказанные автором этих строк, не оспаривают институт РПЦ как таковой. По моему глубокому убеждению, духовные пастыри необходимы людям в разных ипостасях: и как воспитатели высокой нравственности народа, и как целители душ, и как хранители его лучших религиозных традиций. Однако православной церкви, чей идейный паралич очевиден для многих думающих людей, требуется серьезное осмысление протекающих в ее недрах, и в обществе процессов. Выбранный ею нынешний путь ведет к дальнейшей потере авторитета и к великим потрясениям на почве этнических мировоззренческих конфликтов. А россиянам нужна великая Россия, единая в своей многонациональной основе, сильная и просвещенная…
8.05.11
[1] Современные ученые считают, что города Назарета во времена Иисуса не существовало, а Назореем его называли по одной из школ мудрецов.
[2] Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М.: Издательство политической литературы, 1991. С. 27. С. 106.
[3] Евангелие от Иоанна, гл. 10:32-34 / Новый Завет. М.: Логос, 1992, Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ).
[4] Христианский символ веры.
[5] Бейджент М. Бумаги Иисуса. – М.: Эксмо, 2009. С. 90-91.
[6] HartA. Petit Guide, église des Santes Maries de la Mer. Editions du Signe, 2002.
[7] Евангелие от Фомы. // Библиотека «Вехи». URL: http://www.vehi.net/apokrify/foma.html
[8] Найджел П., Пруденс Д. История языческой Европы. – СПб.: Евразия, 2000. С. 116.
[9] Бейджент М. Бумаги Иисуса. – М.: Эксмо, 2009. С. 88.
[10] Символ веры ислама.
[11] Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 т. – М.: Терра, 2008. Т. 2. С. 261 и далее.
[12] Послание к Галатам, гл. 4:19. (ВСЕХБ).
[13] Бейджент М. Бумаги Иисуса. – М.: Эксмо, 2009. С. 91.
[14] Слотер Ф. Чудо пылающего креста. – М.: Астрель, 2002. С. 393.
[15] Hairesis по-гречески – выбор. Различались такие формы ереси, как протест, отступничество, раскольник, еретик. Протест – кто не признает правой точку зрения
Отступничество — отступает от привычных путей. Раскольник – отделяется от религиозного сообщества. Еретик – отделяется от христианского сообщества, ортодоксия – следование религиозному церковному учению.
[16] Евангелие от Марка, гл. 4:33, 34.
[17] Евангелие от Матфея, гл.7:6.
[18] Рерих Е.И. Письма. Том VI (1938-1939). – М., МЦР. С. 50-56.
[19] «Послание к Галатам», 6:7.
[20] Лермонтов М.Ю. Смерть поэта / Собрание сочинений в десяти томах. – М.: Художественная литература, 1975. Т. 4. С. 25.
[21] Всемирная история. Средние века. – М.: Эксмо. 2006. С. 209.
[22] Лункин Р. Церковь перестала восприниматься отдельно от государства. 26.04.2011 // «Политический журнал». URL: http://www.politjournal.ru/index.php?action=News&tek=9555
[23] Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2 т. – М.: Издательство Ассоциации Духовного Единения «Золотой Век», 1993. Т. 1. С. 100.
[24] Найджел П., Пруденс Д. История языческой Европы. – СПб.: Евразия, 2000. С. 116
[25] Полластрон Л. Книги в огне. – М.: Текст, 2007. С. 148-162.
[26] Марк Аврелий. Наедине с собой. Киев-Черкассы, 1993. С. VIII-IX.
[27] RTVi, 30.04.11, передача «Postscriptum», сюжет «Воскрешение в морге».
Материал взят с сайта hМеждународного Центра Рерихов
http://www.icr.su/rus/protection/church/starovoitova2.php