Юбилеи Горного Алтая

Автор: | 27.07.2012

«Свет Утренней Звезды», № 4(82) от 9.11.2011 г.                                    

В 2011 году Республика Алтай отмечает несколько юбилейных дат: 255 лет добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства, 20 лет Республики Алтай,
85 лет Алтайскому маршруту Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха.
В рамках празднования этих памятных дат в Усть-Коксинском районе в июле прошли торжественные мероприятия: Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая»,
выставка подлинных картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов
«От России до Гималаев» из фондов Международного Центра–Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва), научно-общественная конференция «Новое время — новый человек».


Открытие Межрегионального фестиваля русского народного творчества
«Родники Алтая» в Усть-Коксинском районе Республики Алтай

Одиннадцатый Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая» проходил с первого по седьмое июля 2011г. в Усть-Коксинском районе республики Алтай.
Впервые этот фестиваль состоялся в 1994 году в Турачакском районе. Организаторы фестиваля ставили целью возвышение статуса фольклорного искусства, пробуждение интереса к народному творчеству, поддержание этнографических коллективов.
Фестиваль получил статус республиканского и сейчас проводится с периодичностью раз в два года, чередуясь с национальным алтайским праздником Эл-Ойын.

На открытии фестиваля в районном центре Усть-Кокса министр культуры Республики Алтай Владимир Егорович Кончев дал высокую оценку предыдущим творческим форумам, так как они содействуют развитию фольклорного искусства и музыкальной культуры алтайского народа.
В.Е. Кончев пожелал, чтобы и этот фестиваль, открывшийся уже в одиннадцатый раз,
способствовал развитию лучших культурных традиций и стал настоящим праздником для жителей и гостей.
Свое мастерство зрителям продемонстрировал вокальный коллектив «Журавушка», народный ансамбль старообрядческой песни «Сиберия», танцевальные коллективы, исполнившие русские и алтайские народные танцы.

В рамках фестивальной программы в Доме досуга и творчества Усть-Коксы состоялся концерт классической музыки в исполнении усть–коксинского симфонического оркестра, дирижер – министр культуры Республики Алтай Владимир Егорович Кончев.
Симфонические концерты здесь всегда имеют такие аншлаги, что зал не вмещает всех желающих.
На концерте присутствовало много молодежи и детей. Публика была очень чуткой и отзывчивой, благодарила артистов цветами и аплодисментами.

В Доме культуры поселения Верхний Уймон в один из дней фестиваля состоялся замечательный концерт учащихся усть–коксинской музыкальной школы. Это выступление юных музыкантов продемонстрировало, какое большое внимание уделяется в районе воспитанию музыкальной культурой подрастающего поколения.
Здесь же, в Верхнем Уймоне, прошел вечер авторской и исполнительской песни.
У костра под аккомпанемент гитары авторы исполнили свои лирические и патриотические песни. Удивительно красиво в открытом пространстве звучали скрипка и флейта. Их прекрасные звуки гармонично вплетались в мелодию окружающей природы и постепенно растворялись в кристально чистом воздухе Уймонской долины.

Алтай, несомненно, являет собой сокровищницу не только природы, но и Культуры. Пример тому — Усть-Коксинский район, в котором прекрасно работают такие очаги Культуры как библиотеки, музеи, учреждения дополнительного образования, детские школы искусств, дома культуры.
И регулярно проводимый фестиваль «Родники Алтая» — это живая, развивающаяся культурная традиция, которая раскрывает творческие силы талантливого алтайского народа.
Открытие фестиваля в Усть-Коксинском районе, явилось только началом празднования юбилеев
2011 года. Торжественные мероприятия пройдут в течение года по всей Республики Алтай.
Радостно осознавать, что именно сюда, на Алтай, хотели вернуться Рерихи, и что именно здесь вновь состоялась выставка картин художника Н.К. Рериха.


Краеведческий музей в селе Верхний Уймон,
в котором проходила выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов «От России до Гималаев»
из фондов Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве

Открытие выставки подлинных картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов «От России до Гималаев» состоялось на Алтайской земле второго июля в селе Верх-Уймон.
Это уже вторая выставка картин Н.К. Рериха из фондов Международного Центра–Музея (МЦР) в Верхнем Уймоне, первая была пять лет назад.
То, что выставка проходит на Алтайской земле именно в этом поселении – не случайность.
В 1926 году семья Рерихов в составе Центрально-Азиатской экспедиции побывала на Алтае и останавливалась именно в этом селе. На Алтае Н.К. Рерих проводил научные исследования. Восхищенный красотой Горного Алтая, он воспел ее в своих художественных работах и очерках:«Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?»
Великий художник мечтал вернуться в эти места. К сожалению, в жизни Николая Константиновича этому событию не суждено было состояться, но появилась добрая культурная традиция – экспонировать в Верх-Уймоне картины художника в юбилейные даты посещения Рерихом Алтая.

Выставка картин Рерихов в Верхнем Уймоне – это совместный проект Министерства Культуры Республики Алтай, Государственного собрания Эл-Курултай Республики Алтай, Администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район», отдела культуры муниципального образования «Усть-Коксинский район», Международного Центра–Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва), местной общественной организации Центр Культуры «Беловодье» (с. Верх-Уймон).
Большую помощь в подготовке выставки оказали представители рериховских обществ Кузбасса,
а также Новосибирска, Ярославля, Томска.
Торжественное открытие выставки состоялось на зеленой поляне усадьбы дома В.С. Атаманова, где жили Рерихи. Министр культуры Республики Алтай В.Е. Кончев сказал слова благодарности в адрес МЦР за возможность новой встречи с произведениями великого русского художника Н.К. Рериха и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество. Делегацию из Москвы возглавлял Президент Международного Центра Рерихов, академик РАЕН, доктор технических наук, профессор Алексей Владимирович Постников. Он поблагодарил за организацию и поддержку выставки всех участников проекта.


Экскурсия по выставке картин Н.К. и С.Н. Рерихов
в Краеведческом музее села Верхний Уймон, июль 2011 года

Экспозиция из 60 картин Н.К. Рериха и 8 картин С.Н. Рериха органично разместилась в залах Краеведческого музея поселения Верх-Уймон. Фотографии, документы, видеофильмы, книги, раскрывающие вклад выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру, разместились на втором этаже музея.
У входа в залы с картинами была установлена большая фотография семьи Рерихов.
Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич, и Святослав Николаевич словно,
незримо присутствуя, встречали всех пришедших, озаряя их своим светом, любовью и мудростью.

В день открытия выставку посетили более пятисот человек. Многие жители и гости Республики Алтай смогли за полтора месяца работы выставки прикоснуться к высокому искусству и познакомиться с философскими идеями семьи Рерихов, представленными в книжных изданиях МЦР и в экскурсионных беседах.
Ольга Павловна Симиренко, начальник отдела культуры МО «Усть-Коксинский район» в своем выступлении на закрытии выставки отметила, что «выставка работала не только для района, но и для всей России. С разных краев нашей необъятной Родины приезжали гости, которые посмотрели выставку.
Здесь, в глубинке побывали даже зарубежные представители из Франции, Англии, Бельгии, Соединенных Штатов Америки, которые смогли насладиться творчеством Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов».
О.П. Симиренко поблагодарила Международный Центр Рерихов за оказанное доверие, за возможность увидеть картины, которые почти два месяца озаряли своим светом высокогорную Уймонскую долину, став частью ее духовного достояния.
Она передала благодарственное письмо Музею имени Н.К. Рериха и его Генеральному директору, академику РАЕН Людмиле Васильевне Шапошниковой.
По мнению депутата Государственного собрания Эл-Курултай Республики Алтай Н.И. Апенышевой, «Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха изучением новых пространств и новыми знаниями дала импульс для дальнейшего развития человека».
М.А. Доготарь, Глава Верх-Уймонского сельского поселения выразила надежду, что через пять лет в юбилейном 2016 году — год 90-летия Центрально-Азиатской экспедиции — в Верх-Уймоне состоится новая выставка картин Рерихов.

С пятого по шестое июля 2011 года в районном центре Усть-Кокса состоялась общественно-научная конференция «Новая эпоха – новый человек», на которой рассматривались вопросы развития и поддержки культуры, ее определяющей роли в историческом процессе.
Перед началом конференции, которая прошла в Доме досуга и творчества, прозвучали гимны России и Республики Алтай. В этом научном форуме приняли участие: 1 академик Российской академия наук, 3 доктора наук, 6 кандидатов наук из 21 города России и Республики Беларусь.
Открыл конференцию доклад Президента Международного Центра Рерихов, академика РАЕН, доктора технических наук А.В. Постникова «Роль Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Константиновича Рериха».
Опираясь на материалы книги Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии», докладчик подробно проследил маршрут Центрально-Азиатской экспедиции. Анализируя этапы пути, он отметил моменты, раскрывающие эволюционное значение экспедиции Н.К. Рериха и свидетельствующие о маршруте,
как о пути, назначенном Учителями.
Экспедиция успешно справилась с задачами, стоящими перед ней, одна из которых – исследование метанаучной составляющей в земной истории и эволюции человечества.
Путешествуя по огромным историческим пространствам Срединной Азии, Рерихи в культурном наследии народов этого региона — в древних священных книгах, духовных учениях, космогонических мифах, легендах о мудрецах и народных героях — находили доказательства ведущей роли Великих Учителей в историческом эволюционном процессе.
О влиянии космической энергетики на земной исторический процесс говорят и великие переселения кочевых народов.

Проводя археологические, этнографические и лингвистические исследования малоизученных районов Центральной Азии, Рерихи открыли много общего с культурой древней Европы и Древней Руси. Здесь же в Северном Тибете были открыты традиции «звериного стиля», свойственного в древности всему скифскому миру от южнорусских до центрально-азиатских степей.
На маршруте экспедиции в труднейших условиях, параллельно с глубокими научными исследованиями
в различных областях знаний все члены семьи Рерихов вели большую творческую работу.
Николай Константинович писал картины, в которых в художественной форме зафиксировал культурно–исторические стороны жизни местных народов. Им были созданы серии картин, посвященные Великим Учителям человечества: «Его страна», «Знамена Востока», «Майтрейя», а также серия «Гималаи». Николай Константинович вел путевой дневник, который был опубликован в 1929 году под названием «Алтай – Гималаи». Он содержит не только путевые зарисовки, но и глубокие философские размышления Н.К. Рериха.

Елена Ивановна Рерих на маршруте экспедиции под руководством Учителей проходила трудный и опасный процесс изменения своей энергетики – Огненный опыт. В экспедиции она собрала и издала книгу Учения «Община» (1926 г.).
Юрий Николаевич Рерих. Его участие в экспедиции было абсолютно необходимым. Обладая редким знанием восточных языков, он глубоко проникал во внутреннюю жизнь изучаемых им народов.
Юрий Николаевич исследовал богатую коллекцию буддийских танок и результатом этой работы стал его большой научный труд «Тибетская живопись» (1925 г.).
В труднейших условиях вынужденной зимовки экспедиции на высокогорном плато Ю.Н. Рерих собирал уникальный материал о древних кочевых племенах, о великом народном и культурном герое Азии – Гэсэре («Илиада» Центральной Азии), изучал многотомное рукописное собрание текстов добуддийской религии Тибета – загадочной веры Бон.
Юрий Николаевич рассматривал Тибет не как изолированный горный район в центре Азии, а как особое место планеты, где надо искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою даже весьма удаленных во времени и пространстве от Тибета.
Эти исследования Ю.Н. Рерих изложил в своей работе «Звериный стиль у кочевников северного Тибета» (1930 г.) и развивал их в своих последующих трудах. О маршруте продолжительной и сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, ее научных исследованиях и наблюдениях в почти совершенно не изученных областях Азии Ю.Н. Рерих рассказал в своей монографии «По тропам Срединной Азии» (1931 г.).
И еще об одной стороне научной деятельности Юрия Николаевича говорил докладчик – А.В. Постников – о его работе как рисовальщика и картографа. В архивах музея МЦР хранятся графические рисунки Ю.Н. Рериха с очень четкой и подробной проработкой деталей изображаемого объекта и карты с точным географическим нанесением ландшафта.
Юрий Николаевич считал, что они будут необходимы «для дальнейших серьезных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии».

А.А. Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, советник РАЕН
(г. Москва) представил участникам конференции Объединенный центр проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (ОНЦ КМ МЦР) и рассказал о его научной деятельности.
Он представил основные направления научной работы ОНЦ КМ:
— Наука и метанаука. Работа ведется согласно концепции: новая метанаучная система познания — гносеологический каркас космического мышления;
— Дети нового сознания. Дети, отличающиеся особым строем сознания – это проявление нового этапа космической эволюции и в Учении Живой Этики предсказано появление таких детей.
— Работа по возрождению Института Гималайских исследований. В настоящее время сформирована группа русских ученых для работы в Институте «Урусвати», приводятся в порядок зоологические и ботанические коллекции, ведутся работы по привлечению в Институт группы индийских ученых.

Е.Н. Черноземова, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета, выступила с докладом «Дети нового сознания: современное состояние проблемы». Докладчик остановилась на очень важной для нашего времени проблеме – о сохранении одаренных духовным сознанием детей, детей Света, для нашего же будущего.
Эти дети, обладающие высокими врожденными нравственными установками, огромным чувством сострадания, обостренным чувством справедливости, остаются непонятыми в нашем бездуховном обществе: им не верят взрослые, завидуют и не принимают сверстники, ломают и формируют по своим установкам учителя. И нам, сегодняшним, необходимо проявлять особую чуткость по отношению к детям нового сознания, терпимость и терпение, «чтобы не переломить им их хрупкие крылья, а такие прецеденты – были».
Нам необходимо совершенствоваться, чтобы вырасти до духовного уровня наших детей.

На конференции прозвучало более тридцати докладов. Среди них были доклады, посвященные вопросам искусствоведения:
«Роль искусства в пространстве буддийского (дзенского) храма (Е.Е. Малинина, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель кафедры истории культуры и востоковедения Новосибирского государственного университета),
«Тайнопись пазырыкского ковра» (М.В. Яцыншина, художник, мастер ковроткачества, с. Усть – Кокса, Республика Алтай),
«Леонардо да Винчи: мечты о новом человеке» (Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина, г. Горно-Алтайск), «Древнеегипетская символика в творчестве знаменитого уральского художника – египтолога, иконописца Михаила Потапова» (О.Т. Царегородцева, Западно–Уральское отделение Лиги Защиты Культуры, член Творческого Союза художников России, Член Международной федерации художников).

Были представлены доклады культурологической и философской проблематики:
«Культура – путь решения кризисных проблем цивилизации» (С.В. Скородумов, председатель Ярославского рериховского общества, консультант департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области),
«Д.С. Лихачев. Прошлое, настоящее, будущее культуры» (Т.Н. Новикова, секретарь Лиги Защиты Культуры, г. Томск),
«Идеал ноосферного человека в русской философии» (Т.А. Артамонова, кандидат философских наук, преподаватель АГУА. г. Барнаул),
«Экологическая проблематика и человеческие качества» (А.А. Шпунт, кандидат физико-математических наук, село Усть-Кокса).

В докладе «Культ гор в алтайских героических сказаниях» автор А.А. Конунов, кандидат филологических наук, ученый секретарь Государственного научно-исследовательского института алтаистики имени С.С. Суразакова Республики Алтай, г. Горно-Алтайск, рассказал о представлениях древнего алтайского народа о Родовой горе, с которыми связаны некоторые традиции, известные и в наши дни: завязывание ленточек к стройным развесистым деревьям у родников, на перевалах или бросание камня на каменную насыпь.
Все это дань духам горы. В алтайской духовной традиции Родовая гора – почетный член рода.
С ней связаны алтайские легенды и алтайский героический эпос. Имеется хозяин горы — мужчина или женщина. Герои рождаются от Отца – горы, и Матери – реки или озера.
Культ Родовой горы связан с территорией проживания рода, его экономическим благополучием, духовными и культурными ценностями. В Родовой горе хранились продовольственные запасы рода, оружие, гора воспитывала легендарных богатырей, в ее пещерах жили (и живут) народные герои алтайских легенд.

Л.Г. Пукалова, Рериховское общество, г. Березовский Кемеровской области, рассказала о представлениях системы мироздания в культуре древнего Алтая на примере Алтайского героического эпоса Маадай–Кара.
Е.В. Архипова, специалист по культурно-историческому наследию Отдела культуры МО «Усть-Коксинский район», в своем докладе «Культурно-историческое наследие Уймонской долины» сообщила, что на территории Усть-Коксинского района находится сорок один памятник регионального значения, один федерального и двадцать семь местного значениям — от стоянок каменного века до тюркских погребений.
Проблема состоит в том, что многие из открытых памятников не изучены из-за их труднодоступности, отдаленности и отсутствия средств. Большинство памятников не охраняются, многие из них подвергаются варварскому разрушению.

Теме первых русских переселенцев – старообрядцев на Алтае, их духовно-нравственным семейным устоям и традициям были посвящены доклады Р.П. Кучугановой, научного сотрудника Музея истории и культуры Уймонской долины, и Н.И. Шитовой, кандидата исторических наук Государственного Горно–Алтайского университета.
Н.И. Щеглова, учитель истории и обществознания Мультинской средней школы, в своем докладе «Опыт применения принципов Гуманной педагогики в сельской школе» рассказала о своей педагогической деятельности, основой которой является воспитание.
Этот подход, а также уважение особых устремлений детей к свободе, взрослению и познанию, помогают ей в каждом ребенке увидеть личность.

После конференции состоялся Круглый стол, на котором обсуждались проблемы поддержки
и защиты культуры Республики Алтай и, в частности, Уймонской Долины.
Практические предложения были включены в резолюцию конференции. Участники научного форума приняли решение сделать конференцию периодической и пригласить к более тесному сотрудничеству Государственный научно-исследовательский институт алтаистики имени С.С. Суразакова Республики Алтай, Алтайский государственный университет и Агентство по охране памятников.

В честь 85-летия пребывания Центрально-Азиатской экспедиции на Алтае 12 июля 2011 года состоялось восхождение на вершины Урусвати и Юрия Рериха, расположенные рядом с величественной Белухой.
И. Мершина (Анжеро-Судженск), А. Лобачевский (Кемерово), А. Устименко (Москва),
С. Блошенко и А.Осадчий (Прокопьевск) установили на пиках памятные пирамиды и развернули Знамя Мира – Знамя Культуры.
В рамках культурной программы конференции ее участники посетили выставку картин
Н.К. и С.Н. Рерихов, музей истории и культуры Уймонской долины, музей Солнца в селе Баштала
и старообрядческое село Мульта, в котором существует Центр народных промыслов «Мультинский сувенир», созданный по инициативе депутата Государственного собрания Эл-Курултай Республики Алтай Н.И. Апенышевой.
Мультинские мастера владеют всеми видами росписи: урало-сибирской, мезенской, городецкой, кемеровской. Участникам и гостям конференции было предложено принять участие в мастер-классах. Участники ансамбля «Журавушка» исполнили старообрядческие песни, показали народные танцы и научили их основам всех желающих.
Мастер-классы, танцы и хороводы позволили участникам конференции прикоснуться к утраченным ныне жителями городов народным традициям, почувствовать их свет и красоту.
Просторные окружающие поля и перелески, прозрачные хрустальные ручьи, зеленые горы вблизи села оставили впечатление былинного мира, «заповедной страны», «чистейшего Беловодья», как говорил Н.К. Рерих.
А главное, что запомнилось – это чистые голоса, чистые души живущих здесь людей, их искреннее стремление нести доброе и прекрасное миру.

Ю.П. Руденко, г. Кемерово
Фото из архива Международного Центра Рерихов.
(Visited 5 times, 1 visits today)

Добавить комментарий