Федоскинская лаковая миниатюра: мир сказки и красоты
Фабрика в Данилково
Федоскинская лаковая миниатюра, как и многие другие народные промыслы, получила своё название от местности, где она родилась. Невдалеке от Москвы в окружении живописной природы расположилось село Федоскино. А напротив Федоскина, на другом берегу речки Учи, стояло село Данилково. Когда-то владелец этих земель разделил своё имение между двумя сыновьями – Данилом и Федосом. Отсюда и пошли названия — Федоскино и Данилково.
В 1795 году московский купец первой гильдии Пётр Иванович Коробов купил село Данилково и основал там производство лаковых козырьков из папье-маше. Козырьки предназначались для армейских головных уборов. А через несколько лет Коробов наладил изготовление лаковых табакерок. В то время они пользовались большим спросом, так как мода нюхать табак была широко распространена во всех слоях общества. Для украшения на табакерки наклеивались картинки-гравюры, а сверху их покрывали лаком.
Лукутинская лаковая миниатюра
В 1810 году дочь Коробова – Екатерина Петровна – вышла замуж за московского купца Петра Ивановича Лукутина (1784 – 1863). Так Лукутин становится владельцем мануфактуры лаковых изделий, которая досталась в приданое его жене. При нём изделия стали расписывать масляными красками, ассортимент их значительно расширился. Над росписью трудились работники, многие из которых были выходцами из иконописных мастерских. Шкатулки, ларцы, крышки альбомов, футляры, чайницы, тарелки, стаканы из папье-маше украшались копиями картин русских и западноевропейских художников. В то время лаковая миниатюра приобрела художественную ценность. Особенной популярностью пользовались вещицы, на которых были изображены женские портреты, тройки, чаепития, сценки из деревенской жизни. В 1828 году П.И. Лукутин в знак признания и высокой оценки лаковой миниатюры получил право ставить на изделия клеймо с изображением российского герба и своими инициалами.
Просвещённые купцы Лукутины управляли фабрикой в течение 85 лет, а сама лаковая миниатюра называлась лукутинской. Последний владелец фабрики, Николай Александрович Лукутин (1853 – 1902), был храбрым военным, благотворителем, меценатом, коллекционером. В селе Данилково он построил двухэтажный особняк, в котором разместились художественные мастерские. Н.А. Лукутин проявлял большую заботу о рабочих фабрики. Он обеспечивал их бесплатными квартирами, дровами, керосином, выделял земельные участки. Работники могли брать в кредит из хозяйских амбаров продукты питания. Для укрепления дисциплины Лукутин разработал «Правила внутреннего распорядка в мастерских бумаго-лакировочного производства».
В те годы производство лаковой миниатюры было убыточным. Несмотря на это Н.А. Лукутин поддерживал фабрику своими средствами. После безвременной кончины Николая Александровича Лукутина (ему было 49 лет) вдова Лукутина в 1904 году фабрику закрыла.
В 1910 году при поддержке мецената Саввы Морозова бывшие фабричные работники учредили «Трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Так была спасена Федоскинская лаковая миниатюра.
А уже в советское время в 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. Художники фабрики сохраняют традиции, заложенные мастерами лаковой миниатюры более двух веков назад, переосмысливают их и создают оригинальные авторские произведения.
Особенности миниатюры Федоскино
Как известно, в России есть четыре центра лаковой миниатюрной живописи – Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй. И если палехские, мстёрские и холуйские мастера расписывают изделия темперой, то Федоскинская лаковая миниатюра всегда выполнялась масляными красками.
Оригинальным приёмом федоскинской техники является «письмо по сквозному». При использовании этой техники мастер наносит на чёрный эмалевый слой металлический светоотражающий порошок, сусальное золото или поталь. В корпус крышки иногда вставляется кусочек морской перламутровой раковины. Просвечиваясь сквозь лак, эти нижние слои создают эффект свечения, придают изображению нарядность и глубину.
Как и двести лет назад Федоскинская лаковая миниатюра пишется в три слоя.
Вначале художник с помощью прозрачной кальки копирует рисунок (например, с репродукции или фотографии) и очень тонкими линиями переносит его на крышку изделия. Затем он создаёт первый слой живописи – подмалёвку, т.е. закрашивает скопированный рисунок крупными цветовыми пятнами. Второй слой – перемалёвка или пропись, когда живописец тщательно прописывает все детали миниатюры. Последний этап это бликовка. С помощью бликовки миниатюрист передаёт светлыми красками блики на предметах, обозначает планы и перспективу изображения. Между нанесением этих трёх слоёв происходит покрытие изделия лаком и просушка в печи. В среднем на изготовление одной шкатулки затрачивается шесть месяцев.
Чем же ценна для нас Федоскинская лаковая миниатюра?
Когда мы смотрим на шкатулку, то удивляемся, насколько изящно и тонко прописаны все детали. Хочется долго её разглядывать. Как мог мастер на таком маленьком пространстве как крышка шкатулки воссоздать целое живописное произведение? В нём отображён реальный земной мир и в то же время этот мир особенный, наполненный атмосферой счастья и красоты. Федоскинская лаковая миниатюра помогает увидеть прекрасное, делает наш мир лучше и чище.
Публикацию подготовила Н.А. Пермякова, г. Прокопьевск