День Учителя — 2017

Автор: | 28.03.2017

В памятный день 24 марта 2017 года в Народном музее семьи Рерихов Библиотеки им. Д.С. Лихачёва состоялась торжественная встреча  сотрудников Новокузнецкого городского Рериховского общества, посвящённая Великому Учителю, давшему человечеству Учение Живой Этики.

По многолетней традиции, участникам встречи в этот день приоткрывается новая страница в Книге воплощений Великого Владыки М.  За эти годы сотрудниками общества были подготовлены и представлены лекции о Гермесе, Орфее, Зороастре, Рамзесе II, Соломоне, Аполлонии Тианском, Оригене, Сергии Радонежском, Иване III, Акбаре.

Н.К. Рерих «Fiat Rex!». Центральная часть триптиха. Фрагмент. 1931

Последние два года были посвящены древнеиндийским воплощениям Великого Облика – Кришне и Раме. Тема Дня Учителя 2017 года стала продолжением двух предыдущих – «Вьясадева – мудрец и философ Древней Индии». Она была освещена в выступлении председателя общества Е.С. Кулаковой.

Шри Вьясадева

Имя Вьяса в переводе с санскрита означает «дробность», «деление», «подробное изложение».  Он также известен как Вьясадева, Ведавьяса, Бадараяна или Кришна-Двайпаяна. Согласно Бхагавата-Пуране, Вьяса является семнадцатым воплощением Бога Вишну. О том же пишет Е.И. Рерих в одном из писем: «Великие Образы Аватара Вишну, как Рама – герой эпической поэмы «Махабхарата» [«Рамаяна» вошла в неё как самостоятельная часть – Е.К.] и Великий Кришна – творец «Бхагавад Гиты», Риши Виаса – Собиратель Вед, так же как и Облик Великого Зороастра нужно вписать в Книгу Жизней Владыки М. Конечно, Вы понимаете, чтобы стоять во главе Мира и быть Собирателем, или Ману Шестой и Седьмой Расы, или грядущим Майтрейей, Дух должен быть величайшего огненного напряжения» [Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 629].

Вьяса, живший в IV век до н.э.,  осуществил неоценимое служение человечеству как автор и редактор-составитель множества древних литературных памятников:  четыре Веды (Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда и Атхарва-веда), восемнадцать Пуран (где содержатся разъяснения четырёх Вед),   эпос «Махабхарата», включающий в себя «Бхагавад-гиту», Шримат-Бхагаватам и  Веданта-сутра – практически всё наследие ведической мудрости. 

        

          Ведавьяса                                                      Тексты Вед

Елена Станиславовна рассказала, что Веды – древние священные знания, полученные мудрецами путём откровений, которые в течение тысячелетий передавались устно. В начале Кали Юги возникла необходимость письменной передачи знаний, поскольку люди в процессе деградации стали утрачивать способность навсегда запоминать единожды услышанное. Вьясадева записал и систематизировал ведическое знание. По сути, Веды – это кодекс человеческой деятельности, включающей раздел действий и трудов, раздел Божественного Знания. Цель изучения Вед состоит в познании Бога и Абсолютной Истины.

Рассказ о Ведах сопровождался видеосюжетами с записями древних индийских гимнов: «Создание миров», «К Савитару (богу Солнца)», песнопение из Риг-веды, гимн Рудре (одно из имён бога Шивы) из Яджур-веды.

О ценности и необходимости сохранения ведического знания для человечества рассказано в современном документальном фильме «Тайны Гималаев. По следам ведической цивилизации» (режиссер Г. Аистов), фрагменты которого демонстрировались во время выступления.

В ходе лекции Елена Станиславовна говорила об истории рождения Вьясы, о событиях его жизни и подвигах служения, сохранившихся в древних преданиях. Рассказ сопровождался демонстрацией на большом экране слайдов из жизни мудреца, а также видеосюжетов из индийского сериала «Махабхарата». Сам Вьяса являлся активным участником событий, изложенных в «Махабхарате».

         

        Книга «Махабхарата».                         Ганеша записывает под диктовку Вьясы Махабхарату

В Индии Вьясадева почитается как великий святой. В день его явления, в день полнолуния в июне – июле каждого года, на его родине отмечается самый священный праздник Гуру Пурнима или Вьяса Пурнима. Основная его цель состоит в том, чтобы выразить благодарность великому Вьясе, а также своему личному гуру. Считается, что Вьяса до сих пор живёт на Земле в Гималаях для благополучия мира и своих преданных.

Долина Кулу

Рерихи хорошо знали основы ведической культуры и ссылались на трактаты Вьясы в своих трудах и письмах. Е.И. Рерих часто цитировала в письмах к своим корреспондентам фрагменты Упанишад. Н.К. Рерих писал о Вьясе в своих очерках. Например, в очерке «Риши», где речь идёт о долине Кулу. «Идут богомольцы, знают, что здесь жили Риши и Пандавы. Здесь Биас или Виас, здесь Виасакунд – место исполнения желаний. Здесь Риши Виаса собирал Махабхарату. Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через века помнит человечество. В школах заучивают их, на всякие языки переводят, но кристалл, накопленный их, наслоился на скалах Гималайских» [Рерих Н.К. Риши // Николай Рерих. О Вечном … М., 1994. С. 225].

С.Н. Рерих

Святослав Николаевич Рерих в своих письмах часто приводил следующую историю, связанную с Вьясой. «Однажды аскеты спросили у Веда-Виасы: “Какая Юга лучше всего для духовного очищения?”, – и он ответил: “Кали Юга, ибо то, на что требуется значительное время в других эпохах, достигается за один день и одну ночь в Кали Югу”. Истинно, так и должно быть. Поэтому [необходимо] хранить мужество» […Действовать во имя добра – наш священный долг. Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 2. М.: МЦР, 2014. С. 32].

Н.К. Рерих. Калки Аватар

О Вьясе писала в «Тайной Доктрине» и Елена Петровна Блаватская, утверждая, что «в конце века Кали, нашего настоящего Века, Вишну, или “Вечносущий Царь” появится, как Калки Аватар, и восстановит справедливость на Земле. Умы тех, кто будут жить в это время, пробудятся и станут прозрачными, как хрусталь» [Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 2. Новосибирск, 1991. С. 606].

Сотрудник Новокузнецкого Рериховского общества Антонида Павловна Комлева зачитала собравшимся фрагменты из книги Учения Живой Этики «Надземное» и книг «Грани Агни Йоги» о значении годового Праздника 24 марта, когда «Земля получает космопространственный импульс в форме прилива новых энергий, действие которых распространяется на идущий год. <…> И где бы ни находились воины Света, они объединяются в этот день в едином устремлении к Свету, напрягая нагнетение сети Света планетной. Защитная сеть начинает сиять особым напряжением. Импульс для новых начинаний получает каждое сознание, обращенное к Фокусу» [Грани Агни Йоги. Т. IX. Новосибирск, 1996. С. 81].

После обсуждения лекции участники встречи в рамках акции #Save Roerich Museum сфотографировались с плакатами, выразив таким образом своё отношение к событиям, связанным с разрушением общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве 

(подробнее см. фото на странице Международного Центра Рерихов «ВКонтакте» — https://vk.com/albums-62338724).

В.С. Третьякова

 

(Visited 168 times, 1 visits today)

Добавить комментарий