Л.В. Шапошникова о переписке Е.И. Рерих и Б.Н. Абрамова

Автор: | 29.07.2016

«Свет Утренней Звезды», № 3(101) от 24 июля 2015 г.                 

«Луч Вел[икого] Вл[адыки] соединяет избранных людей, и ярые вступают на путь Йоги, и каждая новая жизнь таких людей продвигает их на этом пути и на приближении к В[еликому] Вл[адыке]» [1, с. 15]. Эти замечательные слова из Письма Е.И. Рерих были обращены к Б.Н. и Н.И. Абрамовым, которые стали не просто верными сотрудниками и учениками Рерихов, но и достигли высоких духовных ступеней Йоги.

Кроме того, этот отрывок еще раз подтверждает, что Высокие Духи, облеченные специальной миссией, такие как Рерихи, приходят на Землю не одни, а в окружении своих Учеников, которые способны продолжить начатое ими дело. И если мы внимательно посмотрим на жизнь Рерихов, то увидим, что рядом с ними были те, кто реализовывал разные модели духовного совершенствования, данные в Живой Этике. Так, Латвийское общество Рериха стало показателем организации работы и взаимоотношений внутри коллектива, группа американских учеников явила пример действия в условиях предательства, модель утверждения приоритета культуры в масштабах государства была отработана в деятельности Людмилы Живковой, и в случае с П.Ф. Беликовым мы имеем пример честного и тонко мыслящего Свидетеля, без искажений запечатлевшего жизнь Рерихов и тем самым заложившего основы научного рериховедения.


Елена Ивановна Рерих

Б.Н.Абрамов оставил уникальный опыт личного духовного самосовершенствования. Под руководством Великого Учителя, Н.К. и Е.И. Рерихов он достиг ступени Архата и выполнил возложенную на него миссию «уявиться свидетелем проявлений Вел[икого] Вл[адыки]» [1, с. 501], запечатленную в Записях.

Высокую степень ученичества Б.Н. Абрамова подтверждает и известный ученый, писатель, академик РАКЦ, генеральный директор Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, Л.В. Шапошникова, которая для названия своей статьи о Борисе Николаевиче выбрала обращение к нему Е.И. Рерих: «Мой сын Борис…». Примечательно, что ее статья появилась в то время, когда в рериховском движении возникли сомнения в источнике Граней Агни Йоги; вышло даже несколько безобразных публикаций.
Имя Б.Н. Абрамова нуждалось в защите, и Людмила Васильевна одной из первых подала свой голос.
Сегодня Грани Агни Йоги и имя Б.Н. Абрамова также нуждаются в охранении, уже от тех, кто пытается благодаря широкому интересу к ним со стороны многочисленных рериховцев превратить их в коммерческий продукт. И тогда, и сейчас статья Людмилы Васильевны, посвященная Б.Н. Абрамову, как никогда актуальна, поскольку позволяет глубже почувствовать личность Бориса Николаевича, его миссию, а значит, ощутить более полно свою ответственность за духовное наследие Б.Н. Абрамова.

Борис Николаевич Абрамов. 1920-е гг.

В основу статьи Шапошниковой легла переписка Е.И. Рерих и Б.Н. Абрамова, в которой в полной мере раскрываются их взаимоотношения как Учителя и Ученика. В своих книгах Людмила Васильевна уделяет много внимания понятию Учитель, которое является выражением закона Иерархии, положенного в основу мироздания.
«Вся сверкающая палитра космического значения Учительства, – пишет она в очерке «Учителя», – заключается, на мой взгляд, между двумя удивительными мыслями, которые мы находим в Живой Этике: “Явленная череда Учителей сияет жемчугом междупланетным, прибавь свою жемчужину!” [3, 83].
И вторая: “Гуру не нуждается в почитании, но доверие к Учителю будет единственной жизненной связью с Высшим Миром. Познав ценность доверия здесь, на Земле, можно перенести такую же степень доверия и по всей Иерархии” [4, 110]» [2].

Далее Людмила Васильевна поясняет: «Первая мысль дает нам представление о цели Космической эволюции человечества – “прибавь свою жемчужину”, т.е. достигни своего места в Космической иерархии Учителей. Путь духовной эволюции, путь совершенствования человека и его восхождения идет от ученика к Учителю, на каком бы уровне этот путь ни проходил. В конечном счете превращение ученика в Учителя и есть превращение человека из объекта эволюции в ее субъект.
Познание Учительства начинается с Земли, с нашего физического мира. Именно об этом вторая процитированная мысль. Здесь, на Земле, ученик вырабатывает те качества, которые необходимы будут и для контакта с космическими Учителями. Ибо Учитель, Гуру, кем бы он ни был, на какой бы ступени ни стоял, будет всегда связью с Высшим миром для ученика, если последний следует Великому Космическому Закону доверия, преданности и любви к Учителю» [2].

Практически в каждом письме к Абрамовым Елена Ивановна указывает на главное качество Ученика – Любовь к Великому Учителю. Б.Н. Абрамов в полной мере обладал этим драгоценным качеством, что подчеркивает в своих письмах к нему Е.И. Рерих: «Теперь скажу Вам, родной мой сын Борис: ценю Ваши письма, в них изливается Ваша страстная любовь к Учителю, и так называемые “Мои письма к Вам”, которые Вы получаете и сами пишете, являются результатом все той же любви к Вел[икому] Вл[адыке]. Страстно оявитесь на понимании этой Мистерии Любви и Единения» [1, с. 46].

Именно Великая Страстная Любовь Бориса Николаевича к Высочайшему явилась основой всех его достижений. Обращает на себя внимание эпитет «страстная». Он очень близок восточному представлению о реализации Божественного начала.
Так, поучения Шри Рамакришны содержат притчу: «Ученик спросил Гуру: “Господин, как нам достичь Бога?” Гуру взял его к морю и там погрузил под воду. Спустя короткое время, отпустив его, он спросил: “Как ты себя чувствовал?” Ученик отвечал: “Я чувствовал, что настал мой последний миг – состояние было ужасное”. Тогда Гуру сказал: “Ты увидишь Бога, когда твое стремление к Нему будет столь же сильным, как стремление к глотку воздуха только что”» [5, с. 104].
В одной из своих книг Е.П. Блаватская советует «прилепиться», «пригвоздить» себя к Божественному. Подобная реализация в себе Христа была знакома и христианским мистикам.

В одном из писем Е.И. Рерих называет Бориса Николаевича и его жену, Нину Ивановну, Бхакти-йогами, отмечая, что этот путь Любви самый короткий, но и самый трудный. Его мы ощущаем и в параграфах Граней Агни Йоги, где Владыка говорит: «Любовь – это ключ от врат Моего Сердца. Ею достигнешь и ею победишь всех и все. И если сердце твое переполнено любовью к Владыке, усиль ее десятикратно, и если усилил ее в десять раз, усиль ее в сто, в тысячу раз, памятуя Завет о беспредельности качеств» [6, с. 11].

Конечно, такая любовь не возникает спонтанно, а воспитывается в течение многих воплощений, укрепляя связь Ученика через земных учителей с Космическим Иерархом. «В бесконечной цепи духовного восхождения от земного ученичества до Космического Учительства действует один и тот же Великий Космический Закон, связывающий ученика земного Учителя с Космическим Иерархом, – пишет Л.В. Шапошникова в очерке «Учителя». – <…>
Именно понимание Учителя и формирует четыре эволюционных типа людей. Для людей на первой, самой низкой ступени отсутствует понятие Учителя. Для представителей второй ступени Учитель, как таковой, играет лишь эпизодическую роль, и они не соотносят себя с Учителем. Третья – когда начинается постижение Учителя земного и возникает у ученика та необходимая с ним связь, которая готовит первого для контакта с Космическим Учителем. Этот контакт получает полное развитие, когда человек переходит на четвертую ступень. Есть еще и пятая ступень – архаты, бодхисаттвы, махатмы, которые уже добавили свою жемчужину к космической Иерархии.
Степень осознания Учительства есть та серебряная нить, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека. Именно эта степень осознания и создает ту энергетику, которая необходима для дальнейшего продвижения» [2].

Итак, поднимаясь по духовной лестнице восхождения, невозможно перепрыгнуть через одну очень важную ступень – земного Учителя. Тот, кто пытался сделать это, неизбежно срывается вниз. Из истории теософского движения хорошо известно, что недоверие его членов Е.П. Блаватской явилось непреодолимым препятствием для их общения с Великими Учителями.
Так же и современные рериховцы часто недооценивают роль земного Учителя, а нередко, по своей самости, даже отвергают его на том основании, что считают возможным достичь Высокого общения и без него. В результате мы имеем их жесткое неприятие Международного Центра Рерихов и Л.В. Шапошниковой. Конечно, кто-то может сказать: Б.Н. Абрамову было проще, ведь его земными Учителями были Рерихи.
Но только единицы из тех, кто соприкасался с Великой семьей при жизни, осознали их истинный масштаб и сохранили ту полнопреданность, которая сделала их Высокими Учениками. Степень осознания эволюционной роли Учителя является ярким показателем готовности Ученика к Высокому Общению с Космическим Учителем.

Б.Н. Абрамов заслужил право быть Высоким Учеником в течение многих воплощений, наполненных любовью и преданностью своим Учителям. В своих письмах Елена Ивановна неоднократно подчеркивает, что их духовная связь продолжалась в течение многих земных воплощений. «Вы же названы Сыном и были им не однажды, и Сыном любящим и преданным, и потому стали таким близким. Близость эта ткет новую страницу, и страницу прекрасную, ибо сознательно и под непосредственным Водительством Самого В[еликого] Вл[адыки]» [1, с. 241].

Примечательно, что переписка Бориса Николаевича с Еленой Ивановной становится более интенсивной в последние годы ее жизни, приблизительно с 1951 года, что, возможно, связано с теми переустройствами, которые происходят в организме Абрамовых и характером той миссии, к выполнению которой Борис Николаевич вплотную подошел. Начиная с этого момента, Е.И. Рерих особенно внимательно следит за их здоровьем, духовным совершенствованием, дает советы в делах, вообще направляет жизнь Абрамовых.
Конечно, мы можем предположить, что помимо проникнутых любовью писем к ним, она, как их Учитель, участвовала и в энергетических процессах, которые были связаны с их новой духовной ступенью. Об этом она прямо не говорит, но упоминает, что часто думает о них и держит их у своего сердца. Л.В. Шапошникова в своей статье обращает внимание на этот момент, полагая, что среди задержек ее Ухода была и эта: она должна была завершить подготовку Архата.

Несмотря на видимое разнообразие духовных путей суть их одна – подчинение низшей природы человека Высшей. Вот почему письма Елены Ивановны к Абрамову содержат немало полезных советов и нам для работы над собой.
«Итак, около Вас собираются новые сотрудницы. Следите, чтобы среди них не появилось бы соревнования и даже намека на ревность. Напоминайте им чаще, что каждый сотрудник имеет свой индивидуальный дар и неповторимое задание, никем другим не выполнимое. Духовные преуспеяния в их значении и разнообразии беспредельны. Итак, радуйтесь каждому новому проблеску нового осознания. Эти огни зажгут костер и принесут радость несказуемую» [1, с. 14].

«Конечно, сомнение порождается из-за неуверенности в свою способность восприятия, но это не страшно, ибо некоторое сомнение удержит от другой крайности – излишнего самомнения, которое незаметно может начать утверждаться. Но твердо знаю, что мой сын не допустит угнездиться в себе этому отвратительному качеству, столь свойственному людям с малым сознанием. Понимание значения обладания широким сознанием удержит от всяких ограничений самости. Но от опасности самомнения Вам, родной, придется предупреждать подходящих к Вам. Оно вкрадывается незаметно, любовь к постоянному одобрению и похвале и восхвалению страстно уявляет свое магнитное притяжение. Найти нужно равновесие между радостью привлечения людей и личным удовлетворением их восхвалением» [1, с. 501].

«Простота открывает все сердца и все Врата. Простота есть Высшее Знание и Высшая Красота! Так и проходите Ваш путь в простоте обихода, в простоте отношений к людям, в простоте и чистоте мышления сердечного и возвышенного в красоте Солнечного Озарения наших высших Центров» [1, с. 433].

«Родные мои, очень прошу поменьше обсуждать сотрудников. Наблюдайте, но не судите их с людьми, мало сведущими о всех обстоятельствах вокруг них, ничего, кроме вреда, не получится. Оявите ярую осторожность в своих суждениях. Каждый день я убеждаюсь в пользе молчания» [1, с. 319].

«Мерила В[еликого] Вл[адыки] много отличаются от наших. И никогда еще никто из испытуемых не знал, выдержал ли он испытание или нет, пока не получит разъяснения от самого Учителя. Испытания эти так построены, что вы никогда не можете догадаться, в чем это испытание состояло» [1, с. 314].

«Родные, любите больше. Любовь чистая и всевмещающая отзвучит на всем пространстве. Луч Любви, посылаемый в Пространство, притягивается к сердцу многолюбящему и дает радость, словами трудно передаваемую. Этот закон соответствия еще плохо усвоен людьми, ибо ничтожно число умеющих любить, и по-настоящему, Самое Высокое, Самое Прекрасное…» [1, с. 379].

Сегодня, когда в рериховском движении не ослабевают сложные и противоречивые процессы, мы видим их причину в потере связи между попытками преобразования внешнего мира и духовным преобразованием себя, которое рассматривалось Еленой Ивановной не как эпизоды, а как целостная духовная практика, изложенная в Живой Этике, Гранях Агни Йоги. Именно эта неустанная практика, в основу которой была положена страстная любовь к Высшему, помогла Б.Н. Абрамову стать Архатом. И после ухода Е.И. Рерих, как пишет Л.В. Шапошникова, «на Дозор заступил подготовленный ею Архат…» [7, с. 17].

Нам же Архат оставил вехи своего прекрасного, но сложного Пути; соприкасаясь с его Записями, мы словно ощущаем близость Того, Кто позвал его на Подвиг.
На Подвиг зовет Он и нас.

Л.В. Хоменок, г. Пенза

Литература

1. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 9. М. МЦР, 2009.
2. Шапошникова Л.В. Учителя [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://lib.icr.su/node/632
3. Живая Этика. Агни Йога.
4. Живая Этика. Аум.
5. Поучения Шри Рамакришны. СПб.: Общество Ведической культуры, 1995.
6. Грани Агни Йоги. 1953. Ч. I. Новосибирск: Алгим, 2012.
7. Шапошникова Л.В. «Мой сын Борис…» // Он прошел рядом с нами. Новокузнецк, 2007. С. 9 – 17.

(Visited 11 times, 1 visits today)

Добавить комментарий