Проблемы русского космизма

Автор: | 09.10.2014

«Свет Утренней Звезды», № 4(92) от 29 ноября 2013 г.                            

С 8 по 11 октября 2013 года в Москве в Музее имени Н.К. Рериха прошла Международная научно-общественная конференция «Проблемы русского космизма».
Организаторами конференции выступили Международный Центр Рерихов, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского, Российское философское общество, Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, Международная Ассоциация Фондов Мира, Международная Лига защиты Культуры, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк. Конференция была организована при поддержке Информационного центра ООН в Москве.


Выступление Л.В. Шапошниковой на конференции «Проблемы русского космизма» в Международном Центре Рерихов. Москва, 9 октября 2013 года

На форуме присутствовало 440 участников и гостей из разных регионов России и семнадцати стран ближнего и дальнего зарубежья. Были представлены Латвия, Эстония, Армения, Молдова, Украина, Узбекистан, Белоруссия, Болгария, Испания, Ливан, Франция, Австрия, Канада, Чехия и др. Среди участников и выступающих было 4 академика, 10 докторов и 42 кандидата наук.

8 октября в рамках конференции в Музее имени Н.К. Рериха состоялось открытие выставки «Русские космисты ХХ — ХХI веков. Живопись, графика и скульптура», на которой были представлены работы Виктора Черноволенко, Олега Высоцкого, Игоря Анисифорова, Лолы Лонли, Юрия Ушкова, Саши Путря, Алексея Леонова и других авторов.
Заместитель Генерального директора музея, руководитель отдела развития Н.Н. Черкашинаотметила, что Музей имени Н.К. Рериха — один из немногих, который на протяжении своего существования целенаправленно и профессионально собирает лучшие работы художников-космистов.
Сегодня фонд современного искусства музея насчитывает около 900 произведений 96-ти художников-космистов. Это самая большая коллекция в мире. Наталья Николаевна в своем выступлении подчеркнула, что произведения художников-космистов несут в себе красоту инобытия и особую энергетику Космоса.

Старший научный сотрудник МЦР, кандидат философских наук В.Г. Соколов отметил в своем выступлении, что творчество художников-космистов при помощи языка искусства создает форму, в которой заключена тонкоматериальная сторона явлений жизни.
Человек как часть космоса может прикоснуться через произведения искусства к тонкому миру через свои дух и сердце. Космизм в искусстве несет эволюционные идеи и духовная революция продолжается, если у нас имеется столько замечательных художников, ряды которых постоянно пополняются.

Сотрудница публикаторского отдела музея О.Е. Цветкова проинформировала собравшихся о выпуске каталога настоящей выставки, в которой были представлены работы двадцати восьми художников.
На открытии выставки выступили также Е.В. Путря и Н.Л. Толемонова — родители юных художниц Саши Путря и Любы Толемоновой, рано ушедших из жизни, но успевших создать множество прекрасных картин, часть которых была представлена на выставке.

Художник Нина Волкова, чьи работы украшают вводный зал Музея имени Н.К. Рериха, поделилась некоторыми секретами, методами своего творчества.

Лола Лонли говорила о том, что для художника очень важно, чтобы его картины были востребованы зрителем. Выставка – это встреча с публикой, это новый импульс для работы. Она очень благодарна МЦР и рериховским организациям за поддержку ее творчества.

Скульптор Алексей Леонов в своем выступлении отметил, что для художника важно не только то, что он изображает, но и каково энергетическое качество его произведений. «Всех художников-космистов, представленных на выставке, — сказал он, — объединяет стремление разорвать завесу между мирами, вырваться за рамки физического мира и приблизиться к Миру Высшему. В этом стремлении и заключена эволюционность такого творчества».

Не случайно тема космизма в художественном творчестве была затронута накануне конференции.
У каждого из представленных на выставке художников свой стиль, свои краски, но всех их объединяет одно – устремление в беспредельные просторы Космоса и раскрытие духовных идей, созвучных Живой Этике.
Вечер 8 октября закончился концертом пианиста, лауреата международных конкурсов Ильи Шмуклера, который прекрасно исполнил несколько произведений А.Н. Скрябина.

9 октября на открытии конференции после прозвучавшей музыки А.Н. Скрябина в исполнении лауреата международных конкурсов А. Кудрявцева с приветственным словом к собравшимся обратился президент МЦР, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наукА.В. Постников.
В адрес конференции поступило 48 приветствий от различных организаций и представителей научного и культурного мира.
Лично собравшихся приветствовал председатель Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов, который был создан в прошлом году, А.П. Лосюков. Он говорил о том, что Рерихи среди космистов занимают особое место, так как сформулировали философию русского космизма. Живая Этика содержит все идеи, затронутые прежде русскими космистами Серебряного века.

От центра восточных языков и культур Софийского университета Святого Климента Орхидского участников конференции приветствовал директор этого центра доктор филологических наук, профессор А.В. Федотов.
С приветственным словом выступили действительный член Российской Академии наук Е.П. Челышев, вице-президент РАЕН, председатель Лиги защиты культуры академик Г.Н. Фурсей, от Российского философского общества — Г.Н. Мезенцев, от Российской Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского — вице-президент этой академии Б.Н. Кантемиров.

Заместитель председателя Российской академии художеств А. Каратаева поздравила собравшихся с началом работы конференции и зачитала приветствие президента Российской академии художеств З.К. Церетели.
Были зачитаны приветствия президента Международного общественного движения «Восточное измерение» М.Е. Николаева, председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и наукоемким технологиям, академика РАН и РАМН В.А. Черешнева и первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по культуре Е.Г. Драпеко.


Картина Н.К. Рериха «Весть Шамбалы» в Музее имени Н.К. Рериха

Утреннее заседание первого дня конференции «Проблемы русского космизма» открыл доклад директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов Л.В. Шапошниковой «Космизм Серебряного века России».
Перед своим выступлением Людмила Васильевна сообщила, что буквально накануне конференции в Музей поступила картина Н.К. Рериха «Весть Шамбалы», которая несколько лет назад была украдена из квартиры Ю.Н. Рериха, и она считает это благоприятным знаком. С картины был снят покров, чтобы присутствующие могли на нее посмотреть. Картина в дальнейшем будет находиться в зале Ю.Н. Рериха.

Людмила Васильевна в своем докладе подчеркнула, что тема космизма органично связана с космическим законом – Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее, и отметила, что сейчас в мире идут два важнейших процесса: борьба тьмы и Света и процесс изменения сознания, связанный с формированием космического мышления.
Предложив назвать великих деятелей культуры, на которых держалось формирование космизма в России, «культурными героями» (ибо культурные герои были представителями Высших сил на Земле), Л.В. Шапошникова рассмотрела творчество семи мыслителей из плеяды этих культурных героев: Вл.С. Соловьева, А.Н. Скрябина, М.К. Чюрлениса, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Е.И. Рерих, Н.К. Рериха.
Важнейшими особенностями их жизненного пути и творческого наследия является их связь с Высшим началом Мироздания, а также универсализм — проявление способностей в области философии, науки и искусства и общая миссия по изменению сознания человечества Земли.
Людмила Васильевна отметила, что Духовная революция в России и сам космизм имели два этапа.
Первый этап был подготовкой к эволюционному импульсу Высшего, который реализовался через философскую систему Живой Этики на втором этапе, более высоком, чем первый.
Космизм и Живая Этика – это единое явление, и не может быть по-другому, подчеркнула Людмила Васильевна.

Раскрывая тему «Русские ученые-космисты через призму различных мировоззренческих представлений», кандидат технических наук Т.П. Сергеева (Киев, Украина) показала, что узкий поверхностный подход к изучению феномена русского космизма с позиции социологического мышления не позволяет постичь мировоззренческую глубину и многогранность этого явления.
Для более точного, адекватного отображения космизма как предмета исследования необходим подход, соизмеримый с ним по глубине и степени сознания, – подход, опирающийся на методологию познания философии космической реальности.

Завершением утреннего заседания стал доклад «Новая методология исследования исторического процесса в контексте космического мышления» старшего научного сотрудника Международного Центра Рерихов, кандидата философских наук В.Г. Соколова (Москва).
Он был посвящен раскрытию оригинальной концепции исторического процесса Л.В. Шапошниковой, труды которой содержат новую методологию изучения истории.

Вечернее заседание началось с доклада заместителя генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, доктора философских наук В.В. Фролова «Философия Живой Этики — основа новой науки».
Он акцентировал внимание на двух важнейших аспектах космизма, отметив, что, во-первых, космизм является проявлением Духовной революции в России конца XIX – начала XX вв., и, во-вторых, представляет собой явление целостное.
Космическое сознание формируется во внутреннем мире ученого и преобразует его старое сознание в новое. Живая Этика – основа расширения сознания и формирования космического мышления.

Тему продолжила известный исследователь философии космизма, заведующая научно-просветительским отделом Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, кандидат философских наук В.И. Алексеева (Калуга).
В докладе «Постулаты космической философии К.Э. Циолковского» к доминантам учения Циолковского В.И. Алексеева отнесла следующие идеи: единство мира и человека, вечность жизни во вселенной, эволюционизм, размышления о будущем человечества, а также бессмертие и расширение сознания человека путем объединения исторически и традиционно разделенных сфер общественного сознания. Циолковский оставил более шестисот рукописей, которые еще мало изучены, но могли бы послужить источником исследования многим ученым.

Профессор В.П. Ануфриев и доцент Е.И. Ануфриева Уральского федерального университета (Екатеринбург) в докладе «Тема непрерывности жизни в творчестве русских космистов» раскрыли проблему непрерывности жизни, интересовавшую отечественных исследователей в разные исторические периоды развития культуры, и подчеркнули особенности ее разработки в русском космизме.
Работы ученых В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.М. Бехтерева дают, по мнению докладчиков, представление о человеке как о носителе энергий, связывающих его со структурами Космоса.

В докладе «Космизм как явление в музыкальной культуре России на рубеже XIX -XX веков» Э.А. Томша, артист высшей категории Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, раскрыл одно из важных направлений русского космизма, представленное музыкальным творчеством композиторов конца XIX – начала XX веков Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.Н. Танеева, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, А.Н. Скрябина.

Директор Центра восточных языков и культур, доктор филологических наук, профессор Софийского университета Святого Климента Орхидского А.В Федотов (София, Болгария) в докладе «О взаимной обусловленности человека и Космоса в работах Ю.Н. Рериха и Л.В. Шапошниковой» подчеркнул, что оба исследователя приходят к единому выводу о существовании древнейших представлений о взаимной обусловленности человечества и Вселенной.

«Феномен сознания в философии русского космизма» стал темой доклада директора Симферопольского художественного музея, доктора философии Л.В. Кудряшовой(Симферополь, Украина), которая отметила, что в науке, основанной на эмпирическом методе познания, к настоящему времени отсутствует четкость в понимании феномена сознания.
Вместе с тем космическое мышление и метанаучные методы познания, связанные, прежде всего, с духовным пространством человека и мира, в гораздо большей степени позволяют проникнуть в суть этого понятия.
Закончил выступления первого дня конференции доклад «Космизм Велимира Хлебникова» кандидата философских наук К.Х. Хайруллина (Казань).

10 октября утреннее заседание открыл доклад доктора философских наук, заведующей кафедрой философии Днепропетровского Национального горного университета, профессора Ю.А. Шабановой (Украина) «Русский космизм и учение Е.П. Блаватской».
Она сообщила, что в Днепропетровске при центре Блаватской уже пятнадцать лет проводятся ежегодно конференции, посвященные жизни и творчеству нашей великой соотечественницы.
Докладчик представила сравнительный анализ творчества мыслителей русской религиозной философии и учения Е.П. Блаватской на основе идеи о всеединстве и софиологии. Ю.А. Шабанова считает, что теософское учение является основанием космизма как мировоззренческой позиции и философского направления.

В докладе «Космизм поэзии Ф.И. Тютчева и философия Живой Этики: созвучные мотивы» кандидат культурологи Б.Ю. Соколова рассмотрела созвучия стихотворений Ф.И. Тютчева, пронизанных космическими мотивами, и положений Живой Этики, сыгравшей ключевую роль в формировании космизма.
Докладчик выявила некоторые прозрения поэта, имеющие отношение к космизму: реальность миров с более утонченным состоянием материи, мысль об одухотворенности Вселенной, идея единства человека и Мироздания, закон двойственности бытия и роль сердца во взаимоотношении человека с иными мирами, предчувствие существования высшей, духовной составляющей земного исторического процесса.

Кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР А.А. Лебеденко (Москва) в докладе «Знамя Мира – символ Космической эволюции» развил мысль о том, что в символе Знамени Мира сокрыта и в то же время визуализирована суть эволюции, ее огненное содержание, которое нераздельно связано с внутренним миром человека.

Главный научный сотрудник ФГБУ НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор химических наук Е.М. Егорова (Москва) в докладе «О роли магнетизма в эволюции человеческого сознания» изложила возможный механизм эволюции человеческого сознания под воздействием магнетизма ведущих пространственных идей.
По словам ученого, в своих размышлениях она привлекала сведения о магнетизме мысли, почерпнутые из учения Живой Этики, где многократно подчеркивается отнюдь не метафоричность понятия «магнетизм мысли», а его реальность.

Руководитель филиала Международного Центра Рерихов в Болгарии, аспирант Софийского университета имени Святого Климента Орхидского Марга Куцарова в докладе «Культурное наследие Востока – источник космизации современной западной науки» показала глубокое созвучие концепции науки, изложенной в Живой Этике, и концепции науки представленной в Калачакре.
Процесс космизации докладчик видит в развитии современного востоковедения, в частности, буддологии, индологии и тибетологии, а также в диалоге Восточной мысли и современной эмпиричeской науки.

Председатель Пермского регионального отделения МЛЗК, соискатель Пермского государственного национального исследовательского университета О.Н. Калинкина в докладе «Способы метанаучного познания в русском космизме» подчеркнула такую важную особенность русского космизма как использование его представителями метанаучных способов получения знания.
Русские космисты предстают как ученые нового типа, стремящиеся к объединению научных и духовных способов познания, к единению познающего и познаваемого, к выдвижению на первый план нравственно-этический ориентиров. Они не только занимались осмыслением метанаучных способов познания, но на основе личного духовного опыта, предпринимали попытки доказать определенные научные положения.

В докладе И.Ю. Дьяченко, заместителя руководителя Автономной научной группы МЦР, кандидата культурологии (Москва), рассматривается новый аспект понимания Пакта Рериха и его символа Знамени Мира, которые связаны с сохранением культурного наследия.
Процесс эволюции человека зависит от сохранения культурного наследия. Под культурным наследием обычно понимаются памятники архитектуры, художественные произведения, которые передаются из рук в руки как некое наследство. Сущность культурного наследия, конечно, намного шире. Это книга памяти человечества, хранитель высокодуховной энергетики. Охранять нужно след искры божественной мысли, заключенной в том или ином объекте культурного наследия.

Вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики, учитель биологии В.Ф. Бак (Артемовск, Украина) в докладе «Трудности в понимании научных идей В.И. Вернадского в контексте программы средней школы и пути их преодоления» обосновала необходимость углубленного изучения концепции ноосферы. Она убеждена, что учение В.И. Вернадского о живом веществе, биосфере и ее переходе в ноосферу содержит новую методологию познания.

Вечернее заседание 10 октября открыл доклад «Идеи Живой Этики в наследии Б.Н. Абрамова» профессора Уральского Федерального университета О.А. Уроженко (Екатеринбург).
Она представила сопоставление содержания Записей Бориса Николаевича Абрамова с идеями Живой Этики.

Иллюстрированный фильмом доклад «Легенды об озере Иссык-Куль как объекте космического мышления» сделали ученые Кыргызско-Российского Славянского университета профессор В.А. Воропаева и кандидат исторических наук В.В. Плоских (Кыргызстан).
Исследование кыргызскими учеными памятников культуры свидетельствует о многомерных связях с Мирозданием людей, живших многие тысячелетия на берегах Иссык-Куля. В поисках единого культурного пространства к истории культуры этих мест обращался Ю.Н. Рерих и другие российские исследователи истории Востока.

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии НАН БеларусиИ.Б. Михеева в докладе «Эстетические идеи в философском проекте Николая Федорова» обосновала специфику эстетического идеала в философии «общего дела» этого мыслителя. Проект Вселенского Музея и общего дела как способа его построения, делает вывод докладчик, весьма актуален, поскольку содержит идею о принципиальной необходимости воссоединения научного, нравственного и эстетического начал человеческой жизнедеятельности.

Доктор философских наук, профессор Днепропетровского университета имени Альфреда НобеляА.А. Осипов (Украина) представил доклад на тему «Духовно-практическое освоение действительности как предпосылка формирования идеи антропокосмизма». По мысли ученого, общность более высокого уровня организации формируется на пути коэволюции, совместного развития человека, природы и Космоса, что и составляет основу идеи антропокосмизма.

Тему «Космизм в музыке А.Н. Скрябина» раскрыла аспирант Киевского национального университета культуры и искусств О.В. Узикова (Украина), которая отметила, что творчество этого гениального композитора отличается космичностью и стремлением передать единство небесного и земного. Докладчик подчеркнула, что Скрябин был вестником, несшим миру новую Красоту и новую философскую концепцию искусства, так как в его творчестве ярко воплотилась идея синтеза искусств.

«Тема преображения в философии русского космизма» на основе концепций Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского была раскрыта кандидатом философских наук, доцентом Государственной консерватории Узбекистана Т.С. Расуловой(Ташкент). Она отметила, что поскольку любовь является одним из основных законов Космоса, то человек, если он хочет духовно эволюционировать, должен кардинально трансформировать себя, сделав любовь основным качеством своего духа.

В докладе «Параллели в творческом пути Рерихов и В.И. Вернадского» вице-президента Международной Лиги защиты культуры, члена-корреспондента МАНЭБ, советника РАЕН М.Н. Чирятьева (Санкт-Петербург) показаны мировоззренческие созвучия Рерихов и В.И. Вернадского, проявившиеся в их научном творчестве.
Докладчик привел сопоставления фактов биографий этих выдающихся ученых, а также рассмотрел близость свойств биогеохимической энергии, понятие которой было введено В.И. Вернадским, и психической энергии, о значимости исследований которой много размышляли Рерихи.

В докладе «”Сиянье радужных небес”. Духовная лирика Г.Р. Державина» отличник народного образования В.А. Ласько (Ясная Поляна, Тульская обл.) показала, что основатель русской классической литературы придал последней героическое звучание.
В.А. Ласько считает, что поэт стоял у истоков зарождающегося космического мышления и его творчество созвучно с идеями философии Живой Этики. В многообразии поэтических символов и образов Державин сумел выразить красоту Беспредельности.

11 октября утреннее заседание началось с доклада руководителя Межрегионального информационно-аналитического Центра (МИА-Центра), председателя Ярославского рериховского общества «Орион» С.В. Скородумова «Проблема теодицеи в философии русского космизма». Доклад был посвящен проблеме противостояния добра и зла от начала времен и до наших дней, анализу исследований философов Серебряного века в этой области.

Ряд созвучий русского космизма с глубинными идеями индийской философии выявила педагог отдела развития музея им. Н.К. Рериха МЦР, кандидат педагогических наук Л.В. Хоменок(Москва).
В представленном докладе «К вопросу о созвучии индийской философии и русского космизма» исследователь показала параллели двух мировоззрений: в понимании единства человека и космоса, в осознании их соизмеримости как микро- и макрокосмоса и их взаимосвязи, в признании Женской природы Бытия, Материнского, Софийного начала мира.

Вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, кандидат технических наук Б.Н. Кантемиров выступил с докладом «Космизм и современная техника», в котором поднял актуальную тему влияния техники на сознание людей. Докладчик отметил, что исследования космического пространства современной техникой могут, со своей стороны, воздействовать на процесс формирования космического мышления.

Кандидат педагогических наук, доцент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Н.А. Перекусихина (Владимир) в своем докладе «Формирование ценностного отношения личности к Универсуму» рассмотрела содержание ценностного отношения, лежащего в основе мировоззрения русских космистов, и предложила его как основу космического воспитания подрастающего поколения, а также проанализировала ряд педагогических возможностей становления ценностного отношения к Универсуму.

Раскрывая суть темы «Духовное совершенствование – эволюционное предназначение человека (по работе П.А. Флоренского “Столп и утверждение истины”)», руководитель Днепропетровского Центра Гуманной Педагогики, врач-методист Днепропетровского областного Центра здоровья Н.А. Салиенко (Украина) обращается к основным положениям работы выдающегося философа-космиста, сопоставляя их с идеями философии Живой Этики. Только через осознание двойственности человеческой природы, через нравственное совершенствование человек способен одухотворять окружающее, выполняя тем самым свое космическое предназначение.

На вечернем заседании конференции состоялся Круглый стол на тему «Спорные мнения о русском космизме», на котором был представлен и обсужден доклад доктора философских наук, заведующего кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета, профессора А.В. Иванова (Барнаул) «Светлые и темные стороны русского космизма».

Проект резолюции конференции, в которой была сформулирована программа действий по осмыслению и развитию идей русского космизма, зачитал профессор, доктор философских наук Виктор Васильевич Фролов.
Резолюция была одобрена всеми собравшимися и принята единогласно.

Прошедшая конференция показала, что космическое мировоззрение в России в XIX и XX веке получило достаточно широкое распространение и развивалось в разнообразных формах. Это была и религиозная философия, и духовные прозрения русских поэтов, художников, музыкантов, и труды ученых-космистов.
Исторические предпосылки космического миропонимания, идеи которого сегодня притягивают все больше людей, содержатся в мощных пластах русской культуры, которые формировались на протяжении длительного времени.
Все это сделало Россию родоначальницей космизма, который впоследствии вышел за ее пределы и оказал большое влияние на формировании новой системы познания – Живой Этики.

А.П. Комлева, г. Новокузнецк
Фото из архива Международного Центра Рерихов
(Visited 5 times, 1 visits today)

Добавить комментарий