Священный оплот человечества

Автор: | 11.04.2016

«Свет Утренней Звезды», № 2(100) от 29 мая 2015 г.                                      

15 апреля 2015 года исполнилось 80 лет со дня подписания Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха).
В преддверии этой юбилейной даты Международным Центром Рерихов осуществлен грандиозный международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность».
Стартовал этот проект в 2012 году в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО, а завершился открытием 15 апреля 2015 года выставки в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

В официальном письме генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил высокое значение и актуальность этого мероприятия. В этом письме сказано: «Этой выставкой мы отдаем дань заложившему основы защиты наследия Пакту Рериха и подтверждаем свою решимость держаться установленного им курса. Хочу выразить свою благодарность Международному Центру Рерихов за организацию этой необыкновенной экспозиции. Я обращаюсь ко всем правительствам и народам с призывом объединиться в целях защиты нашего общего наследия и человечности» [1].


Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932

Выставка раскрывает главную идею, которую русский художник, писатель, философ и миротворец Николай Константинович Рерих заложил в основу Пакта — «Мир через Культуру».
Экспозиция включает обширный материал об истории создания Пакта и «Знамени Мира»: уникальные фотографии, ценнейшие архивные документы из фондов Международного Центра Рерихов, копии картин Рериха, оригиналы которых хранятся в разных музеях мира.
Собранный документальный материал позволит посетителям выставки оценить глубину идеи, с помощью которой Николай Рерих восемьдесят лет назад сумел объединить мировую общественность и создать международное движение во имя сохранения культуры для будущих поколений, и ее актуальность сегодня.

Эта выставка проходила во многих городах России от Москвы до Владивостока, и в странах СНГ — Беларуси и Кыргызстане. Она была с большим успехом продемонстрирована в Австрии, Германии, Индии, Италии, Франции, Швейцарии. Почти все страны Латинской Америки заказали эту выставку, может быть, потому что именно эти страны подписывали Пакт Рериха в 1935 году в Вашингтоне.
В Буэнос-Айресе, столице Аргентины, Знамя Мира было освящено в кафедральном соборе настоятелем этого собора Александром Руссо. Слова отца Александра, сказанные им в видеоинтервью на церемонии освящения Знамени Мира, представляют особый интерес, так как произнес их священнослужитель.
«Идеи Пакта Рериха, — сказал он, — вечны с точки зрения церкви. В первую очередь работа, которой занимается сама церковь, поддерживает эти ценности. <…>
Мне кажется, это великая инициатива, которую нужно продвигать, потому что она делает нас более человечными, помогает защищать духовные, художественные, культурные, научные ценности перед ужасами войны. Она важна и как образовательный процесс, предотвращающий любые агрессивные поступки. Можно сказать, что агрессией является уже небрежность к этому вопросу в обыденной жизни, а не только конкретный военный конфликт, который несет разрушения и убийства, потому что небрежность уничтожает культурное наследие, самого человека, человечество в целом. Поэтому мне кажется, что очень важно помогать особенно тем странам, которые не так четко представляют важность сохранения культурных ценностей и заботы о них.
Кроме того, я настаиваю, идеи эти надо применять к самой жизни, что значит охранять жизнь во всех ее проявлениях: рождающуюся жизнь, жизнь, которой еще предстоит родиться. Это защита всего человечества» [2, с. 292 — 293].

Успех этих выставок в разных уголках мира говорит о том, что главная идея Пакта Рериха «Мир через Культуру» становится все более актуальной в современном мире.
Если мы возьмем историю человечества, то увидим, что войны занимают в ней значительную часть.
Как писал в свое время русский философ Н.А. Бердяев: «Война почти нормальное состояние жизни в этом мире» [3, с. 221].

С развитием цивилизации войны становятся все более разрушительными и жестокими.
Во время Первой мировой войны в воевавших странах погибло более 10 миллионов человек, из них 95% — военнослужащие и 5% – гражданское население. Во Второй мировой войне погибло уже 50 миллионов человек. Среди погибших гражданское население составляло уже 48%.
Не только потому, что использовалось более усовершенствованное оружие, оружие массового поражения, но и потому, что гражданское население уничтожалось целенаправленно. Авиация стирала с лица земли целые города и уничтожала не только исторические и культурные ценности, жилые дома, но и средства обеспечения жизни.
То, что началось после Второй мировой войны, можно назвать ползучей Третьей мировой войной. Очаги вспыхивают почти постоянно в разных уголках мира. В малых войнах ежегодно гибнет 5% населения планеты. Среди погибших в этих локальных войнах гражданское население составляет уже чудовищную цифру – 90%, потому что в этих войнах нет линии фронта и наряду с обычным оружием используется также оружие химическое и биологическое [4, с. 45 — 46].

Нет статистических данных, сколько гибнет в этих конфликтах культурного наследия, но потери – огромны. Многочисленные миротворческие организации и комитеты мира, созданные после Второй мировой войны, не смогли предотвратить всех этих бедствий. А сколько было проведено конференций, симпозиумов, форумов, сколько подписано воззваний и призывов к миру.
Все договоры об уничтожении и сокращении вооружений способствовали лишь тому, что взамен старого оружия создавалось более совершенное.
Альберта Эйнштейна как-то спросили, какое оружие будет использоваться в третьей мировой войне. Эйнштейн ответил, что этого он не знает, но у него есть представление, какое оружие будет использоваться в четвертой мировой войне — «дубины и камни» [5, с. 150].
Оказалась бессильна и дипломатия в деле обеспечения мира, потому что ложь и лицемерие стало нормой дипломатических переговоров.

«Нужно понять, — читаем в Живой Этике, — что человечество вступает в период постоянных войн. <…> Никто не помыслит, какой опустошительный костер создается, когда множество людей укрепляет губительный круг около всей планеты. Это тот самый змей, который хуже льдов и снегов. Не думайте, что это пугало. Нет, каждый день приносит доказательства разрушения. Кощей не дремлет, но забава силится отвлечь глаза от пожара» [6, ч. I, 318].
И еще: «Обратимся опять к вреду убийства. Каждый взрыв нарушает равновесие многих невидимых нам существ. Не миллионы, но несчетные миллиарды повреждены войною. Не нужно забывать все возмущения атмосферические от газов и взрывов. Не оккультизм это, но научный здравый смысл. Так, пусть человечество не забывает об возвратном ударе» [6, ч. I, 229].
То есть война в нашем земном мире нарушает и равновесие в Тонком мире, который пронизывает наш земной мир, возмущение стихий может привести к мировой катастрофе. Где же выход из этого тупика?

Н.К. Рерих видел в Культуре основной эволюционный рычаг достижения мира на Земле, возможность переустройства образа жизни людей через Культуру. Величайшая опасность для человечества – союз невежества и новейших достижений науки. «Это чудовище (невежество — А.К.), — писал Рерих, — гнездится в гораздо более многочисленных ущельях, нежели предполагается. Самая опасная жестокость, как ужасная форма невежества, живет не в каких-то судах или около тронов и кафедр, нет, она притаилась в множайших очагах семейной и общественной жизни» [7, с. 131].

Мы часто говорим: «Лишь бы война закончилась, а там будет порядок». Или: «Только бы не было войны, и все будет хорошо». Так думают не только обычные люди, но и многие великие философы, публицисты, известные своими работами о пацифизме, выступлениями против войны.
Борьбу за мир во всем мире вел в свое время и Советский фонд мира, в Правление которого входили известные люди культуры и науки. Правление фонда возглавлял писатель Борис Полевой, которого на его посту сменил чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Все они считали, как считают многие, что когда кончится война, все будет в порядке. Но так ли это на самом деле?
Ведь главная проблема – не сама война, а люди. Война не где-то там, снаружи, ведется, она внутри человека. И если человек не может прекратить войну в своей собственной душе, он непременно развяжет ее и снаружи, в нашем земном мире.

Сергия Радонежского называют Воеводой Земли русской, то есть предводителем воинов. О каких воинах идет речь?
Сергий сам в своей собственной душе одержал победу над своей низшей природой, которая только и имеет претензии к внешнему миру и всюду видит врагов. Он установил мир в своем сердце и стал предводителем своих последователей, святых русской земли, которые и представляют духовное воинство. Этот человек покорил самого себя, но стоит человеку покорить себя, как сама собой прекращается и борьба с другими.

Война с другими – просто хитрость, позволяющая избежать внутренней борьбы со своими пороками и несовершенствами. Внутреннее напряжение, от которого страдает большинство современного человечества, — это готовность воевать по любому поводу. Повод не так уж и важен, он может быть самым ничтожным и иррациональным, главное, выплеснуть на кого-то свою агрессию.
Как еще избавиться от внутренних раздоров и тревог? Человек обвиняет в них кого-то другого, и ему становится легче. Временно. А потом негатив опять накапливается и все идет по кругу.
Очевидно, что все страшные процессы на нашей планете связаны с самим человеком, с проявлением его негативных качеств, с уровнем его сознания и, наконец, с тем невежеством, которое охватило множество людей нашего времени.

В Новом Завете Иисус говорит: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч». И это говорит тот, кому принадлежат слова: «Любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас».
Слова о «мече» парадоксальны и поэтому даже страшны для обывателя. О чем эти слова? Иисус Христос говорит, что роста добиваются в борьбе, равновесие обретают в столкновении противоположностей, войной утверждают мир.
Он говорил всегда о внутренней борьбе и духовной жизни. Мир в духовной жизни возможен, только когда все мертвы. Тогда не будет ни войн, ни противоречий, но и самой жизни не будет. Но многие стремятся именно к такому мертвому миру.
Именно в этом мертвом мире вызревают ядовитые семена невежества, которые рано или поздно дадут свои разрушительные побеги. Как писал немецкий социолог, философ и социальный психолог Эрих Фромм, «в XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX — проблема в том, что мертв человек» [8].

И к земной церкви люди приходят за утешением, успокоением. Но Иисус не предлагал утешения, не предлагал ложного мира, потому что рост человеческого духа может быть достигнут только в борьбе. Но он не призывал брать в руки оружие.
Меч, о котором он говорит, меч символический. Но слова Иисуса Христа о войне относятся в какой-то мере и к нашему земному миру. Когда на землю приходит Учитель такого масштаба, человечество, так или иначе, разделяется надвое. На тех, кто принимает его заветы, и тех, кто не принимает или принимает только букву, а не глубинный их смысл. Родится противостояние или борьба, которые в свою очередь рождают энергетику, необходимую для продвижения по пути эволюции. Средства борьбы могут быть различными. Но браться за оружие человека побуждает только его свободная воля и невежество.

Слова Иисуса многие восприняли буквально. Направляясь в крестовые походы, христиане взяли в руки мечи и без нужды истребляли миллионы людей. Религиозные войны самые жестокие. Именно в этих войнах в большом количестве гибнут памятники культуры – разрушаются храмы, мечети и синагоги, уничтожаются различные предметы культа, сжигаются не только отдельные книги, но и целые библиотеки.
И все это творит свободная воля человека вопреки своему предназначению – созидать, а не разрушать, потому что когда-то человек отказался подчиняться Космическим законам и признавать ведущую роль Высшего Мира, Иерархии Света.

Из книги «Иерархия»: «Существует заблуждение, что темные являются антитезою Света и потому неизбежны. Тьма, антитеза Света, не что иное, как непроявленный Хаос. Темные унижают явление борьбы творящего Света с Хаосом. Довольно было человечеству проявлять Хаос и в этой великой борьбе сотрудничать с Великими Духами. Но темные свели одоление необузданных стихий к эгоизму повстанцев и начали вызывать Хаос вместо претворения его в рабочую силу. Преступление это велико, и нельзя считать антитезою желание потушить Свет.
Творческое одоление Хаоса, или “Дракона”, — постоянный подвиг. Но битва с темными лишь судорога, затрудняющая движение. Тьма Хаоса представляет средство для мысленного творчества, но поединок с иерархией темных есть лишь пропущенный срок, так нужный для созидания. Но мало того, темные постоянно вызывают мощные стихии, не зная конечного управления ими» [12, 168].
Яркий пример вызванных стихий разрушения мы видим сейчас в странах Ближнего Востока, Украине. Ни правительства, ни народ этих стран не знают, как с этим справиться, страны продолжают разрушаться.

На Знамени Мира, предложенном Н.К. Рерихом в качестве символа Пакта, три круга, как мы знаем, означают, кроме других толкований, еще и прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Человека, не знающего прошлого своего народа, его историю и культуру, очень точно называют деревом, которое лишено корней. А дерево без корней – это дрова, при помощи которых опытные кукловоды могут разжечь любой костер, в котором эти дрова и сгорают без всякой пользы, успев при этом многое разрушить.

Становится понятным, почему все усилия комитетов и фондов мира не были успешными. Не был принят во внимание основной лозунг Пакта Рериха – «Мир через Культуру». А в нем заключена великая идея.
Именно культура поднимает сознание человека и является основой его духовной жизни, неся ему Свет и Знание. Культура, там, где она появляется, создает вокруг себя ту энергетику, которая способна порождать творчество или созидание. Культура противостоит тьме и хаосу, которые так ярко проявляются в войнах.

Е.И. Рерих в одном из своих писем писала: «Спасение мира в новых формулах, в новом духовном и культурном подходе ко всем вопросам жизни как государства, так и частных обиходов. Знамя Мира и Культуры при осознании его значения, конечно, спасет человечество. Но как разно сейчас понимают люди мир и культуру!
У большинства понятие культуры прежде всего связывается с вульгарно позолоченными палатами, мертвыми бриллиантами, всякими “фоллисами” и выпивками в дорогих ресторанах и тому подобными “возвышенными” занятиями. А под миром понимается “мирный захват” рынков и рассуждения о разоружении, подразумевая под этим уничтожение старых, негодных средств разрушения для замены их новыми, гораздо более действительными» [9, с. 238 — 239].
И еще: «Знамя Мира, Единение женщин во имя Новой Эры Культуры есть две гигантские исторические задачи» [9, с. 221].

В связи с этим последним утверждением хотелось бы остановиться на роли женщины в деле повышения культуры общества.
Прежде всего женщина — это мать и первая защитница и воспитательница детей. Каково же положение детей в современном мире?
Л.В. Шапошникова в книге «Сожжение тьмы» приводит некоторые статистические данные. Россия по количеству детских самоубийств занимает второе место в мире. Каждый год 2000 детей кончают жизнь самоубийством. Число детей-наркоманов составляет 4 — 9 миллионов. Беспризорных и не посещающих школу примерно такое же количество. По официальным данным МВД в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков. Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы. Вывоз наших детей при усыновлении за рубеж по сути является их продажей чиновниками, но, прежде всего, их продают матери. Десятки тысяч детей подвергаются жестокому обращению и избиениям со стороны родителей. Убийство детей родителями сейчас уже не редкость.
Страшная статистика такова, что ежегодно детское население нашей страны уменьшается на один миллион человек, а число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся в сиротских учреждениях, возрастает на 4 — 6 тысяч в год [2, с. 225 — 227].

В начале прошлого века, когда женщины только начинали бороться за свои права, одним из Учителей в «Учении Храма» было дано предостережение: «Молите Бога, чтобы он уберег вас от того проклятия, которое очень часто губит жизнь женщины, превращая ее лишь в подобие истинной женственности; того проклятия, что делает ее близорукой к своим собственным недостаткам и, самое главное, лишает ее данного ей от рождения божественного права.
Когда дарования женщины, ее привлекательность и, что гораздо важнее, внутренние качества, отличающие ее от всех остальных созданий, проституируются в угоду недостойным целям, то ее способность интуитивного осознания и применения тех естественных способов, при помощи которых женские качества могут быть развиты от заурядного до самого высшего своего уровня, не получает развития. <…>
Каждая женщина, которая помогает спасти мужчину от его низшего “я” тем, что отказывается уступить искушению, воздвигаемому на ее пути ее же низшей природой, и тем самым утверждает существование более высокой ступени жизни, нежели та, которую мужчина знал прежде, — делает для спасения расы более, чем может сделать в эту эпоху любой мужчина, каким бы он ни был великим. И, в конце концов, именно женщина, в гораздо большей степени, нежели мужчина, будет привлечена к ответственности за моральную распущенность настоящей расы» [10, с. 329 — 333].

Вспомним картину Н.К. Рериха «Ведущая». Он посвятил ее своей жене, Елене Ивановне, которая для него была ведущей по пути к вершинам творчества. Но эта картина обращена как призыв ко всем женщинам – вести своего спутника-мужчину и, конечно, своих детей к более высокой жизни, к Красоте и Знанию, а не вести их в обратном направлении, вниз по склону, как это часто происходит в современной жизни. Женский эгоизм в силу природных качеств женщины гораздо разрушительнее, чем эгоизм мужской.

Е.И. Рерих писала: «Будущая Лига Культуры явит свое слово и утвердит равновесие мира, но, конечно, сейчас еще рано говорить о Лиге (хотя она уже незримо существует), ибо сначала нужно утвердить самое Знамя Культуры. Люди должны проникнуться значением ценностей творчества Духа и научиться почитать малейшее проявление его. Пусть женщины первые поймут все значение этого Знамени, все, что покрывает оно, и в мощном единении, не на словах, но действенно устремятся к ношению камней для строительства Нового Мира» [9, с. 213].

Современный мир оказался в цивилизационном тупике, и в поисках выхода из этого тупика многие взоры обращены к России. Кто-то смотрит с опасением, кто-то с надеждой.
Много было написано о том, что именно России предстоит вывести мир на эволюционный путь. Вот что пишет об этом Л.В. Шапошникова: «Для того чтобы та или иная страна сыграла важную эволюционную роль, она должна обладать упругим энергетическим пространством Культуры. Ибо Культура и есть основа нашей эволюционной энергетики. Такое пространство или поле создается веками народного творчества. Перед тем, как построить святилище или храм, необходимо выбрать энергетически правильное место. <…> Это особые места, где человеческим опытом нащупана высокая энергетика. Они используются тысячелетиями. <…>
Это один из немногих примеров создания энергетического поля культуры. Но есть еще и иные пути, более, я бы сказала страдальческие. Видимо, на долю России выпал именно он. И поэтому великое будущее нашей страны сложится через мученичество, а не через избранничество. “Энергию родит противостояние”, — говорил Николай Константинович. Каким бы оно ни было – внутренним или внешним. И в период репрессий, в период уничтожения культурного генофонда страны, в период величайших страданий нарождалась новая энергетика. Ибо, как говорил Николай Константинович: “Препятствиями мы растем”.

Создание новой энергетики России происходит в самых драматических обстоятельствах. Речь идет о процессе, который, собственно, был порожден тоталитаризмом. Об этом специфическом процессе есть упоминание в Живой Этике, о нем писал и Николай Константинович.
“Не может человеческое существо, отражающее в себе все сияние Космоса, ограничить себя мерзостью, духовною нищетою, ложью ради тленности сегодняшнего дня. Ранее или позднее психическая энергия восстает мятежом, если ей не дано широкое русло прекрасного восхождения. История человечества дала достаточно примеров мятежа психической энергии”. <…>
Мысль о мятеже психической энергии служит ключом к пониманию всего того, что у нас происходит. Мятеж психической энергии, которая есть основная энергия жизнедеятельности человека, нашел свое выражение в таких явлениях, как алкоголизм, наркомания, жестокость, алогичные, на грани иррациональности, поступки, преступность. <…>

Россия сейчас проходит энергетический катаклизм, в котором столкнулись эволюция и инволюция, культура и невежество, будущее и отживающее прошлое. Два противоборствующих энергетических потока – эволюционный и инволюционный – складывают сейчас энергетическое поле России.
Эти потоки не существуют где-то в стороне от нас. Они проходят через каждого из нас, через наши сердца и души. В горниле космической схватки мы получаем возможность стать субъектами эволюции скорей, чем это случается в обычной жизни. Осознавая Космические законы, поддерживая в себе и других энергию эволюции, закрывая пути инволюции, поглощающей эволюционную энергию, мы боремся на стороне сил Света. И от всех нас сейчас зависит, будет ли у России великое будущее, сможет ли она выковать в страданиях, муках и противостоянии энергетическое поле на огромном своем пространстве, связывающем Европу и Азию, Восток и Запад. Нам дана возможность, наш долг ее реализовать. И поэтому не зря Рерих повторял все время – Культура, Культура, Культура. Ибо только ее возрождение, ее энергетика может дать нам надежду на будущее, которое в конечном счете зависит от нас же самих. Давайте же становиться активно действующими субъектами эволюции, а не оставаться пассивными объектами» [11, с. 94 — 96].

То, что происходит сейчас во многих странах — гражданская война и разрушение культуры, мы уже пережили в ХХ веке, и есть надежда, что приобретенный горький опыт не даст всему этому повториться вновь. Только этот, раньше других выученный урок, и является нашим преимуществом перед другими странами.

А.П. Комлева, г. Новокузнецк

Примечания:
1. Пан Ги Мун поддержал идею Николая Рериха утверждать мир через культуру // Российская газета. — 2015. — 23 мая. [Электронный ресурс]: www.rg.ru/2015/04/15/rerih-site-anons.html
2. Шапошникова Л.В. Сожжение тьмы. М.: МЦР, 2014.
3. Бердяев Н. Истина и откровение. С-Пб.: РХГИ, 1996.
4. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, 2011.
5. Садовский Я. Категорически противопоказано. М.: Мысль, 1991.
6. Живая Этика. Мир Огненный.
7. Рерих Н.К. Человек и природа. М., 1979.
8. Фромм Э. Здоровое общество: цитаты из книги. [Электронный ресурс]: http://citaty.info/book/erih-fromm-zdorovoe-obshestvo
9. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 1. М: МЦР, 1999.
10. Учение Храма. М: МЦР, 2003. С. 329 — 333.
11. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996.
12. Живая Этика. Иерархия.

(Visited 8 times, 1 visits today)

Добавить комментарий