Странствуюший Рыцарь культуры

Автор: | 16.08.2018

«Свет Утренней Звезды», № 5(63) от 20 декабря 2007 г.                 

Звезда Юрия Николаевича Рериха по своему блеску и значению для России со­измерима со звездой его великого отца — всемирно известного художника Н.К.Рери­ха. Он останется в истории одним из пос­ледних евразийцев, сверкнувших в небе нашей степной многонациональной культу­ры. Любовь к необъятности мира, к стран­ствиям, к познанию неведомого, страсть к путешествиям, способность к усвоению но­вых языков, открытость и любовь к людям были присущи ему с детских лет» — эти возвышенные слова Андрей Николаевич Зелинский посвятил своему учителю.

Юрий Николаевич Рерих. Калимпонг, 1950-е гг.

   Как ученый-исследователь с необычай­но широким кругозором Ю.Н.Рерих сфор­мировался во время научно-художественной Центрально-Азиатской Экспедиции Н.К.Рериха.

   Лев Гумилев, объясняя устремленность Рерихов на Восток, говорил, что их влекло неудержимо «в Монголию и дальше в Ти­бет, потому что там были люди, которые были связаны с нашими русскими славян­скими предками неразрывными узами люб­ви и вражды, случайных столкновений и обмена невестами. Там была другая часть, другая половина великой середины наше­го континента…»

   Не случайно пройденный Рерихами мар­шрут экспедиции пролегал по путям древ­них миграций неисчислимых кочевых на­родов, сыгравших великую роль в культур­ном взаимодействии Востока и Запада. И хотя оно не всегда было мирным, вслед­ствие неизбежного взаимообмена столь разные культуры и развивались, и обога­щались более успешно, чем при возмож­ной изоляции друг от друга. И в экспеди­ции Рерихов более всего интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ри­туалов и обычаев. Знакомясь с особеннос­тями национальных культур, они всегда искали то общее, что связывало бы их в одно целое, — единую общечеловеческую культуру. Тем самым проблему «Восток — Запад» Рерихи решали не противопостав­ляя или принижая разные культуры, а вы­являя их глубинные исторические связи и общие корни. Ко­лоссальные по раз­маху миграции на­родов центральной, и основной по пло­щади части Евра­зии, охватывали территорию исто­рической России. Именно здесь про­ходила так называ­емая евразийская ось истории (около широты 50 паралле­ли). Вокруг этой оси группировались в свое время и ски­фы, и гунны, и тюр­ки, и монголы. Ко­нечно, все это по­влияло на становле­ние и развитие Рос­сии.

   Как отмечает А.Н.Зелинский, «для него (Ю.Н.Рериха — Н.Величко) Россия явилась духовной на­следницей того огромного мира, который раскинулся в древности от Венгерской рав­нины до Великой Китайской стены и чьи степные пространства были свидетелями великих событий…» И Юрий Николаевич мог бы повторить вслед за Достоевским, что «Россия не в одной только Европе, но и в Азии… Что русский человек не только ев­ропеец, но и азиат».

   Сразу после окончания Центрально-Азиатской Экспедиции в июле 1928 года в Дарджилинге Рерихи основали Институт Ги­малайских исследований «Урусвати», кото­рый в том же году был перебазирован в Кулу, где стали жить Рерихи. Юрий Нико­лаевич со дня основания и до начала Вто­рой мировой войны являлся директором Института «Урусвати», ведя активную науч­ную деятельность и, как руководитель, вни­кая во все его хозяйственные вопросы. Ос­новным принципом работы «Урусвати» стал синтез духовных и научных знаний древно­сти и последних научных открытий на основе философского Учения Живой Эти­ки. Синтез исследо­ваний Института под­креплялся и совмес­тной работой его ос­нователей. А благо­даря многосторонно­сти знаний и заня­тий каждого из се­мьи Рерихов и их творческому сотруд­ничеству каждый вносил свою лепту в разнообразные науч­ные разработки Ин­ститута. С Институ­том сотрудничали лучшие деятели на­уки всего мира, в том числе и Советского Союза.

   Елена Ивановна писала: «Станция должна развиться в »        город знания… все

области науки должны быть впоследствии представлены в нем…»

   В конце XX века Святослав Николаевич Рерих вернулся к идее комплексного Ин­ститута: «…B перспективе мне видится, что Институт «Урусвати» …может стать индий­ским филиалом Центра-Музея», — писал он.

   Сейчас при Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха создан Объединен­ный Научный Центр проблем космического мышления, где в числе прочих есть отдел «Кулу-Урусвати», который ставит своей за­дачей восстановление научных контактов с Индией в деле возрождения Института.

   В связи с этим вспомним призыв Елены Ивановны: «Основание Города Синтетичес­кого Знания есть великое мировое дело, потому не просить, но требовать содействия можем мы. Не для себя работаем, но для человечества… Пусть и другие поймут это чистое устремление и загорятся огнем ус­тремления к продвижению человечества на пути к синтетическому знанию».

   Еще в юные годы Ю.Н.Рерих интересо­вался метанаукой, поиском духовных основ научного знания. Знаменательно, что он начал свои изыскания через искусство, ко­торое открыло пути науке. Ведь его пер­вым большим опубликованным трудом была книга «Тибетская живопись», впервые из­данная в 1925 г. в Париже. К столетию со дня рождения Юрия Николаевича Между­народный Центр Рерихов переиздал этот обширный труд и он стал лауреатом все­российского конкурса «Лучшие книги года». Своей научной ценности представляемый в ней материал не утратил и в наши дни. Как здесь не вспомнить слова Николая Кон­стантиновича: «В своих лучших открытиях наука оказывается искусством. Подобный поражающий научный синтез навсегда за­печатлен в человеческом мозгу как нечто непреложно убедительное».

   Очень много внимания Юрий Николае­вич в научных и публицистических работах уделяет проблемам связи, взаимного вли­яния Индии и России, раскрытию диало­га культур Востока и Запада. Ряд работ посвящен анализу взаимовлияний явлений культуры народов Азии. Так, в изданной недавно книге «Буддизм и культурное един­ство Азии», представляющей сборник его статей, рассматривается история мигра­ций духовных и культурных ценностей ве­ликих цивилизаций Азии. Одной из цент­ральных идей в этом труде есть мысль о том, что религия, в самом широком и глу­боком смысле этого слова, является един­ственным реальным и связующим факто­ром, который может нравственно и духов­но объединить огромные пласты населения, дав им смысл бытия и возможность про­тивостоять нравственной энтропии. Ярко подчеркнута здесь, как составная часть культурного обмена, история лексических заимствований. Стоит отметить, что очень много слов древнеиндийского словаря при­жились не только на обширных просторах Азии, но не редки и в Европе.

   Еще один обширный труд Ю.Н.Рериха из­дается в наши дни — «История Средней Азии», который представляет собой обзор политической и культурной истории Сред­ней Азии с древнейших времен. Причем под термином «Средняя Азия» Юрий Ни­колаевич понимал совокупность обширных областей, простирающихся от Карпат на западе до Большого Хингана на востоке и от Гималаев на юге до Алтая на севере.

   Очень значим труд «К изучению Калачакры». Разрабатывая одну из интересо­вавших Юрия Николаевича тем, освещае­мой в этой книге — вопросы времени — Ан­дрей Николаевич Зелинский пришел к вы­воду, что на протяжении исторического развития человека, государства, этноса «происходит кружение вокруг какой-то оп­ределенной безусловной ценности. Эта ценность неподвластна течению историчес­кого, эмпирического, хронологического вре­мени. Эта ценность и есть то зерно культу­ры, тот культ — буддийский культ, христи­анский культ, исламский культ, любой дру­гой культ. … Если существует святыня, су­ществует человек, существует нация, суще­ствует народ, существует государство…. Су­ществуют те священные ритмы великих мировых религий, которые позволяют бо­роться с хаосом, энтропией времени и ко­торые позволяют цивилизации сохранять­ся на плаву».

   Самое значительное научное достижение Ю.Н.Рериха в сороковые годы, принесшее ему мировую славу, — книга «Голубые Ан­налы». Это перевод и комментарий одного из наиболее важных сочинений по исто­рии буддизма в Тибете. В своем труде великий русский ученый впервые пролил свет на сложные и запутанные вопросы истории и хронологии древнего Тибета. Причем Ю.Н.Рерих, вопреки традиции ев­ропейского востоковедения, рассматривал Тибет не как изолированный горный район в центре Азии, а как особое место на пла­нете, где надо искать ключи к историчес­ким судьбам многих стран и народов, по­рою даже весьма удаленных во времени и пространстве от Тибета. «Голубые Анналы» ознаменовали эпоху в тибетологии и про­должают быть одним из фундаментов в изучении истории и культуры средневеко­вого Тибета. До сего времени в европейс­ком востоковедении не появилось ничего равного ей по глубине и уровню обобще­ния.

   Юрий Николаевич был не только ученым, мыслителем и художником, но и великим гуманистом, принявшим от отца эстафету культурного созидания и немало сделав­шим для реализации Пакта Рериха.

   Принял он и активное участие в защите прав на название, данное Институту, т.е. имя, которым Учителя Называли Елену Ива­новну — «Урусвати», и на знак Знамени Мира. Ведь та проблема, с которой столк­нулся МЦР, возникла 70 лет назад и у Ре­рихов в связи с вопиющим вероломством в отношении использования рериховских идей в толковании авторства Пакта Мира и Знака. В опубликованной переписке есть не только письма Елены Ивановны Юрию Николаевичу по этому вопросу, но и его кон­кретные указания.

   Осенью 1957 года Юрий Николаевич, единственный из семьи Рерихов, возвра­щается на Родину. Здесь ему предложено возглавить сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковеде­ния АН СССР в Москве.

   Юрий Николаевич за два с половиной года на родине успел сделать столько, сколько не смог бы никто, кроме него. Кро­ме создания в Институте востоковедения замечательной школы тибетологии, он ру­ководил всеми тибетологическими рабо­тами в стране, возглавлял сектор истории религии и философии Индии в Институте востоковедения АН СССР, впервые у нас начал преподавать ведийский язык, рабо­тал над завершением гигантского труда — тибетско-санскритско-русско-английского словаря… В Москве опубликовал и подго­товил к печати большое количество статей, многие из которых посвящены одной из его любимых тем — культурно-историческим связям народов Азии.

   После семи с лишним месяцев пребы­вания в СССР, преодолев невероятное со­противление, причем часто и непонятно кем конкретно инициированное, добился откры­тия первой выставки картин Николая Кон­стантиновича в Москве. За ней последова­ло триумфальное шествие выставки по всем крупным музеям Союза — Ленинград, Рига, Киев и другие… Строки из его письма в Ленинград: «Будет большим праздником вернуть творчество Николая Константино­вича Родной Земле».

   На Родине стали издаваться альбомы, репродукции, статьи. Был снят фильм, выш­ли передачи по радио, телевидению. Сам Юрий Николаевич прочитал громадное ко­личество лекций об отце, о его живописи, литературных трудах, философии и экспе­дициях. Очень кратко и емко он рассказал о творческом пути Николая Константинови­ча, включая знаменитую экспедицию по Центральной Азии и основание Института гималайских исследований «Урусвати», при этом Юрий Николаевич ни разу не упомя­нул ни о своем участии в экспедиции, ни о работе в качестве директора упомянутого Института. Здесь проявилась одна из его замечательных черт — скромность, достиг­шая какой-то удивительной высоты и чис­тоты.

   А главное, Юрий Николаевич, как отме­тила Людмила Васильевна Шапошникова, постепенно становился уникальным энер­гетическим центром, которого так недоста­вало в те годы культурной России. В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энерге­тически инициировали будущее рериховское движение в России. Труд, проделан­ный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания на Родине в корне изме­нил ситуацию и изменил общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше бу­дем осознавать эволюционную суть достиг­нутого им.

   Одним из заветов, оставленных нам и бывшим жизненным принципом самого Юрия Николаевича, был: «Надо путем на­уки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и ге­роизм. Надо во всем и всегда поддержи­вать энтузиазм, если он направлен на об­щее благо».

Н.Н. Величко, г. Новокузнецк.

(Visited 41 times, 1 visits today)

Добавить комментарий