Творческое наследие семьи Рерихов: мост культур

Автор: | 13.03.2020

«Свет Утренней Звезды», № 3 (116) от 13 декабря 2019 г.                 

9 октября 2019 года в Доме ученых Российской академии наук (Москва) открылось секционное заседание «Творческое наследие семьи Рерихов: мост культур» Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К. Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н. Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И. Рерих».

Организаторами конференции выступили: Российская академия художеств, Международный Центр Рерихов. Соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Делийский университет (Индия), Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Российский государственный гуманитарный университет, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Бхарат Институт высшего образования и научных исследований (Индия), Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхта (Иран), Секция «Русский космизм» Российского философского общества, Международный Мемориальный Трест Рерихов, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международная ассоциация Фондов Мира, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих.

Пленарное заседание Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура».

В конференции приняли участие представители из 14 стран: России, Украины, Эстонии, Литвы, Болгарии, Молдовы, Беларуси, Латвии, Германии, Казахстана, Финляндии, Австрии, Киргизии, Узбекистана.

Возвышенным настроем перед началом работы конференции прозвучало музыкальное выступление пианиста Николая Кузнецова, лауреата международных конкурсов, стипендиата Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих. Проникновенно и торжественно он исполнил «Музыкальный момент» (ор.16 № 3) и «Этюд-картину» (ор. 39 № 5) Сергея Рахманинова, наполнив сердца слушателей одухотворенной гармонией.

Были зачитаны приветствия от президента Международного Центра Рерихов Ю.Х. Темирканова, президента Международной Ассоциации Фондов Мира А.Е. Карпова, исполнительного директора ИКОМ России А.М. Гнедовского, директора Информационного центра ООН В. Кузнецова, Европейской Ассоциации поддержки Международного Центра Рерихов и других организаций.

Выступление вице-президента Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко на Круглом столе.

Первым на секционном заседании прозвучал доклад вице-президента Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко «Наследие Рерихов и проблемы его сохранения в России».  Александр Витальевич отметил, что каждый член великой семьи Рерихов внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Н.К. Рерих был художником, археологом, философом, писателем, путешественником, инициатором движения в защиту культурного наследия – Пакта Рериха, направленного на сохранение памятников истории и культуры, выдающихся произведений искусства, несущих в себе тонкую энергетику красоты.

Е.И. Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока принесла миру Учение Живой Этики, раскрывающее закономерности развития Космоса и человека. Учение синтезирует знания о космических законах и процессе эволюции, утверждая широкое культурное сотрудничество народов. Значение Живой Этики человечеству еще предстоит осознать. Старший сын Рерихов, Ю.Н. Рерих – выдающийся ученый, восстановивший на родине отечественную школу востоковедения, много сделавший для возвращения культурного, научного, философского наследия своей семьи в Россию. Младший сын Рерихов, С.Н. Рерих – выдающийся художник, мыслитель и общественный деятель, своей важнейшей жизненной задачей считал создание общественного Музея имени своего отца в Москве. Это удалось осуществить благодаря подвижнической деятельности писателя и ученого Л.В. Шапошниковой, ставшей его доверенным лицом.

Энергетика наследия Рерихов работает на благо России. Но сейчас, после событий 2017 года, когда Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ был осуществлен захват общественного Музея имени Н.К. Рериха в усадьбе Лопухиных, наследие особо нуждается в защите его материальной основы, а также от невежественных толкований, содержащихся в нем идей.

С.В. Скородумов, вице-президент Международного Центра Рерихов, руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (Ярославль) в своем выступлении говорил о взаимодействии культурных традиций России и Индии. В России, например, это нашло отражение в публикации «Хождения за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV век), переводе на русский язык знаменитой «Бхагавад Гите» в 1788 году и драмы известного драматурга и поэта древней Индии Калидасы «Шакунтала» в 1792 году.

Известная путешественница, писатель и основатель Теософского общества Елена Петровна Блаватская в XIX веке вошла внутрь индийской культуры. Совместно с Учителями Востока она трудилась над созданием книг «Тайная Доктрина» и «Разоблаченная Изида», заложив основы для формирования космического мышления в России. В ХХ веке Рерихи продолжили дело Е.П. Блаватской, принеся миру Учение Живой Этики, которое дало новый импульс развитию космического мышления.

Автор подчеркнул, что важнейшим условием для развития нового космического мышления на современном этапе стала передача С.Н. Рерихом в 1990 году в Россию наследия семьи Рерихов, создание им Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха. Разрушение Музея в 2017 году по указу чиновников от культуры чревато развитием новых кризисных явлений в обществе, в свою очередь, восстановление Музея, возобновление его международной культурной деятельности откроет для России новые возможности в гармоничном развитии всех сторон ее общественной жизни.

«“Жизнь движима мыслью”: философское наследие Рерихов и новые горизонты научного познания» – с таким докладом выступила О.А. Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, почетный член РАХ, профессор ГИТР и МГУ, президент Международной ассоциации семиотики пространства (IASSp), заместитель директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе МЦР (Москва). В докладе отмечалось, что по своему энергетическому, инновационному, этическому и эстетическому потенциалу Живая Этика занимает особое место среди философских систем. Во-первых, ее синтетичность и гибкость, ее насыщенность смыслами позволяет ей при должном понимании послужить коммуникации, взаимопониманию между различными научными отраслями, между наукой и религией, наукой и культурой Востока и Запада. Во-вторых, важен культуротворческий потенциал Живой Этики. В-третьих, Живая Этика содержит в себе новую систему познания, сонастраивает сознание Высшему, подготавливает его к тонкому восприятию, обучает тому, как приобщиться Истине и облечь ее искру в материю научного текста.

 «Пакт Рериха – краеугольный камень мира и эволюции» – так называлось выступление Марги Куцаровой, руководителя Национального общества Рерихов в Болгарии (София, Болгария). Она отметила, что Пакт имеет огромное образовательное значение, поскольку утверждает высокие духовно-этические принципы, формирующие основы деятельности человека. Популяризация идей Пакта очень важна, так как он призван защитить мировое культурное наследие. Поднятие культурного уровня общественности в конечном счете приведет и к воссозданию общественного Музея имени Н.К. Рериха, который много лет располагался и успешно работал в усадьбе Лопухиных.

Выступление Лейли Штробль, магистра права, президента Австрийского общества Рерихов – Национального комитета Пакта Рериха, заместителя генерального секретаря Австрийского национального комитета Голубого Щита (Вена, Австрия), было названо «Мысли Н.К. Рериха о значении культуры в жизни народов и Европейский год культурного наследия (2018)». В нем автор, опираясь на высказывания Николая Рериха о культуре, подчеркнула значение Европейского года культурного наследия, который стал знаменательным и поворотным событием для постоянно растущего европейского движения за сохранение культурного наследия.

Тему «Защита культурного наследия есть основа лучшего будущего» раскрыла Галина Шнайдер, председатель Немецкого Рериховского общества (Ремшайд, Германия). Великую инициативу, заложенную в Пакте Рериха, как считает автор, необходимо продвигать, поскольку она делает нас более человечными. Важность объединения усилий разных народов в деле сохранения культурного наследия понимают многие, о чем свидетельствуют выступления на ежегодном конгрессе Всеевропейской федерации по культурному наследию «Европа Ностра».

Об «Актуальности Пакта Рериха и Знамени Мира в современном диалоге культур» говорила Т.С. Захарова, магистр культурологии из Минского государственного лингвистического университета. В философии Живой Этики дается осмысление культуры на новом, более фундаментальном (энергетическом) уровне. Н.К. Рерих называет культуру «эволюционным устоем», без позитивной энергетики и понимания ее великой объединяющей функции невозможно развитие человечества.

Кандидат исторических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек, Киргизия) В.А. Воропаева и С.П. Синенко представили доклад «“Мы будем неустанно трудиться на Указанном Пути”. Е.И. Рерих и Л.В. Шапошникова – русские провозвестницы мудрости Востока». В выступлении были отмечены необычные факты из жизни двух великих женщин нашего времени – Е.И. Рерих и Л.В. Шапошниковой. В жизни Шапошниковой были отмечены знаковые моменты, определяющие ее жизненный путь и научные задачи. Было показано, что связь и духовная преемственность Е.И. Рерих и Л.В. Шапошниковой отражены в ряде писем Е.И. Рерих.

«Представление о материи и сознании в книге Е.И. Рерих “Основы буддизма”» осветила в своем выступлении И.Ю. Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель ОНЦ КМ МЦР (Москва). Автор отметила своевременность выхода книги Е.И. Рерих в 1927 году, когда в трудах крупных российских ученых и философов начинало формироваться новое космическое мышление, а учение Будды в своей основе было наиболее приближено к научному познанию и способствовало расширению его горизонтов.

С докладом по теме «“Провидец благословенных путей”. К 90-летию издания книги Н.К. Рериха “Сердце Азии”» выступил А.А. Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР (Москва). Книга Н.К. Рериха, хотя и посвящена Центрально-Азиатской экспедиции, но в то же время имеет ряд особенностей. Рерих подразумевает Азию как энергетическое средоточие жизни и эволюции человечества, к которому притянуты взоры всего мира. Во-вторых, он фокусирует сознание читателя на особых культурно-исторических моментах, которые ему открылись на маршруте экспедиции и были связаны с памятниками истории и культуры. Третья особенность данной работы Рериха – приобщение западного читателя к таинственному и сокровенному понятию Заповедной Шамбалы, которое имеет для Востока определяющее значение во всей его многогранной культурной, духовной, исторической и общественной жизни, освященной этим священным именем.

В ряде выступлений освещались новые горизонты научного и философского познания. В частности, в докладе И.М. Угрина, кандидата политических наук  (Москва) «Наука и Агни Йога: к проблеме становления метанауки», В.В. Фролова, доктора философских наук, руководителя секции «Русский космизм» при Российском философском обществе «Живая Этика и новая философская антропология: возможности синтеза философского знания», П.Д. Абрамова, кандидата философских наук, доцента Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова (Москва), «Вмещение пар противоположений как качество синтетического сознания (на основе философии Живой Этики)», Г.Г. Волощенко, доктора культурологии, профессора Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, «Единство основы Живой Этики и тайны досуга Пифагора».

«Спасительный синтез философии Живой Этики» – эту тему исследовала в своем докладе Татьяна Салиховна Расулова, кандидат философских наук, профессор Государственной консерватории Узбекистана. Она отметила, что человечество выходит на новый виток эволюции, требующий расширенного сознания, способного воспринять законы Космоса, данные нам в Живой Этике. Один из них – закон единства и борьбы противоположностей – является наиболее ярким выражением синтеза, который может стать спасительным для человека. Трансформация, расширение сознания человечества до уровня планетарного, а потом и космического, поможет возродиться человечеству на новых началах культурного строительства.

 «Сравнительный анализ стихии огня и эфира в античной и древней восточной философии, Живой Этике и современной физике» провела Инна Львовна Пластун, доктор физико-математических наук, профессор Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина. В античной и восточной философской традиции определяются пять первоэлементов, из которых состоит все мироздание: огонь, эфир, воздух, вода, земля. Стихия огня, как в учении Живой Этики, так и в теософии Е.П. Блаватской, занимает особое место. Огонь и эфир – две базовые субстанции мироздания, два процесса, определяющие в физике электромагнитное взаимодействие. Эфир есть субстанция, через которую происходит творчество, реализация огненной творящей энергии.

«Феномен Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха» осветила в своем выступлении О.Н. Калинкина, кандидат социологических наук, председатель Пермского регионального отделения Международной лиги защиты культуры. Научная экспедиция Н.К. Рериха (1923 – 1928) собирала древнейшие свидетельства, манускрипты, сказания, мифы и легенды о заповедной стране Шамбале, где, по преданию, хранится высокое знание на благо человечества. Теме Шамбалы Николай Рерих посвятил значительную часть своего творчества – это литературные очерки, дневниковые записи, живописные работы. Н.К. Рерих на основе свидетельств прошлого и настоящего был убежден в реальном существовании Заповедной страны. Согласно Живой Этике, в Шамбале находится Гималайское Братство тех Великих Мудрецов, о которых повествуют легенды разных народов и которые время от времени появляются среди людей, передавая им необходимые знания, для того чтобы нить культурной преемственности от прошлого к будущему на нашей планете не прерывалась.

Свои рассуждения на тему «Индия – Россия. Мост синтеза: от мифологии к космизму» представила В.В. Виноградова, педагог, культуролог, сотрудник отдела развития МЦР (Москва).

По окончании первого дня работы секционного заседания конференции его участники имели возможность возложить цветы к мемориалу Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов и к скульптурным бюстам их сыновей – Юрия и Святослава, расположенным в усадьбе Лопухиных.

10 октября в конференц-зале гостиничного комплекса «Альфа Измайлово» в Москве работа секционного заседания была продолжена.

Кандидат исторических наук Е.В. Троянова (Бишкек, Киргизская Республика), выступила с докладом «Образ Меркурия Смоленского в художественном наследии Н.К. Рериха и его историко-культурные параллели в мировой культуре». Героический защитник древнего Смоленска, святой воин-мученик Меркурий (XIII в.), представленный на картине Николая Рериха, пополнил галерею образов святых подвижников разных времен и народов. На полотне Н.К. Рериха идейный смысл защиты города расширяется до пределов обороны Родины и приобретает актуальное историческое звучание. Подобное предание Рерих записал на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, и образ восточного защитника Гуру Камбала, «отдавшего голову свою как символ преданности и служения», послужил созданию одноименного полотна (1925). Здесь образ героя, идущего в горах, символически передает бессменный дозор духовного подвижника, защищающего рубежи мира всего мира. Создавая уникальную галерею художественных образов защитников, водителей, духовных подвижников России, Востока и Запада, Н.К. Рерих осмысливал роль личности в истории, повторял, что именно «жизнь героя ведет человечество» и во все времена высокие идеалы культуры утверждают герои. В завершение был показан фрагмент фильма «Воины мира. Сикхи» (2011, реж. Т. Борщ), где прозвучала легенда о бесстрашном воине-сикхе, защищавшем от неприятелей святой храм в Амритсаре и продолжавшем сражение даже после того, как ему отрубили голову.

Тема искусства была продолжена культурологом М.Ю. Логиновой (Харьков, Украина) в ее выступлении «“Стремиться к Прекрасному”: философский аспект творчества С.Н. Рериха».

Два доклада были посвящены проблемам современной медицины и ее развитию в связи с идеями Пакта Рериха и древнейших восточных знаний. Выступление Г.А. Яковлевой, кандидата медицинских наук, врача высшей категории (Пермь, Россия), было посвящено теме «Пакт Рериха и глобальные проблемы современного здравоохранения». В докладе подчеркивалось, что в академической науке не изучается во всей ее глубине связь вооруженных конфликтов, терактов, гуманитарных катастроф, сопряженных с ними стрессом, страхом, голодом и т.д.  с развитием и прогрессированием различных заболеваний (например, сердечных, диабета, онкологии). Тем не менее исследования российских и зарубежных ученых дают основания для таких размышлений, особенно учитывая активные миграционные процессы, выводящие эту проблему на поистине планетарный уровень. С другой стороны, современная наука, даже отмечая подобные связи, не располагает эффективными средствами их профилактики и лечения. Исследования в области эпигенетики и других видов наук позволяют понять, как влияет на здоровье человека и его потомков культура и ее достижения. В этой связи Пакт Рериха и его основной постулат «Мир через Культуру» имеют самое непосредственное отношение к охране здоровья всего человечества, будущих поколений землян. Защищая памятники архитектуры, искусства и культуры, Пакт Рериха защищает культуру, ее энергетику, которая благотворно влияет на внутренний мир человека, возвышает и облагораживает его. История человечества свидетельствует, что только средствами культуры можно достичь мира на планете. Вследствие этого возрастает роль и актуальность Пакта Рериха для решения глобальных проблем современного здравоохранения.

Кандидат медицинских наук, врач высшей категории Л.И. Монасыпова (Ташкент, Узбекистан) выступила с докладом «Гуманитаризация медицинского образования: возможности Аюрведы и философской системы Живой Этики». Лилия Ильгизовна отметила, что в настоящее время возрастает роль врача-просветителя, врача – носителя высокой культуры. Знания, необходимые для формирования мировоззрения современного врача, способного закладывать основы культуры здоровья в обществе, содержатся в философской системе Живой Этики, появившейся в XX веке благодаря русскому философу, просветителю Е.И. Рерих, в творческом наследии которой огромное место уделено освещению проблем здоровья человека. Это, прежде всего, представление о человеке как микрокосме, понятие о психической энергии человека, важность соблюдения этических принципов, акцент на синтетическом мышлении и др. Особое внимание Е.И. Рерих уделяла наследию древней Индии и ее знаниям в области аюрведы, в основе которой лежит представление о человеке и мироздании как единой системе связей и отношений. Эти знания могут послужить основой для профилактики заболеваний на уровне человека, семьи, общества.

Мировоззренческие аспекты наследия Рерихов и Е.П. Блаватской были освещены в докладе О.А. Канищевой, сотрудника отдела развития МЦР, переводчика, преподавателя иностранных языков Лингвистического центра ВГБИЛ имени Рудомино, которая выступила с докладом «О Несказуемом в творчестве Рерихов и Е.П. Блаватской: методы познания, аспекты и формы». В ее докладе обсуждались проблемы научного восприятия высшего знания, которое не имеет определения в современной системе познания и называется «сокровенным». Труды Е.П. Блаватской, Учение Живой Этики, художественное, литературное и эпистолярное наследие Н.К. Рериха, Е.И. Рерих и их сыновей приближают к пониманию высоких смыслов в бытии, предоставляют необъятное поле для исследований. Среди методов познания в докладе были выделены притчи, легенды, а также художественный метод, позволяющий через образ в картине (в данном случае это картины Н.К. Рериха) в определенной мере постигать смысл Несказуемого.

Педагогические взгляды Рерихов были затронуты в докладе президента Культурно-педагогического центра «Белый Город», педагога гимназии г. Белгорода-Днестровского, члена Национального союза журналистов Украины В.А. Кучеровского «Философия педагогического искусства для детей нового сознания в творческом наследии семьи Рерихов».

По-новому была раскрыта природа музыки в выступлении руководителя Санкт-Петербургского отделения МЦР, члена Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга Э.А. Томши, который назвал свое выступление «Значение музыки в свете идей восточной философии, Живой Этики и новейших научных открытий». Докладчик привел примеры научных открытий, связанных с физическими свойствами атома и его структурой, особенностями световых и звуковых волн, теорией «суперструн», а также философией искусства и др. Многие открытия оказались созвучными положениям философской системы Живой Этики, синтезирующей достижения западной и восточной мысли.

В завершение секционного заседания Международного Центра Рерихов был принят проект резолюции, а затем состоялся Круглый стол «Проблемы сохранения наследия Рерихов в России». В нем приняли участие 184 представителя международной общественности, 66 рериховских общественных организаций из 13 стран мира: России, Украины, Эстонии, Болгарии, Молдовы, Беларуси, Латвии, Германии, Казахстана, Финляндии, Австрии, Киргизии, Узбекистана.

Организаторами Круглого стола выступили: Международный Центр Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Международное Содружество Рериховских организаций.

Участники Круглого стола обсудили проблемы, связанные с сохранением и использованием наследия семьи Рерихов в России, а также последствия разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве и существующие угрозы дальнейшей культурной деятельности Международного Центра Рерихов.

Участники Круглого стола отметили, что, начиная с апреля 2017 года, руководство Государственного музея Востока (ГМВ) и Министерства культуры РФ реализовали ряд целенаправленных незаконных мер, которые привели к захвату усадьбы Лопухиных в Москве, разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха, вывозу наследия семьи Рерихов и других музейных коллекций и изгнанию из усадьбы Лопухиных Международного Центра Рерихов, который восстановил ее из руин без государственной помощи и более четверти века осуществлял в ней культурную деятельность на законных основаниях. Тем самым чиновники от культуры явили один из ярчайших примеров варварства XXI века.

Участники Круглого стола подчеркнули, что наследие семьи Рерихов является неотъемлемой уникальной частью сокровищницы мировой культуры. К сожалению, в России наследие наших выдающихся соотечественников до сих пор не принимается на должном уровне и искажаются его принципиальные основы. Чиновники от культуры не понимают и отвергают эволюционное значение наследия Рерихов и, в первую очередь, Учения Живой Этики, которое явилось основой мировоззрения семьи Рерихов. Именно поэтому приходится констатировать необходимость действенной, активной защиты бесценного наследия Рерихов.

Участники Круглого стола отметили, что события последних лет раскрыли истинное отношение руководств Министерства культуры и ГМВ к семье Рерихов и их наследию. Разгромив без какого-либо решения суда постоянную экспозицию общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и присвоив его коллекции, вышеназванные государственные ведомства преступили не только закон, но и этические принципы. Официально провозгласив о создании государственного музея Рерихов на месте уничтоженного общественного Музея и закрепив свое решение соответствующими юридическими актами (Приказ № 23/1-10 от 04.02.2016, Решение коллегии Минкультуры № 2 от 16.02.2016, Распоряжение Росимущества № 434, от 03.05.2017 и др.), Министерство культуры и ГМВ уже через два года публично отказались от исполнения взятых на себя ранее обязательств. И это понятно, так как все данные обещания были лишь прикрытием основной цели – ликвидировать успешно действующий общественный Музей имени Н.К. Рериха в центре Москвы, в шаговой доступности от Кремля.

В 2019 году руководство Министерства культуры официально объявило о прекращении деятельности на территории усадьбы Лопухиных государственного музея Рерихов, который так и не наладил полноценную музейную работу. Лишь на ВДНХ Министерством культуры была выделена незначительная экспозиционная площадь под экспонирование картин Н.К. Рериха. Так огромное художественное, научное, философское наследие наших великих соотечественников фактически отчуждено от российского общества, которому оно было предназначено. Вместо концептуальной экспозиции общественного Музея МЦР, созданной Л.В. Шапошниковой в соответствии с замыслом С.Н. Рериха, была предложена временная художественная выставка, из которой изъяты важные вехи творческого пути семьи Рерихов – философия космической реальности – Учение Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха, Пакт Рериха и другие.

Участники Круглого стола разделили серьезные опасения международной культурной общественности в отношении дальнейшей судьбы и состояния наследия Рерихов, незаконно изъятого у МЦР в 2017 году Государственным музеем Востока и Министерством культуры РФ. Изъятие музейных коллекций, документов и имущества МЦР происходило в нарушение норм законодательства, без составления соответствующих актов, протоколов выемки и описей предметов, без присутствия понятых и т.п. В этих условиях общественность считает, что существует реальная опасность хищения и распродажи картин Рерихов и других экспонатов из коллекции разрушенного общественного Музея МЦР.

На этом фоне общественность особо тревожит судьба скульптурно-мемориального комплекса в усадьбе Лопухиных, посвященного семье Рерихов, поскольку ГМВ и ГМИИ выдвинули требование к МЦР убрать памятники с территории усадьбы в 5-дневный срок! Чиновники не могут не знать, что для демонтажа и вывоза памятников необходимо провести серьезные подготовительные работы. Кроме того, нельзя не отметить, что снос скульптурно-мемориального комплекса ГМВ наметил в дни, когда мировая общественность отмечает памятные даты — 145 лет со дня рождения знаменитого художника и просветителя Н.К. Рериха, 140 лет со дня рождения выдающегося мыслителя Е.И. Рерих, 115 лет со дня рождения известного художника и общественного деятеля С.Н. Рериха. Потому подобное требование звучит как откровенное издевательство над Рерихами и мировым сообществом.

Мемориальный комплекс – это единственный в мире и поистине народный памятник, посвященный Рерихам. Он был создан на добровольные пожертвования. Снос памятников или его перенос с территории усадьбы явится со стороны государственных ведомств публичным проявлением неуважения к Рерихам и выражением недальновидности чиновников в стремлении перекроить историю на свой лад.

К сожалению, приходится констатировать, что такая же участь может постигнуть и ступу Трех Драгоценностей, расположенную на территории усадьбы Лопухиных. Ступа является не только музейным предметом, но и достоянием народов России, поскольку имеет особое культурно-историческое значение. Эта первая буддийская ступа, установленная в столице России, которая содержит реликвии двухсот выдающихся учителей буддизма, в том числе Будды Шакьямуни и Будды Кашьяпы. Ее сохранение – это сохранение уникального памятника, олицетворяющего культурное богатство Востока.

Участники Круглого стола обратили внимание, что проблемы, связанные с наследием семьи Рерихов, находят свое отражение в интернет-пространстве и СМИ, где продолжают публиковать материалы, профанирующие идеи Рерихов, умаляющие их имена и дискредитирующие наследие наших соотечественников.

Участники Совещания выразили возмущение по поводу публикаций о Е.И. Рерих и ее наследии К. Рыбака – советника министра культуры, и Ю. Избачкова – бывшего сотрудника Минкультуры, а позднее и сотрудника ГМВ. Статьи этих авторов явно псевдонаучны, содержат ложные бездоказательные утверждения, носят откровенно оскорбительный характер в отношении Е.И. Рерих – выдающегося мыслителя ХХ столетия.

Еще одним актом вандализма в отношении наследия семьи Рерихов является тиражирование дневниковых записей Е.И. Рерих в нарушение ее авторских прав. Игнорируются также и права МЦР, поскольку данные дневники были незаконно изъяты у общественной организации вместе с прочими архивными материалами и ценностями при силовом захвате усадьбы Лопухиных. Известно, что срок издания дневников Е.И. Рерих еще не пришел. В своих письмах она подчеркивала, что записи будут доступны «для ознакомления не раньше ста лет» после ее ухода (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 439). Каждый автор имеет право определять сроки вхождения в мир своих творений, таким правом обладала и Е.И. Рерих. Однако в наши дни мы стали свидетелями того, как ее законное авторское право узурпировано и беспринципно попирается. В свое время Е.И. Рерих с горечью писала в отношении своих дневников: «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище» (Рерих Е.И. Письма. Т. 4. С. 279).

Участники Круглого стола особо подчеркнули, что сохранение для будущих поколений наследия Рерихов – мирового культурного достояния, является первейшим долгом всех, для кого культура не есть пустое слово. Сегодня не место равнодушию! Не раз история подтверждала правоту слов: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство» (Бруно Ясенский «Заговор равнодушных»).

Участники Круглого стола считают, что агрессивные, противоправные действия ГМВ и Министерства культуры в отношении наследия семьи Рерихов, МЦР и его общественного Музея, как и любое преступление против народа, не имеет срока давности, их невозможно оправдать. Потому важно продолжать осуществлять поддержку деятельности Международного Центра Рерихов по сохранению наследия семьи Рерихов, выполнению воли С.Н. Рериха и отстаиванию попранных прав МЦР.

Участники круглого стола поддержали резолюцию Круглого стола «Судьба Наследия – судьба России» от 21 июля 2019 года (с. Верх-Уймон и с. Усть-Кокса Республики Алтай), в которой прозвучал призыв к представителям Рериховского движения принять активное участие в организации и проведении Международного съезда Рериховских организаций в 2020 году.

 Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк.

Фото из архива Международного Центра Рерихов.

(Visited 3 times, 1 visits today)

Добавить комментарий